Урок окружающего мира "Экологическая безопасность" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

 

Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: дать представление о взаимосвязи человека с окружающей средой, создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира 3 класс.

Тема: Экологическая безопасность.

Цель: дать представление о взаимосвязи человека с окружающей средой.

Задачи:

  • образовательная: ознакомить с терминами «цепь загрязнения», «экологическая безопасность», расширение круга знаний  о безопасности человека;
  • воспитательная: воспитывать правильное отношение к охране своего здоровья, учить соблюдать  правила экологической безопасности; воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивающая: развивать мышление, воображение, речь, умение работать в группе, анализировать и оценивать свою работу.

Ход урока.

Этап

Содержание

1

Организационный

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Борисовна. Я у вас проведу урок окружающего мира. С вами познакомлюсь в ходе работы.  Присаживайтесь.

2

Актуализация  знаний и постановка учебной проблемы

Закройте глаза и представьте красивый голубой  шар – нашу планету. Откройте глаза. Слайд 1.  

Наша планета Земля –  удивительная и уникальная.

Ребята, а чем наша планета отличается от других планет?

Правильно, только на нашей планете есть жизнь.

Слайд 2.    

А что необходимо человеку для жизни?

Открываются слова  воздух, вода и пища.

Ребята,  сегодня природа  находится в большой опасности. Мы часто слышим слова «плохая экология», «экологическая катастрофа».

Вы знаете почему?

Правильно, в современном мире происходит загрязнение окружающей среды.

Но существует  целая специальная наука –экология. Это наука о связях между живыми существами и окружающей средой.  И учёные экологи думают о том, как  сделать нашу планету чище, а жизнь на ней безопасней.

Я предлагаю вам сегодня побыть в роли учёных экологов, и работать вы будете в специальной мини- лаборатории.

3

Открытие темы урока и постановка задач урока

Ребята, загрязняющие вещества движутся по цепочке. Эту цепь  называют цепь загрязнения. Слайд 3

Первое задание. Постройте   цепи загрязнения. Расположите  картинки в правильной  последовательности.

Кто готов продолжить первую цепь загрязнения?

Почему ты выбрал эту картинку?

Пожалуйста, вторую.

Ребята, так как движутся вредные вещества?

Только ли природа в опасности? (нет)

Правильно, в опасности и сам человек!

А от любой опасности человек себя что должен ,,,,,,,,,?

Правильно, защитить!

А в данном случае от чего надо  защититься?

Слайд  4.   Ребята, вы правильно всё назвали.

Защита человека  от загрязнений окружающей среды имеет своё название.

Догадайтесь,  как называется эта защита? (Э-------ая  б--------ость)

 Экологическая безопасность. Это и есть тема нашего урока.

Вы сегодня учёные-экологи. Вам предстоит ответить на три очень важных вопроса  для всех людей.  Как защититься человеку от…….

Открываются вопросы

  • Как защититься от загрязнённого воздуха?
  • Как  защититься от загрязнённой воды?
  • Как защититься от загрязняющих веществ  в продуктах питания?

Конечно, главное для общества – не допускать загрязнений окружающей среды и для этого многое делается, но полностью решить эту проблему пока не удаётся. И поэтому,  каждому человеку необходимо соблюдать правила экологической безопасности.

4

Совместное открытие знаний

Искать ответы на эти вопросы  и составлять правила экологической безопасности вы будете, работая в группах.

Вспомним правила работы в группе. Дети читают по 1 правилу.

Каждая группа работает по одному вопросу.

Первая группа отвечает на первый вопрос и составляет правила  «Как защититься от загрязнённого воздуха?»

Вторая группа отвечает на второй вопрос и составляет правила «Как  защититься от загрязнённой воды?»

Третья группа  отвечает на третий вопрос и составляет правила «Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания?»

Пожалуйста, сейчас распределите, кто в вашей группе будет командир, кто будет  писать, и кто представлять составленные правила. На это даю вам полминутки.

Время пошло. Стоп.

Распределили? Молодцы.

Командиры подойдите ко мне, вы будете исполнять роль руководителя экологической группы. (Надеть шапочки)

А теперь послушайте, что вы должны сделать.

У вас на столах учебники. Каждый берёт учебник, открывает по закладке. Находите текст, соответствующий вашему вопросу. Читаете. Далее обсуждаете и составляете правила экологической безопасности. ( Приложение 1) . На работу вам 5 минут. Затем 1 ученик от каждой группы представляет правила экологической безопасности по своей теме.

Вам понятно, что делать? Приступайте, время пошло.

На доску вывешивается надпись ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(Учитель контролирует работу групп и время)

Время. Стоп!

Итак, пожалуйста, первая группа.

Ребята, у вас вопросы в первой группе.

Вторая группа.

Третья группа.

Ребята, вы все отлично справились с работой.

Поднимите руки, кому понятны все эти правила.

Их сложно соблюдать?

А для чего же надо соблюдать человеку  правила экологической безопасности.?

Молодцы, правильно, чтобы не навредить своему здоровью, чтобы быть и расти здоровыми.

И для здоровья проведём разминку.

5

Физминутка

Выполнение движений под музыкальное сопровождение

6

Структурирование полученных знаний (первичное закрепление)

Практическая работа в группах.

Ребята, одно из правил второй группы пить только очищенную воду. А как можно очистить воду? А кто дома пользуется фильтрами? Большинство из вас уже соблюдает правила экологической безопасности.

Но в жизни могут быть разные непредвиденные ситуации. Представьте, что вы отправились в поход. Всё взяли, а чистую воду забыли. Как быть?

А вы знаете, что можно самим изготовить фильтр и очистить воду?

И наша экологическая лаборатория этим сейчас и займётся.

Каждая группа получает необходимый материал для практической работы и технологическую карту (приложение 2).

Рассмотрите материал. У вас есть подготовленная обрезанная пластиковая бутылка, песок, камешки, вата и салфетка.

Почему именно этот материал?

Есть два стакана, один пустой, второй с грязной водой, как у меня, посмотрите.

В технологической карте (показываю на своей) есть инструкция по изготовлению фильтра,  описание проведения опыта и место для вывода, который вы должны будете сделать и записать.

Ваша задача

  1. Читаете инструкцию и четко следуете ей.
  2. Выполняете опыт
  3. Делаете вывод и записываете его.

Затем каждая группа представляет свой результат. На работу вам 7 минут.

Вам понятно, что делать?

Время пошло.  В группах определить,  кто представляет результат, кто держит стаканы, кто читает)

Стоп. Время!

Пожалуйста, первая группа………вторая группа………. третья группа.

Ребята, вы все молодцы! Смогли изготовить фильтр и очистить грязную воду.

А могу я её сейчас выпить?

Нет, сделанный вами фильтр очистил воду только от грязи, но в ней остались опасные бактерии. Как вы думаете, что ещё надо сделать с водой?

Самый простой способ  – это воду прокипятить. И  если вы не уверены в качестве воды, то всегда кипятите воду.

Ребята, поднимите руку, кто  теперь самостоятельно сможет изготовить фильтр и очистить воду?  Отлично!

7

Подведение итогов. Рефлексия.

А сейчас  я предлагаю вам проверить себя: что вы узнали и чему научились? Для этого в нашей лаборатории есть специальные устройства- пульты. (Взять и показать). Возьмите пульты. Внимание! Послушайте, как с ними работать. Кнопки нажимать можно только по моей команде, когда они загорятся. Демонстрация вопросов и вариантов ответов.

1вопрос. Что такое цепь загрязнения?

  • мусор, выбрасываемый человеком
  • движение загрязняющих веществ по цепочке
  • загрязнение воздуха

2вопрос. Что такое экологическая безопасность?

  • безопасное поведение на природе
  • защита человека  от загрязнений окружающей среды
  • защита природы от деятельности человека

3вопрос. Для чего надо соблюдать правила экологической безопасности?

  • чтобы не огорчать родителей
  • чтобы получить на уроке хорошую оценку
  • чтобы сохранить своё здоровье

4вопрос. Оцени свою работу на уроке

  • я понял правила экологической безопасности и буду их соблюдать
  • я понял правила экологической безопасности, но соблюдать их  не буду
  • на уроке у меня возникали трудности

Из диаграммы видно, что большинство из вас поняли правила экологической безопасности и  будут их соблюдать.

Значит сегодня, не зря вы побывали в роли экологов и поработали в экологической лаборатории.

Ребята, поднимите руку, кому было интересно сегодня работать?

И мне с вами было приятно работать, ребята, но главное, не забывайте, что  наше здоровье – в  наших руках, и здоровье планеты тоже в наших руках. Если будем беречь природу, то и сбережём своё …..здоровье.

Чтоб человечеству от газов не погибнуть,

От вымирания живое уберечь,

Нам надо одно правило постигнуть.

Нам надо экологию беречь.

И что бы вы,  не забывали правила экологической безопасности,   для вас   закладки по правилам экологической безопасности.

Спасибо за работу,  можете идти отдыхать.

Приложение 1.

Как защититься

от  загрязнённого воздуха?

  1. Выбирай место для прогулок, где _____________  автомобилей,  а  больше _______________.

  1. Никогда ________________ возле автомобиля  с работающим _________________________.

  1.  Старайся   вообще   не  находиться в тех местах, где ____________________.

Как защититься

от загрязнённой воды?

  1. ______   купайся   в   ___________________ водоёмах.

  1. Пей  только  _______________ воду.

  1. _________________ чистую воду в бутылках.

Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания?

  1. Никогда __________________ ягоды и грибы недалеко от автомобильных   _________   и   промышленных __________________  .

  1. Не ешь рыбу, выловленную в ________________________________.

  1. Всегда ____________________  фрукты и овощи.

Приложение 2.

Технологическая карта

Тема: Изготовление фильтра для очистки грязной воды

Цель: научиться изготавливать фильтр для очистки грязной воды

Инструкция по изготовлению фильтра:

  1. Возьмите подготовленную обрезанную пластиковую бутылку и держите горлышком вниз.
  2. В горловую часть положите слой ваты и плотно прижмите.
  3. Сверху на вату выложите все камешки.
  4. На камешки насыпьте весь песок.
  5. Накройте всё кружком из салфетки

У вас получился фильтр для очистки воды.

Проведение опыта:

  1. Расположите и держите фильтр над пустым стаканом.
  2. Возьмите стакан с грязной водой.
  3. Медленно  вылейте половину воды из стакана в фильтр.
  4. Подождите: вода должна  пройти через фильтр.
  5. Уберите использованный фильтр в лоток.
  6. Сравните воду.

Запишите  вывод (какая была вода и какой стала?)

________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

воздух Что необходимо для жизни? вода пища

Слайд 3

Цепь загрязнения

Слайд 4

Э---------кая б-------ость защита человека от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды Экологическая безопасность

Слайд 5

Экологическая безопасность Как защититься от загрязнённого воздуха? Как защититься от загрязнённой воды? Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок

уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок

уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок

урок + презентация по окружающему миру 3 класс...

Урок окружающего мира 1 класс (УМК "Планета знаний") Тема урока: Жизнь животных

Цели: 1. Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных. 2. Учить находить признаки живого у животных, назвать условия, необходимые для их жизни. 3. Развивать мышление и речь у ...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...