разработка открытого урока окружающего мира по программе "Перспектива" для 1 класса.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок был дан в период апробации учебников УМК "Перспектива" в 2009-2010уч. году

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya-nasha_rodina._konspekt_otkr._uroka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Россия - наша Родина.

Конспект открытого урока по окружающему миру

в 1 классе по УМК «Перспектива».

Учитель:  Яблонская О.А.

Цели: формировать у детей представление о том, чем является для человека Родина; воспитывать патриотический дух школьника; прививать чувство гордости за страну, в которой живёшь.

Задачи урока: представить детям образ Родины как великой духовной ценности; познакомить с Государственными символами России – гербом, гимном; формировать первоначальные представления о географической карте и глобусе.

Планируемые достижения учащихся: уметь приблизительно определять место своего города (села) на карте России; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн.

Оборудование. У учителя –государственная символика России, запись Государственного гимна, магнитофон; видео материал, телевизор; карта России с отмеченными на прежних занятиях городами, глобус . У учащихся –цветные карандаши, клей, ножницы.

Ход урока.

  1. Учитель читает стихотворение Е.Карасёва:

***

Я родной вдыхаю ветер

И гляжу на мир влюблено,

Каждой птице, каждой ветке

Удивляюсь, как ребёнок

В одинокую росинку

Стоит мне едва вглядеться-

Я увижу всю Россию

И в полях родное детство.

О, земля! С тобой я вечен,

Напоён твоею силой.

Ты меня хорошим встречам

Удивляться научила.

Понравилось вам стихотворение? Как вы думаете, о чём оно? Можем ли мы сказать, что это стихотворение о Родине? Какие близкие по значению слова мы можем назвать? (Родина- родная, родимая).

-А теперь давайте подумаем , какая бывает Родина. С чего она начинается?

- Представьте себе, что живёт семья. Мама, папа, дети. (желающие мальчик и девочка выходят к доске. Назвать имена .). Представьте, что дети ещё очень маленькие. Они не ходят ни в детский сад, ни в школу. (на экране слайд с изображением совсем маленького ребёнка).

-Что для этих малышей будет родной стороной? (Семья.)  

Когда дети вместе с мамой и папой, вместе с родными, то тогда им весело, хорошо, спокойно. Вспомните, что самое важное в семье для всех. ( Любовь, уважение друг к другу, взаимное понимание и помощь.) И когда всё это есть, то на душе у нас – весна.  

-Что узнаёт ребёнок в семье? Чему учится? (Говорить - родной речи, узнаёт родные сказки, слышит родные песни). Всему родному человек учится от родных людей . Значит, самой первой родной стороной, Родиной, человеку приходится родная семья.

-Но вот человечек подрастает. Он уже много гуляет, часто далеко от дома (конечно, тоже с родными), и узнаёт те места где живёт его семья. Он узнаёт родную улицу, район, а потом и родной город или село, где ему довелось родиться и жить.

- Для нас с вами какой город родной? Найдите его на карте. (К доске выходит один ученик и отмечает флажком на карте). Остальные ребята найдут его на карте в учебнике на с. 42-43 и в рабочей тетради на с. 30-31.

-В нашем классе есть дети , которые родились в других городах. (дети называют и отмечают на карте эти города).

А что же дальше случается с ребёнком? Он подрастает, становится умнее и самостоятельнее- таким, как вы.( на экране слайды). И узнаёт, что кроме его родного города или села, существуют другие города.

Человек начинает путешествовать.

-Как можно попасть в другой город или деревню? (с помощью чего). ( поезд, самолёт).  

Но прежде, чем человек отправится в путешествие, он должен познакомиться с некоторыми правила путешественника.

-Откроем рабочую тетрадь ОБЖ на стр. 56. Раздел «Родная страна. Мы – путешественники.» (читает ученик). Задание на стр. 57 читает учитель. Дети самостоятельно закрашивают круги.  –Давайте проверим к кому мы можем обратиться за помощью.

Задание 2. Как нужно вести себя на вокзале? (дети отвечают).

          -Ребята, я заранее подготовила для вас небольшой перечень тех правил, которые могут пригодиться путешественникам. Я надеюсь, что они вам помогут, когда вы куда-нибудь поедете. Сейчас вы их вклеете в свои рабочие тетради по ОБЖ.

Как нужно вести себя на вокзале.

- не отставай от группы, от родных;

- отходи от группы только в сопровождении взрослых, с которыми ты едешь;

- не разговаривай с посторонними людьми , не ходи никуда с ними, не бери ничего у них;

-не доверяй свои вещи посторонним;

- не выходи на платформу без взрослых;

-не подходи к краю платформы;

-не ходи по железнодорожным путям;

-переходи железную дорогу по специальным переходам.

       -А теперь представим, что мы летим на самолёте.    

 Физкультминутка.

-Ребята, а теперь давайте вспомним, какие города вы уже узнали из курса «Окружающий мир».

-Сейчас дети каждого ряда будут выходить и обозначать запомнившийся город  на карте, а остальные будут их находить в учебнике на стр.42-43 и в рабочих тетрадях на стр.30-32. Какой же ряд больше вспомнит городов.

-Ребята, раз эти города вам запомнились, значит, они тоже ваша родная сторона. А можем ли мы назвать жителей этих городов нашими земляками?  (Да, они наши соседи по родной земле, родной стороне, родные по земле нашей общей страны).

-Кто знает, как называется наша родная земля, наша общая родная сторона, всех жителей которой мы можем назвать земляками. (Россия.) Давайте прочитаем название темы из учебника на стр.42 и заключительный абзац на стр.43 : «Россия- наша страна, где мы родились и живём. Велики и прекрасны её просторы!»

Необъятная страна.

Если долго- долго- долго

В самолёте нам лететь,

Если долго- долго- долго

На  Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

-Наша Родина - самое большое государство на земном шаре. Нашу страну омывают сразу три океана. Кто помнит ,какие? (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический). Наша страна богата лесами, в недрах залегают многочисленные полезные ископаемые. В России насчитывается более двух миллионов рек. Россия на одном из первых мест по количеству и разнообразию озёр, в т.ч. самые крупные на земном  шаре- Каспийское море, Байкал, Ладожское и Онежское озёра. На территории России расположено множество красивейших городов, и древних, и недавно построенных. Некоторые мы с вами отметили. Велика и богата наша страна. Но главное её богатство – этот люди. Россия многонациональное государство, в ней проживают более ста национальностей.  

Российская семья.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой – готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна.

-Ребята, но мы совсем забыли о том  маленьком человеке, историю которого мы рассказывали. Что же с ним происходит дальше? Он вырастает, много и хорошо учится, выбирает себе профессию. Его называют теперь не только по имени, но и по отчеству. К примеру, Юрий Алексеевич: Юрий, сын Алексея.

- Как вы думаете, что означает слово «отчество»?  От какого слова оно произошло? («отче», «отец»). Недаром и место, где родился человек, называют- Отечество.

-Сейчас мы  послушаем, что говорил К. Ушинский. Но  сначала скажите, знаете ли вы кто такой К.Ушинский.( писатель, педагог). Молодцы.(Читают дети).

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовём её потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды.

Родиной мы зовём её потому, что здесь мы родились, здесь говорят на родном нам языке и всё вокруг для нас родное.

А матушкой- потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила своему  языку и как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать- одна у него и Родина».

 А наш маленький человек уже вырос и выбрал себе профессию. Как вы думаете, какую? Профессию космонавта. И однажды, после долгих тренировок и занятий, он на космическом аппарате поднимается в космос. И что он видит из окна иллюминатора своего космического корабля?  (дети высказывают предположения.). Он   видит прекрасный голубой шар. Это Земля, на которой мы все живём, где находится и наша страна- Россия. (Учитель обращает внимание детей на глобус, приводит его в движение.)  Космонавт смотрит на неё, любуется и думает о том, что где-то там, на этом прекрасном голубом шаре(на экране слайд-фото Земли из космоса), находится его Родина(на экране слайд- фото из космоса, где видна Россия).  И он вспоминает, что там, в России, сейчас весна. Как вы думаете, что он вспомнит?  А когда космонавт вернётся на землю, то в честь него на космодроме будет звучать гимн нашей страны, гимн России. Будет развиваться на ветру  её флаг. И обязательно будет герб России.

Флаг, герб, гимн – официальные государственные символы, означающие суверенитет (независимость) государства.

-Ребята, когда мы встречаем незнакомые слова, смысл которых мы не знаем, где можно узнать значение этих ?(дети отвечают).  Мы воспользуемся толковым словарём. (Дети со словарями читают). Мы прослушали научное объяснение значения слов. ( на доске вывешиваются государственные символы России.)  А  теперь послушаем, как поэт описывает государственные символы России с помощью художественного слова.

Герб России.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он- России дух свободный.

Флаг России.

Белый цвет- берёзка.

Синий- неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

        - Перед вами лежат листочки, на которых изображены контуры флага России.  Давайте раскрасим его. (дети разукрашивают флаг .)

      -Ребята, вы знаете, как нужно вести себя, когда исполняется гимн? Сейчас я включу запись гимна России, и мы все будем слушать его так, как слушают свой гимн в каждой стране на Земле: стоя, с почтением. Так же ведут себя при поднятии Государственного флага. Многие  уже знают текст и могут подпевать.

       Дети встают, выходят из-за парт. Звучит 1 куплет гимна.

        - Какими словами можно описать музыку гимна? ( музыка торжественная, величественная, похожа на великие просторы, которые Россия занимает на земном шаре.)

        Сейчас мы посмотрим как ребята поняли значения государственных символов.

Соедините стрелочками название государственного символа и его определение.

Прикрепленное к древку полотнище определённого размера и цвета

Гимн

Официальная эмблема государства

Флаг

Торжественная песня

Герб

   Мы с вами попутешествовали по просторам нашей страны. Даже смогли взглянуть на неё из космоса. Сейчас мы возвращаемся и подведём итог нашему путешествию и ещё раз взглянем на нашу Родину.

Стих «Россия».

Видео клипы в сопровождении песни «Россия»

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) Очень подозрительный тип.

Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их       при общении с незнакомыми людьми, закрепить знания по разделу «Здоровье и безопасность»...

Открытый урок окружающего мира для 4 класса по теме "Я - житель наукограда"

Это урок был проведён в рамках конкурса "Педагогические таланты гоода Жуковского - 2008"...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?

Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...

Методическая разработка открытого урока окружающего мира в технологии деятельностного метода

Методическая разработка открытого  урока окружающего мира по теме «В лаборатории «Органа слуха» авторская. Тема урока: «В лаборатории «Органа слуха» соответствует программе «Начальная школа...

Разработка открытого урока окружающего мира во 2 классе по теме: «Какие бывают растения?»

Во время проведения кожуунного семинара на базе МБОУ «НОШ» с.Хову-Аксы от 18 октября    2017 года провела во 2 «а» классе урок окружающего мира по теме: «Какие ...