Главные вкладки

    Открытый урок окружающего мира по теме "Звери и птицы весной" для 2 класса (УМК Перспектива) в рамках Мастер-класса ВЫСШИЙ КЛАСС СТОЛИЧНЫХ ШКОЛ ШКОЛА No2092 им. И.Н.КОЖЕДУБА г. МОСКВЫ
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Михеева Ксения Владимировна

    Урок разработан в рамках системно-деятельностной технологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект 27.67 КБ
    Файл раздатка 1.02 МБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: Окружающий мир УМК «Перспектива»

    Класс: 2г

    Учитель: Михеева К.В.

    Тип урока: Открытие новых знаний

    Технологическая карта к уроку по теме: «Весна в мире птиц и зверей»

    Тема

    Весна в мире птиц и зверей

    Цели

    Познакомить учащихся с весенним поведением птиц и зверей.

    Задачи

    1) Показать весенние изменения в жизни птиц и зверей.

    2) развивать критическое и креативное мышление, коммуникативные способности детей, навыки сотрудничества в команде.

    3) воспитывать бережное отношение к природе родного края, к его обитателям

    Планируемый результат

    Учащиеся научатся объяснять весенние изменения в жизни птиц и зверей, отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

    Предметные:

    Различать птиц и зверей. Приводить 2-3 примера птиц и зверей. Определять роль животных в природе и их связь с человеком. Выявлять поведенческие особенности животных в весенний сезон. Объяснять причины поведения поведения птиц и зверей.

    Метапредметные:

    Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию, использовать в общении правила вежливости.

    Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос; воспринимать смысл познавательного текста; устанавливать причинно-следственные связи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа, неживая /живая, группы растений).

    Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

    Личностные:

    Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету; интерес к предметно-исследовательской деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; интерес к познанию окружающего мира.

    Основные понятия

    Насекомые, птицы (перелетные, оседлые), животные, спячка, гнездование, линька, размножение зверей.

    Ресурсы

    Учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, справочные материалы (в раздатке); компьютер, проектор, экран и презентация.

    Организация пространства

    Фронтальная работа, работа в группах и парах.


    Ход урока

        СЛАЙД 1 «Добро пожаловать»

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    - Скажите, какую группу живых организмов мы обсуждали на прошлом уроке? (насекомых).

         - Не сомневаюсь, что прошлый урок пошел всем вам на пользу.

         - Сегодня урок окружающего мира я хочу начать с китайской мудрости (СЛАЙД 2):

    « Я слушаю – я забываю,

    Я вижу – я запоминаю

    Я делаю – я усваиваю»

    - Подумайте над каждой частью этой фразы и попробуйте рассказать, как вы ее поняли.

    • Обсуждение

    СЛАЙД 3

    -А как должен работать ученик на уроке, чтобы открыть новое знание? ( Понять, что я не знаю,  и постараться самостоятельно узнать новое)

    1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального  затруднения в пробном действии

    - Действительно, все услышанное рано или поздно забывается, а вот увиденное и, тем более, неоднократно повторенное в действиях врезается в память. Вот для чего так важно иногда вспоминать то, что мы уже знаем, не зря говорят «Повторение – мать учения».  СЛАЙД 4

    - А мы все сегодня будем повторять? (Только то, что нам поможет в открытии нового знания).

    - Давайте вспомним некоторые слова, знание которых поможет вам в дальнейшем на уроке.

    СЛАЙД 5 на слайде слова «линька», «потомство» и «перелетные птицы» и их значения.

    - Далее, предлагаю вам задание, которое вы будете выполнять в группах.

    - Вспомним правила работы в группах.

    СЛАЙД 6 (Дети проговаривают правила работы в группах).

    - Каждый ряд получит свой пазл. СЛАЙД 7

    - Задача – собрать пазл как можно быстрее и сказать, кто или что спрятался «в обломках».

    • Работа в трех группах по рядам: дети получают пазлы с изображением суслика, бабочки-адмирала и дятла.

    СЛАЙД 8 «Проверь себя»

    - Все они относятся к Царству… (животных).

    - А если быть еще более точными (СЛАЙД 9), то суслик – это … (зверь, млекопитающее),  дятел – это … (птица), а бабочка – это … (насекомое),

    - Какое сейчас время года? (весна).

    СЛАЙД 10 - Какое самое главное изменение в жизни насекомых происходит с приходом весны? (просыпаются, начинают бодрствование).

     - В связи с чем это происходит? (Становится тепло… и т.д.)

    СЛАЙД 11 А сейчас предлагаю вам выполнить задания, в которых будет что-то новое. Вы должны постараться его выполнить, но не расстраиваться, если что-то не получится. Ведь это задание на пробное действие. 

    СЛАЙД 12 Задание «Напиши, как живут птицы и звери весной».

    (каждый самостоятельно выполняет задание на листочке в теч.1-й минуты).

    -Стоп!

     

    1. Выявление места и причины затруднения.

    СЛАЙД 13

    - Какое задание вы должны были выполнить? (Написать, как живут птицы и звери весной)

    - Кто не выполнил задание?

    - Кто выполнил?

    - Кто с уверенностью может сказать, что выполнил задание верно?

    СЛАЙД 14

    - С каким из затруднений столкнулся каждый из вас?

    1. Я пока не могу написать какие изменения происходят весной в жизни птиц и зверей.

    или

    2. Я пока не могу обосновать, что правильно написал о том, какие изменения происходят весной в жизни птиц и зверей.

    СЛАЙД 15

    - Почему вы не смогли выполнить задание? (Потому что мы пока не знаем особенности жизни зверей и птиц весной)

    - Каких знаний вам не хватает? Продолжите фразу: Я НЕ ЗНАЮ …

    СЛАЙД 16 какие изменения происходят весной в жизни птиц и зверей

    4.Построение проекта выхода из затруднения

    - Значит, наша цель на сегодня УЗНАТЬ

    СЛАЙД 17 … какие изменения происходят весной в жизни птиц и зверей.

    - Тогда уточните тему нашего урока сегодня.  

    СЛАЙД 18  ТЕМА УРОКА: «Весна в мире птиц и зверей».

    СЛАЙД 19

    - Что можно использовать в своей работе? (Учебник, энциклопедия)

    - Чтобы достичь цели, что надо сделать? (Надо составить план.)

    Работать будете по такому плану:       СЛАЙД 20

    План работы:

    1. Рассмотреть весенние картинки.

    2. Проанализировать и обобщить результаты.

    3. Сделать вывод.

    5.        Реализация построенного проекта

    - Рассмотрите внимательно 2 листа с изображением зверей и птиц, попробуйте сами, проанализировав изображения, ответить на вопрос, какие главные изменения происходят в жизни птиц и зверей.

    СЛАЙД 21-22  (дети делают записи на листках, пытаются сделать выводы)

    Варианты записей: Возвращаются перелетные птицы, птицы строят гнезда, выводят птенцов. Просыпаются ото спячки некоторые звери. Многие животные линяют – меняют шубу. Звери выводят потомство.

    6. Первичное закрепление во внешней речи

    СЛАЙД 23

    - Давайте вернемся к заданию на пробное действие.

    - Какое задание вы не смогли выполнить при выполнении пробного действия? (Написать, как живут птицы и звери весной).

    - Теперь мы сможем выполнить правильно выполнить это задание?  (Да)

    - Можем ли мы сейчас быть уверенными в том, что с этим заданием справимся успешно?

    - Да, потому что мы знаем, что … (Проговаривают особенности жизни птиц и зверей весной)

    - Молодцы!

    - Какой ваш следующий шаг на уроке? СЛАЙД 24   (Научиться применять новое знание.)

    СЛАЙД 25

    - Как думаете, почему мы начали знакомиться с весенними изменениями в мире животных именно в такой последовательности: насекомые и только потом птицы и звери? (птицы зависят от насекомых; все животные взаимосвязаны)

    - Предлагаю поработать с учебником и конкретизировать наши зная о птицах весной.

    - Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 86. Перед вами текст, который требует дополнения. Предлагаю поработать с параграфом учебника – находить только нужную нам информацию.

    СЛАЙД 26 Задание «Дополните текст недостающими словами»

    Еще лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны.  … запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики. Весело зачирикали … . В лесу начали стучать … . С юга возвращаются … птицы. Раньше других прилетают … . Следом за … возвращаются … и … . Позже других прилетают … и … .

    Весной из своих убежищ выходят сильно похудевшие … . Весной звери меняют … . У большинства зверей появляется … .  

    ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ:

    Еще лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны.  Синицы запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики. Весело зачирикали воробьи. В лесу начали стучать дятлы. С юга возвращаются перелетные птицы. Раньше других прилетают грачи. Следом за грачами возвращаются скворцы и жаворонки. Позже других прилетают ласточки и стрижи.

    Весной из своих убежищ выходят сильно похудевшие медведи. Весной звери меняют шубу. У большинства зверей появляется потомство.  

    СЛАЙД 27 Физминутка

    Капли звонко капали  (прыжки)

    Вы сосульки плакали ( Качаем головой)

    Солнце светит ярко (руки вверх, тянемся)
    Нам сосулькам жарко ( обмахиваемся)

    С нас течет уже вода ( наклоны)

    Мы растаем навсегда (Выпрямляемся)

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    - Конечно же, мы с вами не успеем за один урок обсудить перемены в жизни всех зверей, но основные моменты знать нужно.

    СЛАЙД 28, далее 29

    Продолжите фразы! У вас будет минутка на обсуждение вариантов с вашим соседом, затем мы проверим.

    Весной из теплых стран …….(возвращаются перелетные птицы)

    Они строят …….(гнезда) и выводят……(птенцов)

    После зимнего сна ………(пробуждаются звери)

    У них появляется…….(потомство)

    СЛАЙД 30

    - Кто из вас может поставьте себе знак «плюс», если все выполнили верно? Кто допустили ошибки и может пока поставьте вопросительный знак?

    - У кого не так? У кого задание вызвало затруднение? Где оно возникло? (Учащиеся называют свои ошибки.)

    -У кого задание не вызвало затруднений.

    - Преимущественно с чем связано оживление в мире зверей и птиц, возвращение некоторых птиц из дальних стран? (с потеплением, появлением пищи)

    8. Включение в систему знаний и повторение

    СЛАЙД 31

    – А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам, зверям и насекомым?

    – Что может сделать человек для них и чего он не должен делать?

    – Я буду читать вам лозунги, если это нужно делать для животных, вы хлопаете, соглашаясь, а если нет, то топаете, протестуя.

    1. Вывешивать скворечники.

    2. Стрелять из рогатки по птицам и зверям.

    3. Помогать больной или раненой птице.

    4. Разорять птичьи гнезда и жилища зверей.

    5. Ловить сачком насекомых, трогать их руками.

    6. Уносить домой детенышей животных.

    7. Подходить близко к гнездам птиц.

    8. Изучать птиц, зверей и насекомых.

    9. Рефлексия учебной деятельности.

    СЛАЙД 32

    - Какую цель вы ставили перед собой?  (Узнать, какие изменения происходят в жизни птиц и зверей весной)

    -Достигли ли вы цели? Докажите. (Открыли новое знание, правильно выполнили С.р. и т.д.)

    - В чем возникали затруднения на уроке?

    - Над чем еще вам надо будет поработать? (Повторить изученный материал по учебнику, почитать интересное в энциклопедии...)

    - А где вы сможете это сделать? (дома)

    Домашнее задание: с. 87-90, РТ с. 48

    - Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да.)

    - Докажите. (Мы сами открывали новое знание, сами поняли, что не знаем и сами открыли новое знание)

    - Оцените свою работу на уроке.

    - Закончить наш урок я хотела бы стихотворением:

    СЛАЙД 33

    Чтоб могли леса цвести

    И сады, и реки,
    Все живое береги
    Ты на этом свете.
    Ты природу полюби,
    Каждую травинку!
    С птицами дружи,
    Береги былинку. 
    Не носи домой ежа,
    Бабочку не трогай,
    Люди, помните всегда:
    Их не так уж много!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урок окружающего мира в технологии педагогических мастерских. 2 класс.

    Педагогическая мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов опреде­ляющ...

    разработка открытого урока окружающего мира по программе "Перспектива" для 1 класса.

    Урок был дан в период апробации учебников УМК "Перспектива" в 2009-2010уч. году...

    Открытый урок окружающего мира "Зима в мире растений" 2 класс.

    Материал урока окружающего мира "Зима в мире растений" для 2 класса по программе Перспектива....

    Урок окружающего мира по теме: Мир растений.3 класс.УМК " Перспектива".

         Материал содержит конспект урока и презентацию....

    Разработка урока окружающего мира по теме "Свет знания" 3 класс УМК "Перспектива"

    Данный урок является первым по окружающему миру в 3 классе в рамках УМК "Перспектива". Он очень хорошо подходит для проведения 1 сентября в День знаний,  поскольку его тема и основная цель заинте...

    Технологическая карта урока окружающего мира "Про хлеб и кашу" . 1 класс. Программа "Перспектива".

    В технологической карте подробно описаны УУД, этапы урока, дидактический материал, использование СМАРТ голосования....