Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по математике (3 класс)

Каменкова Лилия Рафаиловна

Рабочая программа составлена на основе авторской М. И. Моро и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_3_klass.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

 муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 36

имени генерала А. М. Городнянского г. Смоленска

Рассмотрено                               «Согласовано»                        «Утверждаю»

на заседании ШМО                   Заместитель                             Директор школы

Руководитель ШМО                  директора по УВР                    Барилова Е. А.

      ______Л.Н.Родионенкова                  ______О.Н.Терешкова                 __________

Протокол  № ___    от                                                                        Приказ № ___  от

       «_____» «____» 2013 г.                «____» «____» 2013 г.                    «____» «_____» 2013 г

 

   

Рабочая программа

по  математике

учителя первой категории

Каменковой Лилии Рафаиловны

3 «Б» класс

на  2013- 2014 учебный год

                                                       

                                                                          2013 г.

                                         

                                                              Математика

                                                     Пояснительная записка

      Программа разработана на основе Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования (2009г) с учётом метапредметных  и  внутрипредметных  связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Разработана на основе авторской учебной программы М. И. Моро, М. А. Бантовой и др. «Математика».

     Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

     Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.

     Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, являются основой формирования универсальных учебных действий, способности к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых способов действий, что и составляет основу умения учиться.

     Рабочая программа имеет следующую структуру:

- пояснительная записка, раскрывающая характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;

-требования к уровню подготовки ученика, оканчивающего 3 класс;

-программное и учебно-методическое обеспечение ГОС;        

-основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;

-прохождение программы с указанием количества часов по плану и факту;

-список литературы

                            Общая характеристика учебного предмета

     Курс математики для начальной школы 1-4 классов является частью единого непрерывного курса математики 1-9 классов, который разрабатывается с позиций комплексного развития личности ученика, гуманизации и гуманитаризации математического образования.

        Цели обучения

В результате обучения математике реализуются следующие цели:

  • развитие образного и логического мышления, воображения;
  • формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач,    продолжения образования;
  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

     Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания( умения устанавливать, моделировать, объяснять количественные и пространственные отношения);

-развитие основ логического, знаково-символического, мышления;

-развитие пространственного воображения;

-развитие математической речи;

-формирование системы начальных математических знаний и умений применять их для решения познавательных и практических задач;

-формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

-формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

-развитие познавательных способностей;

-формирование критичности мышления;

-развитие умений обосновывать и отстаивать высказанное суждение, воспринимать суждения других.

       Решение данных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний,

связей математики с окружающей действительностью, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

                                                     Содержание курса

      Курс «Математика»  3 класса формирует у ребенка пространственные и временные ориентиры, знакомит с миром величин, с разными способами отображения и чтения информации и пр. Курс – интегрированный, включает в себя  арифметический, геометрический и алгебраический материал.

       В рабочей  программе по математике в 3 классе содержание обучения представлено  следующими разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией»

       Основу курса математики в 3 классе составляет развитие умений выполнять арифметические действия в пределах 100 на основе табличного умножения и деления, а также приемов внетабличного умножения и деления. Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков вычислений.

     Продолжится изучение нумерации чисел, в частности, в пределах 1000. Учащиеся научатся читать, записывать, сравнивать числа, выполнять арифметические действия с трехзначными числами. На основе знания нумерации учащиеся познакомятся с новыми единицами измерения длины (километр), массы (килограмм).

     Алгебраический материал  представлен в виде буквенных выражений с двумя переменными и простых уравнений.  

     Особое место в программе занимают текстовые задачи. Новым умением для учащихся 3 класса станет составление плана действий для решения задач в три действия. Новые виды задач: «на увеличение (уменьшение числа в несколько раз)», «на кратное сравнение чисел», «на нахождение четвертого пропорционального», «на нахождение доли числа и числа по его доле». Решение текстовых задач позволяет расширить кругозор ребенка, развивать и воспитывать.

      Учащиеся продолжают знакомство с геометрией.  Вводятся такие понятия, как круг; окружность; центр, радиус, диаметр; виды треугольников (разносторонний, равнобедренный, равносторонний; прямоугольный, тупоугольный, остроугольный). Ученики узнают новую величину « площадь», единицы ее измерения, научатся находить площадь прямоугольника.

       В курсе «Математика» предусмотрены задания творческого и поискового характера, организация деятельности моделирования, проектная деятельность, работа со справочным материалом.

     Объем практической части утвержден на заседании ШМО №1 от 30.08.2013 г.

Протокол № 1.

                                          Место предмета в  учебном плане

       Согласно  учебному (образовательному)  плану всего на изучение предмета «Математика» в начальной школе выделяется в 3 классе 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебных недели).

Для реализации рабочей программы на уроках математики используются:

фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и проверочные работы, работа в парах и малых группах, организация практической деятельности. Используются различные методы обучения, такие как частично-поисковые, постановка проблем и др. Применяются разнообразные средства обучения: демонстрационный материал, счетный материал, модели величин, карточки, тесты, таблицы.

                 Планируемые результаты изучения курса

          Личностные результаты:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, творческий подход к выполнению заданий;

- целостное восприятие окружающего мира;

- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

          Регулятивные универсальные учебные действия:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

          Познавательные универсальные учебные действия:

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

         Коммуникативные универсальные учебные действия:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

                                                   Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

 читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 1000;

 применять правила порядка выполнения действий в выражениях в два – три действия (со скобками и без них);

 применять таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;

 выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;

 выполнять проверку вычислений;

 вычислять значения числовых выражений, содержащих два – три действия (со скобками и без них);

 решать задачи в одно – три действия;

 находить площадь и периметр прямоугольника (квадрата);

       узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты.

  Обучающиеся получат возможность научиться:

  ♦   выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.);

♦ выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;

♦ определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки.

♦ формировать речевые математические умения и навыки, высказывать

суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;

♦ выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.

♦ планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;          

♦ осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок.

♦ формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений:

 - табличные случаи умножения и деления,

 - внетабличные вычисления в пределах 100,

 - разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в

выражениях со скобками и без них.

                               Список литературы по реализации программы

          Для учителя:

  1. М.И.Моро и др. Математика. Рабочая программа. 3 класс.

  1. М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В.Степанова. Учебник «Математика».  3 класс. В 2 ч.

  1. С.И. Волкова. Математика. Устные упражнения.

  1. С.И.Волкова. Математика. Проверочные работы.3 класс.

  1. М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.В.Степанова.  Математика. Методическое пособие.

 3 класс.

  1. Смекалка для малышей. Занимательные задачи.

         Для ученика:

  1. М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В.Степанова. Учебник «Математика» 3 класс. В 2 ч.

  1. М.И.Моро, С.И.Волкова. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч.


                                                                            Календарно-тематическое планирование по математике

                                                                                                         для 3 класса 

Дата

Тема урока

Содержание

Предметные УУД

УУД

I четверть (36 часов)

Числа от 1 до 100

Сложение и вычитание (повторение) – 8 ч

1.

Повторение приёмов сложения и вычитания.

- последовательность чисел в пределах 100;

-  отношения «больше на…», «меньше на…» ;

- правила о порядке  выполнения действия в числовых выражениях в 2 действия  (со скобками и без них);

- название компонентов и результатов действий сложения и вычитания

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

- находить сумму и разность чисел в пределах 100;

- находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);

-решать задачи  в 1-2 действия

Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки.

2.

Сложение и вычитание. Задачи в 2 действия.

3.

Выражения с переменной

 М/д № 1                                                                 

                                                                  Решение уравнений – 4 часа

4.

Решение уравнений вида x +20 =36,  

50 + x =72 на основе знания связи чисел при сложении.

- название компонентов и результатов действий сложения и вычитания;

- алгоритм решения уравнений.

 - название компонентов и результатов действий сложения и вычитания;

- алгоритм решения уравнений.

Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании

5,6

Решение уравнений  вида x – 20 = 31,

74 – x = 8    С/р №1

Геометрический материал – 1 час

7.

Обозначение геометрических фигур буквами   

 

- пространственные отношения;

- сравнение предметов по размерам

- написание заглавных латинских букв;

- термин « периметр многоугольника».

- чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;

- уметь строить геометрические фигуры и измерять их стороны;

- находить периметр многоугольника

Обозначать геометрические фигуры буквами.  Находить периметр.

Выполнять задания творческого характера.  

Чертить отрезок на клетчатой бумаге. сравнивать отрезки.

8.

Контрольная работа № 1  (входная)                  

- последовательность чисел в пределах 100;
- таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;

- задачи на разностное сравнение

- выполнять задания контрольной работы

Оценивать результаты усвоения учебного материала.  Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов

9.

Работа над ошибками

- уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении;

Умножение и деление (продолжение) – 15 часов

10.

Конкретный смысл умножения и деления

- учащиеся должны знать/понимать таблицу умножения и деления однозначных чисел;

- отличие чётных и нечётных чисел

-уметь заменять сложение умножением;

- решать задачи на нахождение произведения;

-уметь пользоваться изученной математической терминологией;

- находить чётные и нечётные числа;

Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок

Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.

11.

Связь между умножением и делением

12.

Таблица умножения и деления с числом 2.

13.

Таблица умножения и деления     с числом 3      С/р №2

14.

Связь между величинами: цена, количество, стоимость

- зависимости между величинами, характеризующими процессы купли, продажи; термины: «цена», «количество», «стоимость»

- уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами ( в т.ч.  в виде таблицы)

Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.

Составлять план решения задачи

15.

Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов

- знать/понимать зависимости между величинами: масса 1 предмета, количество, общая масса;

-термины: «масса», «количество», «общая масса»

16.

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок

-  порядок выполнения действий  в числовых выражениях со скобками и без них;

–  уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них);

– проверять правильность выполненных вычислений

17.

Порядок выполнения действий     М/д №2

18.

Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи.

- должны знать/ понимать состав и значение единиц измерения;

- термины: «расход», «количество», «общий расход»

- уметь рассуждать, сравнивать

19.

 Решение задач

20.

 Решение задач

21.

   Порядок действий.

22.

Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления.

 - таблицу умножения и деления однозначных чисел

 - решать задачи на  нахождение произведения;

- применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.  

- воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 -4.

Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план работы.

 Рассуждать, анализировать

23.

Таблица  Пифагора. Закрепление

КУС № 1

Задачи – 9 часов

24, 25

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

 - нахождение числа, которое в несколько раз больше данного;

- знать/понимать смысл слов «больше в … раза»

 - нахождение числа, которое в несколько раз меньше данного;

- знать/понимать смысл слов «меньше в … раза»

 - учащиеся должны уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Сравнивать задачи на разностное и кратное сравнение, приводить объяснения.

Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении.

26.

Задачи на уменьшение числа  в несколько раз.

 - уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

27.

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

С/р № 3

28.

Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления.

 - таблицу умножения и деления однозначных чисел

-уметь заменять сложение умножением;

- решать задачи на  нахождение произведения;

- рассуждать, анализировать

-находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного числа.

Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.

Выполнять задания творческого и поискового характера

29.

Задачи на кратное сравнение чисел.

 - понимать правило, по которому, можно узнать, во сколько раз одно или другое число больше или меньше другого;

- знать /понимать смысл слов «Во сколько раз больше?», «Во сколько раз меньше?»

- решать составные задачи;

-рассуждать, анализировать, сравнивать

Пояснять ход решения задачи.  

Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения.

Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении.

30.

Решение задач на кратное и разностное сравнение.

31.

Контрольная работа № 2    (I четверть)

32.

Работа над ошибками.

Решение задач

-знать/ понимать правило и смысл слов  для решения задач на разностное и кратное сравнение

-самостоятельно решать задачи на разностное и кратное сравнение

Пояснять ход решения задачи.  

Сравнивать задачи на разностное и кратное сравнение, приводить объяснения.

33.

Закрепление. Решение задач

34.

Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления

- зависимости между величинами при решении задач;

- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

 - таблицу умножения и деления однозначных чисел;  

- правило нахождения периметра

- выполнять  задания контрольной  работы  

Оценивать результаты усвоения учебного материала.  Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов.

35.

- уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении;  

- рассуждать, анализировать, сравнивать

Обнаруживать и устранять ошибки логического и вычислительного характера, допущенные при решении.

36.

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального

- зависимости между величинами при решении задач

 

- решать составные  задачи, выполнять схематический чертёж

Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.  

Объяснять выбор действия для решения.

Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления

 - таблицу умножения и деления однозначных чисел

-уметь заменять сложение умножением;

- решать задачи на  нахождение произведения;

- рассуждать, анализировать

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 -7.

Применять знание таблицы умножения при вычислении значений  выражений.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

 Закрепление. Контроль и учет знаний – 3 часа.  Всего (36 часов)

II четверть ( 28 часов)

Умножение и деление (продолжение) – 28 часов

Величины – 5 часов

37.

Площадь. Способы сравнения фигур по площади.

- термины: «площадь фигуры»;

-единицы измерения площади квадратный сантиметр (см2);

- правило вычисления площади прямоугольника (квадрата)

– распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
– вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

Сравнивать геометрические фигуры по площади.

Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации.

38.

Единица площади – квадратный сантиметр.

39.

Площадь прямо-угольника     М/д № 3

40.

Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления.

 - таблицу умножения и деления однозначных чисел

-уметь заменять сложение умножением;

- решать задачи на  нахождение произведения;

- рассуждать, анализировать;

- решать составные задачи

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления.

Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений.

41.

Закрепление. Умножение на 6,7,8.

42.

Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления.

С/р № 4

43.

Единица площади – квадратный дециметр

- термины: «площадь фигуры»;

-единицы измерения площади квадратный дециметр(дм2);

- правило вычисления площади прямоугольника (квадрата)

– распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
– вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

- различать фигуры «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую;

- уметь использовать различные единицы измерения площадей

Сравнивать геометрические фигуры по площади.

Вычислять площадь прямоугольника разными способами.

Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации.

Чертить прямоугольник (квадрат).

Решать текстовые задачи арифметическим способом.

44.

Закрепление. Сводная таблица умножения

-знать наизусть таблицу умножения и деления однозначных чисел;

-  связь между умножением и делением

- должны уметь пользоваться изученной математической терминологией

45.

Решение задач. Умножение на 1.

- зависимости между величинами при решении задач

 -правило умножения на 1

- решать составные  задачи, выполнять схематический чертёж

Решать задачи арифметическими способами.

Объяснять выбор действия.

Составлять план решения задачи, действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану.

46.

Единица площади – квадратный метр

КУС  №2

- термины: «площадь фигуры»;

-единицы измерения площади квадратный метр(м2);

- правило вычисления площади прямоугольника (квадрата)

– распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
– вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

- различать фигуры «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую;

- уметь использовать различные единицы измерения площадей

Сравнивать геометрические фигуры по площади.

Вычислять площадь прямоугольника разными способами.

Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации.

Чертить прямоугольник (квадрат).

  Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план работы.

47.

 Умножение на 0. Решение задач.

- зависимости между величинами при решении задач

-правило умножения на 0

-решать простые и составные задачи;  

-уметь решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий);

-выполнять схематический  чертёж к задаче;

-рассуждать, анализировать, сравнивать

48.

Контрольная работа № 3  по теме «Таблица умножения на 7, 8, 9. Площадь»

- зависимости между величинами при решении задач;

- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

 - таблицу умножения и деления однозначных чисел;  

- правило нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата)

 -приёмы деления числа на то же число и на 1

 

- выполнять  задания контрольной  работы

Оценивать результаты усвоения учебного материала.  Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов

49.

Работа над ошибками.

Деление  вида a: a, a: 1.

- уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении;  

- рассуждать, анализировать, сравнивать

Обнаруживать и устранять ошибки логического и вычислительного характера, допущенные при решении.

50.

Деление нуля на число

- приемы деления нуля на число

- делить нуль на число;

- невозможность деления на нуль

Выполнять деление нуля  на число, не равное нулю

51.

Площадь. Единицы площади.

термины: «площадь фигуры»;

-единицы измерения площади: квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр;

- правило вычисления площади прямоугольника (квадрата)

 

-– вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);  

- уметь использовать различные единицы измерения площадей

-выполнять вычисления с числами 1, 0 при умножении, уметь выполнять деление числа на это же число; делить нуль на число

Вычислять площадь прямоугольника разными способами.

Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0.

  Выполнять задания творческого и поискового характера.

52.

Решение задач

53.

Решение задач

С. Р. № 5

54.

Решение задач в 3 действия

-решение задач на нахождение суммы двух произведений

-уметь решать текстовые задачи арифметическим способом в 3 действия;

-выполнять схематический  чертёж к задаче;

-рассуждать, анализировать, сравнивать

 Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.

Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.  

Решать задачи арифметическими способами.

Объяснять выбор действия для решения.  Оценивать результаты усвоения учебного материала.  Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов

55.

Контрольная работа № 4 по  итогам полугодия

- зависимости между величинами при решении задач;

- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

 - таблицу умножения и деления однозначных чисел;  

- правило нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата)

 

 

56.

Работа над ошибками

- уметь обсуждать допущенные в контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении;

- решать самостоятельно задания подобные данным в контрольной работе; анализировать, сравнивать

Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении выражений и задач.

                                                                                                                    Доли – 2 часа

57.

Доли. Образование и сравнение долей

- образование, название, запись долей

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

- уметь делить на доли

Находить долю величины и величину по её доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

58.

Решение задач

Геометрический материал – 2 часа

59.

Круг. Окружность

-термины: «окружность», «круг»; «диаметр окружности круга», «радиус»;

- измерение геометрической фигуры

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной конструкторской деятельности

-уметь строить окружность и круг с помощью циркуля

 Моделировать различное расположение кругов на плоскости.

Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации.

60.

Диаметр окружности (круга)

Величины – 2 часа

61.

Единицы времени. Год, месяц

-единицы времени, соотношения между ними

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для определения времени по часам (в часах и минутах)

Описывать явления события с использованием величин времени.

Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события.

Анализировать и оценивать результаты работы.

62.

Единицы времени. Сутки

-временные последовательности событий

63.

Решение задач

-решать простые и составные задачи;  

-выполнять схематический  чертёж к задаче;

-рассуждать, анализировать, сравнивать

 Закрепление. Контроль и учёт знаний – 3 часа. Всего (28 часов)

III четверть  (40 часов)

                                                                                  Внетабличное умножение и деление  27 ч

64.

Приёмы умножения и деления для случаев вида 20*3, 3*20, 60:3

- таблицу умножения и деления однозначных чисел;

-изученную математическую терминологию;

- правила умножения суммы на число разными способами;

-переместительное свойство умножения

-уметь записывать выражения и вычислять их значения;

-умножать сумму на число разным способом;

-умножать однозначное число на двузначное и двузначное на однозначное

Сравнивать способы вычислений, выбирать наиболее удобный.

Работать в паре.

65.

Приём деления для случаев вида 80:20

66.

Умножение суммы на число  М/д № 4

67

Умножение двузначного числа  на однозначное вида 23*4, 4*23

68

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.

- зависимости между величинами при решении задач;

-знать/понимать решение задач на приведение к единице пропорционального

 

- решать составные  задачи, выполнять схематический чертёж;

-рассуждать; анализировать

Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе  в табличной форме.

Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.

69

Выражение с двумя переменными. Закрепление геометрических знаний.

-изученную математическую терминологию;

 

 -уметь проверять правильность выполнения вычислений

 Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результатов

70,

71

Деление суммы на число

-правило деления суммы на число, каждое слагаемое которой делится на это число;

 - таблицу умножения и деления однозначных чисел;

- знать изученную математическую терминологию;

-проверку деления умножением

 

- делить сумму на число разными способами и применять их при решении задач;

-делить двузначное число на однозначное;

-находить делимое и делитель;

-классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;

-выполнять проверку деления умножением

Использовать правила деления суммы на число при выполнении внетабличного деления.

Сравнивать способы вычислений, выбирать наиболее удобный.

Работать в паре.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления  умножение и деление.

72

Деление двузначного числа на однозначное вида 78:2, 69:3

73

Связь между числами при делении

74

Проверка дел-я  М/д №5

75

Приём деления для случаев вида 87:29,66:22

76

Проверка умножения.

Уравнения – 2 часа

77

Решение уравнений на основе знания связи между компонентами и результатом умножения и деления     С/р № 6

- название компонентов и результатов действий  умножения и деления;

- алгоритм решения уравнений.

- решать уравнения, основанный на связи между компонентами и результатами действия умножения и деления;

-рассуждать, логически мыслить

 

Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

Решать задачи арифметическими способами.

78

Решение уравнений

79

Контрольная  работа № 5  

- зависимости между величинами при решении задач;

- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

 - таблицу умножения и деления однозначных чисел;  

- правило нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата);

-решение уравнений;

 -сравнение выражений

 

 

- выполнять задания контрольной работы

Оценивать результаты усвоения учебного материала.  Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов

Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.

80

Работа над ошибками.

- уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении;

- решать самостоятельно задания подобные данным в к.р.;

- рассуждать, анализировать, сравнивать

Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении выражений и задач.

Деление с остатком – 7 часов

81

Деление с остатком

-приёмы внетабличного умножения и деления;

- таблицу умножения и деления однозначных чисел;

-знать/понимать, что остаток при делении всегда меньше делителя;

- связь деления и умножения при делении с остатком методом подбора

 -уметь проверять правильность выполнения вычислений;

-делить с остатком опираясь на правила табличного умножения и деления;

-делить с остатком методом побора;

-классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;

-выполнять проверку деления умножением

 Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку.

Решать текстовые задачи  арифметическим способом.

Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами.

82

Деление с остатком

83

Деление с остатком

84

Деление с остатком методом побора

С/р № 7

85

Решение задач на деление с остатком

86

Деление меньшего числа на большее

- случаи деления с остатком, когда в частном получается нуль

87

Проверка деления с остатком

- правило проверки при делении с остатком

88

Контрольная  работа № 6 по теме «Деление с остатком»

- зависимости между величинами при решении задач;

- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

 - таблицу умножения и деления однозначных чисел;  

- внетабличное умножение и деление;

-деление с остатком;

- выполнять самостоятельные задания контрольной работы

Оценивать результаты усвоения учебного материала.

 Анализировать свои действия и управлять ими.

89

Работа над ошибками. Решение задач

- уметь обсуждать допущенные при  контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении;  

- рассуждать, анализировать, сравнивать

Обнаруживать и устранять ошибки логического  и вычислительного характера

Числа от 1 до 1000

Нумерация – 11 часов

90

Устная нумерация чисел в пределах 1000

-последовательность чисел в пределах 1000;

-образование чисел из сотен, десятков, единиц;

-название трёхзначных чисел;

-приёмы увеличения и уменьшения натурального числа в 10, 100 раз;

-десятичный состав трёхзначных чисел;

-таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;

-количество сотен, десятков, единиц в числе

-читать, записывать и сравнивать трёхзначные  числа;

-решать задачи на кратное сравнение;

 - представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

- правильно выполнять вычисления сложения и вычитания на основе десятичного состав трёхзначных чисел;

-уметь, сравнивать, рассуждать

 

Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения.

Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых.

 Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию.

Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы.

Читать записи представленные римскими цифрами, на циферблате часов, в оглавлении книг, в обозначении веков.

91

Письменная нумерация чисел в пределах 1000

92

Разряды счётных единиц

К.У.С. № 3

93

Увеличение (уменьш-е) числа в 10, 100 раз

94

Замена числа суммой разрядных слагаемых

95

Сложение и вычитание на основе десятичного состава трёхзначных чисел            С/р №8

96

Сравнение трехзначных чисел        

97

Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.

98

Римские цифры. Обозначение чисел римскими цифрами.

99

Контрольная работа  № 7    (за III четверть)

100

Работа над ошибками.

Выполнять задания творческого и поискового характера:

Величины – 4 часа

101

Единицы массы: килограмм, грамм.

- единицы массы – грамм (г), килограмм (кг)  и соотношения между ними;

- зависимости между величинами при решении задач

учащиеся должны уметь:
– сравнивать величины по их числовым значениям;
– выражать данные величины в различных единицах;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Переводить  единицы массы,  используя соотношение между ними.

Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

102

Решение задач

103

Решение задач

104

Решение задач

  Закрепление. Контроль и учёт знаний – 3часа. Всего (40 часов)

IV четверть (32 часа)

Сложение и вычитание – 7 часов

105 106

Приёмы устных вычислений

- последовательность чисел в пределах 1000;

-случаи вида 450+30, 620-200;

-случаи вида 470+80, 560-90;

-случаи вида 260+310, 670-140

- уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами ;

-представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000

-уметь самостоятельно вычислять и записывать выражения с многозначными числами

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный способ.

 Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений.

Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в решении знаний и способов действий.

107

Приёмы устного сложения и вычитания

в пределах 1000

108

Приёмы устных вычислений    М/д № 6

109

Приёмы письменных вычислений

110

Алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел

111

Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел

112

С/р № 9  «Сложение и вычитание»

Геометрический материал – 2 часа

1

113

Виды треугольников: разносторонние и равнобедренные (равносторонние)

- распознавание и изображение геометрических фигур: многоугольников – треугольника, прямоугольника (квадрата)

- уметь распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге

с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);

-сравнивать фигуры, уметь различать треугольники по сторонам и по углам

Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных – равносторонние) и называть их.  Различать треугольники.. Находить их в более сложных фигурах. Излагать и отстаивать своё мнение

114

Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные, тупоугольные

115

Контрольная работа № 8 по теме «Приёмы письменных вычислений»

- зависимости между величинами при решении задач;

- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

 - таблицу умножения и деления однозначных чисел;  

-алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел;

 -сравнение выражений

 

 

- выполнять самостоятельно задания контрольной работы

 Анализировать свои действия и управлять ими.

116

Работа над ошибками.

- уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении;

- рассуждать, анализировать, сравнивать

Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера

                                                                                  Умножение и деление – 13 часов

117

Умножение и деление (приёмы устных вычислений)

- таблицу умножения и деления однозначных чисел;

- устные вычисления с числами больше 100, в случаях, сводимых к известным детям устным вычислениям в пределах ста (700 × 3 и др.);

- зависимости между величинами при решении задач

 

-уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;

- решать составные  задачи, выполнять схематический чертёж;

-рассуждать, анализировать

Использовать различные приёмы для устных вычислений.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный способ.

118

Умножение и деление

М/д № 7.

119

Умножение и деление

120

 Закрепление. Приёмы устных вычислений

122

Приём письменного умножения на однозначное число

-письменные вычисления с натуральными числами;

-приём       умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд и с переходом через разряд;

-алгоритм умножения

-уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное число)

Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа  на однозначное  и выполнять эти действия.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений

123

Приём письменного умножения

124

Закрепление.  Приём письменного умножения  С/р № 10.

125 126

Приём письменного деления на однозначное число

-приёмы деления трёхзначного числа на однозначное;

-алгоритм деления

-взаимосвязь между компонентами и результатом умножения, деления;

- способы проверки правильности вычислений

-выполнять устно арифметические действия над числами и письменные вычисления (деление многозначных чисел на однозначное)

  Применять алгоритм письменного деления многозначного числа  на однозначное  и выполнять эти действия. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений

127

Проверка деления

128

Закрепление.  Приём письменного деления на однозначное число

129

Закрепление.  Решение задач

- зависимости между величинами при решении задач

-решать простые и составные задачи;  

-уметь решать текстовые задачи арифметическим способом;

-выполнять схематический  чертёж к задаче;

-рассуждать, анализировать, сравнивать

Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Составлять план.  Сотрудничать со взрослыми и сверстниками

130

Контрольная работа  № 9  (итоговая)

- зависимости между величинами при решении задач;

- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

 - таблицу умножения и деления однозначных чисел;  

 - правило нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата);

-сравнение выражений

- выполнять самостоятельные задания контрольной работы

Оценивать результаты усвоения учебного материала.  Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов.

 Анализировать свои действия и управлять ими.

131

Работа над ошибками

- уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении;

- рассуждать, анализировать, сравнивать

Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении выражений и задач.

Итоговое повторение – 4 часа

132

Повторение. Игра «Самый умный»

133

Повторение. Сложение и вычитание

-последовательность чисел в пределах 1000;

-таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;

-алгоритм сложения и вычитания чисел в пределах 1000;

-порядок выполнения действий

- выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное)

Применять приемы  сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000.

 

134

Повторение.  Умножение и деление

К.У.С. № 4

- таблицу умножения и деления однозначных чисел

- уметь пользоваться изученной математической терминологией

Применять приемы  умножения и деления многозначного числа на однозначное

136

Повторение

Нумерация

Рассуждать, анализировать, обобщать изученный материал

Закрепление. Контроль и учёт знаний – 3часа. Всего (32 часа)

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по математике УМК"Школа России" 2 класс

Рабочая программа составлена согласно положения школы. Соответствует ФГОС....

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа для 3 класса по математике М.И. Моро УМК "Школа России"...

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 1 класс

Изучение математики имеет особое зна­чение в развитии младшего школьника. Приобретенные им зна­ния, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучения э...

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по математике входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, авторы Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степ...

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по математике (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....