Конспект урока математики в 1 классе по теме "Решение задач на сложение и разностное сравнение"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Каменкова Лилия Рафаиловна

Урок посвящен работе над задачей, развитию умений выделять составные части задачи, осознанно работать с условием, символически изображать его, подбирать вопрос к условию, преобразовывать один вид задачи в другой, самостоятельно составлять текст задачи. Кроме этого,  урок служит развитию коммуникативных действий, так как дети работают в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matem._reshenie_zadach_1_kl.docx635.1 КБ

Предварительный просмотр:

                  C:\Users\User\Desktop\107CANON документы\РП\Конспект задачи.JPG

 

Цели урока:

1. Познавательные. а)  Закрепить представление о составных частях задачи: условие, вопрос, решение, ответ.

б) Совершенствовать умение осознанно решать задачи на  нахождение суммы и  разностное  сравнение, умение  преобразовывать один вид задач в другой, умение  самостоятельно формулировать вопрос к данному условию и условие к данному решению.

2. Развивающие. а) Развивать коммуникативные умения: слушать учителя, товарищей в группе, отвечать на вопросы, формулировать собственное высказывание, доказывать свою точку зрения, совместно с товарищами  решать творческие задачи.                                                                                                        б) Развивать логические УУД: операции анализа, синтеза.                                                    в) Развивать творческие способности.                                                                                     г) Развивать знаково-символическую функцию.

3.Воспитывающие.  Воспитывать любовь к родной природе, уважительное   и доброжелательное отношение к людям.

               Этапы урока:

I. Вводный  этап.                                                                                                    1. Устный счет.                                                                                                                        2. Определение темы и цели урока.                                                                                                                                           II. Основная часть урока.                                                                                                             1.  Работа с текстом задачи.                                                                                                а) Анализ текста задачи.                                                                                                            б) Работа в группах. Рисование условия задачи.                                                                                        в) Решение задачи на сложение                                                                                              2. Решение задачи на сравнение                                                                          а) Проблемная ситуация                                                                                           б) Моделирование условия задачи                                                                                     в) Решение задачи                                                                                                                         3. Творческая работа в группах                                                                                      4. Работа с учебником

III. Подведение итогов урока                                                                                                                                  

ФОРМЫ РАБОТЫ:  основная форма – работа в группах.                                                                     Фронтальная,  индивидуальная формы работы.

Оборудование: 1.  Карточки:   Условие

                                                        Вопрос

                                                        Решение

                                                        Ответ

2. На столах большие листы для работы в группах.

3. Подставки с цветными карандашами

                                                     

                                                   

                                                   

                                         Ход урока.

  1. Вводный  этап.

Задачи. а) Развитие личностных  УУД: учебно-познавательной мотивации, нравственно-этической ориентации.

    б) Развитие регулятивных УУД: умение выделить, сформулировать тему     урока, его цели; умения контролировать свою деятельность, корректировать ее, провести самоанализ.

 - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: открытый. Мы приветствуем в нашем классе  наших гостей. Давайте улыбнемся  друг  другу и пожелаем  удачи. Все у нас получится наилучшим образом!

 - Прежде, чем мы начнем, скажите, пожалуйста, любите ли вы школьный предмет «математику». Почему? Для чего мы ее изучаем?

1. Устный счет

Задачи. а) Развитие познавательных УУД: повторение состава чисел в пределах 10.

              б) Развитие регулятивных УУД: развитие умений самоконтроля, самооценки; формулирование темы и цели урока,.

 - «Устный счет» сегодня мы проведем в виде математического диктанта. Кто заметит, что общего будет во всех заданиях, сможет сформулировать тему нашего урока.

1.Два снегиря и шесть синиц, ребята, сколько всего птиц?              

2.Группа  малышей-утят плавать и нырять хотят. Два нырнули глубоко, семь уплыли далеко.  Сосчитать я не могу: сколько всех утят в пруду?

3. В гнезде у синиц лежат пять яиц. Мама-синичка положила еще два яичка.      Сколько  яиц в гнезде у синиц?

4. Сколько ушей у трех мышей?

5.Сколько лап у двух медвежат

6.На  березе три толстые ветки, на каждой толстой – по три тоненьких  веточки. На  каждой  тоненькой ветке – по  одному  яблочку. Сколько всего яблок?

Проверка. Учащиеся сравнивают свои ответы с ответами на доске, исправляют ошибки, оценивают свою  работу.                                                                 2.  Определение темы и цели урока.

- Итак, что общего во всех заданиях диктанта? (Во всех стихотворениях  говорится о животных.)

- Молодцы! Живой мир привлекает нас, удивляет, радует. Он нуждается в нашей любви и защите.

- Как можно одним словом назвать все задания. (Задачи)

- Сформулируйте тему и цель нашего урока. (Решение задач)

II. Основная часть урока.

Задачи. Формирование логических  УУД: умение анализировать текст, выделяя признаки задачи; умение синтезировать, восстанавливать часть (условие, решение)  до целого (задачи). Знаково-символическая  деятельность.

  1. Работа с текстом задачи.

Недавно мы с вами были на экскурсии. Помните, мы видели, как грачи строили себе гнезда. Прочтите текст, который я составила для нашего урока.  Текст  записан  на доске:

 На одном дереве грачи свили 5 гнезд, а на другом -  9 гнезд.                                         а) Анализ текста задачи.

- Как можно назвать этот текст?   (Математическая история или условие задачи).

На доске появляется карточка:   УСЛОВИЕ

- Что необходимо  добавить, чтобы  математическая история стала  задачей? (Нужно задать вопрос)

   На доске появляется карточка: ВОПРОС

- Договоритесь в группах, какой вопрос можно задать к данному условию.

Проверка: каждая группа хором называет свой вопрос.

(1.Сколько всего гнезд на двух деревьях?

2. На сколько гнезд больше на втором дереве?)

У нас было одно условие, а мы получили две разные задачи.                       Рассмотрим первую. О чем говорится в условии?

б) РАБОТА В ГРУППАХ. Рисование условия задачи. 

- Нарисуйте, пожалуйста, в своих  группах  гнезда на двух деревьях.

ПРОВЕРКА.  Каждая группа показывает свой рисунок (группы выступают поочередно). Просмотр рисунков, оценка качества с точки зрения правильности, соответствия условию.

в) Решение задачи на сложение.                                                                                                - Что нужно делать дальше?  (Нужно решить задачу, т.е. ответить на вопрос)                                             

На доске появляется карточка:  РЕШЕНИЕ

 Вызванный ученик записывает решение задачи на доске, объясняя выбор действия сложения.

- Мы решили задачу. Что это значит?  (Мы можем ответить на вопрос задачи.)                                              

На доске появляется карточка:   ОТВЕТ

Физкультминутка:  Сейчас я буду называть математические выражения, а вы – находить их значения. Если  результат  будет равен десяти  - вы продолжаете стоять, если меньше десяти – садитесь на корточки, если – больше десяти, вы поднимете руки вверх.

2.  Решение задачи на сравнение

- Рассмотрим вторую задачу. Какой   вопрос был задан? ( На сколько гнезд больше на втором дереве?)

- Что значит  выражение «на сколько больше»? Как нужно решать такую задачу?

а) ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.  Вопрос вызвал затруднение, дети не смогли дать на него ответ.                                                                                                                   – Как нам быть? Договоритесь в группах.

б) Выдвижение гипотез.                                                                                           РАБОТА В ГРУППАХ.  Дети договариваются о способах поиска решения задачи.

в) ПРОВЕРКА.  Одна из групп предлагает показать с помощью детей, построившихся в колонны, на сколько больше гнезд.

- Этот способ  называют моделированием задачи. Что будет обозначать присутствие каждого ребенка в колонне? (Сколько гнезд  было на первом дереве )                                                                                                                                          - А во второй колонне   сколько должно быть  человек? (9)

- Как узнать, на сколько больше гнезд на втором дереве?

 г) Моделирование задачи

 Дети  из разных колонн берутся за руки, образуя пары. Без пары остаются 4 человека. Учащиеся объясняют, что это значит, что на втором дереве на 4 гнезда больше.                                                                                                                                 – Так как нужно решать задачу на сравнение множеств? (Из 9 нужно вычесть 5 – столько же, сколько детей в первой колонне).

д)  Вывод                                                                                                Сформулируйте правило решения задач на сравнение. ( Из большего числа нужно вычесть меньшее.)

Запишите решение и ответ задачи.

3. Творческая работа.

На доске вы видите решение задачи:  10 – 8 = 2 (…)                                                    В группах  вам необходимо придумать задачу  к данному решению. Постарайтесь, чтобы в этой задаче нужно было сравнить два множества.

Проверка. Дети выступают в группах, рассказывая  тексты придуманных ими задач.  Класс анализирует задачи с точки зрения соответствия заданию учителя.

Решение одной из составленных задач.

4. Работа с учебником (с. 104)

- Прочитайте задачи на с.104. Вам нужно выбрать  задачу на сравнение.

Учащиеся читают задачи, советуются друг с другом и выбирают задачу на разностное сравнение. (Задача № 8)

Что помогло вам определить, что это задача на сравнение?

III. Подведение итогов урока.

- Чему научил вас наш урок математики?  

- Что вызвало  вопросы? Что понравилось, что не понравилось?

- Чему  нам нужно  еще научиться?

Спасибо за работу. Урок окончен.

                                                     Источники:

  1. Сборник "Весёлые задачки" для устного счета на уроках математики

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru

                                 

                                         

                                         Самоанализ урока

На семинаре «Уровень сформированности универсальных УУД» я провела урок математики по теме «Решение задач изученных видов». Работаю по УМК «Школа России», применяя  методы  здоровьесберегающей педагогической  технологии «Росток», автор В. В. Степанова.

Цели урока:

1. Познавательные. а) Сформировать представление о составных частях задачи: условие, вопрос, решение, ответ.

 б) Совершенствовать умение осознанно решать задачи на  нахождение суммы и  разностное  сравнение, умение  преобразовывать один вид задач в другой, умение  самостоятельно формулировать вопрос к данному условию  и условие к данному решению.

2. Развивающие. а) Развивать коммуникативные умения: слушать учителя, товарищей в группе, отвечать на вопросы, формулировать собственное высказывание, доказывать свою точку зрения, совместно с товарищами  решать творческие задачи.

б) Развивать логические УУД: операции анализа, синтеза.

в) Развивать творческие способности.

г) Развивать знаково-символическую функцию.

3.Воспитывающие.  Воспитывать любовь к родной природе, уважение  и доброжелательное отношение к людям.

 Организуя работу учащихся на уроке, исхожу из положения Л.С. Выготского: «Общение выступает основой  развития форм психической деятельности».  Происхождение  познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка со взрослым и сверстниками.  

       В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий  происходит более интенсивно.  Коммуникативная компетентность становится основой развития личностных качеств, мотивации, познавательных  и регулятивных учебных действий.    

Поэтому  основным видом  организации деятельности учащихся   в классе считаю  работу в группах по 5-6 человек. На уроке вы видели, что дети совместно обсуждают проблему, высказывают свои мнения, вместе рисуют, выслушивают друг друга, выбирают  один вариант ответа и отвечают хором.  В группах учащиеся дополняли  условие  вопросом, чтобы получить задачу; выполняли творческое задание (придумывали свою задачу по математическому выражению).

После выступления группы весь класс обсуждает его, оценивает качество работы группы, правильность выполнения задания, умение  работать дружно.  Дети убеждаются в том, что от каждого из них  зависит успешность всей группы.  Таким образом, развиваются и регулятивные  учебные действия:

способность к  организации своей деятельности;

способность принимать цели, сохранять их, следовать им  в учебной деятельности;

умение контролировать  процесс и результаты своей деятельности;

умение адекватно воспринимать оценку своей деятельности и др.

Каждый урок становится средством развития личностных  универсальных учебных  действий.

В начале данного урока  дети получили положительные эмоции от общения с гостями – учителями, пришедшими на урок. Улыбка  соединяет людей, дарит оптимизм, радость. Нравственно-этическая ориентация, направленность на человека, вера в себя и других  людей создает в классе благоприятную  атмосферу доброжелательности и заинтересованности.

Часто на  уроках математики  я стараюсь создать ситуации, подчеркивающие важность математических знаний, их практическую значимость. Дети очень любят математику, понимают, для чего она нужна в жизни. Организационный момент на данном уроке помог ребятам вспомнить, какое значение имеет математика для людей.

Непосредственную связь математики и окружающего мира старалась подчеркнуть, составляя условие задачи про гнезда грачей. Оно было связано с содержанием экскурсии, на которой мы недавно  наблюдали за грачами, занятыми строительством гнезд.  Задачи, которые составляли дети в группах, тоже, как правило, оказывались о животных, хотя такой цели перед детьми я не ставила.

      Познавательные УУД

     Становлению и развитию умения самостоятельно выделять и формулировать  цель работы, был посвящен этап устного счета, в процессе которого дети должны были обратить внимание на то, что в качестве упражнений для счета позвучали задачи.

Работа с текстами задач служила  развитию смыслового чтения. Этому способствовала и знаково-символическая деятельность: рисунок к задаче, моделирование текста задачи в игровой ситуации.

Логические УУД развивались в процессе анализа текста с целью выделения  признаков задачи,  а также синтеза: составление целого (задачи) по условию, по решению.

     Данные виды заданий (дополнение условия  вопросом, чтобы получить задачу; составление своего текста задачи по математическому выражению; выбор из нескольких задач, предложенных авторами учебника, задачи   нужного типа) способствовали, по моему мнению, осознанию составных частей задачи, развитию творческих способностей детей, поддерживали интерес  и мотивацию учащихся в течение  урока.

        Я считаю, что урок достиг своих  целей, служил развитию у учащихся умения учиться.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема: Составление задач на сложение, вычитание по одному рисунку.

Тема: Составление задач на сложение, вычитание по одному рисунку....

презентация и конспект урока математики 1 класс УМК Гармония "Предметный смысл сложения"

Презентация  и конспект урока математики 1 класс УМК Гармония. Тема урока "Предметный смысл сложения"...

Конспект урока математики 1 класс по теме "Задачи"

Конспект урока математики 1 класс по теме "Задачи"...

Конспект урока математики 2 класс. Тема:"Решение задач"

Уонспект крока с использованием технологической карты для учащихся....

Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Разные задачи" УР

Конспект урока математики 3 класс ПНШ "Разные задачи" УР...

План-конспект урока математики 4 класс "Учимся решать задачи"

Конспект урока математики УМК: «Перспективная начальная школа», 4 класс (Учебник «Математика» А.Л.Чекин стр. 66)Пример план-конспекта урока по решеню задач (цена, количесво, ст...