Открытый урок по математике на тему: «От перестановки мест слагаемых сумма не меняется», 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Давыдова Аида Карменовна

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: урок-исследование

Методы: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Технологии, используемые при проведении урока:

1.      Технология  ЛОО

2.     Здоровьесберегающие технологии

3.     Информационно-коммуникационные технологии

4.     Элементы технологии  проблемного обучения

5.     Игровые технологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt2_uroka_perestanovka_slagaemyh.doc478.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 75 г. СОЧИ ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.П. МАЛЫШЕВА

Конспект

открытого урока  математики                                                                       на тему:

«От перестановки мест

 слагаемых сумма не меняется».

1 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: урок-исследование

Методы: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Технологии, используемые при проведении урока:

  1.  Технология  ЛОО
  2. Здоровьесберегающие технологии
  3. Информационно-коммуникационные технологии
  4. Элементы технологии  проблемного обучения
  5. Игровые технологии

ДАВЫДОВА АИДА КАРМЕНОВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

I.Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

- Внимание! Проверь, дружок.

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книга, ручка и тетрадь?

Все ли правильно стоят?

К нам на урок пришел сказочный герой. Он хочет вам помочь сделать важное открытие. (слайд 1)

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Что мы будем делать на уроке математики? (слайд 2)

1. Устный счет.  Сначала давайте выполним задания Винни-Пуха, вспомним все что изучали на прошлых уроках.

Логическое задание. Слайд.

 Задачи в стихах. А сейчас будем решать задачки.

а) Слайд.

Пять голубей на крышу сели.

Два еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело? (5+2=7)

б) Слайд.

Семь малюсеньких котят,

Что дают им – все едят.

А один - сметаны просит.

Сколько же котяток? (7+1=8)

в) Слайд.

Шесть косточек из кухни

Шарик притащил.

Две самые большие другу подарил.

Сосчитайте поскорей: сколько у Шарика

Осталось костей? (6-2=4).

б) Логическая  разминка.

в) Задача на логику.

В корзине лежало 5 яблок.

Пять детей получили по одному яблоку, и при этом одно осталось в корзине.

 Как  такое получилось? 

- Вы отлично справились с заданиями Винни-пуха.

Подготовка к введению новой темы.

Слайд .

  Нам сегодня пригодится знание компонентов при сложении.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

 

Ответы детей

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной  деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.

III.Самоопределение  к деятельности

Посмотрите, ребята, кто к нам  ещё в гости на урок пришёл?                          

-Леопольд сделал 5 добрых дел, а Матроскин 3 добрых дела.

 -Сколько всего  добрых дел сделали наши герои?   Как вы узнали?        

Матроскин и Леопольд  устроили спор. Леопольд  утверждает, что верное решение – 5+3, а Матроскин, что – 3+5. Кто же прав?

- Что вы заметили ? (слагаемые поменялись местами)

-А можно ли так поступать в математике?

Это и будет темой нашего урока. Прочитайте.                                                                  

Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?    

Настало время узнать, какое открытие подготовил нам  сказочный герой. Но Винни-Пух не хочет сразу вам все раскрывать.

 

Называют компоненты действия сложения.

5+3

3+5

От перестановки слагаемых сумма не меняется.

 (дети работают в парах  вывод сами)

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логическое – формулирование проблемы.

Коммуникативные

работать в команде  (паре, целым классом);

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

участвовать в обсуждениях;

формулировать вопросы и заданиям;

формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

участвовать в обсуждениях, работая в группе;

Физкультминутка для глаз.

Работа  над  темой  урока

-Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь.  А кто такие исследователи? ( Исследовать – это значит понять, установить. )

 Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с  уважением)

1)Практическая работа.

На доске записан план работы. Прочитайте его.            

 1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам  фигуры. Запишите их в тетрадь.                           2. Сравните результаты.                                                                                         3. Сделайте  вывод.

-Будем работать в парах. (один  ученик  работает  у  доски)

Работа по группам( карточки).

  Что общего у всех примеров, записанных на доске? (Все примеры на сложение)

 А как называются компоненты при сложении?

 Первая группа решает первый столбик. Вторая – второй. Третья – третий.

   1 + 2 =                       2 + 1 =                 4 + 2 =

   4 + 3 =                       3 + 4 =                 5 + 2 =

   2 + 4 =              4 + 2 =                   6 + 4 =

   3 + 2 =                        2 + 3 =                  2 + 4 =

 Поменяйтесь в парах карточками и проверьте работы.

 Встаньте, у кого безошибочная работа. Молодцы! Остальные – будьте внимательны!

 Посмотрите на примеры. Что вы заметили? (В первом и во втором столбике ответы похожи.)

 Что ещё общего у этих выражений? (Слагаемые).

- Ребята, наш гость очень любит читать. Он приготовил для вас задание , где рассказывается о его книгах.

 

1. Практическая работа. Слайд. Две синие книги появятся автоматически после смены слайда. Число 2, красные книги, число 3 – по щечку после каждого заданного вопроса, + и = - автоматически, число 5 и стопка книг, слова “ слагаемые”, “сумма” – по щелчку после каждого ответа на вопрос для подтверждения сказанного.

Сколько изображено книг в синих обложках? (2 книги). Положите на парту слева столько же треугольников.

Сколько книг в красных обложках? (3 книги). Придвиньте к треугольникам столько же квадратов.

Сколько всего книг? (5). Сколько у вас фигур на партах? (5).

Как получили число 5? (К 2 прибавили 3).

Как запишем сумму? (2+3=5). /Сверяем свои записи с записями на слайде/

Как называется число 2 при сложении? (Первое слагаемое).

Как называется число 3 при сложении? (Второе слагаемое).

Как называется число 5? (Значение суммы).

/Смена слайдов, переход к слайду. Слайд меняется по щелчку мыши после обсуждения. Число 5 и пять книг появляются один за другим после одного щелчка/

 

А теперь посмотрите на экран: что произошло? (Синие и красные книги поменялись местами).

Какие книги теперь стоят на первом месте? (Красные). Сколько их? (3).

Какие книги на втором месте? (Синие). Сколько их? (2).

Сколько всего книг? (5).

Поменяйте местами свои фигурки на партах.

Сколько теперь треугольников и сколько квадратов? (3 квадрата и 2 треугольника).

Сколько всего фигур? (5).

Составьте сумму (3+2=5). /Сверяем свои записи с записями на слайде/

Как теперь называются числа? (3 – первое слагаемое, 2 – второе слагаемое, 5 – значение суммы).

-Сравните  примеры: чем  они  похожи  и  чем  отличаются?

-Продолжим  исследование.Запишите  друг  под  другом  под  диктовку  примеры

Один  ученик  записывает  на  доске)

  • Первое  слагаемое  2,второе  слагаемое  3.Чему  равна  сумма?

(2+3=5)

  • Первое  слагаемое  3,  второе  слагаемое  2. Найдите  сумму

(3+2=5)

-Сравните  примеры: чем  похожи  и  чем  отличаются.

-К какому выводу вы пришли?  

2) Что произошло со слагаемыми? ( Они поменялись местами)

Изменилось ли значение суммы после перестановки слагаемых? (Нет)

Какой можем сделать вывод? (От перестановки слагаемых сумма не изменилась.)

Слайд. Автоматически появится первая запись. Чтобы перейти ко второй – щелкнуть мышью.

Давайте проверим, правы ли вы.  Я предлагаю, юные мои исследователи, применить этот закон на практике. Вот  яблоко (учитель показывает), я  разрезала его  пополам. Соединяю половинки. Получим целое яблоко? Поменяю половинки местами.  Это же яблоко?

- Ещё раз скажите правило, которое мы сами смогли вывести из нашего исследования.                                                        Проговорите  это правило друг другу в парах.  

2)Работа  по  учебнику                                          Откройте учебник на с. 14                                                                -Рассмотрите  первый  рисунок(Работа  по  рисункам)                                                      -Совпадают ли наши правила? (да)

-Прочитайте  правило  в  красной  рамке. Совпал  ли  результат  нашего  исследования  с  этим  правилом?

-Эту особенность ученые заметили давно.  Они назвали ее математическим законом

Выполняют  практическую  работу,рассуждают, делают  выводы

Ответы  детей

(От перестановки слагаемых сумма не изменяется)

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Физминутка

музыкальная

Закрепление  изученного  материала

Ребята, мы сделали очень важное открытие!

Закрепление правила о перестановке слагаемых.

Слайд. Смена слайда произойдет по щелчку, появятся 4 дельфина. Еще 3 – автоматически после предыдущих, выражение - по щелчку после ответа учащихся для подтверждения сказанного.

Сколько плывет дельфинов? (4)

Сколько дельфинов плывет им на встречу? (3)

Составьте сумму к слайду. (4+3=7)

/Смена слайдов. Смена слайда произойдет по щелчку, выражение - по щелчку после ответа учащихся для подтверждения сказанного/

Что теперь произошло? (3 дельфина и 4 дельфина поменялись местами)

Какую сумму теперь составим? (3+4=7)

Сравните эти суммы. Что-то изменилось? (От перестановки слагаемых сумма не меняется)

Порадуемся нашему открытию и пойдём дальше. Посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним задание, которое поможет его запомнить.

Работа  по  учебнику

№1(с. 14)

- Рассмотрите рисунок. Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Назовите пример. ( 3+ 2=5)

- Как получили второй пример? (фишку перевернули)

- Сколько всего точек на 1-й фишке?

- Как изменится сумма, если фишку перевернуть? (не изменится)

- Объясните, как получили остальные примеры.

- Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые.

(Дети комментируют и повторяют правило.)

5+3                2+7           4+5

3+5                  7+2           5+4    

№2(с.14)

Работа по учебнику.

-А сейчас выполним задания, где нам пригодится правило о перестановке слагаемых.

 Объясните, что нарисовано на стр.12. О чем напоминает мальчик?

  Рассмотрите рисунок и примеры в №1.Объясните, почему к каждой фишке домино можно записать по 2 примера? Прочитайте правило в рамке. А теперь хором его повторим.

  Ребята, открытие, которое мы с вами сделали пригодиться нам в следующем задании.

 Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

Мы сегодня уже решали задачки Винни-Пуха.

 Для решения следующих задач нам необходимо вспомнить составные части задачи. Винни-Пух нам поможет в этом. Слайд.

                                                                               

Прочитайте задание №2. Первое предложение. Это задача? Почему?  Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием. Какую схему нужно изобразить? Давайте составим устно решение и ответ к задаче. Проверьте себя. Слайд.

Прочитайте задачу №3(1) .Условие задачи? Вопрос? Какую схему составим? Запишите решение задачи. Почему вы решили её так? Что мы узнали?

Прочитайте задание №3(2). Это задача? (нет) Почему?

  Используя ответ к первой задаче, восстановите текст второй задачи. Решите её самостоятельно. ( 1 ученик решает у доски)

 Проверьте себя. У кого запись выполнена верно?  Молодцы.

- Переместительное свойство сложения.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные:  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний.

1.На столах карточки с примерами. ( работа в парах)

5+7   2+8

9+2    6+3

6+4    9+2

3+6    4+6

8+2    7+5

- Соедините пары примеров с одинаковым ответом, не вычисляя их;

2.  Решение примеров индивидуально ( сильные дети) 

Работа  в  рабочей  тетради

№1- №3.

Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Какой математический закон мы сегодня открыли?

- Какое чувство вы испытали, когда сделали это открытие?

- Что интересного вы расскажете дома родителям об уроке?

 Как вычислить значение выражений, если мы ещё не научились прибавлять 6, 7, 8, 9?

  Вычислите: 3+7=, 2+6=, 1+9=, 4+5=, 4+6=,2+8=.

-Кто догадался. Как нужно действовать?

  Самостоятельная работа.(Самопроверка по слайду)

 У кого выполнено все без ошибок? Вы хорошо усвоили новую тему.

Мы еще несколько уроков будем учиться применять это правило на практике.

                                                                                 

Наш урок окончен. Все сегодня хорошо потрудились. Молодцы!

А теперь оцените свою работу на уроке с помощью квадратика.

.Он может быть: синим - « Я - молодец! Справился сам»;

Зеленым - « Я - молодец!  Но мне сегодня было трудно, но я справился»;

Желтым  - « Я,вообще-то, - молодец, но сегодня у меня плохое настроение,  я растерялся. Следующий раз у меня получится лучше».

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок для родителей. Тема: Стихи А. Плещеева о весне. 2 класс

Тема: Стихи А. Плещеева о весне.Цели: - познакомить детей со стихотворениями о весне А.Н.Плещеева;               - расширять, углу...

Конспект открытого урока по математике. Тема: "Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого". 2 класс. УМК "Школа России"

Представляю вам конспект открытого урока по математике, проведенного во 2 классе. УМК "Школа России"....

Открытый урок математики на тему:"Деление суммы на число"

Тема: «Деление суммы на число». Цели:        1.Научить делить сумму на число различными способами.       2.Научить аккуратно сидеть и у...

Презентация открытого урока технологии по теме "Букет из конфет" в 4 Б классе

Презентация урока по теме "Букет из конфет" в 4 классе...

Открытый урок математики по теме "Умножение числа на сумму" (УМК "Школа России", 4 класс)

Учащиеся научатся выполнять умножение числа на сумму разными способами и выбирать наиболее удобный способ; различать распределительное и сочетательное свойства умножения; читать равенства, используя м...