Открытый урок на конкурс учительгода по математике в 4 классе по УМК Планета знаний-конспект
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Судакова Ирина Борисовна

Технологичекая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 4-м классе "Что изучает геометрия". УМК "Планета знаний"

Цель: расширить представления обучающихся о геометрических фигурах.

Задачи:

  • дать понятия “пространственная” и “плоская” геометрическая фигура;
  • показать возможность изображения пространственной фигуры на листе при помощи плоской геометрической фигуры;
  • определить области использования геометрических фигур человеком.
  • развивать умение решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения.

Формировать УУД:

Предметные:

  • различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры, объяснять смысл науки геометрии на доступном уровне.

Личностные:

  • восприятие математики как части общечеловеческой культуры.
  • умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности 

Метапредметные:

  • умение оформлять свою мысль в устной форме; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;  устанавливать очередность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычислений); объединять полученные результаты. (Коммуникативные УУД);
  •  извлекать существенную информацию из текста, иллюстрации, строить логически высказывания, аргументировать свои действия; самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи.   (Регулятивные УУД);
  •  умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;  классифицировать геометрический материал; выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (планирование затрать, расхода материалов). (Познавательные УУД).

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

окружающий мир

технология

Фронтальная работа, работа в парах, метод поиска

Информационные (учебник)

Технические (интерактивная доска, проектор, ноутбук)

Демонстрационные (Презентации ppt ,раздаточный материал для работы в парах; в группах, наборы плоских геометрических фигур на каждой парте).


Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

На уроке математики приветствуется ваша активность, работоспособность, смекалка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелайте друг другу успехов и хорошего настроения.

Эмоционально настраиваю на учебную деятельность.

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге.

Осознанный переход обучающихся из внеурочной жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

II. Постановка цели и темы урока

Слайды 1-3

Эмоционально настраиваю на учебную деятельность. Ставлю проблемную задачу.

- В огромном мире математики есть очень интересная страна с красивым названием…

Страну мы сможем расшифровать, если будем верно считать.( устный счёт)

Вы не просто расшифровали слово, вы тему урока сейчас узнали. СЛАЙД 1

О чём же пойдёт речь сегодня на урок?( о геометрических фигурах)СЛАЙД 2

-Сегодня мы будем говорить о том, что изучает наука геометрия. Геометрия –одна из самых древних наук. Она возникла очень давно, ещё до нашей эры. В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие». «Гео»- земля, «метрио»- мерить .Зарождение, геометрии связано с различными измерительными работами , которые приходилось выполнять людям при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий. В результате появились и накапливались различные правила. Геометрия возникла на основе практической деятельности людей. В дальнейшем геометрия  сформировалась как самостоятельная наука, занимающаяся изучением…

-Вот сегодня на уроке мы с вами постараемся выяснить, чем же занимается наука-геометрия и какую роль она играет в нашей жизни.( на доске карточка с вопросом.)    

Слушают учителя. Высказывают предположения, формулируют тему.

Познавательные

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

III. Актуализация знаний.

Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

Создаю проблемную ситуацию.

Организую фронтальную работу по работе в тетради.

-Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

А сейчас я предлагаю вам в тетради изобразить геометрические фигуры, с которыми вы уже встречались на уроке математики. СЛАЙД 3

Выполняют задание. Вспоминают и чертят геометрические фигуры, с которыми встречались уже на уроке математики.( точка, прямая, отрезок, луч, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник). Называют фигуры, после того, как начертят.

Регулятивные

Определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено Познавательные

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

IV. Усвоение новых знаний.

Создание проблемной ситуации.

-Разделите изображённые фигуры на 2 группы.( наборы на столе)

-По какому признаку вы разделили фигуры на группы. ( плоские и объёмные)

- Те фигуры, которые имеют объём занимают некоторое место в пространстве, называются пространственными геометрическими фигурами.

Их можно изготовить из дерева, глины, металла, камня, остальные фигуры – плоские.( дать названия геометрическим фигурам) СЛАЙД 4

- Приведите примеры, какие предметы вокруг нас имеют форму пространственных геометрических фигур.( спичечный коробок-параллелепипед, бокал-цилиндр, воронка-конус и т.д.)СЛАЙД 5

-Доказательством того, что геометрия древняя наука являются многочисленные постройки СЛАЙД 6, например : Египетские пирамиды.

-Форму какой пространственной геометрической фигуры они имеют?( пирамида, конус)СЛАЙД 7

-Посмотрите на фотографию Кремля, какие пространственные фигуры вы могли бы здесь выделить? ( пирамида, конус, полусфера). СЛАЙД 8,9,10,11 Художники часто  в своём творчестве использовали геометрические фигуры. Знаменитый «Квадрат» Казимира Малевича яркое тому подтверждение.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы

Запоминают названия новых слов. Приводят примеры из жизни.

Работают с набором геометрических фигур.

Регулятивные

Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы

Личностные Восприятие математики как части общечеловеческой культуры

Познавательные

Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;  классифицировать геометрический материал

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Коммуникативные

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

V.

Физминутка

- Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Поднимитесь на носочках

Ровно столько раз

Сколько пальцев на руках у вас!

1-2-3-4-5 – топаем ногами,

1-2-3-4-5 – хлопаем руками,

1-2-3-4-5 – покрутились, повертелись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем , поморгаем

И работать продолжаем.

Выполняют упражнения

VI. Закрепление.

Задания в группах

Организую работу с учебником.

 – Мы сказали, что геометрические фигуры используются в строительстве. Чтобы построить дом, нужно выполнить чертёж. Какие свойства геометрических фигур должны учитывать архитекторы, конструкторы? СЛАЙД 12

Квадрат –имеет 4 стороны и 4 угла, все стороны равны, все углы одинаковы и равны 90, диагонали пересекаются и в точке пересечения делятся пополам.

Прямоугольник-имеет 4 стороны и 4 угла, все углы одинаковые, противоположные стороны равны, диагонали пересекаются и в точке пересечения делятся пополам.

Треугольник –имеет 3 угла и 3 стороны.

Организую работу в группах с раздаточным материалом и последующим отчетом о работе группы .

-Где ещё встречается геометрия, выясним, выполнив следующее задание. Представьте, что вам нужно купить материалы для ремонта одной комнаты в доме. Нужно купить линолеум и плинтуса, потолок оклеить потолочной плиткой и наклеить обои на одну стену.

– Какой пространственной геометрической фигурой можно изобразить комнату? (параллелепипед).

– Какую форму будут иметь грани параллелепипеда? (форму прямоугольника).

Площадь комнаты 48 квадратных метров. Какую длину и ширину может иметь эта комната? (1 м и 48 м; 12 м и 4 м; 6 м и 8 м). Работать будем по группам. СЛАЙД 13

Проверяю работу групп.

– На какие свойства геометрических фигур вы опирались при решении задач? Пригодилась нам геометрия при выполнении расчётов?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои  предположения.

Работают по группам.

1 группа – застелить полы линолеумом, укрепить его плинтусами, причём 1 квадратный метр линолеума стоит 300 рублей, 1 метр плинтусов – 40 рублей. Сколько денег вы потратите на покупку необходимых материалов?

2 группа – вам нужно купить потолочную плитку, которая имеет форму квадрата со стороной 2 метра и стоит 200 рублей. Какая сумма вам нужна?

3 и 4 группы – должны купить обои для оклейки одной стены. Высота стены 2м, длина стены без учёта окна 8 метров. 1 рулон обоев занимает площадь 4 квадратных метра и стоит 600 рублей. Сколько денег вы потратите?

5 группа – должна купить обои для оклейки другой стены. Высота стены 2м, длина 6м.  1 рулон обоев занимает площадь 4 квадратных метра и стоит 600 рублей. Сколько денег вы потратите?

Регулятивные.

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Познавательные

Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, подведение под понятие

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

Умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные

Умение перерабатывать полученную информацию: выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями Регулятивные

Извлекать существенную информацию из текста, иллюстрации, строить логически высказывания, аргументировать свои действия; самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи

Коммуникативные

Умение оформлять свою мысль в устной форме; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;  устанавливать очередность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычислений); объединять полученные результаты.

 

VII.Работа с учебником.

Организую самостоятельную работу учащихся. Дифференцированный выбор заданий.

Стр. 107 № 7 по выбору учащихся.

Регулятивные

Определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.

VIII. Творческая мастерская

Организую работу творческих мастерских. СЛАЙД 14

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите, каких животных вы здесь видите?( кошка с котёнком)

- Из каких геометрических фигур выполнена работа?

-А сейчас я вам предлагаю отправиться в творческую мастерскую. В конвертах у вас геометрические фигуры, работая в парах я предлагаю вам составить из них этих животных и наклеить их на лист бумаги.

Строят из фигур животных и наклеивают на лист бумаги. Затем работы вывешиваются на доску.

Коммуникативные

Умение оформлять свою мысль в устной форме; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;  устанавливать очередность действий; объединять полученные результаты.

IX. Итог.

 Х. Рефлексия.

ХI. Домашнее задание.

-Завершается урок.

Он пошёл ребятам впрок? ( да)

Постарались всё понять? ( да)

Учились тайны открывать?  ( да)

Ответы полные давали? ( да)

На уроке не зевали? ( нет)

- На какой же вопрос мы должны были ответить вначале урока?

-Что же изучает ГЕОМЕТРИЯ?  ( геометрические фигуры) СЛАЙД 15

- Где же встречается ГЕОМЕТРИЯ?

- А сформулировать своё мнение об уроке вам помогут следующие фразы:

- Я узнал…

- Я увидел…

- Я сначала испугался, а потом…

- Я заметил, что…

- Я сейчас слушаю и думаю…

- Я довольна вашей работой на уроке .( особенно…)

-Без помощи и поддержки друг друга мы не смогли бы достичь цели. Молодцы! Всем спасибо за понимание и активность!

- А домашнее задание вам будет такое: составить кроссворд, используя названия геометрических фигур.

- На память о нашем уроке я хочу подарить вам ёлочку, ведь скоро замечательный праздник, всеми нами любимый Новый год. А вам предлагаю украсить эту ёлочку игрушками.

Личностные

Восприятие математики как части общечеловеческой культуры.

Умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности 

Регулятивные.

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК «Планета знаний» Конспект урока русского языка в 1-м классе. Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова"

УМК «Планета знаний»Конспект урока русского языка в 1-м классе.Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова" Цель: формирование орфографической зоркости обучающихся с опорой на пра...

самоанализ открытого урока к конкурсу "Учитель Года 2017" по чтению 2 класс " Обобщающий урок по теме " Братья наши меньшие" "

Самоанализ открытого урока содержит цели и задачи, поставленные учителем; приемы и методы, использованные  на уроке...

Открытый урок по окружающему миру "Органы чувств", 3 класс УМК "Планета Знаний"

Урок построен в соответствии с ФГОС с использованием такой современной технологии, как проблемное обучение. В ходе исследования учащиеся определяют значение всех органов чувств человека, узнают интере...