Главные вкладки

    Открытый урок окружающего мира "Зима в мире растений" 2 класс.
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Забровская Наталия Александровна

    Материал урока окружающего мира "Зима в мире растений" для 2 класса по программе Перспектива.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_28.01.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Зима в мире растений

    Цель: закрепить знания о зимних погодных явлениях и состоянии природы зимой, полученные на предыдущих уроках и экскурсии.

    Планируемые результаты: учащиеся научатся определять породы деревьев зимой по силуэтам и плодам, использовать различные справочные издания, детскую литературу, Интернет для поиска информации, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

    Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, атлас-определитель «От земли до неба», фотографии растений и их плодов (береза, осина, дуб, липа, клен, ясень, вяз, рябина, ель, сосна, можжевельник, кедровая сосна, пихта, копытень, земляника, заячья капуста, брусника, клюква, черника).

    Примечание: заранее подготовленные ученики читают стихи о зимней природе.

    Ход урока

    1. Организационный момент
    2. Актуализация знаний

    1. Проверка домашнего задания
    2. Фронтальный опрос

    —        Что изменилось в природе с наступлением зимы?

    - Какие явления  в неживой природе можно наблюдать зимой?
    III.        Самоопределение к деятельности

    -Как изменились по сравнению с осенью лиственные деревья и кустарники?

    -Как выглядят зимой хвойные растения?

    -видели ли вы растения, которые зимуют под снегом зелеными?

    —        Догадались ли вы, чему будет посвящен наш урок? (Ответы учеников.)

    Сегодня на уроке будем говорить о том, как зимуют растения.

    -Давайте вспомним, какие группы растений мы знаем? Какие растут в нашей местности?

    IV.        Работа по теме урока

    1.        Беседа

    • А как выглядит лес зимой? {Заснеженный лес спит спокойно,безмятежно.)
    • Какое настроение вызывают изображения заснеженного
      леса? (Ответы учеников.)

    Действительно, как в сказке, как во сне: тихо, спокойно. Русские поэты очень любили воспевать такие картины природы.

    (Заранее подготовленные ученики читают стихотворения русских поэтов о красоте зимней природы.)

    2.        Сообщения учащихся

    Чародейкою Зимою

    Околдован, лес стоит —

    И под снежной бахромою,

    Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит.

    И стоит он, околдован, —

    Не мертвец и не живой —

    Сном волшебным очарован,

    Весь опутан, весь окован.

    Легкой цепью пуховой...

    Солнце зимнее ли мечет

    На него свой луч косой —

    В нем ничто не затрепещет,

    Он весь вспыхнет и заблещет

    Ослепительной красой.

    Ф. Тютчев

    —        Какие слова используют поэты, рисуя сказочность леса
    после снегопада?
    (Околдован, заколдован, сказка сна, волшебный, окован, дремлет, очарован и т. д.)

    Видите, даже слова подобраны поэтами «сказочные».

    3.        Беседа

    —        Что помогает дереву выжить в холодную зиму? (Ответы учеников.)

    Лиственные деревья зимой. Деревья, собрав за лето силы, к зиме перестают питаться, расти, погружаются в глубокий сон.

    Много выделяют тепла листья — долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья дают тепло и предохраняют корни деревьев от промерзания.

    Мало того, на каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза.

    Это кора. Кора не пропускает ни воды, ни воздуха. Воздух застаивается в ее порах и не дает источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще у него кора. Вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкой корой на стволиках и ветках.

    Но самая лучшая защита от морозов — пушистое снежное покрывало. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.

    -Без листьев все деревья и кустарники кажутся похожими.

    По каким признакам можно различить деревья?
    (По коре,
    по сохранившимся листьям, по плодам.)

    • Как можно отличить по цвету коры ствола березу от осины?
      (У березы ствол белый, у осины зеленоватый.)
    • Как еще можно узнать деревья? (По плодам.)
    • Плоды какого дерева лежат у вас на столе?( рябина)

    В плодах рябины не только красота, но и большая польза, хотя они и с горьким привкусом. Да ведь знающие люди и не едят их в эту пору. Дожидаются, когда ударят первые морозы. Тогда и собирают ягоды. Холод отбивает у них горечь, а все полезные вещества сохраняются.

    Особенно много в рябине витамина С — как в лимоне и черной смородине. По количеству каротина может поспорить с морковью. А еще плоды рябины богаты сахарами, витамином А, яблочной кислотой и дубильными веществами.

    Хвойные деревья зимой. Зимой в заснеженном лесу зеленые, в белых шапочках и белых шарфиках елочки и сосны — первые красавицы.

    -А вы знаете почему хвойные деревья зеленые весь год?

    - Если лиственное дерево останется зимой с зелеными листьями, то погибнет от недостатка влаги, так как листья испаряют воду. Хвойные деревья хорошо переносят засуху. Хвоинки имеют множество приспособлений для сохранения влаги: толстую кожицу, восковой налет.)

    • А еще почему остаются зелеными хвойные деревья? (Это происходит потому, что смола мешает промораживанию стволов, в них сохраняются соки.)
    • У вас на столах ветки хвойных деревьев. Давайте их понюхаем?
    • . Вам нравится запах елочки? Чем она пахнет? (Новогодним праздником.)
    • Какое настроение создает этот запах?
    •  Вы слышали когда- нибудь о фитонцидах?

    Все растения выделяют особые вещества — фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Для микробов это смертельные яды, а для человека они полезны. Чемпионы по выделению фитонцидов - хвойные деревья. Воздухом хвойных лесов полезно дышать всем людям, но особенно людям с заболеваниями дыхательных путей.

    Физкультминутка

    Дом построен у сугроба.

    А какой вышины?

    Вот такой вышины.

    Белый коврик у порога.

    А какой ширины?

    Вот такой ширины.

    Погляди-ка, потолки ледяные,

    Высоки-превысоки, кружевные.

    Мы по лестнице шагаем,

    Выше ноги, топ-топ.

    Двери комнат отворяем,

    Справа — хлоп, слева — хлоп.

    4. Работа по учебнику

    С. 22

    —        Прочитаем текст о можжевельнике.

    -Как можно использовать можжевельник в домашнем хозяйстве?

       —        На ваших партах ветки ели и сосны. Какие иголки у сосны, у ели?

    {Сосна длинные хвоинки расположены по две в пучке, ель короткие колючие хвоинки расположены спиралью вокруг ветки.

    —        Как еще можно различить хвойные деревья? (По шишкам.)
    (Учитель показывает шишки на слайде, учащиеся определяют, каким деревьям они принадлежат.)

         —        Выполните задание в рубрике «Откроем атлас-определитель» на с. 23 учебника.

    —        Как зимуют травы? (Ответы учеников.)

    Некоторые из трав словно прячутся на зиму в землю. У них в зимнее время сохраняются живыми только подземные органы — корни, а вся надземная часть отмирает. Другие травы сохраняют зимой зеленые листья. Это копытень, земляника, заячья капуста.

    Под снегом зимуют и маленькие кустарнички — брусника, клюква и черника. Черника теряет осенью свою листву и зимует в виде голых кустиков, у нее остаются только зеленоватые тонкие прутики. Брусника и клюква, наоборот, остаются всегда зелеными, сохраняют листья на зиму. Их внешний вид мало меняется на протяжении всего года.

    —        Откройте учебники на с. 21. С помощью атласа-определителя узнайте на рисунке растения, которые зимуют под снегом.

    VI.        Рефлексия

    Игра «Узнай дерево»

    (Учитель приносит на урок ветки хвойных растений, плоды лиственных деревьев.) Работа с гербарием.

    —        Узнайте хвойное дерево. Узнайте лиственное дерево.
    VII.        Закрепление изученного материала

    Выполнение заданий в рабочей тетради Задание 1 (с. 12)

    (Выполняется с последующей взаимопроверкой.) Задание 2 (с. 12)

    (Выполняется с последующей взаимопроверкой.) Задание 3 (с. 13)

    —        Прочитайте, выполните задание.

             - Как растения, о которых вы узнали на уроке, зимой кормят животных?

    (птицы семена, рябину)

    VIII.        Подведение итогов урока

    -По каким признакам можно различить деревья зимой?

    Прочитаем выводы учебника.

    Домашнее задание

    1. Прочитать текст в учебнике (с. 20—23), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 23).
    2. Выполнить задание 4 (с. 13) в рабочей тетради (задание необходимо приготовить как вопрос-загадку для своего соседа по парте).

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок окружающего мира в 3 классе (Плешаков А.А.) Очень подозрительный тип.

    Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их       при общении с незнакомыми людьми, закрепить знания по разделу «Здоровье и безопасность»...

    Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

    На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

    ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?

    Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...

    Открытый урок окружающий мир Экологическая безопасность 3 класс

    Урок познакомит детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог», поможет представить нашу планету общим домом и научит  бережно к ней относиться, на...

    Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

    Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...