Урок математики в 3 классе по теме "Вычисление площади прямоугольника"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Баданина Татьяна Александровна

Технологическая карта урока открытия новых знаний по теме "Вычисление площади прямоугольника" (УМК "Перспективная начальная школа"). 16 урок в теме «Площадь. Единицы измерения площади». Цель урока: формирование умения вычислять площадь прямоугольника с помощью формулы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Учитель: Баданина Татьяна Александровна

Предмет: математика

УМК: «Перспективная начальная школа»

Класс: 3

Тема урока: Вычисление площади прямоугольника

Тип урока: открытие новых знаний

Место урока в теме: 16 урок в теме «Площадь. Единицы измерения площади»

Базовый учебник: «Математика» 3 кл., часть 2, авт. А. Л. Чекин — М.: Академкнига/учебник, 2013

Оборудование:  учебник, «Листы исследователя», деревянный метр, складной метр, карточки с заданиями, оценочные листы.

Цель (для учителя)

Цели (для обучающихся)

Планируемый результат

Критерии оценки

Формирование умения  вычислять площадь прямоугольника  с помощью формулы

Познакомиться с формулой вычисления площади прямоугольника, учиться ее применять.

Предметные: знать и применять формулу вычисления площади прямоугольника.

Метапредметные:

Познавательные: -смысловое чтение  текста, извлечение информации в соответствии с целью; анализ и преобразование информации;

-постановка проблемы, выдвижение гипотезы, проведение измерений, построение логической цепи рассуждений;

-моделирование;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, строить логическую цепь рассуждений, аргументировать свое мнение; умение работать в паре.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;уметь планировать и контролировать свою работу; оценивать свои достижения на уроке; корректировать свои действия в зависимости от возникающей на уроке проблемы

Умение применять формулу для вычисления площади прямоугольника

Задачи (для учителя)

Задачи (для обучающихся)

1) Познакомить с формулой и алгоритмом вычисления площади прямоугольника

2) Учить применять формулу на практике

3) Развивать мыслительные операции

4) Организовать контроль и оценку по критериям.

1) Узнать формулу вычисления площади прямоугольника.

2) Построить алгоритм вычисления площади.

3) Учиться применять формулу и алгоритм при выполнении практических заданий.

4) Оценить приобретенные умения.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный

- Будем учиться полученные на уроках знания  по теме «Площадь»  использовать в жизни.                                    

Упражнения для улучшения мозговой деятельности

- Желаю сегодня на уроке «заработать извилину».

Настраивает на работу.

Показывает упражнения

Выполняют упражнения для улучшения мозговой деятельности

Личностные: смыслообразование

Определение темы урока  через проблемный вопрос.

Работа с «Листом исследователя» (Приложение 1)

-Прочитайте, какую проблему нужно решить в течение нескольких уроков.

Проблема: Сколько банок краски нужно, чтобы покрасить пол  в нашем классе?

-Ваши предложения по решению этой проблемы.

-Определите, какие предложения наиболее подходят для решения проблемы? Что можно сделать в первую очередь?

-Я согласна с вашим предложением найти площадь класса. Давайте запишем это решение.

-Какую форму имеет наш класс?

-Какими способами можно узнать площадь прямоугольника?

-Каким из этих способов удобнее найти площадь класса?

-Определите тему урока. (фиксируется на доске)

-Что значит слово «вычисление»?

-Какое математическое действие будем использовать для вычисления площади?

-Значит, какие знания пригодятся?

Организует обсуждение проблемы.

Предложения учащиеся записывают на Листе.

Подводит учащихся к выбору первого шага решения проблемы: найти площадь класса прямоугольной формы.

Подводит к теме урока.

Помогает точно сформулировать тему урока: Вычисление площади прямоугольника

Обдумывают поставленную задачу, выдвигают свои предложения по решению проблемы, выбирают наиболее целесообразные.

Учащиеся делают запись в «Листе исследователя»

Повторяют способы определения площади: разбить на единичные квадраты,с помощью палетки, длину умножить на ширину.

С помощью учителя определяют тему урока.

Объясняют значение слова.

Познавательные, общеучебные: самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблемы поискового характера.

Логические: выдвижение гипотез

Коммуникативные

развитие монологической речи.

Целеполагание

Постановка задач  (планирование деятельности по достижению цели)

-Сформулируйте цель урока (фиксируется  на доске).

-Определите конечный результат работы на уроке.

-Посмотрите, по какому плану мы будем работать, чтобы достигнуть этого результата.

1) Узнать формулу вычисления площади прямоугольника.

2) Построить алгоритм вычисления площади.

3) Учиться применять формулу и алгоритм при выполнении практических заданий.

4) Оценить приобретенные умения.

-Какие слова вам не понятны?

Работа с «Листом исследователя»:

-Прочитайте определение слова «формула» (это комбинация математических знаков, выражающая какое-нибудь утверждение). Какие знаки используются в математике? Каким словом можно заменить слово «комбинация»?

К этому определению мы еще вернемся.

Уточняет цель: познакомиться с формулой вычисления площади прямоугольника, учиться ее применять.

Знакомит с задачами урока.

Организует языковой анализ терминов «формула» и «алгоритм»

Формулируют цель с помощью учителя, определяют конечный результат: знать и применять формулу вычисления площади прямоугольника.

Принимают план по достижению цели.

 Участвуют в анализе  определения слова «формула».

Регулятивные: принятие и сохранение цели; постановка учебных задач в совместной с учителем деятельности;

планирование

Познавательные, коммуникативные

анализ информации, аргументация собственного мнения.

Открытие нового знания

Работа по учебнику, стр. 93-94

-В содержании найдите тему урока.

№276

- Когда используем вычисления, чтобы найти площадь?

-Какое утверждение сказала Маша?

Обратите внимание, как надо оформлять запись вычисления площади. В каких единицах измеряется длина и ширина? А площадь?

- В тетради вычислите площадь бассейна по образцу в учебнике.

№277

Знакомство с формулой.

- Вернемся к определению слова «формула»: какие математические знаки использованы? Какое утверждение выражает формула?

Письменное выполнение задания с показом образца выполнения на доске и дальнейшим комментированием.

Вывод: выполнили первую задачу?

Организует беседу по материалу номера 276.

Помогает осмыслить определение термина «формула» на конкретном примере.

Показывает образец оформления записи. Организует коллективное комментирование

Осмысливают новый материал.

Выполняют задание в тетради по образцу.

Выполняют задание в тетради,

комментируют

выполнение задания по образцу.

Делают вывод по выполнению первого пункта плана.

Познавательные общеучебные: поиск информации. Анализ и интерпретация информации, ее преобразование.

Коммуникативные владение диалоговой формой коммуникации; построение монологических высказываний

Регулятивные:  выполнение плана; самоконтроль

Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Работа в группах (парах).

Задания для пар:

1. Вычислить площадь парты.

2. Вычислить площадь пола класса.

3. Вычислить  площадь прямоугольника, начерченного на миллиметровой бумаге.

- Обсудите в паре и постройте алгоритм (план) выполнения задания.

Обсуждение предложенных планов.

Выведение общего алгоритма:

1. Измерить длину a

2. Измерить ширину b

3. Вспомнить  и записать формулу нахождения площади. S=a*b

4. Применить формулу (подставить полученные числа в формулу и выполнить вычисления)

Вывод: можно сказать, что мы выполнили вторую задачу?

- В каких единицах удобнее измерять длину и ширину парты, пола и прямоугольника?

Практическая  работа с опорой на алгоритм

Вывод: выполнили третью задачу?

-Запишем  результаты измерений пола и полученное значение площади в «Лист исследователя»

Организует работу в парах.

Организует коллективное обсуждение, обмен мнениями

Обсуждают  в паре алгоритм.

Сверяют его с образцом (на обратной стороне карточки с заданием).

Делают вывод по выполнению второго пункта плана.

Выполняют задание по алгоритму: с помощью чертежных инструментов выполняют измерения.

Познавательные, общеучебные: самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблемы поискового характера.

Коммуникативные учебное сотрудничество со сверстником

Регулятивные: самоконтроль, коррекция

Познавательные выбор наиболее эффективного способа решения задачи с зависимости от условий

Осуществление контроля и самооценки

Задание: построить прямоугольник со сторонами 6 см и 4 см. Найти его площадь.

-Выведем критерии оценивания, какие умения вам нужны, чтобы выполнить это задание?

-Оцените свои умения по этим критериям, используя знаки: + «знаю, умею» ? «сомневаюсь»

- «не знаю, не умею»

Умения

Самооценка

Оценка соседа

Оценка учителя

Умею чертить прямоугольники с заданной длиной и шириной

Умею применять формулу нахождения площади

Умею выполнять умножение

Выполнение задания.

После выполнения  задания - взаимопроверка и взаимооценка по критериям в парах.

Осуществляет контроль за результатом учебной деятельности и оценкой знаний

Оценивают свою работу на уроке по критериям

После выполнения задания проверяют и оценивают работу соседа

Регулятивные: самооценка, самоконтроль.

Коммуникативные  учебное сотрудничество в паре

Рефлексивно-оценочный

Домашнее задание

- Какие умения вы оценили у себя высоко? А как их оценил ваш сосед?

-Над чем еще надо поработать?

- Посмотрите на план урока, все ли пункты сумели раскрыть?

-Какую цель ставили? Определите каждый для себя, достиг ли он запланированного результата?

№ 279, 280 (по вариантам)

-Первый вариант выбирает задачу, в которой не известна длина; второй вариант — задачу, в которой не известна ширина

Организует беседу для формирования умения осуществлять рефлексию.

Формирует умение внимательно читать текст задания.

Определяют качество и уровень усвоения  материала урока.

Осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Читают тексты задач, выбирают нужную, записывают номер в дневник

Регулятивные: оценка и осознание качества  усвоения материала.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные:

поиск информации, смысловое чтение текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Свойства умножения и деления. Площадь прямоугольника.

Урок разработан для учащихся 2 класса, обучающихся по программе "Школа 2000". Основная задача учителя на уроке - это организовать детей на сотрудничество, применяя групповую, коллективную формы работы...

Урок математики, 4 класс.Тема « Свойства диагоналей прямоугольника и квадрата»

Данный урок -- современная разработка урока, содержащая как традиционную коллективную работу, так и работу в парах, ориентированные на разные способности задания, рефлексию....

Урок математики, 4 класс.Тема « Свойства диагоналей прямоугольника и квадрата»

Данный урок -- современная разработка урока, содержащая как традиционную коллективную работу, так и работу в парах, ориентированные на разные способности задания, рефлексию....

Конспект урока математики по теме "Периметр и площадь прямоугольника.Закрепление"

Цели и задачи: 1. повторить и закрепить и расширить знания о прямоугольнике и квадрате; совершенствовать умение решать задачи на нахождение периметра и площади прямоугольников; продолжать формирование...

Конспект урока математики по теме "Периметр и площадь прямоугольника.Закрепление"

Цели и задачи: 1. повторить и закрепить и расширить знания о прямоугольнике и квадрате; совершенствовать умение решать задачи на нахождение периметра и площади прямоугольников; продолжать формирование...

Урок по математике 3 класс по теме "Площадь прямоугольника"

Урок составлен по программа "Школа России" по ФГОС. К конспекту прилагается технологическая карта к уроку для учащихся и творческое задание....

Урок математики 3 класс по теме "Площадь прямоугольника".

Конспект урока по математике 3 класс "Площадь прямоугольника"...