Развитие логического мышления на уроках математики .
материал по математике (1 класс) на тему

Черкашина Ирина Богдановна

Занятия по логике можно проводить в форме самостоятельной индивидуальной работы. Над нерешенными задачами предложить подумать дома, соблюдать при этом принцип добровольности, но мотивируя детей на достижение результата. Усвоение многих тем может быть более успешным, если использовать форму “командной” игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_logicheskogo_myshleniya_na_urokah_matematiki.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления на уроках математики .

Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. К логическим универсальным действиям относятся:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепочки рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

Предлагаемые задания и упражнения:

1.Составление определений;

2.Формирование умения выделять общий признак в словах, понятиях;

3.Упражнения на развитие логической операции отрицания;

4.Упражнение на правильное употребление  : “и”, “или”, “некоторые”, “всякий”, “каждый”;

5.Задания на умения классифицировать

«Что общего?»:

1) Борщ, макароны, котлета, компот.

2) Свинья, корова, лошадь, коза.

3) Италия, Франция, Россия, Беларусь.

4) Стул, парта, шкаф, табурет.

6.Логические задачи;

  • Тройка лошадей пробежала 4 километра. Сколько километров пробежала каждая из лошадей? (по 4 километра).
  • На столе лежало 5 яблок, одно из которых разрезали пополам. Сколько яблок лежит на столе? (5.)
  • Назовите число, в котором три десятка. (30.)
  • Если Люба стоит позади Тамары, то Тамара …(стоит впереди Любы).

7.Загадки, ребусы.

8.Шарады .

9.Задачи на продолжения ряда .

5,8,11,14,17…

48,40,32,24…

26,27,28, 36,37,38…

2,4,8,16,32…

работа — труд-…

бежать — спешить-…

Советы по решению задач

Отлично помогают в развитии логики не только текстовые или математические, но и графические задания. Чтобы мышление развивалось максимально эффективно, необходимо:

  • делать небольшие упражнения несколько раз в неделю;
  • выбирать задачи из разных областей, чтобы мозг постоянно
  • перестраивался, а не действовал по привычке;
  • использовать устные и письменные варианты заданий;
  • стартовать следует с более простых заданий, чтобы не снижалась мотивация;
  • ребенку обязательно объяснять различные возможные принципы выполнения задания, чтобы в следующий раз он мог выбрать подходящие.

10. Одним из самых эффективных способов развить логическое мышление в начальной школе является решение нестандартных задач.

Задачи со спичками :

1.Нужно составить 2 одинаковых треугольника из 5 спичек.

2.Нужно сложить 2 одинаковых квадрата из 7 спичек.

3.Нужно составить 3 одинаковых треугольника из 7 спичек


Занятия по логике можно проводить в форме самостоятельной индивидуальной работы. Над нерешенными задачами предложить подумать дома, соблюдать при этом принцип добровольности, но мотивируя детей на достижение результата. Усвоение многих тем может быть более успешным, если использовать форму “командной” игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках математики

В любой творческой деятельности, в учёбе, в труде, в игре, да и просто в жизни – везде внимание, смышлёность, умение логически мыслить – необходимы человеку, ибо помогают решать проблемы, находить вых...

Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников

Статья с приложением, включающим в себя упражнения, задания, задачи по развитию логического мышления на уроках математики для младших школьников....

Виды заданий для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе

Этот материал можно использовать на уроках математики для развития логического мышления во 2-4-ых классах....

Развитие логического мышления на уроках математики.

Известно, что младший школьный возраст - активный период для развития мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и обобщение. В своей педагогической деятельности ...

Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе

Материалы для выступления на методическом объединении, педагогическом совете...

Развитие логического мышления на уроках математики. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №23 И.А.Бурдюг

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однак...

Опыт работы по теме: «Развитие логического мышления на уроках математики в условиях системно-деятельностного подхода»

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания математики - проблеме развития логического мышления младших школьников. В условиях современного общ...