Творческая разработка "Проблемное обучение в начальной школе"
методическая разработка по математике (2 класс) на тему

Григоренко Юлия Анатольевна

В данной разработке рассматривается проблемная ситуация на уроке математике во 2 классе в образовательной системе "Школа 2100" по теме "Деление  с нулём и единицей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_razrabotka.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №49»

Заводского района Кемеровской области

Творческая разработка

«Проблемное обучение в начальной школе»

Подготовила:

учитель начальных классов

                                                                                   Григоренко Юлия Анатольевна

             

Новокузнецк, 2014

Содержание

Введение............................................................................................................стр.

Основная часть..................................................................................................стр.

Заключение........................................................................................................стр.

Литература.........................................................................................................стр.

Введение

  Современная школа призвана решать задачи создания наиболее благоприятных условий для эффективного усвоения учащимися знаний, умений, навыков, развития их мышления, формирования у учащихся потребностей к самообразованию. Успех решения этих задач будет обеспечен в том случае, если их осуществление начнется на младшей ступени обучения, с первого класса.

  Одним из важнейших направлений решения этих задач в современном учебном процессе является проблемное обучение. Обучение в начальных классах должно быть по возможности проблемным, исходя из признания процесса обучения как «искусственно организованной познавательной деятельности с целью ускорения индивидуального психического развития и овладения познанными закономерностями окружающего мира». такая характеристика процесса обучения соотносит его с процессом познания, предполагает высокий уровень самостоятельности в процессе овладения ценностями материальной и духовной культуры: знаниями, умениями, навыками – обеспечивает развитие способностей и формирование мировоззрения учащихся.

  Цель проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков и формирования мировоззрения). Здесь акцент делается на развитие мышления.

   При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению, закреплению и отработки навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развивается внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснование.

  При проблемном обучении, «прежде чем выучить, требуется понять, все принимает характер открытия: надо искать, находить теоремы самим, осмысливать правила критически». Такая учебная деятельность в конечном итоге приводит к изменению в структуре мыслительной деятельности, спецификой которой становится решение учебной проблемы путем рассуждения, выдвижения гипотезы, догадки или же сочетанием аналитического и эвристического путей развития.

Основная часть

 В основе структуры современного проблемного урока лежат следующие компоненты: актуализация прежних знаний учащихся (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новой ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль учителя); усвоение новых знаний и способов действия (в значении более конкретном, чем понятие «изучение нового материала»); формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение, и закрепление).

Показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, которые представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока. Ее составляющими является:

     – возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;

     – выдвижение предположений и обоснование гипотезы;

– доказательство гипотезы;  

– проверка правильности решения проблемы.

Рассмотрим проблемную ситуацию на уроке математики во 2 классе в образовательной системе «Школа 2100» по теме «Деление с нулём и единицей»

Цель: отработка вычислительных навыков.

Задачи:

  1. Сформировать умение делить числа с нулём и единицей на основе знания обратных операций.
  2. Закрепить вычислительные навыки по таблице умножения и деления на 2,3,4,5.
  3. Развивать познавательную активность, формировать учебную самостоятельность, логическое мышление, прививать интерес к предмету.
  4. Воспитывать взаимопомощь, взаимодействие в паре и группе, личностные качества.

Оборудование:

  1. Карточки с табличными случаями умножения.
  2. Формулы.
  3. Карточки для групповой работы.
  4. Карточки для индивидуальной работы.
  5. Карточки для релаксации.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

А) Организационный момент.

  • Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, посмотрите на наших гостей – улыбнитесь им. И с таким хорошим настроением давайте  отправимся в гости к царице наук – математике.

Б) Включение в работу.

  • Карточки с табличными случаями + с особыми случаями умножения

     с 0 и 1

  • Таблица умножения

Достойна уважения,

     Зачем она нам нужна?

  • Что такое умножение?
  • Что такое деление?

а х 0 = 0

а х 1 = а

1 х а = а

0 х а = 0

В) Цепочка вычислений на геометрических фигурах.

  • Что перед вами? Какие фигуры? Какая лишняя? Как их назовем, одним словом?
  • Что заметили интересного? Какая лишняя?
  • Если продолжим закономерность, какая фигура будет следующей? Цвет? (схема на доске).
  • Что еще задано? (программа действий).
  • Чтобы найти неизвестное число, что нужно сделать? (выполнить обратные операции).
  • Если найдете неизвестное число, узнаете, герои какого автора придут к нам в гости (17 – Чарушин, 0 – Успенский, 5 – Цыферов).
  • Число 0 получили не случайно, это вы поймете чуть позже.
  • Какие же действия являются обратными друг для друга?
  • Зная взаимосвязь умножения и деления, составьте всевозможные равенства с числами:

1 вариант

2 вариант

32, 8, 4

21, 7, 3

8 х 4 = 32

4 х 8 = 32

32 : 4 = 8

32 : 8 = 4

7 х 3 = 21

3 х 7 = 21

21 : 7 = 3

21 : 3 = 7

Г) Взаимопроверка (самооценка).

  • Кто может записать взаимосвязь между умножением и делением в общем виде?

а х в= с          

 с : а = в

  • Сегодня эта формула будет нашей помощницей.
  1. Открытие  нового знания.

Арифметический диктант:

  • Делимое 18,  делитель 2 -  найди частное.
  • Первый множитель 7,  второй множитель 4-  найди произведение.
  • Найди частное чисел 0 и 4.
  • Делимое 16,  делитель 1- найди частное.
  • 5 раздели на столько же.
  • Найди частное чисел 7 и 0.
  • Почему ответы разные? Проблема! Мы не умеем выполнять деление с 0 и 1.
  • Хотите это узнать?
  • Попробуйте сделать вывод.

   Групповая работа

  • Помните о правилах совместной работы.

1 гр.

4 гр.

5 х 1 = 5

5 : 1 = 5

7 х 1 = 7

7 : 1 = 7

0 х 1 = 0

0 : 1 = 0

Вывод!

2 гр.

5 гр.

5 х 0 = 0

0 : 5 = 0

7 х 0 = 0

0 : 7 = 0

9 х 0 = 0

0 : 9 = 0

3 гр.

6 гр.

12 х 1 = 12

12 : 12 = 1

9 х 1 = 9

9 : 9 = 1

5 х 1 = 5

5 : 5 = 1

  • Сравним свои выводы с выводами авторов учебника (стр. 10-11).
  • Что интересного прочитали в правилах?
  • Почему число не должно быть равно нулю?
  • Найдите такое число, при котором мы бы его уменьшили на 0 и его же получили.
  • Есть такое число? 7 х 0 = 7, 9 х 0 = 0, 7: 0 ; 9 : 0
  • Сделайте вывод.
  1. Формирование темы и цели урока.
  • Какова же тема нашего урока?
  • Для чего нам могут пригодиться эти знания? Чем будем заниматься?
  • Попробуйте сформулировать  цель нашего урока.
  1. Первичное закрепление.

А) Выполните задание № 5 на стр. 11

  • Какая формула работает? Выберите нужную из записанных на доске.
  • Придумайте похожие выражения, покажите нам.
  • Дома, по желанию, вы также можете придумать свои выражения.

V  Тренировочные упражнения по теме «Повторения».

  • Случайно ли ноль был результатом вычислений цепочки?
  • Героев какого автора ждем в гости?
  • На каких уроках мы  встречались с автором и его произведениями?
  • Из какого произведения герои Э. Успенского?
  • Они пришли не с пустыми руками. Догадайтесь, что они принесли:

Мой первый слог – предлог,

А во втором мы

Проживем все лето,

А целое от нас

Давно уж ждет ответа. (За – дача).

  • Задачи-ловушки

     От Матроскина.

Мурка надоила 16 л молока. За обедом часть молока выпил Шарик, а из остального молока сварили кашу? (Недостающие данные).

Преобразуем ловушку в задачу.

     От Шарика.

Матроскин фотографировал Гаврюшу из моего ружья, он сделал 7 фотокадров по 2 раза каждый. (Нет вопроса).

     От почтальона Печкина.

Поехал я в город на велосипеде. Зашел на почту и взял 20 писем, потом купил 1 литр сока и выпил его. Сколько килограмм покупок я повез домой? (Несоответствие условия и вопроса, нереальные события)

     От дяди Федора.

Шарик, Матроскин и Печкин соревновались в рыбной ловле. Матроскин был не первым в соревнованиях, Шарик был не первым и не вторым. Кто наловил рыбы больше всех? (Печкин) А меньше всех? (Шарик).

  • Какими становятся задачи, когда мы их преобразуем? (Простыми).
  • Сейчас простые задачи будут вам помощниками  в решении задачи, предложенной авторами № 7 (а), стр. 11
  1. 9 х 5 = 45 (м) – связали в пучки.
  2. 72 – 45 = 27 (м) израсходовали.

Ответ: 27 морковок израсходовали.

VI Домашнее задание

№6, стр. 11 Что нужно вспомнить, чтобы выполнить это задание?

По желанию придумайте выражения, пользуясь новыми правилами.

№ 8 выполняется по желанию.

    VII Подведение итогов. Релаксация

  • За что можно поблагодарить наш урок?
  • Покажите,  какое у вас было настроение?
  • Теперь я знаю, что...?
  • Я понял, что...?

Заключение

Таким образом, реализация проблемного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию. Поэтому можно утверждать, что использование проблемного обучения на уроках математики в начальной школе повысит результативность работы по формированию у младших школьников понятий, если систематически создавать и разрешать проблемные ситуации на уроках математики, проводить проблемные уроки различных структур и сочетать систематическую самостоятельную поисковую деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.

 Таким образом, структура проблемного урока, в отличие от структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней логики процесса обучения. Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.

Список литературы

  1. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. - Волгоград: Учитель, 2008.-118 с.

  1. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М. : УМЦ «Школа 2100», 2002. – с.55-75.

  1. Петерсон Л.Г., Математика, 1-й класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей. – М., ООО «Баласс», ООО «С-инфо», 1996. – с.3-7

  1. Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения «Школа 2100». Образовательная программа и пути её реализации.- Вып.3.-М.: Баласс, 1999. – с. 85-93
  2. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П., Математика. Учебник для 2-го класса в 3 – х частях (Моя математика). Часть 3. - М. : Баласс, 2008. - 96 с., ил.(Образовательная система «Школа «2100»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе

Доклад на Методическом объединении учителей начальных классов на тему "Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе"...

Тема: « Организация и проведение творческих работ учащихся в начальной школе посредством использования информационно- коммуникационных технологий»

Данная работа представляет собой одну из форм реализации процесса модернизации российского образования и способствует решению главной задачи – повышения качества образования. В настоящее время...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Развитие творческих способностей детей в начальной школе

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий у...

«Использование творческих проектных форм обучения в начальной школе - как фактор реализации ФГОС»

Проектная деятельность в школе. Положительные и отрицательные аспекты проектной деятельности....

Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.

В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...