Учебно-методический комплект для проведения урока "литературного чтения" по теме "Стихи А.Плещеева о весне"(конспект+презентация+видео+аудио)
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

 

Тема: Стихи А. Плещеева о весне.

Цели: создать условия для ознакомления со стихотворениями А. Плещеева о весне; учить видеть в стихах выразительные средства языка и определять настроение в стихотворении, учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову; прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения читать стихотворения выразительно; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Личностные:развитие логического мышления;воспитания сосредоточенности, умения выслушивать ответ товарища, не перебивая его;учебно-позновательный интерес к новому материалу;

    Тип урока: «Урок открытия нового знания».

    Оборудование:

    -ПК, мульти проектор, портрет А. Плещеева; выставка книг, учебник, мультимедийная презентация, мультфильм «Двенадцать месяцев», романс «Уж тает снег…» на стихи Плещеева, музыка П. И. Чайковского в исполнении Натальи Шпиллер.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

      литературное чтение    

                                     

    Челябинск 2016

    Тема:  Стихи А. Плещеева о весне.

    Цели: создать условия для ознакомления со стихотворениями А. Плещеева о весне; учить видеть в стихах выразительные средства языка и определять настроение в стихотворении,  учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову; прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения читать стихотворения выразительно; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

    • личностные:развитие логического мышления;воспитания сосредоточенности, умения выслушивать ответ товарища, не перебивая его;учебно-позновательный интерес к новому материалу;

    Тип урока: «Урок  открытия нового знания».

    Оборудование:

    -ПК, мульти проектор,   портрет А. Плещеева;  выставка книг, учебник,         мультимедийная презентация, мультфильм «Двенадцать месяцев», романс «Уж тает снег…» на стихи Плещеева, музыка П. И. Чайковского в исполнении Натальи Шпиллер.

    Этап урока.

    Методы и приемы

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Орг. Момент

    Словес.: приветствие

    1 мин

    Здравствуйте,садитесь.

    У вас на партах пенал,учебник литературного чтения.

    Готовятся к уроку

    Личностные: самоопределение;

    Регулятивные: целеполагание;

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Мотивационный

    1 мин

    Настрой на работу

    Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу,

    Пожелайте мысленно удачи.

    Подготовка класса к работе.

    Дети настраиваются на урок

    Личностные: самоопределение;

    Регулятивные: целеполагание;

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Актуализация знаний.

    Словес.: ответы на вопросы.

    Практич.:уст.упр

    10 мин

    Выявляет уровень знаний.

    Определяет типичные недостатки

    1. Отгадайте загадку   Слайд 2

    Рыхлый снег
    На солнце тает,
    Ветерок в ветвях играет,
    Звонче птичьи голоса
    Значит,
    К нам пришла ...

    О каком времени года мы будем говорить на уроке?

    1.  Возьмите карточку № 1.

    Речевая разминка

    Прочитайте стихотворение «жужжащим» способом.

                  Весенняя гостья

    Милая певунья,

    Ласточка родная,

    К нам домой вернулась

    Из чужого края.

    Под окошком вьётся

    С песенкой живою:

    «Я весну и солнце

    Принесла с собою…»         К. Льдов  

    - Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

     - Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

    - Начните читать шёпотом  и постепенно

    усиливайте голос.

     - Начните читать громко  и постепенно переходите на шёпот.

    Вот вы и готовы читать стихи. Послушаем ваше чтение  стихотворений наизусть.

            3. Чтение стихотворений Ф. Тютчева наизусть (по выбору обучающихся).

    Ученики отгадывают загадку.

    Весна

    О весне

    Ученики читают стихотворение

    Ученики читают наизусть стихотворения Ф. Тютчева по выбору.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков.

    Постановка учебной задачи и ее решение

    Словес.: ответы на вопросы.

    Практич.:уст. упр.

    5 мин

    Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

    - Вместе с весною к нам пришли в гости книги. Все они одеты в праздничные наряды, все цветные и красивые. Каждая титульная страничка несет не только информацию о названии, но и подсказывает, какие герои в ней живут.

    Давайте рассмотрим книжную выставку. Назовите книги, которые  вы видите на выставке?    Слайд 3

    Может кто – то догадался, что мы будем делать сегодня на уроке?  Слайд 4

    Кто может сформулировать тему урока?

    Ответы детей

    Дети разгадывают тему.

     Регулятивные: целеполагание;

    Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков

    Решение частных задач

    Словес.: ответы на вопросы.

    Практич.: устное

    .упр

    20 мин

    1. Разговор об А. Н. Плещееве  

    Слайд 5

    Что вы знаете  об этом поэте? Рассмотрите портрет писателя.  Что вы можете сказать об этом человеке?

    Алексей Николаевич Плещеев (1825 – 1893) – замечательный русский поэт, писатель, переводчик. Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле. Алеша провел детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, затем, оставив ее, - в университете, на восточном факультете. В 1844 году выступил с первыми стихами в "Современнике", в 1846 г напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность. В 1872 г по приглашению Некрасова он переехал из Москвы в Петербург, заняв должность секретаря журнала "Отечественные записки". Алексей Плещеев умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря.

    Своим современникам, писавшим для детей, он говорил так: «Помните, что маленькие читатели – будущие строители жизни русской. Научите их любить добро, родину, помнить свой долг перед народом».

    Ответы детей

    Регулятивные: планирование, прогнозирование;            

    Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

    Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

    Словарная работа     Слайд 6

    Чтение слов по слогам, а затем целыми словами

    По – ве – я - ло – повеяло

    за – сви – щут – засвищут

    о - де – нет – ся – оденется

    ла – зурь – лазурь

    ми – но – ва – ла – миновала

    се – ни – сени

    про – ще – бечь – прощебечь

    Что обозначают данные слова? Слайд 7

    Найдите слова синонимы?

    Чтение стихотворения «Весна»

    Слайды 8 - 16

     

    — Что описывает поэт?

    — Какие картины весны наблюдает поэт?

    — С каким настроением говорит о них? Воспользуйтесь словарём настроения. Слайд 17

    —Какие строчки из стихотворения придают праздничное настроение?

    —Прочитайте стихотворение. Какой  литературный приём использует автор?

    Найдите подтверждение текстом.

    Физкультминутка для глаз

    Чтение стихотворения «Сельская песенка»  

    —Как вы думаете, о чём оно?

    —Слышали вы это стихотворение раньше?

    —Кто помнит?

    Просмотр отрывка  из мультфильма «Двенадцать месяцев»

    —Нравится ли весна поэту?

    —Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну?

    —С какой просьбой обращается поэт к ласточке?

    —Какие приметы весны можно увидеть, а какие  - услышать?

    —Найдите и прочитайте о них.

    Работа в парах

    —Прочитайте стихотворение самостоятельно, обращая внимание на знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению, воспользуйтесь памяткой.  Слайд 18

    —Какая пара прочитала выразительнее?

    —На многие стихи композиторы наложили музыку.

    —А как вы думаете, можно ли на эти стихи наложить музыку?

    —Стихи А. Н. Плещеева очень лиричны. Вспомните, какую песню на слова А. Плещеева вы учили?

     А сейчас послушаем романс «Уж тает снег…» на стихи Плещеева, музыка П. И. Чайковского в исполнении Натальи Шпиллер.

    Значение непонятных слов смотрят в словаре

     С. И. Ожегова

    дуть

    запоют

    светло-синий цвет, синева

    прошла

    сени - нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей.

    Учитель читают стихотворение, а  ученик (подготовленный) на компьютере иллюстрирует.

    Приход весны

    Ответы детей

    Олицетворение (бегут ручьи, повеяло весною, лес оденется, пора миновала, солнце стало)

    Стихотворение звучит в фильме «Двенадцать месяцев»

    Ответы детей

    Работа в парах

    Дети сами выбирают стихотворение, распределяют строфу, тренируются читать, а затем читают.

    «Осень» музыка Ц. Кюи

    (Осень наступила, высохли цветы…)

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

    Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

    Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

    Итог урока

    5 мин

    Слайд 19       Возьмите карточки и соотнесите  название стихотворения с автором.

    «Весенние воды»               А. Плещеев

    «Весна»                                 Ф. Тютчев

    «Зима недаром злится…»                              

    «Сельская песенка»

    Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга.

    Работа на компьютере. Слайды 20 - 22

    Вставьте пропущенные олицетворения
    «Уж тает снег,……  ручьи».
    « Засвищут скоро соловьи

    И лес …….  листвою»».
    «Чиста небесная лазурь,

    Теплей и ярче солнце……»

    Взаимопроверка

    Выполнение на компьютере

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

    Личностные: самоопределение

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Познавательные: рефлексия;

    Личностные: смыслообразование

    Рефлексия.

    1 мин

    Подошёл к концу наш урок.

    Стихи  какого  русского поэта мы сегодня читали? О чём эти стихи?

    -Какой приём использует поэт, чтобы мы могли ярче представить весенние картины?

    —  Какое настроение вызвали у вас прочитанные стихи?

    - Все ли мы сказали на уроке или есть еще над чем подумать и поразмышлять?

     Выбери утверждение    Слайд 23

    На уроке я работал:  активно,   пассивно

    Своей работой я:         доволен, недоволен

    За урок я:                          устал, не устал

    Материал урока мне: понятен,                                                                                                                                                            интересен;  непонятен, бесполезен.

    Ответы детей

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

    Личностные: самоопределение

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Познавательные: рефлексия;

    Личностные: смыслообразование

    Домашнее задание

    1 мин

    Учить стихотворение на выбор стр. 112,113

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Познавательные: рефлексия;

    Личностные: смыслообразование


    Предварительный просмотр:


    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Отгадайте загадку Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, К нам пришла ... ВЕСНА

    Слайд 2

    Перевёртыш мони еьтсачс О ызерг еывреп И молыб ерог О ызелс еинделсоП коженс йинделсоП йытсизовкс елдоп А !котевц-кинженсдоП йытсич,йикьнебулоГ

    Слайд 3

    Книги А. Н. Плещеева

    Слайд 4

    ТЕМА УРОКА СТИХИ А. Н. ПЛЕЩЕЕВА О ВЕСНЕ

    Слайд 5

    Алексей Николаевич Плещеев 1825 - 1893 Поэт Переводчик Драматург Критик

    Слайд 6

    Словарная работа лазурь сени светло-синий цвет, синева нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей

    Слайд 7

    Словарь настроения Радость Восторг Восхищение Интерес Нежность Волнение Удивление Любование Веселье Грусть

    Слайд 9

    Соотнесите название стихотворения с автором «Весенние воды» «Весна» «Зима недаром злится…» «Сельская песенка» А. Н. Плещеев Ф. И. Тютчев

    Слайд 10

    Вставьте пропущенные олицетворения «Уж тает снег, …… ручьи». плывут бегут стоят журчат

    Слайд 11

    «Засвищут скоро соловьи И лес ……. листвою». покроется укутается оденется нарядится


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок для родителей. Тема: Стихи А. Плещеева о весне. 2 класс

    Тема: Стихи А. Плещеева о весне.Цели: - познакомить детей со стихотворениями о весне А.Н.Плещеева;               - расширять, углу...

    Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихи А. Плещеева"

    На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание – твор...

    Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихи А. Плещеева"

    На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание – твор...

    Учебно-методическая разработка по составлению устного ответа по теме учебной статьи в учебнике «Окружающий мир» с использованием алгоритма для ответа.

    Подготовка к устному ответу по теме учебной статьи в учебнике обычно не вызывает затруднений. Но предложенной мной алгоритм подготовки к устному ответу поможет подготовиться...

    Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему "В феврале зима с весной встречается впервой"

    Предмет: окружающий мирКласс: 2Тема урока: в феврале зима с весной встречается впервойЦели урока: познакомить с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира...

    Конспект урока по литературному чтению на тему "Стихи русских поэтов о весне" 2 класс "Перспектива"

    ПдЦели урока: познакомить с весёлыми произведениями русских писателей.Планируемые результаты:Предметные: формировать навык чтения стихотворений: выразительно, передавая настроение с помощью голоса и и...

    Конспект урока по литературному чтению Стихи А. Плещеева "О весне" 2 класс

    Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс Стихи А. Плещеева "О весне"...