Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по математике (3 класс)
Рабочая программа составлена на основе авторской М. И. Моро и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_3_klass.doc | 320.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 36
имени генерала А. М. Городнянского г. Смоленска
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО Заместитель Директор школы
Руководитель ШМО директора по УВР Барилова Е. А.
______Л.Н.Родионенкова ______О.Н.Терешкова __________
Протокол № ___ от Приказ № ___ от
«_____» «____» 2013 г. «____» «____» 2013 г. «____» «_____» 2013 г
Рабочая программа
по математике
учителя первой категории
Каменковой Лилии Рафаиловны
3 «Б» класс
на 2013- 2014 учебный год
2013 г.
Математика
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г) с учётом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Разработана на основе авторской учебной программы М. И. Моро, М. А. Бантовой и др. «Математика».
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.
Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, являются основой формирования универсальных учебных действий, способности к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых способов действий, что и составляет основу умения учиться.
Рабочая программа имеет следующую структуру:
- пояснительная записка, раскрывающая характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
-требования к уровню подготовки ученика, оканчивающего 3 класс;
-программное и учебно-методическое обеспечение ГОС;
-основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;
-прохождение программы с указанием количества часов по плану и факту;
-список литературы
Общая характеристика учебного предмета
Курс математики для начальной школы 1-4 классов является частью единого непрерывного курса математики 1-9 классов, который разрабатывается с позиций комплексного развития личности ученика, гуманизации и гуманитаризации математического образования.
Цели обучения
В результате обучения математике реализуются следующие цели:
- развитие образного и логического мышления, воображения;
- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания( умения устанавливать, моделировать, объяснять количественные и пространственные отношения);
-развитие основ логического, знаково-символического, мышления;
-развитие пространственного воображения;
-развитие математической речи;
-формирование системы начальных математических знаний и умений применять их для решения познавательных и практических задач;
-формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
-формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
-развитие познавательных способностей;
-формирование критичности мышления;
-развитие умений обосновывать и отстаивать высказанное суждение, воспринимать суждения других.
Решение данных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний,
связей математики с окружающей действительностью, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Содержание курса
Курс «Математика» 3 класса формирует у ребенка пространственные и временные ориентиры, знакомит с миром величин, с разными способами отображения и чтения информации и пр. Курс – интегрированный, включает в себя арифметический, геометрический и алгебраический материал.
В рабочей программе по математике в 3 классе содержание обучения представлено следующими разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией»
Основу курса математики в 3 классе составляет развитие умений выполнять арифметические действия в пределах 100 на основе табличного умножения и деления, а также приемов внетабличного умножения и деления. Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков вычислений.
Продолжится изучение нумерации чисел, в частности, в пределах 1000. Учащиеся научатся читать, записывать, сравнивать числа, выполнять арифметические действия с трехзначными числами. На основе знания нумерации учащиеся познакомятся с новыми единицами измерения длины (километр), массы (килограмм).
Алгебраический материал представлен в виде буквенных выражений с двумя переменными и простых уравнений.
Особое место в программе занимают текстовые задачи. Новым умением для учащихся 3 класса станет составление плана действий для решения задач в три действия. Новые виды задач: «на увеличение (уменьшение числа в несколько раз)», «на кратное сравнение чисел», «на нахождение четвертого пропорционального», «на нахождение доли числа и числа по его доле». Решение текстовых задач позволяет расширить кругозор ребенка, развивать и воспитывать.
Учащиеся продолжают знакомство с геометрией. Вводятся такие понятия, как круг; окружность; центр, радиус, диаметр; виды треугольников (разносторонний, равнобедренный, равносторонний; прямоугольный, тупоугольный, остроугольный). Ученики узнают новую величину « площадь», единицы ее измерения, научатся находить площадь прямоугольника.
В курсе «Математика» предусмотрены задания творческого и поискового характера, организация деятельности моделирования, проектная деятельность, работа со справочным материалом.
Объем практической части утвержден на заседании ШМО №1 от 30.08.2013 г.
Протокол № 1.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному (образовательному) плану всего на изучение предмета «Математика» в начальной школе выделяется в 3 классе 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебных недели).
Для реализации рабочей программы на уроках математики используются:
фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и проверочные работы, работа в парах и малых группах, организация практической деятельности. Используются различные методы обучения, такие как частично-поисковые, постановка проблем и др. Применяются разнообразные средства обучения: демонстрационный материал, счетный материал, модели величин, карточки, тесты, таблицы.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, творческий подход к выполнению заданий;
- целостное восприятие окружающего мира;
- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
Регулятивные универсальные учебные действия:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные универсальные учебные действия:
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
✓ читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 1000;
✓ применять правила порядка выполнения действий в выражениях в два – три действия (со скобками и без них);
✓ применять таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
✓ выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
✓ выполнять проверку вычислений;
✓ вычислять значения числовых выражений, содержащих два – три действия (со скобками и без них);
✓ решать задачи в одно – три действия;
✓ находить площадь и периметр прямоугольника (квадрата);
✓ узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты.
Обучающиеся получат возможность научиться:
♦ выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.);
♦ выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
♦ определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки.
♦ формировать речевые математические умения и навыки, высказывать
суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
♦ выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.
♦ планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;
♦ осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок.
♦ формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений:
- табличные случаи умножения и деления,
- внетабличные вычисления в пределах 100,
- разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в
выражениях со скобками и без них.
Список литературы по реализации программы
Для учителя:
- М.И.Моро и др. Математика. Рабочая программа. 3 класс.
- М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В.Степанова. Учебник «Математика». 3 класс. В 2 ч.
- С.И. Волкова. Математика. Устные упражнения.
- С.И.Волкова. Математика. Проверочные работы.3 класс.
- М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.В.Степанова. Математика. Методическое пособие.
3 класс.
- Смекалка для малышей. Занимательные задачи.
Для ученика:
- М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В.Степанова. Учебник «Математика» 3 класс. В 2 ч.
- М.И.Моро, С.И.Волкова. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч.
Календарно-тематическое планирование по математике
для 3 класса
№ | Дата | Тема урока | Содержание | Предметные УУД | УУД | |||||||||||||||||
I четверть (36 часов) | ||||||||||||||||||||||
Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (повторение) – 8 ч | ||||||||||||||||||||||
1. | Повторение приёмов сложения и вычитания. | - последовательность чисел в пределах 100; - отношения «больше на…», «меньше на…» ; - правила о порядке выполнения действия в числовых выражениях в 2 действия (со скобками и без них); - название компонентов и результатов действий сложения и вычитания | - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; - находить сумму и разность чисел в пределах 100; - находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них); -решать задачи в 1-2 действия | Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки. | ||||||||||||||||||
2. | Сложение и вычитание. Задачи в 2 действия. | |||||||||||||||||||||
3. | Выражения с переменной М/д № 1 | |||||||||||||||||||||
Решение уравнений – 4 часа | ||||||||||||||||||||||
4. | Решение уравнений вида x +20 =36, 50 + x =72 на основе знания связи чисел при сложении. | - название компонентов и результатов действий сложения и вычитания; - алгоритм решения уравнений. | - название компонентов и результатов действий сложения и вычитания; - алгоритм решения уравнений. | Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании | ||||||||||||||||||
5,6 | Решение уравнений вида x – 20 = 31, 74 – x = 8 С/р №1 | |||||||||||||||||||||
Геометрический материал – 1 час | ||||||||||||||||||||||
7. | Обозначение геометрических фигур буквами
| - пространственные отношения; - сравнение предметов по размерам - написание заглавных латинских букв; - термин « периметр многоугольника». | - чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка; - уметь строить геометрические фигуры и измерять их стороны; - находить периметр многоугольника | Обозначать геометрические фигуры буквами. Находить периметр. Выполнять задания творческого характера. Чертить отрезок на клетчатой бумаге. сравнивать отрезки. | ||||||||||||||||||
8. | Контрольная работа № 1 (входная) | - последовательность чисел в пределах 100; - задачи на разностное сравнение | - выполнять задания контрольной работы | Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов | ||||||||||||||||||
9. | Работа над ошибками | - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; | ||||||||||||||||||||
Умножение и деление (продолжение) – 15 часов | ||||||||||||||||||||||
10. | Конкретный смысл умножения и деления | - учащиеся должны знать/понимать таблицу умножения и деления однозначных чисел; - отличие чётных и нечётных чисел | -уметь заменять сложение умножением; - решать задачи на нахождение произведения; -уметь пользоваться изученной математической терминологией; - находить чётные и нечётные числа; | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. | ||||||||||||||||||
11. | Связь между умножением и делением | |||||||||||||||||||||
12. | Таблица умножения и деления с числом 2. | |||||||||||||||||||||
13. | Таблица умножения и деления с числом 3 С/р №2 | |||||||||||||||||||||
14. | Связь между величинами: цена, количество, стоимость | - зависимости между величинами, характеризующими процессы купли, продажи; термины: «цена», «количество», «стоимость» | - уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами ( в т.ч. в виде таблицы) Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Составлять план решения задачи | ||||||||||||||||||
15. | Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов | - знать/понимать зависимости между величинами: масса 1 предмета, количество, общая масса; -термины: «масса», «количество», «общая масса» | ||||||||||||||||||||
16. | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок | - порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без них; | – уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них); – проверять правильность выполненных вычислений | |||||||||||||||||||
17. | Порядок выполнения действий М/д №2 | |||||||||||||||||||||
18. | Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи. | - должны знать/ понимать состав и значение единиц измерения; - термины: «расход», «количество», «общий расход» | - уметь рассуждать, сравнивать | |||||||||||||||||||
19. | Решение задач | |||||||||||||||||||||
20. | Решение задач | |||||||||||||||||||||
21. | Порядок действий. | |||||||||||||||||||||
22. | Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления. | - таблицу умножения и деления однозначных чисел | - решать задачи на нахождение произведения; - применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. - воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 -4. | Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план работы. Рассуждать, анализировать | ||||||||||||||||||
23. | Таблица Пифагора. Закрепление КУС № 1 | |||||||||||||||||||||
Задачи – 9 часов | ||||||||||||||||||||||
24, 25 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | - нахождение числа, которое в несколько раз больше данного; - знать/понимать смысл слов «больше в … раза» - нахождение числа, которое в несколько раз меньше данного; - знать/понимать смысл слов «меньше в … раза» | - учащиеся должны уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | Сравнивать задачи на разностное и кратное сравнение, приводить объяснения. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении. | ||||||||||||||||||
26. | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | - уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | ||||||||||||||||||||
27. | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. С/р № 3 | |||||||||||||||||||||
28. | Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления. | - таблицу умножения и деления однозначных чисел | -уметь заменять сложение умножением; - решать задачи на нахождение произведения; - рассуждать, анализировать -находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного числа. | Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Выполнять задания творческого и поискового характера | ||||||||||||||||||
29. | Задачи на кратное сравнение чисел. | - понимать правило, по которому, можно узнать, во сколько раз одно или другое число больше или меньше другого; - знать /понимать смысл слов «Во сколько раз больше?», «Во сколько раз меньше?» | - решать составные задачи; -рассуждать, анализировать, сравнивать | Пояснять ход решения задачи. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении. | ||||||||||||||||||
30. | Решение задач на кратное и разностное сравнение. | |||||||||||||||||||||
31. | Контрольная работа № 2 (I четверть) | |||||||||||||||||||||
32. | Работа над ошибками. Решение задач | -знать/ понимать правило и смысл слов для решения задач на разностное и кратное сравнение | -самостоятельно решать задачи на разностное и кратное сравнение | Пояснять ход решения задачи. Сравнивать задачи на разностное и кратное сравнение, приводить объяснения. | ||||||||||||||||||
33. | Закрепление. Решение задач | |||||||||||||||||||||
34. | Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления | - зависимости между величинами при решении задач; - правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; - таблицу умножения и деления однозначных чисел; - правило нахождения периметра | - выполнять задания контрольной работы | Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов. | ||||||||||||||||||
35. | - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; - рассуждать, анализировать, сравнивать | Обнаруживать и устранять ошибки логического и вычислительного характера, допущенные при решении. | ||||||||||||||||||||
36. | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального | - зависимости между величинами при решении задач
| - решать составные задачи, выполнять схематический чертёж | Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Объяснять выбор действия для решения. | ||||||||||||||||||
Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления | - таблицу умножения и деления однозначных чисел | -уметь заменять сложение умножением; - решать задачи на нахождение произведения; - рассуждать, анализировать | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 -7. Применять знание таблицы умножения при вычислении значений выражений. Выполнять задания творческого и поискового характера. | |||||||||||||||||||
Закрепление. Контроль и учет знаний – 3 часа. Всего (36 часов) | ||||||||||||||||||||||
II четверть ( 28 часов) | ||||||||||||||||||||||
Умножение и деление (продолжение) – 28 часов Величины – 5 часов | ||||||||||||||||||||||
37. | Площадь. Способы сравнения фигур по площади. | - термины: «площадь фигуры»; -единицы измерения площади квадратный сантиметр (см2); - правило вычисления площади прямоугольника (квадрата) | – распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки); | Сравнивать геометрические фигуры по площади. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. | ||||||||||||||||||
38. | Единица площади – квадратный сантиметр. | |||||||||||||||||||||
39. | Площадь прямо-угольника М/д № 3 | |||||||||||||||||||||
40. | Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления. | - таблицу умножения и деления однозначных чисел | -уметь заменять сложение умножением; - решать задачи на нахождение произведения; - рассуждать, анализировать; - решать составные задачи | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. | ||||||||||||||||||
41. | Закрепление. Умножение на 6,7,8. | |||||||||||||||||||||
42. | Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления. С/р № 4 | |||||||||||||||||||||
43. | Единица площади – квадратный дециметр | - термины: «площадь фигуры»; -единицы измерения площади квадратный дециметр(дм2); - правило вычисления площади прямоугольника (квадрата) | – распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки); - различать фигуры «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую; - уметь использовать различные единицы измерения площадей | Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Чертить прямоугольник (квадрат). Решать текстовые задачи арифметическим способом. | ||||||||||||||||||
44. | Закрепление. Сводная таблица умножения | -знать наизусть таблицу умножения и деления однозначных чисел; - связь между умножением и делением | - должны уметь пользоваться изученной математической терминологией | |||||||||||||||||||
45. | Решение задач. Умножение на 1. | - зависимости между величинами при решении задач -правило умножения на 1 | - решать составные задачи, выполнять схематический чертёж | Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия. Составлять план решения задачи, действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. | ||||||||||||||||||
46. | Единица площади – квадратный метр КУС №2 | - термины: «площадь фигуры»; -единицы измерения площади квадратный метр(м2); - правило вычисления площади прямоугольника (квадрата) | – распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки); - различать фигуры «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую; - уметь использовать различные единицы измерения площадей | Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Чертить прямоугольник (квадрат). Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план работы. | ||||||||||||||||||
47. | Умножение на 0. Решение задач. | - зависимости между величинами при решении задач -правило умножения на 0 | -решать простые и составные задачи; -уметь решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий); -выполнять схематический чертёж к задаче; -рассуждать, анализировать, сравнивать | |||||||||||||||||||
48. | Контрольная работа № 3 по теме «Таблица умножения на 7, 8, 9. Площадь» | - зависимости между величинами при решении задач; - правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; - таблицу умножения и деления однозначных чисел; - правило нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата) -приёмы деления числа на то же число и на 1
| - выполнять задания контрольной работы | Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов | ||||||||||||||||||
49. | Работа над ошибками. Деление вида a: a, a: 1. | - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; - рассуждать, анализировать, сравнивать | Обнаруживать и устранять ошибки логического и вычислительного характера, допущенные при решении. | |||||||||||||||||||
50. | Деление нуля на число | - приемы деления нуля на число | - делить нуль на число; - невозможность деления на нуль | Выполнять деление нуля на число, не равное нулю | ||||||||||||||||||
51. | Площадь. Единицы площади. | термины: «площадь фигуры»; -единицы измерения площади: квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр; - правило вычисления площади прямоугольника (квадрата)
| -– вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата); - уметь использовать различные единицы измерения площадей -выполнять вычисления с числами 1, 0 при умножении, уметь выполнять деление числа на это же число; делить нуль на число | Вычислять площадь прямоугольника разными способами. Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0. Выполнять задания творческого и поискового характера. | ||||||||||||||||||
52. | Решение задач | |||||||||||||||||||||
53. | Решение задач С. Р. № 5 | |||||||||||||||||||||
54. | Решение задач в 3 действия | -решение задач на нахождение суммы двух произведений | -уметь решать текстовые задачи арифметическим способом в 3 действия; -выполнять схематический чертёж к задаче; -рассуждать, анализировать, сравнивать | Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов | ||||||||||||||||||
55. | Контрольная работа № 4 по итогам полугодия | - зависимости между величинами при решении задач; - правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; - таблицу умножения и деления однозначных чисел; - правило нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата)
| ||||||||||||||||||||
56. | Работа над ошибками | - уметь обсуждать допущенные в контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; - решать самостоятельно задания подобные данным в контрольной работе; анализировать, сравнивать | Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении выражений и задач. | |||||||||||||||||||
Доли – 2 часа | ||||||||||||||||||||||
57. | Доли. Образование и сравнение долей | - образование, название, запись долей | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; - уметь делить на доли | Находить долю величины и величину по её доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. | ||||||||||||||||||
58. | Решение задач | |||||||||||||||||||||
Геометрический материал – 2 часа | ||||||||||||||||||||||
59. | Круг. Окружность | -термины: «окружность», «круг»; «диаметр окружности круга», «радиус»; - измерение геометрической фигуры | уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной конструкторской деятельности -уметь строить окружность и круг с помощью циркуля | Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. | ||||||||||||||||||
60. | Диаметр окружности (круга) | |||||||||||||||||||||
Величины – 2 часа | ||||||||||||||||||||||
61. | Единицы времени. Год, месяц | -единицы времени, соотношения между ними | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения времени по часам (в часах и минутах) | Описывать явления события с использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события. Анализировать и оценивать результаты работы. | ||||||||||||||||||
62. | Единицы времени. Сутки | -временные последовательности событий | ||||||||||||||||||||
63. | Решение задач | -решать простые и составные задачи; -выполнять схематический чертёж к задаче; -рассуждать, анализировать, сравнивать | ||||||||||||||||||||
Закрепление. Контроль и учёт знаний – 3 часа. Всего (28 часов) | ||||||||||||||||||||||
III четверть (40 часов) | ||||||||||||||||||||||
Внетабличное умножение и деление 27 ч | ||||||||||||||||||||||
64. | Приёмы умножения и деления для случаев вида 20*3, 3*20, 60:3 | - таблицу умножения и деления однозначных чисел; -изученную математическую терминологию; - правила умножения суммы на число разными способами; -переместительное свойство умножения | -уметь записывать выражения и вычислять их значения; -умножать сумму на число разным способом; -умножать однозначное число на двузначное и двузначное на однозначное | Сравнивать способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Работать в паре. | ||||||||||||||||||
65. | Приём деления для случаев вида 80:20 | |||||||||||||||||||||
66. | Умножение суммы на число М/д № 4 | |||||||||||||||||||||
67 | Умножение двузначного числа на однозначное вида 23*4, 4*23 | |||||||||||||||||||||
68 | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. | - зависимости между величинами при решении задач; -знать/понимать решение задач на приведение к единице пропорционального
| - решать составные задачи, выполнять схематический чертёж; -рассуждать; анализировать | Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. | ||||||||||||||||||
69 | Выражение с двумя переменными. Закрепление геометрических знаний. | -изученную математическую терминологию;
| -уметь проверять правильность выполнения вычислений | Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результатов | ||||||||||||||||||
70, 71 | Деление суммы на число | -правило деления суммы на число, каждое слагаемое которой делится на это число; - таблицу умножения и деления однозначных чисел; - знать изученную математическую терминологию; -проверку деления умножением
| - делить сумму на число разными способами и применять их при решении задач; -делить двузначное число на однозначное; -находить делимое и делитель; -классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать; -выполнять проверку деления умножением | Использовать правила деления суммы на число при выполнении внетабличного деления. Сравнивать способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Работать в паре. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления умножение и деление. | ||||||||||||||||||
72 | Деление двузначного числа на однозначное вида 78:2, 69:3 | |||||||||||||||||||||
73 | Связь между числами при делении | |||||||||||||||||||||
74 | Проверка дел-я М/д №5 | |||||||||||||||||||||
75 | Приём деления для случаев вида 87:29,66:22 | |||||||||||||||||||||
76 | Проверка умножения. | |||||||||||||||||||||
Уравнения – 2 часа | ||||||||||||||||||||||
77 | Решение уравнений на основе знания связи между компонентами и результатом умножения и деления С/р № 6 | - название компонентов и результатов действий умножения и деления; - алгоритм решения уравнений. | - решать уравнения, основанный на связи между компонентами и результатами действия умножения и деления; -рассуждать, логически мыслить
| Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Решать задачи арифметическими способами. | ||||||||||||||||||
78 | Решение уравнений | |||||||||||||||||||||
79 | Контрольная работа № 5 | - зависимости между величинами при решении задач; - правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; - таблицу умножения и деления однозначных чисел; - правило нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата); -решение уравнений; -сравнение выражений
| - выполнять задания контрольной работы | Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. | ||||||||||||||||||
80 | Работа над ошибками. | - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; - решать самостоятельно задания подобные данным в к.р.; - рассуждать, анализировать, сравнивать | Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении выражений и задач. | |||||||||||||||||||
Деление с остатком – 7 часов | ||||||||||||||||||||||
81 | Деление с остатком | -приёмы внетабличного умножения и деления; - таблицу умножения и деления однозначных чисел; -знать/понимать, что остаток при делении всегда меньше делителя; - связь деления и умножения при делении с остатком методом подбора | -уметь проверять правильность выполнения вычислений; -делить с остатком опираясь на правила табличного умножения и деления; -делить с остатком методом побора; -классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать; -выполнять проверку деления умножением | Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. | ||||||||||||||||||
82 | Деление с остатком | |||||||||||||||||||||
83 | Деление с остатком | |||||||||||||||||||||
84 | Деление с остатком методом побора С/р № 7 | |||||||||||||||||||||
85 | Решение задач на деление с остатком | |||||||||||||||||||||
86 | Деление меньшего числа на большее | - случаи деления с остатком, когда в частном получается нуль | ||||||||||||||||||||
87 | Проверка деления с остатком | - правило проверки при делении с остатком | ||||||||||||||||||||
88 | Контрольная работа № 6 по теме «Деление с остатком» | - зависимости между величинами при решении задач; - правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; - таблицу умножения и деления однозначных чисел; - внетабличное умножение и деление; -деление с остатком; | - выполнять самостоятельные задания контрольной работы | Оценивать результаты усвоения учебного материала. Анализировать свои действия и управлять ими. | ||||||||||||||||||
89 | Работа над ошибками. Решение задач | - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; - рассуждать, анализировать, сравнивать | Обнаруживать и устранять ошибки логического и вычислительного характера | |||||||||||||||||||
Числа от 1 до 1000 Нумерация – 11 часов | ||||||||||||||||||||||
90 | Устная нумерация чисел в пределах 1000 | -последовательность чисел в пределах 1000; -образование чисел из сотен, десятков, единиц; -название трёхзначных чисел; -приёмы увеличения и уменьшения натурального числа в 10, 100 раз; -десятичный состав трёхзначных чисел; -таблицу сложения и вычитания однозначных чисел; -количество сотен, десятков, единиц в числе | -читать, записывать и сравнивать трёхзначные числа; -решать задачи на кратное сравнение; - представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых; - правильно выполнять вычисления сложения и вычитания на основе десятичного состав трёхзначных чисел; -уметь, сравнивать, рассуждать |
Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы. Читать записи представленные римскими цифрами, на циферблате часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. | ||||||||||||||||||
91 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000 | |||||||||||||||||||||
92 | Разряды счётных единиц К.У.С. № 3 | |||||||||||||||||||||
93 | Увеличение (уменьш-е) числа в 10, 100 раз | |||||||||||||||||||||
94 | Замена числа суммой разрядных слагаемых | |||||||||||||||||||||
95 | Сложение и вычитание на основе десятичного состава трёхзначных чисел С/р №8 | |||||||||||||||||||||
96 | Сравнение трехзначных чисел | |||||||||||||||||||||
97 | Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. | |||||||||||||||||||||
98 | Римские цифры. Обозначение чисел римскими цифрами. | |||||||||||||||||||||
99 | Контрольная работа № 7 (за III четверть) | |||||||||||||||||||||
100 | Работа над ошибками. | Выполнять задания творческого и поискового характера: | ||||||||||||||||||||
Величины – 4 часа | ||||||||||||||||||||||
101 | Единицы массы: килограмм, грамм. | - единицы массы – грамм (г), килограмм (кг) и соотношения между ними; - зависимости между величинами при решении задач | учащиеся должны уметь: | Переводить единицы массы, используя соотношение между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. | ||||||||||||||||||
102 | Решение задач | |||||||||||||||||||||
103 | Решение задач | |||||||||||||||||||||
104 | Решение задач | |||||||||||||||||||||
Закрепление. Контроль и учёт знаний – 3часа. Всего (40 часов) | ||||||||||||||||||||||
IV четверть (32 часа) | ||||||||||||||||||||||
Сложение и вычитание – 7 часов | ||||||||||||||||||||||
105 106 | Приёмы устных вычислений | - последовательность чисел в пределах 1000; -случаи вида 450+30, 620-200; -случаи вида 470+80, 560-90; -случаи вида 260+310, 670-140 | - уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами ; -представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых; - читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000 -уметь самостоятельно вычислять и записывать выражения с многозначными числами | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный способ. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в решении знаний и способов действий. | ||||||||||||||||||
107 | Приёмы устного сложения и вычитания в пределах 1000 | |||||||||||||||||||||
108 | Приёмы устных вычислений М/д № 6 | |||||||||||||||||||||
109 | Приёмы письменных вычислений | |||||||||||||||||||||
110 | Алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел | |||||||||||||||||||||
111 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел | |||||||||||||||||||||
112 | С/р № 9 «Сложение и вычитание» | |||||||||||||||||||||
Геометрический материал – 2 часа | 1 | |||||||||||||||||||||
113 | Виды треугольников: разносторонние и равнобедренные (равносторонние) | - распознавание и изображение геометрических фигур: многоугольников – треугольника, прямоугольника (квадрата) | - уметь распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки); -сравнивать фигуры, уметь различать треугольники по сторонам и по углам | Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных – равносторонние) и называть их. Различать треугольники.. Находить их в более сложных фигурах. Излагать и отстаивать своё мнение | ||||||||||||||||||
114 | Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные, тупоугольные | |||||||||||||||||||||
115 | Контрольная работа № 8 по теме «Приёмы письменных вычислений» | - зависимости между величинами при решении задач; - правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; - таблицу умножения и деления однозначных чисел; -алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел; -сравнение выражений
| - выполнять самостоятельно задания контрольной работы | Анализировать свои действия и управлять ими. | ||||||||||||||||||
116 | Работа над ошибками. | - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; - рассуждать, анализировать, сравнивать | Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера | |||||||||||||||||||
Умножение и деление – 13 часов | ||||||||||||||||||||||
117 | Умножение и деление (приёмы устных вычислений) | - таблицу умножения и деления однозначных чисел; - устные вычисления с числами больше 100, в случаях, сводимых к известным детям устным вычислениям в пределах ста (700 × 3 и др.); - зависимости между величинами при решении задач
| -уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста; - решать составные задачи, выполнять схематический чертёж; -рассуждать, анализировать | Использовать различные приёмы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный способ. | ||||||||||||||||||
118 | Умножение и деление М/д № 7. | |||||||||||||||||||||
119 | Умножение и деление | |||||||||||||||||||||
120 | Закрепление. Приёмы устных вычислений | |||||||||||||||||||||
122 | Приём письменного умножения на однозначное число | -письменные вычисления с натуральными числами; -приём умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд и с переходом через разряд; -алгоритм умножения | -уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное число) | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений | ||||||||||||||||||
123 | Приём письменного умножения | |||||||||||||||||||||
124 | Закрепление. Приём письменного умножения С/р № 10. | |||||||||||||||||||||
125 126 | Приём письменного деления на однозначное число | -приёмы деления трёхзначного числа на однозначное; -алгоритм деления -взаимосвязь между компонентами и результатом умножения, деления; - способы проверки правильности вычислений | -выполнять устно арифметические действия над числами и письменные вычисления (деление многозначных чисел на однозначное) | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений | ||||||||||||||||||
127 | Проверка деления | |||||||||||||||||||||
128 | Закрепление. Приём письменного деления на однозначное число | |||||||||||||||||||||
129 | Закрепление. Решение задач | - зависимости между величинами при решении задач | -решать простые и составные задачи; -уметь решать текстовые задачи арифметическим способом; -выполнять схематический чертёж к задаче; -рассуждать, анализировать, сравнивать | Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Составлять план. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками | ||||||||||||||||||
130 | Контрольная работа № 9 (итоговая) | - зависимости между величинами при решении задач; - правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; - таблицу умножения и деления однозначных чисел; - правило нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата); -сравнение выражений | - выполнять самостоятельные задания контрольной работы | Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов. Анализировать свои действия и управлять ими. | ||||||||||||||||||
131 | Работа над ошибками | - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении; - рассуждать, анализировать, сравнивать | Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении выражений и задач. | |||||||||||||||||||
Итоговое повторение – 4 часа | ||||||||||||||||||||||
132 | Повторение. Игра «Самый умный» | |||||||||||||||||||||
133 | Повторение. Сложение и вычитание | -последовательность чисел в пределах 1000; -таблицу сложения и вычитания однозначных чисел; -алгоритм сложения и вычитания чисел в пределах 1000; -порядок выполнения действий | - выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное) | Применять приемы сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000.
| ||||||||||||||||||
134 | Повторение. Умножение и деление К.У.С. № 4 | - таблицу умножения и деления однозначных чисел | - уметь пользоваться изученной математической терминологией | Применять приемы умножения и деления многозначного числа на однозначное | ||||||||||||||||||
136 | Повторение Нумерация | Рассуждать, анализировать, обобщать изученный материал | ||||||||||||||||||||
Закрепление. Контроль и учёт знаний – 3часа. Всего (32 часа) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по математике УМК"Школа России" 2 класс
Рабочая программа составлена согласно положения школы. Соответствует ФГОС....
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа для 3 класса по математике М.И. Моро УМК "Школа России"...
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 1 класс
Изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучения э...
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по математике входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, авторы Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степ...
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по математике (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....