Урок по теме "Слагаемые. Сумма"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Дажыкпан Ирена Кызыл-ооловна

Урок изучения нового материала усвоение понятия «слагаемые», «сумма». Также с целью развития познавательной активности и самостоятельности, практическая работа с использованием раздаточного материала. Прослеживание межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, физическая культура, музыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slagamye._summa.docx47.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике

ФИО (полностью)

Дажыкпан  Ирена  Кызыл-ооловна

Место работы, должность

МБОУ СОШ с. Сайлыг Чеди-Хольского  кожууна  Республики Тыва, учитель начальных классов

Предмет, класс

Математика, 1 класс

Тема урока

СЛАГАЕМЫЕ. СУММА.

Предметная программа и её автор

УМК «Школа России», Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В.

Цель  урока:

Создать условия для усвоения математических понятий «слагаемые, сумма».

7.

Планируемые результаты образования

Личностные:

  • самооценка своих возможностей;
  • формирование положительного отношения к  учению.

Предметные: 

  • знать название чисел при сложении;
  • уметь употреблять новые понятия математической речи;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • формировать умение решать простые задачи;
  • выбирать различные способы чтения   математических  выражений.

8.

УУД

Регулятивные: 

  • уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале;
  • выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;
  • самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.

Познавательные:  

  • использование имеющихся знаний;
  • исследование учебной задачи;
  • установление  логических, причинно-следственных  связей,
  • применение знаково-символической схемы.

Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог;
  • умение правильно выражать свои мысли;
  • умение контролировать и корректировать   действия других  обучающихся;
  • оформление своей мысли в устной речи;
  • обоснование своего ответа;
  •  умение ориентироваться в своей системе  знаний.

9

Тип урока

Изучение нового материала.

10

Формы и методы обучения

Фронтальный, практический, групповой.

11

Используемые технологии

  • игровая технология
  • проблемное  обучение
  • здоровьесберегающие технологии
  • технология сотрудничества

12

Необходимое оборудование

Проектор, компьютер учителя,  учебник, тетради,  задания для коллективной работы

Сценарий урока

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы
и приемы работы

Формируемые УУД

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности оборудования и класса к уроку.

Приветствие учащихся.

Раз, два, три, четыре, пять.
Прозвенел звонок опять.
Время быстро пролетело,
Снова нам пора за дело!
Начинаем мы урок,
Где получим знания впрок.

(Проверка готовности к уроку.)

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Личностные:

- выражение  положительного отношения к процессу познания, проявление  желания узнавать новое.

2. Актуализация опорных знаний.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

- Ребята, а вы любите ходить в гости?

- Сегодня мы отправимся в гости к животным в лесную школу. Посмотрите, животные в лесной школе тоже учатся и у них тоже урок математики.

- На этом уроке мы будем решать примеры, и отвечать на сказочные вопросы.

Устные ответы.

Проблемная ситуация

Регулятивные:

 - уметь проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные:

- постановка и решение проблемы.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Игра «Составь поезд».

- Ребята, для Вас мишка приготовил игру. Давайте в неё поиграем вместе с мишкой.

– Расположите все вагончики в порядке возрастания результатов.

По цепочке у доски выставляют вагончики в порядке возрастания результатов.

Игровая технология

Задачи-шутки

- А енот-поласкун приготовил  для вас задачи-шутки. Давайте поможем ему решить их.

 • Стоя на одной ноге, гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (2 кг.)

•  Я шел, пятачок нашел. С другом пойдем - сколько найдем? (Нельзя ответить.)

•   Вова за 1 ч поймал 5 рыбок. Сколько рыбок он поймает за 2 ч? (Нельзя ответить.)

•   Шли 2 друга в школу. Навстречу им шли еще 2 друга. Сколько друзей шло в школу? (2.)

Решают задачи устно.

Игровая технология

Игра «Веселый мяч»

Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание.

 • К 4 прибавь 2.(6.)

•  6 плюс 1. (7.)

•   Какое число на 2 меньше, чем 8? (6.)

•  Уменьши 10 на 1. (9.)

•  8 минус 1 (7.)

•   Из 4 вычти 2. (2)

•   Какое число больше 5 на 2? (7.)

•   Увеличь 7 на 2. (9.)

Отвечает тот, кто поймал мяч

Игровая технология

3. Постановка цели урока.

Принятие целей учебно -

познавательной деятельности.

- В нашей лесной школе учится белочка.

Ай да белка-мастерица!

Вяжет детям рукавицы.

Извязала три клубка,

Два еще лежат пока.

У кого ответ готов:

Сколько у нее клубков? (5.)

—  Как вы узнали? (3 + 2 = 5.)

—  Как можно эту запись прочитать по-разному?

—  Можно ли по-другому прочитать запись?

На этот вопрос вы сможете ответить в конце урока.

– Сегодня на уроке мы подробно рассмотрим примеры, где выполняется действие «сложение».

Слушают задачу в стихах, находят ответ. Объясняют

как нашли решение.

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопрос:

  • К 3 прибавить 2 получится 5;
  • 3 увеличить на 2 — получится 5;
  • 3 да  2 —будет 5.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

4.Физкультминутка

Личностные УУД

(Умение применять правила охраны своего здоровья, внимательно относится друг к другу)

Музыкальная минутка.

Дети выполняют движения под музыку.

Здоровьесберегающая технология

5. Усвоение  знаний и способов действий.

Объяснение новых понятий.

Работа с таблицей

Работа по учебнику.

стр. 86

№ 1,  стр.86,

Карточка с заданием

(У учителя  корзина и грибы, с помощью которых он демонстрирует все действия ежа)

В лесной школе учится ёж. Он нашёл под деревом 2 гриба и положил их в корзину.

- Положите на парту столько же кругов.

- Потом он нашёл ещё 3 гриба и положил их в корзину.

- Положите рядом столько же треугольников.

- Что делал ёжик с грибами? (Складывал в корзину)

- Какое действие он выполнял? (Сложение)

- Что он делал? (положил сначала 2 гриба, а потом ещё 3 гриба)

- Составьте выражение.

( 2+3)

- В русском языке если человек ленится, его называют… (ленивый), если трудится - … (трудолюбивый), а как на математическом языке называются числа, которые складываются? (при затруднении учитель сам называет «слагаемые»)

Числа, которые мы складываем, на математическом языке называются слагаемыми.

- Назовите первое слагаемое.(2)

- Назовите второе слагаемое. (3)

- Сколько у вас на столе фигур? (5)

- Дополните нашу запись. (2+3=5)

- Как вы можете назвать число 5? (то, что получилось, ответ, результат)

Запись чисел 3+2=5 – это сумма чисел 5 и 2. Числа, которые складываются, называются слагаемыми, а результат сложения называется суммой.

Учитель вывешивает на доску таблицу:

НАЗВАНИЕ ЧИСЕЛ ПРИ СЛОЖЕНИИ

   Два слагаемые в ряд

   Друг за дружкою стоят.

   Вслед за ними знак «равно».

   Он известен всем давно.

   Что в итоге получаем

   Словом «сумма» называем

- Прочитайте выражение, используя слова «слагаемое», «слагаемое», «сумма» (первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, сумма 5).

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Откройте учебник на с.86, прочитайте, что мы должны узнать на уроке.

- Кто уже запомнил, как называются числа при сложении?

- Прочитайте правило и скажите, что нового вы узнали.

-Что кроме результата можно назвать суммой?

- Прочитайте выражение 4+3=7 по-разному

Учителем проводится отработка с учащимися использования терминов «первое слагаемое», «второе слагаемое», «сумма чисел».

В этом же задании ученикам встретятся разности.

– Можно ли примеры на вычитание читать, используя слова «слагаемое», «сумма»? (Нет.)

- Назовите первое и второе слагаемое и запишите, сколько получилось в сумме:

         

   4+2=

  5+ 2=

  3+4=

 2+2=

Отвечают на вопросы и выполняют задания учителя.

Работа в парах.

Учащиеся запоминают названия компонентов и результатов действия сложения.

Делают выводы.

Читает сначала один ученик, затем хором.

-Найти еще один способ чтения выражения.

-Названия чисел при сложении

- Слагаемое. Сумма.

- Сумма – это не только результат, но и выражение.

-1 слагаемое 4,

2 слагаемое 3, сумма 7.

-Сумма чисел 4 и 3 равна 7

Тренируются в чтении примеров с использованием терминов «слагаемое», «сумма».

Работают в парах.

Технология сотрудничества.

Технология сотрудничества.

Регулятивные:

 - уметь планировать свою деятельность и действовать по плану.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

6.Закрепление знаний и способов действий.

Формирование навыков счёта.

Работа по учебнику №2 (с. 86)

Учитель предлагает выполнить примеры, обращает внимание детей на то, чтобы они при комментировании читали выражения по-разному.

Ученики выполняют с комментированием.  Например: «Первое слагаемое – один, второе слагаемое – один, значение суммы – два. Сумма чисел два и один равна трём. Два увеличить на два получится четыре.

К трём прибавить один получится четыре» и т. д.

Регулятивные:

 - умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор.

Пропедевтика темы «Задача».

№  3 (с. 87)

Учитель предлагает хорошо читающему ученику прочитать задачу.

–Что  известно?

– Что нужно узнать?

– Какое арифметическое действие следует выполнить, чтобы ответить на поставленный вопрос?

-Почему так считаете?

- Что обозначено зелеными квадратами?

- Что обозначено желтыми квадратами?

- Ответьте на вопрос задачи.

- Как вы узнали?

Один из учащихся читает задачу. Учащиеся отвечают на вопросы:

-Известно, что у Васи было 6 книг и ему подарили ещё 2 книги.

-Сколько книг стало у Васи.

-Сложение.

-Потому что книг у Васи стало больше.

-Сколько книг было

-Сколько книг подарили.

-У Васи стало 8 книг.

6+2=8(кн.)

№ 4,  с. 87

- Прочитайте задачу. Что известно?

- Что нужно узнать?

- Объясните схему.

- Как узнали?

-У Лены было 3 собачки. Она подарила подруге 1 собачку.

-Сколько собачек осталось у Лены.

-Было 3 собачки - они обозначены кружками. Лена подарила 1 собачку- 1 круг зачеркнут. Осталось 2 собачки.

3-1=2 (с.)

№ 6 (с.87)

Учитель предлагает выполнить задание на закрепление умения прибавлять и вычитать число 2.

Учащиеся объясняют, кто из сказочных героев ошибся. (Ошибся заяц, так как он должен был выполнить действие «сложение», при сложении число увеличивается, то есть заяц должен был сделать два шага вперёд, а не назад.)

Работа в тетради с печатной основой.

 с. 32

—  Откройте тетрадь. Прочитайте первое задание.

—  Что такое слагаемые? (Числа, которые складываем.)

—  Какие равенства подчеркнули? Прочитайте их с ответом.

—  Прочитайте следующее задание. Выполните его.

—  Какое равенство составили к первому рисунку?

—  Какое равенство составили ко второму рисунку?

—  Составьте рассказы по рисункам.

Учащиеся выполняют задания под руководством учителя, отвечая на поставленные вопросы.

(5 + 7 = 6.)

(7— 1 = 6.)

7. Рефлексивно-оценочный.

Обобщение и оценка.

- А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали.

- Что нового узнали на уроке? Как называются числа, которые складываются?

-Как называется результат, полученный при сложении?

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Ученики лесной школы прощаются с вами и желают вам приходить на урок с хорошим настроением, а уходить с урока с новыми знаниями.

Оцените себя с помощью «Светофора»

Учащиеся отвечают на вопросы.

Выбирают сигнальную карточку, которая соответствует оценке работы на уроке.

 

Регулятивные:

 - осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности.

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования.

Личностные:

- выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников

Личностные:

- выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики "Умножение суммы на число" 3 класс

Тип урока: Закрепление изученного материала с элементами интерактивного обучения. Вид урока: урок - путешествия по г. Астане ...

Математика. 1 класс. Тема урока: Связь между суммой и слагаемыми.

Урок математики в 1 классе. Программа "Школа России"....

Конспект урока по математике "Сумма длин сторон многоугольника. Периметр." 2 класс

Хочу поделиться опытом. Я работаю по програме "Перспективная начальная школа". представляю свой конспект урока по теме:"Сумма длин сторон многоугольника. Периметр."...

Математика. 1 класс. Урок 40. Слагаемое. Сумма - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_40_slagaemoe_summa/2012-11-14-133  Урок 40. Слагаемое. Сумма В презентации отображены:    допол...

Математика. 1 класс. Урок 42. Слагаемое. Сумма - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_42_slagaemoe_summa/2012-11-20-135 Урок 42. Слагаемое. Сумма В презентации отображены:    задание на ...

конспект урока по теме "Сумма" 1 класс

Урок по теме "Сумма" 1 класс система Занкова....