Главные вкладки

    Открытый урок окружающий мир Экологическая безопасность 3 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Козырина Людмила Александровна

    Урок познакомит детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог», поможет представить нашу планету общим домом и научит  бережно к ней относиться, научит  беречь свое здоровье, выполнять правила личной экологической безопасности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Открытый урок

    3 класс

    Окружающий мир.

    Экологическая безопасность.

    Цели:

    1. Познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог»;
    2. Доказать детям, что Земля – наш дом: бережём дом – бережём здоровье;
    3. Учить детей выполнять правила личной экологической безопасности;
    4. Развивать речь, мышление, обогатить словарный запас;
    5. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

    Оборудование: Карточки с правилами соблюдения экологической

                                безопасности.

    ХОД УРОКА.

    I. Организационный момент.

    Учитель: -Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

            «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. (Дети открывают глаза. Анимация земного шара.)

    Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно».

            -Что подразумевается под всем живым?  

      (Это все животные и растения, т.е. то, что мы называем живая природа.)

            -На Земле живут разные существа. Это люди, животные, насекомые, птицы, рыбы, моллюски и другие. (Показ анимации) Всего несколько миллионов видов живых существ населяют нашу планету. А растений на Земле около 500 000  видов.        

    II. Повторение пройденного.

    Учитель:        -Что необходимо для жизни и без чего она невозможна? Вспомним об этом, отгадав кроссворд.

    2

    1

    4

    3

            

    1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле.  (Солнце)
    2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях. (Вода)
    3. Плодородный слой Земли. (Почва)
    4. Смесь газов. (Воздух)

    Дети предлагают свои ответы. В качестве проверки на экране появляются записи.

    Учитель: - Кто правильно ответил на все вопросы?

    2в

    1с

    о

    л

    н

    ц

    е

    4в

    д

    3п

    о

    ч

    в

    а

    з

    д

    у

    х

    Учитель: Вода, воздух, почва – это всё окружающая нас среда.

    III. Физкультминутка.

    Мы немного отдохнём,

    Встанем, глубоко вздохнём.

    Дети по лесу гуляли,

    За природой наблюдали.

    Вверх на солнце посмотрели,

    И их лучики согрели.

    Чудеса у нас на свете –

    Стали карликами дети.

    А потом все дружно встали,

    Великанами мы стали.

    Дружно хлопаем,

    Ногами топаем!

    Хорошо мы погуляли,

    И нисколько не устали!

    IV. Изучение нового материала.

    Рассказ учителя.

    Учитель: Человек взаимодействует со всем, что его окружает на Земле, и использует и воду, и воздух, и почву, и животных, и растения для своей пользы.

                    Человек должен знать, как, пользуясь всем, чем богата Земля, не навредить ей. Помочь человеку в этом должна наука экология.

                    «Экос» по-гречески значит «дом», «логос» «ученье, наука». Экология – это наука о нашем общем доме. Для наведения и поддержания порядка в нём нужны хорошо подготовленные специалисты – экологи. Они пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

                    Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…

    На экране появляется запись: SOS! SOS! SOS!

    1. международный радиосигнал. Его подают с

                   тонущих кораблей. Всякий, услышавший его, на каком бы языке не говорил сам, в какой бы стране ни жил, знает: где-то гибнут люди, они молят о спасении.

    Теперь мольба о спасении раздается  не только с тонущих кораблей. Все чаще звучит в природе SOS! SOS!

    Вот какие сигналы SOS пришли сегодня в наш класс на урок. Определите, кто мог их послать. (на экране слайды-отгадки)

    • Мы – первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего. Все равно сломают. Помогите нам! Ваши зеленые друзья.   (Ива, Черемуха, Лесная Сирень.)
    • Помогите! Люди нас рвут, совсем не жалея. Сорванные, мы быстро вянем, а, оставаясь в природе, мы могли бы долго радовать вас.  (Цветы. Слайд: люди с охапками цветов.)
    • Люди, остановитесь, одумайтесь! Вы вырубаете нас, оголяете землю, превращаете ее в пустыню, это лишает ее влаги. Земля иссыхает. (Деревья. Слайд: вырубка леса.)
    • Люди, пощадите! Из-за вашего вмешательства с целью покорить природу, скоро я ничего не смогу родить: ни злака, ни цветка…, ведь кроме вас, меня подстерегают и другие опасности! (Земля. Слайд: распашка новых земель.)
    • Мне тяжело дышать. Меня загрязняют мусором, который не разлагается. Это и целлофан, и пластиковые бутылки и разные ядохимикаты. Помогите! (Почва. Слайд: мусорные свалки.)

     Учитель: - В чём в лесу могут накопиться ядохимикаты?

    (В ягодах, грибах, целебных травах)

    • Выросла я на лесной полянке стройная и кудрявая. В густых моих ветвях поселились птицы. Однажды пришли на поляну ребята, подошли ко мне, взмахнули топором, и заплакала я прозрачными капельками душистого сока. До осени далеко, но на мне уже появились желтые листья. Помогите! ( Береза. Слайд: берёза.)
    • (Слайд: пожар.) Помогите! Погибаем! Сильно тянет гарью. Поднялся ветер. Дым густеет. Его уже несет белой пеленой, он затягивает кусты. Огонь идет прямо на нас. Ветер переходит на ураган. Огонь гонит по земле с неслыханной скоростью. Уже слышен  широкий гул и треск пламени. Воздух заполнился гарью. Жаркий ураган дует без передышки. Смола, стекавшая по нашим стволам, превратилась в янтарные капли слез! (Деревья-сосны.) (Слайд: лес после пожара)

    Учитель: - А как по вине человека может возникнуть пожар в лесу?

    ( Если он не затушит костёр.)

    V. Постановка проблемы. Определение темы и целей урока.

    • Послушайте стихотворение и подумайте, а не было ли такого с вами?

    Мы приехали на речку                                Мы прошли, конечно, мимо…

    Воскресенье провести,                                 - Эй, ребята! – крикнул Дима –

    А свободного местечка                                вот местечко хоть куда!

    Возле речки не найти!                                Родниковая вода!

                                                            Чудный вид! Прекрасный пляж!

    Тут сидят и там сидят!                                Распаковывай багаж!

    Загорают и едят,

    Отдыхают, как хотят,                                Мы купались, загорали,

    Сотни взрослых и ребят.                                Жгли костёр, в футбол играли –

                                                            Веселились, как могли!        

    Мы по берегу пошли                                Пили квас, консервы ели,

    И поляночку нашли.                                        Хоровые песни пели…

                                                            Отдохнули и ушли!

    Но на солнечной полянке

    Тут и там – пустые банки,                                И остались на полянке

    И, как будто нам назло,                                У потухшего костра:

    Даже битое стекло!                                        Две разбитых наши склянки,

                                                            Две размокшие баранки –

    Мы по бережку прошли,                                Словом, мусора гора!

    Место новое нашли.

                                                            Мы приехали на речку

    Но и здесь до нас сидели;                                Понедельник провести,

    Жгли костры, бумагу жгли –                        Только чистого местечка

    Тоже пили, тоже ели,                                 Возле речки не найти!

    Насорили и ушли!

    (Слайд: загрязнённые берега реки)

    Учитель: - Все перечисленные беды наносят глубокие «раны» природе. Как

            они сказываются на нашей экологической

            безопасности, т.е. на здоровье человека?

    • Назовите тему и цели урока.        

    VI. Поиск решения.

    Учитель: - Экологические опасности могут подстерегать человека не только

                     в лесу. Из леса возвратимся в город.

    (Показ слайда: город)

                     Рассмотрите и назовите причины загрязнения окружающей среды в городе и как загрязнённые вещества поступают в организм человека.

    (Загрязнённая вода от промышленных предприятий стекает в реки или другие водоёмы, откуда человек берёт воду для своих нужд, рыбу для еды; воду могут загрязнять и нефтяные стоки, а также мытьё личного транспорта; гниющий по берегам водоёмов мусор выделяет ядовитые вещества, они также попадают в воду; фабрики и заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для всего живого веществ: газов и пыли, воздух загрязняется и от выхлопных газов автомобилей, которые мы вдыхаем в себя; на загрязнённых  мусором улицах появляются тысячи мух, которые заражаясь сами, садятся на пищевые продукты и человек может заразиться и заболеть большим количеством болезней_ выхлопными газами могут быть заражены растения возле шоссейных дорог, которые человек тоже может применить в пищу).

    Учитель: - Всё это верно, молодцы. А теперь с пыльных улиц города

                      вернёмся домой. Может быть, здесь мы находимся в

                     экологической безопасности.

    (Показ слайда: квартира)

    • Рассмотрите и скажите, всё ли в порядке или вам что-то не

    нравится.

    (Везде пыль, мусор, немытая посуда, мухи вьются над неубранными остатками пищи, ползают тараканы, закрытые форточки: свежий воздух не попадает в квартиру, из крана льётся грязная вода.)

    Учитель: - Итак, мы рассмотрели различные пути попадания вредных

                       веществ в организм человека, экологически опасных для его здоровья.  

                       Составьте любые цепи загрязнения.

    (фабрика – воздух – дыхание, автомобиль – грибы- пища, пожар в лесу- гибель деревьев – недостаток кислорода и т.д.)

    VII. Физкультминутка.

    Мы похлопаем в ладоши

    Дружно,  веселее.

    Наши ножки постучали

    Дружно,  веселее.

    По коленочкам ударим

    Тише, тише, тише.

    Наши ручки поднимайтесь

    Выше, выше, выше.

    VIII. Выражение решения.

    Работа в группах. Класс делится на 3 группы. Каждой группе выдаётся листок. Дети должны выбрать  ответы на вопрос: «Как защититься  от загрязнения воздуха, воды и почвы?

    I группе: в природе;

    II группе: в городе;

    III группе: в собственной квартире.

    Выбранные ответы обвести в кружочек.

    1. Разводи комнатные растения, которые очищают воздух
    2. Не купайся возле промышленных стоков, в загрязнённых водоёмах.
    3. Пей только кипячёную воду.
    4. Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, свалок, заводов.
    5. Для костра собирай сушняк,  не ломай ветки деревьев и кустарников.
    6. Попроси взрослых не курить в квартире.
    7. Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, не выбрасывай их в лесу. Помни: природа перерабатывает пластиковый стакан – за 100 лет, телефонную карту – за 1000 лет, стеклянную бутылку – за 4000 лет!
    8. Костёр после прогорания следует забросать землёй или залить водой.
    9. Чаще проветривай комнату, открывая форточку или включая кондиционер.
    10. Не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей, т.к. будешь вдыхать большое количество вредных газов.
    11. Очищай воду в домашних условиях  с помощью специальных бытовых фильтров. Если в доме их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток, полезно положить на дно серебряную ложку или монету.
    12. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна. Не вытаптывай травы, корнями они скрепляют почву и не допускают её размыва.
    13. Более надёжное средство обеззараживания воды – «вымораживание». Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру холодильника, через некоторое время, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку льда. Когда же вода наполовину замёрзнет, слей оставшуюся жидкость. Лёд растает, и у тебя появится не только чистая, но и полезная вода.
    14. Перед едой мой фрукты и овощи в тёплой кипячёной воде.
    15. Не ешь продукты, у которых истёк срок годности.
    16. Два раза в неделю проводи сухую (с помощью пылесоса) уборку квартиры, один раз -  влажную уборку.
    17. Посади деревья и кустарники по краям дорог, тротуаров, в скверах, разбей клумбы для цветов.
    18. После пользования газом, не забывай закрыть основной вентиль доступа газа.
    19. Используй в пищу экологически чистые продукты, на которых имеется сертификат качества.
    20. Не забывай мыть за собой грязную посуду.
    21. Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т.к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.

    Проверка: дети зачитывают ответы и на слайдах появляется подтверждение.

    IX. Итог урока.

    Учитель: - Что такое экологическая безопасность?

    (На слайде - ответ на этот вопрос) Чтение хором.

    Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды. Каждому из нас нужно соблюдать правила личной экологической безопасности.

    - С каждым годом на Земле остаётся всё меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве.

    За последние 10 лет во всём мире создана сеть заповедников нового типа – биосферных. Эти заповедники международного класса, в них ведутся наблюдения за состоянием окружающей среды во всех странах.

                    На одной планете

                    Дружно жили дети.

                    Не разоряли гнёзда птиц

                    Ради нескольких яиц,

                    Не ловили по дубравам

                    Рыжих белок для забавы.

                    Травку не топтали,

                    Рек не загрязняли!

                    Все старательно с умом

                    Берегли свой общий дом

                    Под названием Земля,

                    Где живём и ты, и я!

                                            С.Крупина

        X. Домашнее задание.

            Учебник с. 29- 34.

    Если останется время:

    - С каждым годом на Земле остаётся всё меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве.

    За последние 10 лет во всём мире создана сеть заповедников нового типа – биосферных. Эти заповедники международного класса, в них ведутся наблюдения за состоянием окружающей среды во всех странах.

                    На одной планете

                    Дружно жили дети.

                    Не разоряли гнёзда птиц

                    Ради нескольких яиц,

                    Не ловили по дубравам

                    Рыжих белок для забавы.

                    Травку не топтали,

                    Рек не загрязняли!

                    Все старательно с умом

                    Берегли свой общий дом

                    Под названием Земля,

                    Где живём и ты, и я!

                                            С.Крупина


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира "Экологическая безопасность"

    План-конспект урока по теме "Экологическая безопасность" в 3 классе. Представлен подробный план урока. Формы работы учащихся:  фронтальная,  групповая, индивидуальная. Цель урока: дать перво...

    Урок окружающего мира «Экологическая безопасность» 3 класс

    Цели: ознакомить с понятием «экологическая безопасность», формировать представление о «цепи загрязнения» в природе.Задачи:Научить выявлять проблему, находить способы её решения, строить логические рас...

    Урок окружающего мира "Экологическая безопасность" 3 класс

    Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: дать представление о взаимосвязи человека с окружающей средой, создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать п...

    Информационная карта урока окружающего мира «Экологическая безопасность»

    Контингент : учащиеся 3 класса (9 лет), количество учащихся в классе 33 человека. На уроке применяются следующие технологии:Игровая технология. Принцип технологии: активация учебной деятельности ...

    Урок окружающего мира "Экологическая безопасность" 3 класс

    Урок окружающего мира "Экологическая безопасность" 3 класс...

    технологическая карта к уроку окружающего мира "Экологическая безопасность" 3 класс

    Урок построен по технологии "Развитие критического мышления" прием "Зигзаг"...

    Урок окружающего мира "Экологическая безопасность", 3 класс

    Урок окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" подготовлен по УМК "Школа России". В уроке использованы технология системно-деятельностного подхода, технология раскпрепо...