Конспект урока по математике 4 класс "Сложение дробей"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Пронина Любовь Алексеевна

Тема: «Сложение дробей»

Цель: 

-показать важное значение математики в жизни человека, ее связь с  профессией- врач.

-формирование умений складывать дроби с одинаковыми знаменателями;

Задачи:

    -повторить понятие дроби, закрепить умение читать и сравнивать дроби;     - тренировать вычислительные навыки, умение решать задачи на нахождение части, целого;

- развивать интерес к разным профессиям; расширять кругозор учащихся;

-закреплять вычислительные навыки в решении примеров и задач;

-развивать логическое мышление, внимание, речь;

-воспитывать уважение к труду профессии- врач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._ur.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сложение дробей»

Цель: 

-показать важное значение математики в жизни человека, ее связь с  профессией- врач.

-формирование умений складывать дроби с одинаковыми знаменателями;

Задачи:

    -повторить понятие дроби, закрепить умение читать и сравнивать дроби;     - тренировать вычислительные навыки, умение решать задачи на нахождение части, целого;

- развивать интерес к разным профессиям; расширять кругозор учащихся;

-закреплять вычислительные навыки в решении примеров и задач;

-развивать логическое мышление, внимание, речь;

-воспитывать уважение к труду профессии- врач.

Ход урока

1. Подготовительная работа.

2. Организационный момент.

I. Рассказ учителя о значении математики в жизни человека.

Очень часто можно услышать такие высказывания : «Зачем нужно изучать математику, решать задачи. Научились считать, этого достаточно».

Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что просто не замечаем ее. А ведь с математики начинается все. Ребенок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет, не может выговорить слово “математика”, а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету кубиков, игрушек.

Занятия математикой, решение математических задач развивает личность, делает  ее целеустремленнее, активнее, самостоятельнее.

Математика – сложная наука, но ее понимание очень важно для вашего обучения, развития и для вашей будущей профессии.

3. Актуализация знаний.

Во 2 классе мы работали над проектом «Все профессии важны» и познакомились с  различными профессиями. Создали книгу «Истории профессий». Сегодня более подробно мы познакомимся с одной из них. А  какой, узнаете сами.

Цепочка примеров.

Почему в конце цепочки получилось  дробное число? ( Число 3 не делится на 5, так как 3 меньше 5 , а частное 3:5 можно записать в виде дроби 3/5)

- Расскажите всё, что вы знаете про дробь 3/5? ( Знаменатель дроби равен 5, он обозначает, что единицу разделили на 5 равных частей. Числитель 3 обозначает, что взяли 3 части из 5)

-Назовите дробь большую чем 3/5 (4/5)

-Назовите дробь меньшую, чем 3/5 ( 2/5, 1/5)

– Что вы умеете делать с дробными числами? (читать, сравнивать, находить число по дроби, дробь от числа)

- Расположите данные дроби в порядке убывания.

-Что это значит?

_Что вы заметили? (одинаковые числители)

10/11, 10/12, 10/23, 10/37  (врач)

- А как вы узнали, что дроби надо было так расположить?

Сделайте вывод: Если у дроби равные числители и разные знаменатели, то больше будет та дробь, у которой знаменатель меньше.

-С какой профессией мы сегодня познакомимся  подробно? (с врачом)

_Расположите данные дроби в порядке возрастания и узнаете  имя первого выдающегося врача в древности.

1/13, 2/13, 3/13, 4/13, 5/13, 7/13, 8/13, 11/13, 13/13

Сделайте вывод: Если у дроби равные знаменатели и разные числители, то больше будет та дробь, у которой числитель больше. Вывесить на доске алгоритм.

 (Гиппократ) Профессия врача  одна из наиболее древних профессий. 1 выдающимся врачом был Гиппократ. Вошел в историю как «Отец медицины». Все врачи дают клятву Гиппократа о том, что врач везде и во всем должен помогать людям.

Задачи.

_Всего 51 медицинское учреждение. Из них 1/3 находится в  Лобне.  Сколько медицинских учреждений находится в Лобне?  (51:3=17) В Лобне 17 мед. организаций.

-Как найти часть  от числа?  (Нужно число разделить на знаменатель и умножить на числитель)

-Существует множество различных болезней. Одному врачу не разобраться во всех заболеваниях, поэтому в поликлинике  работают врачи –специалисты.

Сколько врачей в городской Лобненской больнице, если 1/6 часть составляет 8 врачей. (8*6=48)

– Как найти число по его части? (нужно его долю умножить на знаменатель)

_Сегодня мы посетим некоторых  врачей из нашей поликлиники. Каждый из вас сможет открыть дверь в любой кабинет, но прежде, чем это сделать, вспомним правила поведения в общественных местах(постучаться, поздороваться, вежливо спросить разрешения войти)

Итак, начинаем наше путешествие. Вы знаете, чтобы попасть к врачу, нужно  записаться в регистратуре, взять талон.

4.Постановка учебной задачи.

В регистратуре один регистратор принял 2/7 пациентов, а второй 3/7. Сколько всего пациентов было принято?  Что нужно сделать? ( сложить числа)

- Сложите. Сколько получилось?

-Почему ответы разные? ( не знаем как правильно складывать дроби)

-Так какая же тема урока?  Сложение дробей

-Чему должны научиться? (складывать дроби с одинаковыми знаменателями) К задаче мы ещё вернемся.

5. Работа над новым материалом.

- Давайте практически попробуем выяснить как складывать дроби.

Разделим круг  на 8 частей.

Сначала закрасим  2/8

Теперь закрасим 3/8

-Какая часть круга закрашена? ( 5/8)

-Как получили дробь 5/8? ( сложили числители)

-Изменился ли знаменатель? ( нет)

-Сделайте вывод: как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

(Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить числители, а знаменатель оставить тот же )

-Вернёмся к задаче. Решите. (5/7) Составим алгоритм сложения дробей. Запишем его буквенным выражением.(а/n +b/n=a+b/n

 В регистратуре мы получили талоны.

-Идем на прием к врачу, только не как пациенты, а как гости.

-Итак, какой врач находится в кабинете №1?

6. Первичное закрепление. 

Итак, 1 дверь.

Этoт вpaч нe пpocтo дoктop,

Лeчит людям oн глaзa,

Дaжe ecли видишь плoxo,

Paзглядишь ты вcё в oчкax.

Разгадка: Oкyлиcт .Офтальмолог

Чтобы к нему попасть выполним задание.

(В уч.) с.7 №1, №2 Достаньте талон.

Итак открываем двери. (Прочитаем хором специализации врачей)

_ Немного истории.

1 уч. Рассказывает и показывает приборы.( таблицы, лобный рефлектор)

_Офтальмолог оставил памятку «Как сохранить зрение» Давайте посмотрим, какие нужно соблюдать правила.

Оздоровительная минутка. Игра «Полезно-вредно».

     Если учитель называет полезное для организма действие – дети встают и поднимают вверх руки, если вредное – присаживаются.

1.- Читать лежа.

3.- Смотреть на яркий свет

2.- Читать при хорошем освещении.

5- Смотреть близко телевизор

4.- Промывать по утрам глаза.

7.- Тереть глаза грязными руками.

6.А ещё надо делать гимнастику для глаз.

 Гимнастика для глаз.

2 дверь.

-Итак, какой врач находится в кабинете №2?

Бормашины слышен звук —
Снова кто-то лечит зуб.
Хоть процесс леченья долог,
Боль облегчит... (Стоматолог)

Чтобы к нему попасть, выполним след. задание. в уч)с. 7 №3, №4. Достаньте талон.

Итак открываем двери. (Прочитаем хором специализации врачей)

_ Немного истории.

 1 уч. рассказывает. Стоматолог оставил памятку

«Какие правила нужно соблюдать, чтобы улыбка наша была красивой».

  1. Чистите зубы не менее двух раз в день.
  2.  Зубы нужно чистить регулярно и правильно. 
  3.  После еды пользуйтесь зубочистками. Пользуйтесь зубной нитью.
  4. Каждые полгода нужно проверяться у стоматолога.
  5. Уделяйте внимание правильному выбору щетки и пасты для ухода за зубами.

3 дверь.

-Итак, какой врач находится в кабинете №3?

Этот доктор удалит
Мне легко аппендицит.
Скальпель – лучший его друг,
Кто же доктор тот? … (хирург.)

Чтобы к нему попасть,  выполним работу на карточках. Достаньте талон. Итак открываем двери. (Прочитаем хором специализации врачей)

_ Немного истории.

 1 уч. рассказывает. Хирург оставил памятку

«Какие правила нужно соблюдать, чтобы не попасть к хирургу?»

Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

Правильно сидеть за партой, не горбиться.

При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз.

Стоять и выполнять различную работу с максимально выпрямленной спиной.

Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

Физ. Мин.

          4 дверь.

-Итак, какой врач находится в кабинете №4?

Если вдруг стреляет в ухо

Что же делать? Не вопрос.

Лечит все болезни слуха

Доктор «ухо-горло-нос» (лор)

-Как по другому называют этого врача?

(отоларинголог). Но это название очень сложное, поэтому чаще этого врача называют ЛОР . 

-Чтобы к нему попасть нужно решить задачу.

Школьники пошли на медицинский осмотр в 9 часов. Дорога до больницы и обратно заняла 45 минут, осмотр врачей – 1час 15 мин. Когда школьники возвратились домой? Достаньте талон.

Итак открываем двери. (Прочитаем хором специализации врачей)

_ Немного истории.

          Давай выясним, кто же такой ЛОР и что же он лечит? 1уч. рассказывает. Берем талон к врачу.

_Какие правила нужно соблюдать, чтобы  горло, ухо и нос не болели?

Вот какие меры следует ввести в привычку:

  1. Своевременно лечите ЛОР-заболевания. 
  2.  Избегайте шумных мест. 
  3.  Для профилактики нарушений слуха, пользуйтесь средствами защиты от шума. 
  4.  Не злоупотребляйте наушниками. 
  5.  Держите уровень громкости насколько возможно низким. 
  6.  Избегайте попадания в ушной проход инородных тел. 
  7. Работа над пройденным материалом.

Первый врач, к которому мы обращаемся за помощью это терапевт.

Он осматривает (измеряет давление, проверяет пульс)и направляет уже к другим врачам.

Чтобы узнать каким  должно быть нормальное давление  у человека, мы решим уравнение. (1 число, которое мы найдем, нам покажет верхнее давление, 2 нижнее)

68040:(40+х)=567

40+х=68040:567

40+х=120

Х=120-40

Х=80

Кровяное давление – сила давления крови на стенки кровеносных сосудов.
Показатель сугубо индивидуальный и находится в зависимости от многих факторов. И, тем не менее, существует определенная  медицинская норма.
 Однако нужно помнить, что показатели могут меняться. Зависит это, например, от времени суток, а также возраста человека.  Показатели верхнего систолического давления напрямую зависят от частоты сокращений сердца и силы этих сокращений. 
Нижнее значение в показателях АД указывает на диастолическое давление: минимальное давление в момент расслабления сердечной мышцы.

(Показать прибор Тонометр)

_Как мы чувствуем, что сердце работает? По стуку. Когда сердце выталкивает кровь в сосуды, раздаются глухие удары-толчки. Это пульс.

-Узнаем какой должен быть пульс?

В аптеку привезли 2 партии лекарств. 1 партия 800 упаковок. Из них 15% упаковок с  антибиотиками, 2 партия 600 упаковок . Из них 10%  упаковок с антибиотиками. В какой партии упаковок с  антибиотиками содержится больше и на сколько?

 (800:100*15= 120(уп.)

600:100 *10=60(уп.)

120-60=60(уп)

Числовой показатель нам покажет каким должен быть пульс.

Пульс у взрослых 60-70 ударов в мин., у ребенка 90. У детей сердце сокращается чаще. Когда мы устали, организму нужно больше крови, поэтому биение ускоряется. Если спокойны, мы тратим меньше энергии, сердце бьется медленнее.
8. Итог.

_Чему мы научились сегодня? (складывать дроби)

-Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями? (Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить числители, а знаменатель оставить тот же )

-С какой профессией мы познакомились более подробно?

Такая работа подразумевает  огромную   ответственность. Если  врач  допустит  хоть одну  ошибку , эта   ошибка  может  стоить  жизни  человека. Чтобы стать врачом, нужно быть умным, старательным, собранным, сдержанным,  вежливым, милосердным и,    главное, добросовестным! Нужны глубокие знания и твёрдые навыки.  Будьте здоровы, спасибо за урок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Вычитание дробей"

Конспект урока по математике "Вычитание дробей". Математика. Л.Г.Петерсон...

Использование личностного опыта ребенка при освоении темы сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем. (Конспект урока по математике в 4 классе по программе Л.Г. Петерсон

Использование личностного опыта ребенка  при  освоении темы сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем. (Конспект урока  по математике в 4 классе по программе Л.Г. ...

Конспект урока по математике 4 класс "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"

"Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" .Математика, 4 класспроблемно-диалогическое обучение...

Конспект урока по математике. "Измерения и дроби" УМК Перспектива. 4 класс

Автор УМК  _____ Л.Г. Петерсон Тема урока ___ Измерения и дробиТип урока____урок изучения нового материала Цель урока: познакомиться с понятием дроби как числа, которое выражает часть е...

Конспект урока по математике по теме «Дробь и её компоненты» 4 класс

Конспект урока по математике по теме "Дробь и её компоненты"  составлен по требованиям ФГОС. В процессе урока у детей формируются представления о дробях,о принципе записи их, чтения, сравнения. В...

Конспект урока по математике по теме «Дробь и её компоненты» 4 класс

Конспект урока по математике по теме "Дробь и её компоненты"  составлен по требованиям ФГОС. В процессе урока у детей формируются представления о дробях,о принципе записи их, чтения, сравнения. В...

Конспект урока по математике "Доли. Дроби."

Конспект урока по математике "Доли. Дроби." в соответсвии с ФГОС...