Открытый урок окружающего мира для 4 класса по теме "Я - житель наукограда"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Русина Татьяна Игоревна

Это урок был проведён в рамках конкурса "Педагогические таланты гоода Жуковского - 2008"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_okrmir.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока окружающего мира в 4 классе.

Учитель: Русина Т.И. (МОУ лицей №14)

Тема урока: «Я – житель наукограда!»

Цель урока: Создание собирательного образа жителя наукограда Жуковский.

Задачи урока:

  1. Введение понятия «наукоград».
  2. Формирование представления о родном городе.
  3. Воспитывать уважительное отношение к научным, героическим, трудовым,  культурным, спортивным  достижениям жителей нашего города.
  4. Воспитывать любовь к родине.
  5. Развивать умение работать с географической картой и дополнительным справочным материалом.
  6. Развитие речи, внимания, памяти, умения анализировать, делать выводы.

Оборудование: административная карта Московской области, аудиозаписи песен о Жуковском, карточки-задания для расшифровки слов, информационные карточки о городе, карточки со словами для составления предложения, таблички с названиями наукоградов, фотографии с изображениями городских достопримечательностей.

Ход урока.

I. Организационный момент. 

Знакомство с классом, приветствие гостей.

II. Постановка темы урока.

- Наш урок мне хотелось бы начать с песни.  (Песня о городе Жуковский).

- Там где-то Нью-Йорк, там где-то Париж, а мы на земле Московской. Обратимся к карте Московской области. ( Показать границы области, столицу).

Рассмотрите герб Московской области. Кто изображён на гербе? (Святой Георгий победоносец, поражающий копьём змея.)

- Покажем на карте местоположение нашего города.  Город Жуковский расположен

в 40 км к юго-востоку от Москвы. Население нашего города по данным 2003 года составило чуть больше 100 тыс. человек.  (Отметить местоположение города на карте фишкой).

У нашего города тоже есть герб. Что вы видите на гербе? А теперь зачитайте описание герба.

№1."В лазо́ревом, то есть голубом, поле три широких наконечника стрел. сопровождённые во главе лётом; все фигуры золотые.

Лёт – символ воздухопла́́вания. Главные фигуры герба́  - золотые наконечники стрел - один из символов оружия, непреклонности и мужества. Три стрелы отображают профиль города Жуковского - конструирование, построение и испытание военных самолётов.
Золото символизирует богатство, справедливость, уважение, великодушие. 
Лазо́ревое поле щита соответствует
небу, воздуху. Лазурь - символ возвышенных устремлений, мышления, искренности и добродетели».

- На сегодняшнем уроке мы часто будем обращаться к справкам из различных источников информации: книг, газет, интернет-сайтов о нашем городе.

 - В честь кого назван наш город? (Ответы детей)

Уточнит ответ на этот вопрос… (чтение справки, показ портрета Н.Е. Жуковского)

№2. «23 апреля 1947 года рабочий посёлок имени шахтёра Алексея Стаханова получил статус города и название – ЖУКОВСКИЙ – в честь  столетия со дня рождения великого русского учёного, основополо́жника современной аэродина́мики Николая Егоровича Жуковского,

29 января 2007 года городу Жуковскому присвоен статус наукограда Российской Федерации. Замечательно, что это произошло в год шестидесятиле́тнего юбилея города».

- Кто из вас слышал слово «наукоград»? Что оно для вас значит? Давайте обратимся к русскому языку. Что можно сказать о слове «наукоград»?  (сложное слово)

- Наукограды -  это города и посёлки, которые были созданы и построены вокруг научных и научно-производственных комплексов. Большая часть населения таких городов занимается наукой.

В России есть города, которые удостоены статуса наукограда, но мы назовём только наукограды Московской области.  (Чтение табличек с названиями городов, отмечание на карте фишками).

- Сегодня мы создадим собирательный образ человека, который достоин жить и работать в наукограде Жуковский.

III. Работа над темой урока.

 - Математика – королева всех наук. Уважающий себя человек должен владеть математическими навыками. Ваши знания в области математики помогут решить примеры, и мы сможем расшифровать слова. Из этих слов составим предложение и узнаем, каким представляют наш город жители Российской Федерации.

Работа в группах.  Каждая группа детей получает карточку с заданием.

Группа №1.

Й  270 : 9 =                       С   22 · 9 =

В  124 : 4 =                        И   90 · 5 =

К  345 : 5 =                        О    5400 : 90 =

У  41 · 9 =                         Ж   4500 : 500 =

9

369

69

60

31

198

69

450

30

Группа №2.

Р   70 · 6 : 3 =

Д   540 : 6 – 45 =

О   26 · 6 + 244 =

Г   280 : 4 + 310 =

380

400

140

400

45

Группа № 3.

  А  540 : 6 – 45 =                  У  41 · 9 =                            

  К  26 · 6 + 244 =                  Н  4500 : 500 =

  И  280 : 4 + 310 =

 

 9    

45

369

400

380

Группа № 4.

Ц   70 · 6 : 3 =

И   540 : 6 – 45 =

А   26 · 6 + 244 =

В   280 : 4 + 310 =

400

380

45

400

140

45

45

Группа № 5.

Ы  360 : 9 =                       Л  22 · 9 =

Т  124 : 4 =                        К   96 · 5 =

У  345 : 5 =                        Р    5400 : 90 =

Ь  280 : 4 + 310 =

480

69

198

380

31

69

60

40

Группа № 6.

Р  360 : 9 =                   А  540 : 6 - 45 =          

О  124 : 4 =                   С   26 · 6 + 244 =    

Т  345 : 5 =                      

П  41 · 9 =                        

400

369

31

40

69

45

Составление и чтение  предложения: Жуковский – город науки, авиации, культуры, спорта.

Физминутка «Путешествие на облаке»

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в голубое небо. Здесь всё тихо и спокойно. Облако несёт вас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно «увидеть» это место. Там вы чувствуете себя спокойно и счастливо. Теперь вы снова на своём облаке, и оно везёт вас на своё место в классе. Поблагодари облако за то, что оно тебя так хорошо покатало. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодры и внимательны.

- Вернёмся к нашей фразе.  Вся история города связана с достижениями в области авиации и космонавтики.  Долгое время работал в Жуковском основоположник практической космонавтики Сергей Павлович Королёв,   а на территории Лётного исследовательского института  проходил подготовку первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

- Какие научные и научно-производственные комплексы работают в Жуковском?

№3. «Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) имени профессора Николая Егоровича Жуковского – крупнейший в мире центр авиационной науки. Впервые в мировой практике институт объединил научный поиск, исследования, конструкторские разработки, производство и испытания  опытных летательных аппаратов. В своих аэродинами́ческих трубах ЦАГИ выполняет испытания по отработке оптимальных форм автомобилей, железнодорожных составов, поездов метрополитена и аппаратов на воздушной подушке. Исследуются ветровы́е нагрузки на высотные здания, мосты».

- Чьи родные работают в ЦАГИ? Какими качествами должны обладать люди, которые серьёзно занимаются наукой? Какие школьные предметы помогут вам в дальнейшем работать в ЦАГИ?

- Какой ещё крупный исследовательский институт есть в нашем городе? (ЛИИ).

№4. «Лётно-исследовательский институт имени Михаила Михайловича Громова – научный центр по исследованиям и испытаниям авиационной техники. На территории ЛИИ расположены лётные базы ведущих конструкторских бюро – Сухого, Ильюшина, Туполева».

- Когда аэродром ЛИИ открывает свои двери, для многочисленных гостей? (В дни проведения МАКСа).

        

№5 «День авиации, который отмечается в третье воскресенье августа, для Жуковского – особый день. Именно на него выпадает празднование Дня города и самое яркое событие  – Международный авиационно-космический салон (МАКС), который проводится каждые два года. В 2007 году МАКС отпраздновал  свое 15-летие.

 

Начиналось все летом 1992 года на аэродроме ЛИИ, где прошло «МосАэроШоу». Это шоу стало первой авиационно-космической выставкой в России.  Выставка получила статус международной и обрела свое нынешнее название: «Международный авиационно-космический салон».

 

- Кто из вас побывал на МАКСе? Поделитесь своими впечатлениями.

- Конечно же, самые незабываемые впечатления оставляют показательные полёты. Какими вы представляете лётчиков?

Неслучайно в городе активно работает «Клуб Героев». Эта организация объединяет лётчиков-испытателей, штурманов-испытателей.

№6. «По количеству Героев Советского Союза и России Жуковскому нет равных. В разное время в Жуковском жили и работали 104 Героя Советского Союза, Российской Федерации и Социалисти́ческого труда. Многие улицы  города названы в их честь. И сегодня Жуковский гордится семью́десятью тремя Героями, которые работают и проживают в Жуковском.

14 ноября - День чествования Героев. С 2002 года этот уникальный праздник, который существует только в нашем городе, отмечается ежегодно».

В Жуковском, городе с высокоразвитой наукой, гармонично развивается и культура.

- Что значит быть культурным человеком?

- Какие культурные центры вы знаете? Какие посещаете вы? Кто занимается музыкой, танцами, театром?

В Жуковском два муниципальных театра («Стрела», театр Айсина), Дворец культуры, Дом Учёных ЦАГИ, Жуковский симфонический оркестр, две школы искусств и множество детских студий. Кинотеатр «Взлёт».

№7. «В городском музее развернута новая современная экспозиция «Жуковский музей истории покорения неба». Здесь собраны уникальные коллекции обмундирова́ния летного состава с начала 20 века и до наших дней, документов и личных вещей летчиков различных эпох, знаков, значков и медалей, посвящённых авиации. Каждый посетитель музея имеет возможность записаться в школу виртуального пилотирования».

- Отдельно стоит отметить спортивную жизнь города. Жуковский сегодня - областной легкоатлетический центр, родина многих прославленных легкоатлетов. Эстафету от знаменитых на весь мир Екатерины Подкопаевой, Олега Проценко и других подхватили Юрий Борзаковский, Андрей Епишин, Дмитрий Богданов. 

 

№8. «Осенью 2005 года после реконструкции открылся спортивный комплекс «Метеор», который может по праву считаться одним из лучших не только в России, но и в Восточной Европе. Уже сегодня он принимает как общероссийские, так и международные соревнования. С 2006 года постоянную прописку в Жуковском получили международные легкоатлети́ческие соревнования «Мемориал братьев Зна́менских». Развитие «Метеора» продолжается: в настоящее время начались работы по строительству крытого легкоатлетического манежа, рассчитанного на 4500 зрителей. В 2008 году планируется завершение строительства бассейна».

- Ребята, кто из вас занимается спортом?

IV. Итог урока.

-Какой у вас замечательный класс. Я очень рада знакомству с вами, мне понравилось, как вы работаете на уроке. А вам понравился урок?

-Образ какого человека мы создали?

- Вас с уверенностью можно назвать настоящими жуковчанами! Давайте все вместе произнесём фразу: «Я – житель наукограда!»

И в заключение  урока песня о нашем любимом городе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"

Открытый урок  окружающего мира в  доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...

Открытый урок окружающего мира 4 класс Природная зона. Пустыня.

Открытый урок окружающего мира 4 класс по программе Школа России....

Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Тема: "Разнообразие животных".

Целью данного урока является: создание условий для формирования представлений о классах животных «пресмыкающихся» и «земноводных».Были определены задачи педагога: систематизировать материал об известн...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс

Технологическая карта открытого урока окружающего мира в начальной школе (1 класс)...

Открытый урок окружающего мира, 3 класс "Круговорот воды в природе"

Тема: «Круговорот воды в природе»Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока:Закрепить знания детей о разных состояниях воды.Сформировать представление о круговороте воды в природе.Развить...

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс Н.Ф.Виноградова. Тема "Что мы знаем о птицах"

Технология деятельностного метода обучения.«Любая деятельность может быть либотехнологией, либо искусством.Искусство основано на интуиции,технология – на науке.С искусства все начинается,т...