Открытый урок окружающего мира "Зима в мире растений" 2 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Забровская Наталия Александровна

Материал урока окружающего мира "Зима в мире растений" для 2 класса по программе Перспектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_28.01.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Зима в мире растений

Цель: закрепить знания о зимних погодных явлениях и состоянии природы зимой, полученные на предыдущих уроках и экскурсии.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять породы деревьев зимой по силуэтам и плодам, использовать различные справочные издания, детскую литературу, Интернет для поиска информации, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, атлас-определитель «От земли до неба», фотографии растений и их плодов (береза, осина, дуб, липа, клен, ясень, вяз, рябина, ель, сосна, можжевельник, кедровая сосна, пихта, копытень, земляника, заячья капуста, брусника, клюква, черника).

Примечание: заранее подготовленные ученики читают стихи о зимней природе.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

  1. Проверка домашнего задания
  2. Фронтальный опрос

—        Что изменилось в природе с наступлением зимы?

- Какие явления  в неживой природе можно наблюдать зимой?
III.        Самоопределение к деятельности

-Как изменились по сравнению с осенью лиственные деревья и кустарники?

-Как выглядят зимой хвойные растения?

-видели ли вы растения, которые зимуют под снегом зелеными?

—        Догадались ли вы, чему будет посвящен наш урок? (Ответы учеников.)

Сегодня на уроке будем говорить о том, как зимуют растения.

-Давайте вспомним, какие группы растений мы знаем? Какие растут в нашей местности?

IV.        Работа по теме урока

1.        Беседа

  • А как выглядит лес зимой? {Заснеженный лес спит спокойно,безмятежно.)
  • Какое настроение вызывают изображения заснеженного
    леса? (Ответы учеников.)

Действительно, как в сказке, как во сне: тихо, спокойно. Русские поэты очень любили воспевать такие картины природы.

(Заранее подготовленные ученики читают стихотворения русских поэтов о красоте зимней природы.)

2.        Сообщения учащихся

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован.

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Ф. Тютчев

—        Какие слова используют поэты, рисуя сказочность леса
после снегопада?
(Околдован, заколдован, сказка сна, волшебный, окован, дремлет, очарован и т. д.)

Видите, даже слова подобраны поэтами «сказочные».

3.        Беседа

—        Что помогает дереву выжить в холодную зиму? (Ответы учеников.)

Лиственные деревья зимой. Деревья, собрав за лето силы, к зиме перестают питаться, расти, погружаются в глубокий сон.

Много выделяют тепла листья — долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья дают тепло и предохраняют корни деревьев от промерзания.

Мало того, на каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза.

Это кора. Кора не пропускает ни воды, ни воздуха. Воздух застаивается в ее порах и не дает источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще у него кора. Вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкой корой на стволиках и ветках.

Но самая лучшая защита от морозов — пушистое снежное покрывало. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.

-Без листьев все деревья и кустарники кажутся похожими.

По каким признакам можно различить деревья?
(По коре,
по сохранившимся листьям, по плодам.)

  • Как можно отличить по цвету коры ствола березу от осины?
    (У березы ствол белый, у осины зеленоватый.)
  • Как еще можно узнать деревья? (По плодам.)
  • Плоды какого дерева лежат у вас на столе?( рябина)

В плодах рябины не только красота, но и большая польза, хотя они и с горьким привкусом. Да ведь знающие люди и не едят их в эту пору. Дожидаются, когда ударят первые морозы. Тогда и собирают ягоды. Холод отбивает у них горечь, а все полезные вещества сохраняются.

Особенно много в рябине витамина С — как в лимоне и черной смородине. По количеству каротина может поспорить с морковью. А еще плоды рябины богаты сахарами, витамином А, яблочной кислотой и дубильными веществами.

Хвойные деревья зимой. Зимой в заснеженном лесу зеленые, в белых шапочках и белых шарфиках елочки и сосны — первые красавицы.

-А вы знаете почему хвойные деревья зеленые весь год?

- Если лиственное дерево останется зимой с зелеными листьями, то погибнет от недостатка влаги, так как листья испаряют воду. Хвойные деревья хорошо переносят засуху. Хвоинки имеют множество приспособлений для сохранения влаги: толстую кожицу, восковой налет.)

  • А еще почему остаются зелеными хвойные деревья? (Это происходит потому, что смола мешает промораживанию стволов, в них сохраняются соки.)
  • У вас на столах ветки хвойных деревьев. Давайте их понюхаем?
  • . Вам нравится запах елочки? Чем она пахнет? (Новогодним праздником.)
  • Какое настроение создает этот запах?
  •  Вы слышали когда- нибудь о фитонцидах?

Все растения выделяют особые вещества — фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Для микробов это смертельные яды, а для человека они полезны. Чемпионы по выделению фитонцидов - хвойные деревья. Воздухом хвойных лесов полезно дышать всем людям, но особенно людям с заболеваниями дыхательных путей.

Физкультминутка

Дом построен у сугроба.

А какой вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога.

А какой ширины?

Вот такой ширины.

Погляди-ка, потолки ледяные,

Высоки-превысоки, кружевные.

Мы по лестнице шагаем,

Выше ноги, топ-топ.

Двери комнат отворяем,

Справа — хлоп, слева — хлоп.

4. Работа по учебнику

С. 22

—        Прочитаем текст о можжевельнике.

-Как можно использовать можжевельник в домашнем хозяйстве?

   —        На ваших партах ветки ели и сосны. Какие иголки у сосны, у ели?

{Сосна длинные хвоинки расположены по две в пучке, ель короткие колючие хвоинки расположены спиралью вокруг ветки.

—        Как еще можно различить хвойные деревья? (По шишкам.)
(Учитель показывает шишки на слайде, учащиеся определяют, каким деревьям они принадлежат.)

     —        Выполните задание в рубрике «Откроем атлас-определитель» на с. 23 учебника.

—        Как зимуют травы? (Ответы учеников.)

Некоторые из трав словно прячутся на зиму в землю. У них в зимнее время сохраняются живыми только подземные органы — корни, а вся надземная часть отмирает. Другие травы сохраняют зимой зеленые листья. Это копытень, земляника, заячья капуста.

Под снегом зимуют и маленькие кустарнички — брусника, клюква и черника. Черника теряет осенью свою листву и зимует в виде голых кустиков, у нее остаются только зеленоватые тонкие прутики. Брусника и клюква, наоборот, остаются всегда зелеными, сохраняют листья на зиму. Их внешний вид мало меняется на протяжении всего года.

—        Откройте учебники на с. 21. С помощью атласа-определителя узнайте на рисунке растения, которые зимуют под снегом.

VI.        Рефлексия

Игра «Узнай дерево»

(Учитель приносит на урок ветки хвойных растений, плоды лиственных деревьев.) Работа с гербарием.

—        Узнайте хвойное дерево. Узнайте лиственное дерево.
VII.        Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради Задание 1 (с. 12)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.) Задание 2 (с. 12)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.) Задание 3 (с. 13)

—        Прочитайте, выполните задание.

         - Как растения, о которых вы узнали на уроке, зимой кормят животных?

(птицы семена, рябину)

VIII.        Подведение итогов урока

-По каким признакам можно различить деревья зимой?

Прочитаем выводы учебника.

Домашнее задание

  1. Прочитать текст в учебнике (с. 20—23), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 23).
  2. Выполнить задание 4 (с. 13) в рабочей тетради (задание необходимо приготовить как вопрос-загадку для своего соседа по парте).