Разработка урока окружающего мира " Экологическая безопасность" 3 класс Школа России
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Cамолюк Ирина Владимировна

Разработка урока окружающего мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока: «Экологическая безопасность»

Тип урока: открытие нового знания

Класс, предмет: 3 класс, окружающий мир

УМК «Школа России»

Учитель: Самолюк Ирина Владимировна

Цель урока: понимать, что такое экологическая безопасность и необходимость выполнения правил экологической безопасности в повседневной жизни.

Предметные результаты:

обсуждение проблем экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;

понимание, что такое экологическая безопасность, соблюдение правил экологической безопасности в повседневной жизни.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу, сформированную самостоятельно и уточненную учителем;

планировать своё высказывание;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, фотографий;

формулировать ответы на вопросы.

Личностные результаты

осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;

способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;

уважительное отношение к иному мнение.

Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Ресурсы урока: учебник А. А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, презентация, раздаточный материал (карточки с названиями групп, для самостоятельной работы; круги), бытовой фильтр для воды, стаканы.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приветствует учащихся. Организует проверку готовности к уроку

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли готово к уроку. (слад1)

Я – природа. Я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастие

Подарить – в моей всё это власти –

Гриб в лесу, ромашку на лугу.

Небо в час восхода и захода,

Иву над рекой… И наконец…

Что может подарить нам природа ещё?

Приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку

Отвечают на вопрос

Опасности

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ

ЗНАНИЙ (проверка домашнего задания)

Актуализирует знания по проверке домашнего задания

Со многими опасностями подстерегающих нас в природе вы познакомились на прошлом уроке.

Чтобы повторить, какие опасности могут угрожать жизни и здоровью человека, на карточке проведем графический диктант. Если вы согласны с утверждением, ставьте «+», если не согласны « -  «.

  1. Во время грозы лучше прятаться под высоким одиноко стоящим деревом. –
  2. Собирать можно только те грибы, которые хорошо знаешь. +
  3. Если найдёшь в лесу незнакомые ягоды, обязательно попробуй их. –
  4. Если к тебе  приближается собака, быстро убегай от неё. –
  5. После игры с домашними животными нужно помыть руки с мылом. +
  6. Если укусило животное, то в больницу обращаться не обязательно. –
  7. Во время грозы можно стоять возле металлического забора. -
  8. Заметив приближение грозы, покинь открытое место. +

Дети меняются с соседом карточками, учитель вслух проверяет, дети исправляют ошибки.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

- Возьмите свои карточки, оцените свою работу:

Нет ошибок – «5»;

7,6 правилных ответов– «4»;

5,4 правильных ответа – «3»;

меньше 5 правильных ответов – «Не справился».

- Встаньте те дети, которые получили «5»,

«4».

Остальным нужно ещё раз повторить тему: «Природа и наша безопасность».

Вспоминают изученный материал

 

III. ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Ребята! Сейчас я расскажу вам сказку. Слушайте ее внимательно, а потом мне скажите, какая главная мысль в ней заключена.

Сказка про репку

      Посадил Дед репку, а она не растет. Решил Дед репку полить. Принес Дед ведро воды из речки, а она серая, грязная.

      Позвал он Внучку. А Внучка и говорит: «Нельзя такой водой поливать. В нашу речку завод спускает отработанную воду. А очистные сооружения завод еще не построил». Принесла Внучка воды из родника и полила репку.

      Ждёт Дед, а репка не растет. Решил он землю порыхлить. Позвал Кошку. Стала Кошка лапами землю рыхлить и вытащила пакеты, бумажки, бутылки. Убрали весь мусор. Тут и репка стала расти.

      Прибежала Мышка, нарисовала плакаты: «Не мусорить!», «Не засорять!» – и поставила их возле репки и речки. А осенью выросла репка большая пребольшая, и все ее дружно съели.

О чем сейчас была эта сказка? Сделайте вывод.

      Воздух, вода, почва, зелёные растения, солнце, как источник энергии являются основой существования человека на планете Земля. В повседневной жизни необходимо постоянно помнить об этом и беречь окружающую нас природу.

Подводит к теме урока

А вы знаете, что такое «экология»?

Экология – наука о доме.

Какой дом изучает экология?  

Значит, о какой безопасности пойдет речь?

А какая же тема сегодняшнего нашего урока?

Правильно, тема урока «Экологическая безопасность». (Слайд 2)

Как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой?  

Демонстрирует фото на слайдах.

Рассмотрите фотографию нашей планеты, посмотрите, она очень красивая. (Слайд 3)

1. А вот и другие фотографии: кит, выбросившийся на берег, - последствия загрязнения моря отходами химического производства; (Слайд 4)

2. Водоемы, покрытые нефтью, - последствия аварий на нефтепроводе;    (Слайд 5)

3. Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым мы дышим; (Слайд 6)

4. Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни; (Слайд 7)

5. Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым мы дышим; (Слайд 8)

6. Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха; (Слайд 9)

7. А лесные пожары? Ведь природа долго затягивает свои раны. Нужно много лет, чтобы гарь вновь покрылась зелёным ковром. (Слайд 10)

Ребята, вам понравилось то, что увидели?

Человек с каждым годом все активнее влияет на природу. В результате его деятельности образуется много ядовитых веществ. Когда они попадают в почву, воду, воздух, происходят загрязнения.

Организация работы с книгой

Откройте учебник и рассмотрите иллюстрацию на странице 31. Расскажите, что произошло?

Прочитайте на этой же странице текст.

Как называется передача отравляющих средств из организма в организм?

Почему её назвали цепь?

Прочитайте текст на странице 32.

Каким образом в организм человека попадают вредные вещества? (слайд 11)

Получается, что человек обречён на медленное отравление.

Подумайте, что можно сделать, чтобы спасти положение?

Что означает этот термин?

Откройте рабочую тетрадь на стр. 20  и допишите определение.

Наше общество старается защититься, не загрязнять окружающую среду, но пока эту задачу полностью решить не удается.

Слушают учителя

 

Отвечают на вопрос

Слушают учителя

  Отвечают на вопросы

Экология – наука, о связях между живыми существами и окружающей средой.

Планету Земля.

Экологической.

Экологическая безопасность.

  Отвечают на вопрос

Узнать, как человек влияет своей деятельностью на природу, и как природа влияет на человека, какие существуют экологические проблемы, и как нужно выполнять правила личной экологической безопасности.

Рассматривают фотографии на слайде

Мужчина ловил рыбу на загрязнённом водоёме, затем приготовил и съел её, после чего попал в больницу.

Читают текст в учебнике

Цепь

Работают с понятием «Цепь загрязнения»

Последовательно передаётся от одного к другому.

Читают текст в учебнике

Мы должны научиться соблюдать экологическую безопасность.

Экологическая безопасность – это защита человека от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.

IV.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали

Дружно хлопаем

Ногами топаем

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

Выполняют упражнения

V. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А теперь, я приглашаю вас стать участниками Экологической службы.

Мы с вами попытаемся разработать правила экологической безопасности для того, чтобы, выполняя их, мы смогли сберечь свое здоровье. Работать будем в группах.

Работа с учебником стр. 33 - 35

1 ряд – 1 группа будет работать над тем, как защитить себя от загрязненного воздуха, ведь мы не можем закрыть заводы, запретит работать машинам. .  Читаете текст на странице 33-34  и составляете памятку.

2 ряд – 2 группа поработает над правилами защиты от загрязненной воды.  Читаете страницу 34 и составляете памятку.

3 ряд – 3 группа вы будете «Врачами - экологами» и дадите рекомендации, как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания. Читаете текст на странице 35.

Прочитав в учебнике информацию, вам следует выбрать правила экологической безопасности из листов, которые лежат у вас на партах. Приложение 1.

Практическая работа «Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды»

Ребята, состояние питьевой воды в России ужасающе. Лишь 1 % вод из рек, озёр и родников можно употреблять в пищу. Остальные 99 % вод очень опасны для здоровья, и могут вызвать много заболеваний. В наши дома поступает, конечно, очищенная вода, но совсем чистой ее не назовешь. На станциях очистки ее обрабатывают специальным веществом – хлором, для того, чтобы уничтожить опасные бактерии, но хлор вреден и для человека. Поэтому нам надо научиться очищать воду с помощью бытового фильтра.

Сейчас мы с вами проведём опыт по очистке воды. (Слайд 10)

Теперь 3-группа «Врачи - экологи» дадут нам рекомендации, как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания.

Вы отлично справились с данным заданием.

Индивидуальная работа по карточкам

Итак, уважаемые экологи, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно.

У вас на столах лежат еще одни карточки. Вам нужно самостоятельно соединить начало фразы и их окончанием, чтобы получились правила бережного отношения к природе. Приложение 2.

Работают по рядам

1 группа

1. Выбирайте дорогу, где больше зелени.

2. Не останавливайся около машины с работающим двигателем.

3. Не играй около места, где много машин.

4. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире.

5. Разводи цветы, сажай деревья.

6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины

2 группа

1. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков.

2. Не пить в водоемах воду.

3. Не пить воду из-под крана.

4. Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток.

3 группа

1. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов.

2. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде.

3. Не ешь рыбу, выловленную из загрязнённой реки.

4. Ешь экологически чистые продукты.

5. Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения.

Проверка:

Сортируя мусор, даешь возможность снова сделать полезные вещи.

Починив подтекающий кран, бережёшь чистую воду. Покупая товары со знаком вторичной упаковки, сохраняешь леса.

Изучая природу, узнаёшь, как её сберечь.

Охраняя растения, сохраняешь леса.

VI. РЕФЛЕКСИЯ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Что такое экологическая безопасность?

Какие экологические проблемы возникают на Земле?

Надеюсь, что правила, которые мы разобрали сегодня на уроке, помогут сохранить нам здоровье.

Желаю вам, ребята

Быть честными, быть верными

И каждый день следить,

Чтобы своей планете        

Ничем не навредить!

Отвечают на вопросы

Домашнее задание

Откройте дневники и запишите домашнее задание: учебник с. 31–36, р. т. с. 18 №2, с. 19 №3

Приложения

Приложение 1.

  1. Выбирайте дорогу, где больше зелени.
  2. Не пить воду из-под крана.
  3. Не останавливайся около машины с работающим двигателем.
  4. Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения.
  5. Не играй около места, где много машин.
  6. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире.
  7. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков.
  8. Разводи цветы, сажай деревья.
  9. Не ешь рыбу, выловленную из загрязнённой реки.
  10. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины.
  11. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов.
  12. Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток.
  13. Ешь экологически чистые продукты.
  14. Не пить в водоемах воду.
  15. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде.

Приложение 2.

  • Сортируя мусор,
  • Починив подтекающий кран,
  • Покупая товары со знаком вторичной переработки упаковки,
  • Изучая природу,
  • Охраняя растения,

бережёшь чистую воду.

узнаёшь, как ее сберечь.

даёшь возможность снова сделать полезные вещи.

бережёшь чистый воздух.

 сохраняешь леса.

Проверка: 

  • Сортируя мусор, даешь возможность снова сделать полезные вещи.
  • Починив подтекающий кран, бережёшь чистую воду.
  • Покупая товары со знаком вторичной упаковки, сохраняешь леса.
  • Изучая природу, узнаёшь, как её сберечь.
  • Охраняя растения, сохраняешь леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока окружающего мира в 1 классе (Школа России)

Тема урока: "Моя малая Родина"В ходе урока учащиеся познакомятся с наиболее значимыми достопримечательностями своей малой родины,научаться использовать различные материалы и средства для передачи...

Урок окружающего мира в 4 классе ( "Школа России"). Тема: "Лес - наш друг".

Тип урока: комбинированный урок с применением метода проектов.Цели и задачи урока:  1)получить представление об обитателях леса, представителях  растительного мира; о видах лесов, о значении...

Урок окружающего мира во 2 классе "Школа России" -"Дикие и домашние животные".

Тип урока: урок изучения нового.Урок с использованием презентации, способствует формированию у детей представления о диких и домашних животных. Развивает любознательность, внимание, память, прививает ...

Культура и образование. Урок окружающего мира в 3 классе. Школа России

Цели урока:- дать представление об образовательных и культурных учреждениях г.Колпашево;- определить значение школьного музея «По страницам истории» в образовании и воспитании культуры ценностей учащи...

Конспект урока окружающего мира для 4 класса "Школа России, "Во времена Древней Руси"

Конспект урока по программе "Школа России" для учащихся 4 класса по теме "Во времена Древней Руси"....