Открытый урок для родителей. Тема: Стихи А. Плещеева о весне. 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Ломакина Людмила Михайловна

Тема: Стихи А. Плещеева о весне.

Цели: - познакомить детей со стихотворениями о весне А.Н.Плещеева;               - расширять, углублять эстетичесие представлеия о поэзии;  - развивать навыки правильного, выразительного чтения.

Задачи: - обогатить словарный запас детей;  - развивать речь, память, внимание, наблюдательность,   воображение, способность высказывать своё мнение; - прививать любовь к природе и русской словесности; - воспитывать положительную мотивацию в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pleshcheev._chtenie.docx22.68 КБ
Файл pleshcheev._.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Стихи А. Плещеева о весне.

Цели: - познакомить детей со стихотворениями о весне А.Н.Плещеева;               - расширять, углублять эстетичесие представлеия о поэзии;  - развивать навыки правильного, выразительного чтения.

Задачи: - обогатить словарный запас детей;  - развивать речь, память, внимание, наблюдательность,   воображение, способность высказывать своё мнение; - прививать любовь к природе и русской словесности; - воспитывать положительную мотивацию в обучении

Оборудование: учебник, мультимедийная установка, перезентация.

УУД:

Ход урока

1. Орг.момент                                                                                       (Слайд № 1)

2. Речевая разминка                                                                             (Слайд № 2)

а) Учись отчётливо произносить звуки.

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

б) Читай считалку ясно, чётко.                                                           (Слайд № 3)

Тары – бары

Растабары!

У Варвары

 Куры стары!

3. Постановка  целей урока.

- Вот вы и готовы читать стихи. Послушаем ваше чтение наизусть, познакомимся с новыми авторами и их произведениями.

4. Проверка Д/З.                                                                                   (Слайд № 4)

Чтение стих-ий наизусть. (7-9 человек)

5. Работа по теме урока.

- Сегодня мы познакомимся с произведениями великого русского поэта Алексея Николаевича Плещеева                                                        (Слайд № 5)

- Что вы знаете об этом поэте? (________________________)

Поэт Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) жил 180 лет назад.  Это русский писательпоэтпереводчик. В 1846 году первый же сборник стихов сделал его знаменитым.  В 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал критиком, издателем. Многие произведения поэта (особенно — стихи для детей) считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов.

Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 ноября 1825 в обедневшей дворянской семье, принадлежавшей древнему роду Плещеевых. Семья чтила литературные традиции: в роду Плещеевых было несколько литераторов.

Детство А. Н. Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. После смерти отца в 1832 году воспитанием сына занималась мать, Елена Александровна. До тринадцати лет мальчик учился дома и получил хорошее образование, овладев тремя языками. Затем по желанию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, переехав в Петербург. Утратив интерес к военной службе, Плещеев в 1843 году покинул школу гвардейских прапорщиков и поступил в Петербургский университет по разряду восточных языков. Здесь начал складываться круг знакомств Плещеева.

Постепенно у Плещеева появились знакомства в литературных кругах. Свою самую первую подборку стихотворений Плещеев направил Плетнёву, ректору Петербургского университета и издателю журнала «Современник».

Важное место в творчестве Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и литература. Успех имели его сборники «Подснежник» и «Дедушкины песни». Поэт принимал активное участие в издательском деле, именно в русле развития детской литературы. В 1861 году совместно с Ф. Н. Бергом он издал сборник-хрестоматию «Детская книжка», в 1873 (с Н. А. Александровым) — сборник произведений для детского чтения «На праздник».

Для детских стихов Плещеева характерны стремление к жизненности и простоте; они наполнены свободными разговорными интонациями и реальной образностью, сохраняя при этом общие настроения социального недовольства («Я у матушки выросла в холе…», «Скучная картина», «Нищие», «Дети», «Родное», «Старики», «Весна», «Детство», «Старик», «Бабушка и внучек»).

Алексей Плещев умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря при большом стечении молодежи.

- Рассмотрите портрет. -Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд? (Добрый, внимательный)

 -Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

- Первое стихотворение, которое мы будем читать, называется «Весна»

 - Можем ли мы по названию предположить о чём (о ком) расскажет поэт?

Сначала читаю стих-ие я, а потом 2-3 ученика.

- Что описывает поэт?

 (Приход весны)

- Какие картины весны наблюдает поэт? С каким настроением говорит о них?

- Найдите объяснение слова «лазурь»?                                           (Слайд № 6)

(Лазурь- один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день)

- Прочитайте стих-ие выразительно. Читаю 3-4 человека.

- Какие слова помогают понять, что весна уже наступила?

 - Что сказано о лесе, о соловьях, о метели?

- Какие приметы весны мы можем слышать?

(Пение птиц, звон ручейков)

- Какую картину вы можете представить по этому стих-ию?

6. Физкультминутка.                                                                           (Слайд № 7)

На болоте жабы жили.
И друг с другом так дружили.
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе тёмной ночкой.
А проснувшись поутру,
Начинали вновь игру.
Сесть и встать

И два прыжка.
Вместе весело всегда.

7. Продолжение работы по теме урока.

Стихотворение «Сельская песенка»

- На с. 113 прочитайте название стих-ия. Как вы думаете, о чем оно?

Читают стих-ие дети один человек.

- Слышали вы это стих-ие раньше? Кто помнит?

(стих-ие звучит в фильме 12 месяцев)

- Прочитайте стих-ие выразительно.

- Радуется поэт приходу весны или нет?

- В каких строках это выражено?

- Какие приметы весны можно услышать, а какие увидеть? Найдите и прочитайте о них.

(Увидеть: травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка летит

Услышать: прощебечь с дороги, песню спой)

- Что означает слово «сени»? 

( Сени- нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей)

- Как вы думаете, почему автор дал такое название?

(Ласточка летит из далёких краёв с песней в село к деревенскому дому)

- Что объединяет оба произведения А.Н.Плещеева?

(Описывает приход весны, передаёт радостные чувства)

- О какой птице на протяжении всего текста говорит поэт в стихотворении «Сельская песенка»?

(о ласточке)

(Гнездо деревенской ласточки                                                          (Слайд № 8)

Гнездо городской ласточки                                                         (Слайд № 9)

 Гнёзда ласточек – береговушек)                                                    (Слайд № 10)

К сведению:  В России наиболее часто встречаются деревенские, городские и береговые ласточки.

 Деревенские ласточки возвращаются в мае и селятся под крышами деревянных строений. Гнездо лепят из грязи, которую собирают по краям луж и скрепляет слюной, конским волосом и соломинками.

Городские ласточки гнездятся под крышами каменных строений.

Для гнезда береговушки роют норы на обрывистом берегу водоёмов.

 Ласточки находятся под защитой человека, они занесены в Красную книгу.

8. Мини-тест                                                                                    (Слайд № 11)

1. Автор стихотворений «Весна», «Сельская песенка»

А.Барто, А.Плещеев, Ф.Тютчев

2. Время года, которое описывает поэт А.Плещеев

Весна, зима, осень

3. Название птиц из стихотворения «Весна»

Ласточки, воробьи, соловьи

4. Что является источником творческого вдохновения А.Н.Плещеева?

Природа, солнце, птицы

- Что вы узнали на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что у вас особенно получилось?

9. Рефлексия.

 - Закончите фразу «Весна – это….

 - Мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. Улыбнитесь друг другу, подарите радость и хорошее настроение. А солнышко дарит вам свою улыбку.                                                                              (Слайд № 12)

10. Д/З: выучить любое стихотворение А. Плещеева                    (Слайд № 13)

(Слайд № 14)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Стихотворения Алексея Николаевича Плещеева о весне.

Слайд 2

Речевая разминка: ра – ра – ра –Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

Слайд 3

Речевая разминка: Тары – бары Растабары! У Варвары Куры стары!

Слайд 4

Проверка домашнего задания

Слайд 5

Алексей Николаевич Плещеев

Слайд 6

Лазурь

Слайд 7

ПЕРЕ- РЫВ! ПЕРЕ- РЫВ!

Слайд 8

Гнездо деревенской ласточки

Слайд 9

Гнездо городской ласточки

Слайд 10

Гнёзда ласточек – береговушек

Слайд 11

1. Автор стихотворений «Весна», «Сельская песенка» А.Барто , А.Плещеев, Ф.Тютчев 2. Время года, которое описывает поэт А.Плещеев Весна, зима, осень 3. Название птиц из стихотворения «Весна» Ласточки, воробьи, соловьи 4. Что является источником творческого вдохновения А.Н.Плещеева? Природа, солнце, птицы

Слайд 13

Домашнее задание: Выучить любое стихотворение А. Плещеева

Слайд 14

Молодцы! Всем спасибо за работу!!!