разработка открытый урок
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Донгак Лориса Ак-кысовна

разработка открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_2kl_matematika_.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:15.03. 2013г.             Математика 2 класс.

Тема: «Умножение на 0 и 1»

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Основные цели:

1) сформировать представление о частных случаях умножение на 0 и 1, умение

применять для вычисления;

2) закрепить решение уравнений, счетные умения, знание шагов учебной деятель-

ности и умение применять УУД для решения учебных задач по математике;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, аналогия,

умение выполнять действия по алгоритму; развивать внимание, память, логичес-

кое мышление, речь, коммуникативные умения, познавательный интерес.

Материал к занятию:

 Работа мастера боится!

Демонстрационный:

1) пословица для этапа мотивации к деятельности:

2)  задания для актуализации знаний (мелом на доске):

Задание 1                                   Задание 2                                              Задание 3

7◦6 … 6◦7                                      12+12+12+12+12=                                     4 ◦ 3=

18 ◦ 35 … 35 ◦ 18                           33+33+33+33=                                         15 ◦ 2=

3) Эталон смысла действия умножения:              4) Эталон переместительного

      а + а + … + а = а ◦ b

                 b раз

                           свойства умножения:

          а ◦ b = b ◦ a

 5) правило умножения числа на 1:                       6) Правило умножения числа на 0:

          а ◦ 1 =  1 ◦ а = а

      а ◦ 0 = 0 ◦ а = 0

                               

7) образец для самопроверки работы в парах:

А) на этапе 6                                                          б) на этапе 7

        № 2(1,2), с.78

    9 ◦ 1 = 9         7 ◦ 0 = 0

   1 ◦ 3 = 3          0 ◦ 9 = 0

№ 2 (3,4),     № 4(3,4). с.78

54 ◦ 1 = 54         7 ◦ 0 = 0

1 ◦ 107 = 107     0 ◦ 356 = 0

Ход урока

     Работа мастера боится!

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель открывает на доске поговорку Д – 1:

- Прочитайте предложение на доске.  

- Что это? (пословица)

- Как вы ее понимаете? (Если хорошо потрудишься, справишься с любым делом.)

- Вспомните, над какими темами вы работали на предыдущих уроках. (Вычисление площади прямоугольника, переместительное свойство умножения.)

- Что объединяет эти темы? (Темы связаны с действием умножения.)

- Сегодня вы узнаете новое о действии умножение. И пусть пословица помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность.

- Какие шаги вы должны выполнить на уроке при открытии нового? (постараться самим понять, что мы еще не знаем, и самим «открыть» новый способ.)

- С чего начнем работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1 Учитель открывает на доске задание 1.

         7 ◦ 6 … 6 ◦ 7

         18 ◦ 35 … 35 ◦ 18

- Что нужно сделать? (Сравнить выражения.)

- Какие знаки вы поставите? (знак «равно»)

- На каком основании? (На основании правила переместительного свойства умно- жжения.)

- Назовите свойство? (От перестановки множителей произведение не изменяется )

      а ◦ b = b ◦ a

Учитель открывает на доске Эталон Д –4:

2.2  - Теперь рассмотрите выражения.

Что в них общего? (Во всех выражениях складываются одинаковые слагаемые.)

12 + 12 + 12 + 12 + 12 =                                               33 + 33 + 33 + 33 =

- Какое задание вы можете выполнить? (представить каждое выражение с помо-

щью действия умножения.)

- Что нужно помнить, чтобы правильно составить выражения? (первый множитель показывает, чему равно каждое слагаемое, а второй множитель показывает, столько раз слагаемое повторяется.)

Учитель показывает на доске Эталон Д – 3:

          а + а + … + а = а ◦ b

                     b  раз

- Запишите выражение с помощью действия умножения. Кто хочет поработать у доски? (Один учащийся работает у доски, проговаривая правило, остальные уча- щиеся работают в тетрадях.)

2.3  - Задания следующие:

4 ◦ 3 =                                        15 ◦ 2 =

- Что нужно сделать (Вычислите произведение.)

Одни учащийся работает у доски, а остальные – в тетради.

4 ◦ 3 = 4 + 4 + 4 = 12                                15 ◦ 2 = 15 + 15 = 30

2.4  - Что вы повторили? (Мы повторили, что такое умножение, переместительное свойство умножения. )

- Почему я выбрала именно эти данные задания? (Данные умения и знания нам пригодится для открытия нового знания.)

- Что будет дальше на пути? (Задание, в котором будет что –то новое.)

Учитель открывает на доске задание для пробного действия:

6 ◦ 1 =

- Чем задание отличается от предыдущих? (Мы умножили на однозначные числа,

кроме  1 и 0.)

- Где такие задания могут встретиться?(В выражениях, в решении задач…)

- Нужно ли научиться их решать? (Да. И это значит, что я должен выполнить проб- ное  действие.)

- Найдите значение выражения известным вам способом.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

- Кто не смог найти значение выражение?

Учащиеся поднимают руки.

- В чем ваше затруднение? (Я не смог выполнить задание)

- А кто смог получить ответ?

Учитель записывает варианты ответов на доске

- Докажи правильность решения с помощью правила? (Я не могу обосновать правильность решения.)

- Молодцы, что смогли сформулировать свое затруднение.

- Какой следующий шаг на нашем уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение)

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание выполняли? (Мы умножили 6 на 1.)

- Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы пытались представить данное произведение в виде суммы одинаковых слагаемых.)

- Где возникло затруднение? (Нельзя записать сумму, состоящую только из одного слагаемого.)

- Значит, какого правила мы не знаем? (Мы не знаем правила умножения числа на единицу.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать правило умножения числа на единицу.)

- Значит , какая тема нашего сегодняшнего урока? (Умножение на 1)

Учитель пишет на доске тему урока: «Умножение на 1»

- Давайте подумаем, что вам может помочь. (Переместительное свойство умно- жение)

- Как может помочь переместительное свойство умножения? (Мы можем поменять множители местами.)

- Составьте план действий.

Фронтально составляется план выхода из затруднения. Учитель пошагово фикси- рует его на доске.

1. Поменяем множители местами.

2. Представим  выражение в виде суммы одинаковых слагаемых.

3. Найдем результат.

4.Сформулируем правило.

5. Запишем правило в общем виде.

- Молодцы! Составленный вами план действий должен привести к положительно- му  результату.

5. Реализация построенного проекта.

- Для быстрого и качественного получения результата предлагаю поработать в группах. Ваша Задача – разбиться на группы и, используя составленный план, вывести правило  умножения на единицу.

Дети работают по плану.

- Время вышло представьте результаты вашей групповой работы.

Оформление доски:

1. Поменяем множители местами: 6 ◦ 1 = 1 ◦ 6 =

2. Представим выражение в виде суммы одинаковых слагаемых:

6 ◦ 1 = 1 ◦ 6 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 +1 =

3. Подсчитаем результат:  6 ◦ 1 = 1 ◦ 6 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 +1 = 6

4. Сформулируем правило: при умножении числа на 1 получается то же самое число.

5. Запишем правило в общем виде:

    а ◦ 1 = 1 ◦ а = а

- Что вы заметили? (У всех групп получилось одинаковые результаты.)

Аналогичным образом учащиеся, работая по плану, получают общее правило ум-

ножение на 0: выполняют пробное действие и уточняют тему урока, а затем в группах получают вывод о том, что при умножении числа на 0 и 0 на число полу- чается 0:

            а ◦ 0 = 0 ◦ а = 0

- Как проверить полученные вам открытия? (Нужно посмотреть в учебнике.)

- Откройте учебник на странице 79, прочитайте правило.

Один из учащихся читает правило вслух: при умножении на один, получается то же самое число, при умножении на 0, получается 0.

- Смогли ли вы преодолеть затруднения и самостоятельно открыть новые правила? (Да.)

- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить свои знания.)

6. Первичные закрепление с проговариванием во внешней речи.

6.1 Фронтальная работа.

- Для закрепления данного умения, я предлагаю выполнить задание. Кто хочет поработать у доски?

-Пожалуйста!

Учитель диктует примеры: 4 ◦ 1 = …, 1 ◦ 8 = …

- Что нужно сделать? (найти значение выражение.)

- На что будем опираться при вычислении? (Будем использовать правила.)

Фронтальная работа у доски. Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задание с комментарием.

Вариант  комментария:

При умножении числа на 1 получается само число, поэтому 4 умножить на 1 получится 4.

Аналогичным образом решаются и комментируются примеры на умножение на 0;

7 ◦ 0 =…,                0 ◦ 5 =…

6.2 Работа в парах .

- Я предлагаю поработать в парах. Найдите №2 и №4 на странице 78.

- Решите в этих заданиях первые два примера в парах.

Учащиеся выполняют задания в парах с комментарием.

- Проверьте свои результаты по эталону.

На доске выставляется образец для самопроверки Д – 7 (а), соотнесенный с этало- нами Д – 5 и Д- 6:

        № 2 (1,2), с. 78

а ◦ 1 = 1 ◦ а = а          а ◦ 0 = 0 ◦ а = 0

 9 ◦ 1 = 9                      7 ◦ 0 = 0

1 ◦ 3 = 3                       0 ◦ 9 = 0

- Кто из вас ошибся? В чем ошибка? Почему она допущена?

- Исправьте ошибки.

- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятель-но.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Найдите на странице 78 учебника №2 (3,4), №4 (3,4)

- Выполните их самостоятельно.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Самопроверка осуществляется по образцу Д-7(б), соотнесенному с эталонами Д-5, Д-6.

- Кто из вас ошибся? В чем ошибка? Почему она допущена?

- Исправьте ошибки.

- У кого не ошибок, поставьте себе «+», а у кого есть – «?».

- Нужно нам еще потренироваться в решении таких задач? (Да.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Где можно встретить умножение числа на 0 и 1? (В решении примеров, задач, уравнений.)

- Найдите учебнике задание № 6 на странице 79.

- Прочитайте задание. (Реши уравнение)

- Чему равен первый множитель? (12)

- Чему равен произведение? (12)

- Чему равен второй множитель? (1.)

- Почему? (При умножении числа на 1, получается само число.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке? (Узнать правило умноже- ния на 0 и 1 )

- Вам удалось достичь цели? (Да.)

- Каким способом мы открыли новое правило? (способом рассуждения, использо- вали переместительное свойство умножения.)

- Вспомните пословицу, с которой начали урок? (Дело мастера боится.)

- Кто смог открыть правило сам?

- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

- Оцените деятельность всего класса на уроке.

Учащиеся записывают оценки по 5-балльной шкале на планшетке.

- Для тех, кто испытывал затруднения при выполнении заданий на уроке, рекомендую №7 на странице 79. Кто не испытывал затруднения и хочет знать больше, рекомендую № 10 на той же странице учебнике.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс.

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс. Программа «Школа России», русский язык - Рамзаева Т. Г. Тип урока: комбинированный. Метод обучения: проблемный....

разработка открытого урока по русскому языку. Тема урока: Текст-описание.

Городской скминар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы.Урок развития речи (русский язык)....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Разработка открытого урока по английскому языку (командная игра) к Малой научно-практической конференции (день открытых дверей)

Тема: животные Название: В мире животных. Animal`s world. Цель:      1. Обобщение лексического материала и грамматических явлений.2.     Развити...

Разработка открытого урока для будущих первоклассников. Интегрированный урок "Весеннее настроение"

Здесь вы найдете разработку интегрированного урока для будущих первоклассников. Занятие рассчитано на 15 минут. Включает в себя различого рода задания: повторение времен года,дней недели. Дети смогут ...

Разработка открытого урока математики "Сравнение. Результат сравнения" в соответствии с требованиями ФГОС, презентация, технологическая карта, самоанализ и карточки к уроку.

Схема технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Презетация к уроку. Самоанализ урока и карточки....