Конспект урока по математике в 3 классе «Деление круглых чисел, сводящихся к делению на однозначное число»
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Бельских Татьяна Николаевна

Урок построен по системно деятельностному методу. В уроке просматриваются все 9 этапов, что соответствует требованиям данной методике. дети сами Дети сами ставят цель, определяют тему урока. выявляют проблему и находят пути выхода из нее. На уроке ребята научатся делить мн числа, оканчивающие нулями, а также вспомнят приемы деления могозначного числа на однозначное и деление на 10, 100,1000. будут продолжать тренироваться в решении задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_matematike_v_3-a_klasse_.zip255.76 КБ

Предварительный просмотр:

                               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка

Конспект урока по математике

в 3 классе

«Деление круглых чисел, сводящихся к делению на однозначное число»

        подготовила

учитель начальных классов

               Бельских Татьяна Николаевна

г. Липецк

2015г.

Тема: «Деление круглых чисел, сводящихся к делению на однозначное число».

Тип урока: ОНЗ.

Основные цели:

1) формировать умение делить числа оканчивающиеся нулями;

2) актуализировать приёмы деления многозначного числа на однозначное и деление на 10, 100 и 1000;

3) тренировать навыки решения задач.

.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности:

- Немецкий писатель Отфрид Пройслер написал повесть-сказку, которую назвал «Маленькая  Баба-Яга». Не правда ли странно  Баба-Яга и маленькая. Она хотела стать настоящей ведьмой и училась колдовать примерно шесть часов в день и у нее не все сразу получалось.

- Докажите, что высказывание известного писателя Максима Горького подходят к стремлениям героини сказки.  

(Чем больше училась маленькая Баба-Яга, тем она становилась сильнее, настоящей ведьмой)

- А можно ли их отнести к вам? (Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…)

- А вы хотите стать сильнее? (Да)  

- Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.)

- Как вы узнаете, что-то новое? (Сначала мы должны понять, что мы не знаем, а потом сами найдем способ)

- Чему вы научились на предыдущих уроках? (Мы научились делить столбиком.)

- Все ли вы знаете о делении в столбик? (Нет, мы знаем не все)

- Как вы думаете, чему будет посвящен урок? (Мы узнаем что-то новое про деление?)

        Вывешивается часть темы: слово «Деление…»

- Ребята, как обычно строится работа на уроке, когда мы находим что-то новое. (Сначала мы повторим необходимое, потом попробуем выполнить задание на пробное действие )

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

  1. Повторение:

– Маленькая Баба-Яга приготовила для вас несколько заданий, я уверена вы легко с ними справитесь:

- Кто выполнил задание правильно, напишите на пустой бересте               букву «А». Это первая буква имени лучшего друга маленькой Бабы-Яги. У кого не получилось – «?».

- С первым заданием вы успешно справились. Чем будете пользоваться при выполнении второго

задания?  

(Для выполнения этого задания нам потребуется правило и опорная схема

деления числа на 10, 100 и 100.)

        Дети работают в парах. Проверка проводит-

ся фронтально.

- Кто выполнил задание правильно, напишите на бересте букву – «Б», у кого не получилось – «?».

– Еще одно задание:  

- Кто правильно решит первый пример, тот узнает, сколько лет маленькой Бабе–Яге. Кто правильно решит второй пример, тот узнает, до какой страницы колдовской книги дошла маленькая Баба-Яга.

- Чем будете пользоваться при делении? (Мы будем пользоваться алгоритмом деления многозначного числа на однозначное углом).

 Учитель вывешивает на доску Один ученик работает у доски, он объясняет ход решения (остальные выполняют деление  в тетради). Дети сравнивают свои ответы с ответами на доске.

- Сколько же лет маленькой Бабе-Яге? (127лет.) До какой страницы колдовской книги дошла маленькая Баба-Яга. (До 230 страницы.) О чем это говорит, как вы думаете; Бабе-Яге 127лет, а дошла она всего до 230 страницы? ( …..)

- Вы справились с заданием и получаете еще одну букву - «Р».

2) Пробное действие:

-  Итак, что мы с вами повторили? (Деление в столбик, деление на 10, 100, 1000 и свойство деления: при делении делимого и делителя на одно и то же число результат частного не изменится.)

- Какое задание вы сейчас получите? (Задание, в котором есть что-то новое.)

-  Докажите что вы готовы его получить. (Мы готовы, так как задания на повторение мы выполнили правильно.)

Учитель вывешивает задание для пробного действия    

  • Что нового в этом задании? (Нужно найти частное чисел, когда делимое и делитель являются круглыми числами.)
  • Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке? (Научиться делить круглые числа.)
  • Сформулируйте тему урока? (Деление круглых чисел.)
  • Попробуйте выполнить это задание.

Задание выполняется самостоятельно на время — 1–2 минуты.

  • Стоп! Положите ручки. У кого нет ответа?

Учащиеся поднимают руки.

  • Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли разделить 371 000 на 700.)
  • У кого есть ответ?

Учитель записывает возможные варианты ответов на доске.

  • Каким правилом или алгоритмом воспользуетесь, чтобы определить, кто прав. (Такого правила у нас нет.)
  • Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем обосновать правильность своего решения, у нас нет алгоритма.)

3. Выявление места и причины затруднения.

  • Какое задание вы выполняли? (Находили частное чисел 371 000 и 700.)
  • Каким эталоном вы пытались воспользоваться? (Алгоритмом деления многозначного числа на однозначное.)
  • В чем возникло затруднение? (Мы делили на трехзначное круглое число, а у нас алгоритм для деления на однозначное число.)
  • Расскажите, опираясь на этот алгоритм деления, как вы действовали. И назовите место, где вы засомневались. Что вы при этом подумали? (…Затруднение возникло на первом шаге: не понятно, что делать с нулями при определении первого неполного делимого, считать ли их при определении количества цифр в частном? …)
  • Почему возникло затруднение? (У нас нет алгоритма деления круглых чисел.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Какую цель нам надо поставить перед собой? («Открыть» алгоритм деления круглых чисел.)
  • Какая тема нашего урока? (Деление круглых чисел.)
  • Какой следующий шаг? (Мы должны составить план выхода из затруднения)
  • Вам необходимо построить способ решения таких примеров. На что будете опираться (какие средства использовать)? (Эталон деления на 10, 100, 100;  свойство деления на одинаковое число; эталон деления на однозначное).
  • Какой будет план вашей работы? Дети называют шаги плана, учитель вывешивает или записывает их на доске, затем коллективно корректируют порядок шагов.

5. Реализация построенного проекта.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Я предлагаю поработать вам в парах. На работу отводится 2-3 минуты.

Дети, работая по плану, получают  у себя  в тетрадях запись:

371000 : 700 = (371000 : 100) : (700 : 100) = 3710 : 7 = 530

 3710 |  7 .           Проверка:     Х 530

 35       530                                     700  .

   21                                            371000    

   21

     0

Один ученик объясняет решение на доске, остальные проверяют свою работу.

  • Вы справились с затруднением? (Да.)

-  Какой вывод вы сделали? (При делении на 100 мы отбросили одинаковое количество нулей в делимом и делителе, а затем воспользовались алгоритмом деления многозначного на однозначное. Значит нам надо добавить один шаг в алгоритм деления углом.)

  • Продумайте формулировку дополнительного шага к алгоритму и составьте эталон деления круглых чисел. На работу 2-3 мин.

Дети вывешивают на доску свои варианты, например:

Все вместе выбирают лучший. Учитель может предложить свой Д-13 прикрепляется. Аналогично разбираются эталоны. В результате на доске Д-14.

  •  Куда прикрепить дополнительный шаг? (В начало алгоритма, с этого шага мы начнем деление круглых чисел.) Учитель прикрепляет к началу алгоритма дополнительный шаг.
  •   Вы довольны работой? (Да)
  •  Что должны делать дальше? (Потренироваться в решении примеров с применением полученного нами нового алгоритма и эталона)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. –  Это задание находится в учебнике на стр. 25  3 третий столбик.

Один  ученик работает у доски, остальные в тетрадях, используя алгоритм,  выполняет деление

632 160 : 40. (Отброшу в делимом столько нулей, сколько их в делителе (один нуль). Буду делить

63 216 на 4. Действуя по алгоритму деления многозначного на однозначное, узнаю частное 15 804. Выполню проверку. Получил делимое, значит, результат деления нашёл правильно)

   На доске и в тетрадях запись:

632 160 : 40 = 15 804                                                184200 : 600 = 307            Проверка:   X 307

  63216 |     4                   Проверка:     X15804                   1842 |  6                                                      600

  4          15804                                                40                 18      307                                              184200

  23                                                           632160                    42

  20                                                                                           42

    32                                                                                           0

    32

      016

        16

          0

2)  стр.25  3 (4 столбик)

 - Как будете работать дальше? (В парах. Каждый «попробует» свои силы в применении алгоритма: первый пример – 1 вариант проговаривает второму варианту, 2 пример – 2 варианта проговаривает первому). Пробуйте…

 - Кто за 3 минуты успеет выполнить задание, в оставшееся время решает первый пример 1столбика.

- Время закончилось. Теперь что нужно сделать? (Проверить по подробному образцу).

- Если вы правильно решили, пишите букву «А», если неправильно - ?.

Дополнительный пример:

Проверьте записи в своих тетрадях с соответствующим образцом (образец решения вы найдёте на  своём столе).

- Кто не успел выполнить задание? Кто допустил ошибки? В чём ошибся? По какой причине?

-  Какой наш следующий шаг вашей работы? (Теперь нужно  поработать самостоятельно).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

–  Над домиком маленькой Бабы-Яги сгустились тучи, но она забыла заклинание. Давайте поможем разогнать тучи. Выберите примеры, которые можно решить с помощью нового алгоритма и запишите их в тетрадь.

– Сколько туч осталось? (Две: 71 200 : 20, 3 270 000 : 300) Учитель убирает лишние тучи-примеры.

 Решите правильно примеры, и пропадут оставшиеся. Ну а кто успеет раньше остальных  выполнить задание и решит пример: 272 000 : 800 (стр. 25  3, 1столбик, 2 пример), тот поможет выглянуть солнышку…

  •  Время закончилось. Какой следующий шаг? (Проверить по эталону.)

Проговаривается выполнение каждого примера. Дети проговаривают решение примера с опорой на эталон, составленный на уроке.

  •  У кого были ошибки? Дети поднимают руки.
  •  Какие ошибки вы допустили?
  •  Кто ошибся в вычислениях?
  •  Кто ошибся в алгоритме деления?
  •  Что станет вашей целью в дальнейшем? (Научиться применять эталон деления круглых чисел, тренироваться в делении  на однозначное «углом»)
  •  Кто справился с заданием? О чём это говорит? (Мы поняли, как делить круглые числа  )
  •  Поставьте на бересте букву «Х», у кого есть ошибки -«?».

8. Включение в систему знаний и повторение.

– Где вам пригодятся новые знания? (При решении задач и уравнений).

  •  Откройте стр.25 № 4. Прочитайте задание. (Составь уравнение и реши его.)
  •  Вам нужно выполнить пока только первую часть задания: составить уравнения и подчеркнуть то, которое мы не сможем выполнить, пользуясь нашим новым алгоритмом.  

        У детей в тетрадях:

        а)  Х • 80 = 68 800               б)  Х : 500 = 8 560               в)  720 630 : Х = 90

  • Проверьте запись. Учитель открывает запись, уравнение Х :500 = 8 560 не подчеркнуто.
  • Назовите, какое уравнение подчеркнули?
  • Из оставшихся выберите любое и решите его. 2 ученика работают у доски. Затем работа проверяется фронтально.

        а) Х • 80 = 68800               6880 | 8   .                                 

          Х=68800 : 80                 64      860              Проверка:   Х 860              

          Х= 860                             48                                                  80   

         860 • 80 = 68800              48                                               68800

             68800 = 68800                 0                              

 в)  720630 : Х = 90                   72063 |    9  .                                                  

      Х = 720630 : 90                   72        8007             Проверка:   Х 8007    

      Х = 8007                                    63                                                    90

     720630 : 8007 = 90                     63                                            720630 

                        90 = 90                       0

  1. –  Поднимите руку те, кто заработал еще одну букву имени лучшего друга маленькой Бабы-Яги. Молодцы! Записывайте: буква «А».  
  •  Маленькая Баба-Яга как и многие дети любит решать задачки, но не любит их долго записывать. Много задач, но мало записи… Мы работаем с …(«Блиц – турниром») на с.26, № 7.
  • Ваша задача не трудная, но надо быть очень внимательными. Выберите из нескольких выражений только то, что является выражением к задаче, и запишите его в рамке. Учитель может записать выражения на доске, а может повесить Д-16.

а)  а : 3 • 7                  а : 7 • 3                         3 • а • 7

б)  (b : 2) : c                c : (b : 2)                     (b : 2) • c               c : 2 • b

в)   n : 4 + n                 n + n : 4                       n + n • 4

г)  c + d :2                    c – d :2                        (c + d) : 2               (c – d) : 2 + d

д)  (x – y) : 2                x – y                            (x + y) : 2 – y         (x – y) : 2 - y 

  • Проверим.  Один ученик выходит к доске, снимает (стирает) лишние выражения, объясняет задачу по выбранному им выражению.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  •  Вы стали сильнее за этот урок? (Да. Мы узнали, как делить круглые числа.)
  •  Какую цель ставили перед собой? (Создать алгоритм и эталон деления круглых чисел и научиться решать примеры с применением этого эталона)
  •  Достигли ли вы цели? Как доказать? (Создали эталон и добавили в алгоритм дополнительный шаг, на основе которых можно решать примеры на деление круглых чисел).
  •  Как достигали цели? (Мы составили план работы и действовали по плану.)
  •  На что опирались при составили плана? (На известные нам «эталон деления на 10, 100, 1000» и на алгоритм деления многозначного числа на однозначное в столбик.)
  •  Докажите, что вы сегодня были настоящими учениками. Перечислите шаги учебной деятельности. (Мы сначала узнали, что не знаем и сами нашли способ).
  •  Где вам может пригодиться новое знание? (При решении примеров, задач и уравнений.)
  •  Да, вы теперь больше знаете и стали сильнее в своих знаниях. Оцените свою работу, если вы чувствуете прибавление сил и довольны своей работой, повести рядом с Маленькой Бабой-Ягой изображение ее друга ворона Абрахаса, если вас что-то не устаивает, вы не очень довольны своей работой прикрепите бересту, на которой писали имя.
  •  Много теперь друзей у маленькой Бабы-Яги. Но есть и береста, посоветуйте друг другу, что надо ребятам делать? (Не надо расстраиваться, надо тренироваться решать примеры, задачи и уравнения.)
  •  Вы правы, у маленькой Бабы-Яки то же не все получалось сразу, не зря она дошла только до 230 страницы колдовской книги.
  •  Вы хотите потренироваться, что бы закрепить свои силы?
  •  Когда вы это сможем сделать? (Дома и на следующем уроке.)

        Литература:

  1. Математика. 3 класс. Часть 2./ Л.Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента», 2012. – 128 с.: ил.
  2. Математика. 3 класс: Методические рекомендации для учителей. – Изд. 4-е, переработанное и дополненное/ Л. Г. Петерсон. – М.: Издательство

     «Ювента», 2011. – 320 с.: ил.

  1. Семакина Л. И., Гараева Я. Ш. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Л. Г. Петерсон: 3 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 336с.
  2. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы/ Л.И.Саляхова.- М.; Глобус, 2007. – 367с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Случаи деления круглых чисел, сводящиеся к делению многозначного числа на однозначное без остатка

Урок математики в 3 классеОбразовательная программа  «Школа 2100»...

Конспект урока по математике 4 класс УМК "Школы России" по теме: "Деление многозначного числа на однозначное".

Конспект урока выполнен в технологии проблемного диалога. Учитель не дает в готовом виде информацию по теме урока, а подводит учащихся к самостоятельному определению темы урока. К постановке учебных ц...

Конспект урока по математике на тему "Умножение круглых чисел. Повторение" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: отрабатывать навыки устных вычислений; совершенствовать умения учащихся  умножать и делить круглые числа, решать составные задачи; п...

Конспект урока по математике на тему "Умножение круглых чисел. Закрепление" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: отрабатывать навыки устных вычислений; совершенствовать умения учащихся  умножать круглые числа, решать составные задачи; повторить...

Конспект урока по математике. 3 класс. УМК «Система Л.В. Занкова». Деление двузначного числа на однозначное (случаи, когда делимое заменяется суммой удобных неразрядных слагаемых)

Урок изучение нового материала с использованием технологии проблемного обучения и информационно коммуникационные технологии.....

Конспект урока по математике 3 классе по теме "Таблица умножения и деления с числом 9"

Составить таблицу умножения и деления с числом 9 и работать над её запоминанием....

Конспект урока по математике 4 класс. Тема: «Табличная форма описания величин. Деление на однозначное число». Система Эльконина - Давыдова

Цели деятельности учителя:формирование представлений о табличной форме описания величин; формирование способности деления на однозначное число.Планируемые результатыПредметные:Знать табличную форму оп...