Урок окружающего мира «Экологическая безопасность» 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Цели: ознакомить с понятием «экологическая безопасность», формировать представление о «цепи загрязнения» в природе.

Задачи:

Научить выявлять проблему, находить способы её решения, строить логические рассуждения. Учится находить нужную информацию из разных источников.

Развивать наблюдательность, мышление, память, обогащать словарный запас, развивать познавательные интерес к окружающему миру.

Воспитывать бережное отношение к природе и правильное отношение к охране своего здоровья, коллективизм и сотрудничество.

Оборудование

Учебники, печатные тетради, сигнальные карточки, толковый словарь русского языка Ожегова, наглядные материалы на доске (иллюстрации, схемы, слова),картинный план урока, карты успеха каждой группы, цв. карандаши, бытовой фильтр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет, название материала

Урок окружающего мира «Экологическая безопасность» (изучение нового материала)

Класс

3

Образовательное учреждение

МБОУ «Лицей физики, математики, информатики» при УлГУ

Автор материала

Учитель начальных классов Бирюкова Елена Михайловна

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК)

Учебник «Окружающий мир 3 класс», УМК «Школа России»

Форма организации

Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная работы.

Оборудование

Учебники, печатные тетради, сигнальные карточки, толковый словарь русского языка Ожегова, наглядные материалы на доске (иллюстрации, схемы, слова),картинный план урока, карты успеха каждой группы, цв. карандаши, бытовой фильтр.

Цели, задачи материала

Цели: ознакомить с понятием «экологическая безопасность», формировать представление о «цепи загрязнения» в природе.

Задачи:

  1. Научить выявлять проблему, находить способы её решения, строить логические рассуждения. Учится находить нужную информацию из разных источников.
  2. Развивать наблюдательность, мышление, память, обогащать словарный запас, развивать познавательные интерес к окружающему миру.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе и правильное отношение к охране своего здоровья, коллективизм и сотрудничество.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формулы УУД

  1. Организационный момент

-Ребята! У нас сегодня на уроке гости. Это учителя, которые преподают в старших классах они пришли на вашу работу на уроке. Будем работать активно, творчески и с удовольствием. Давайте улыбнемся друг другу. С таким хорошем настроением начинаем наш урок.

Приветствие учителя. Дети поделены на 4 группы и сидят за отдельными столами.

Регулятивные УУД: волевая самореализация.

Личностные УУД: самоопределение.

  1. Проверка д/з

-Для работы мы разделимся на 4 группы. Мы сегодня не просто ученики, а исследователи и специалисты. Вовремя работы вы будете сотрудничать не только со мной, но и друг с другом.

 

Давайте рассмотрим картинный план урока.

Я предлагаю Вам выбрать 2 выступающих от своей команды с отчетом по домашнему заданию.

(работы выступавших вывешиваются на доску).

- Оцените работу первой группы сигнальными карточками. Удалось ли ребятам из первой группы правильно раскрыть смысл каждого условного знака.

- I группа, отметьте в своей карте достижений цветным кружочком результат вашего выступления.

Выступления учащихся по 2 человека от каждой группы по защите своего условного знака «Безопасное поведение в лесу, парке».




Дети с учителем комментируют его.






Дети показывают первой группе их результат сигнальными карточками.




Дети зарисовывают цветной кружок:

       - справились хорошо

       - не довольны работой


(Выступление других групп оп такому же принципу)

Коммуникативный УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение оформлять свои мысли в устной форме.


Познавательные УУД: преобразования информации из символической в речевую.


Коммуникативный УУД. Регулятивные УУД: взаимоконтроль, оценка действий.

  1. Актуализация знаний


































  1. Объяснение нового материала































































































  1. Первичное закрепление материала.










































































  1. Рефлексия, итог урока.









  1. Домашнее задание.





Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний». Подвести детей к теме урока.

- Ребята, посмотрите на нашу планету.

(Картинка на доске)

Как вы думаете, от чего её так плохо, почему её так некомфортно в сегодняшнее время? (Постановка проблемы)

- Планета бьет тревогу, так как человек, пользуясь её богатствами ( водой, воздухом, растениями) не задумывается о том, что своими неправильными действиями наносит ей вред. Как сказать грамотно, что нарушено сейчас на нашей планете?

- Какой словарь из предложенных вам поможет нам вспомнить определение что же такое «экология»?



- А что знаем о происхождение слова «экология»? Вспомните.











К сожалению взаимосвязь человека с окружающей средой уже нарушена и виновники всего конечно же мы, человечество, но ничего уже не поделаешь, и нам, людям надо как – то с этим жить, приспосабливаться к этой негативно измененной окружающей среде. Надо думать, как защитить свой организм, чтобы сберечь здоровье. Сегодня мы будем рассуждать на эту тему. Так кто же попробует сформулировать тему сегодняшнего урока?

- Тема нашего урока (открываю на доске тему урока) «Экологическая безопасность».

- А какие вопросы вы бы задали по этой теме, что хотели бы узнать?

- Давайте попробуем сами ответить на все ваши вопросы:

Что относится к окружающей среде человека?

Что необходимо для его жизнедеятельности?

(Вывешивается схема поступления загрязняющих веществ в организм человека)
















- Получается что через воду, воздух и продукты питания в организм человека поступают отравляющие вещества. А каким образом? Давайте порассуждаем.








- А как же продукты питания могут отравлять наш организм?

- По этому интересному вопросу Катя Рогожина из третьей группы подготовила выступление.



- Группы, оцените выступление докладчика из третьей группы.


- Третья группа, отметьте результат работы в своей карте достижений.

- Давайте посмотрим как ещё через продукты питания мы можем подвергнуть свой организм опасности. Открыли учебник (с. 29) и прокомментируем последовательно рисунки.



Вывод: загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют «цепь загрязнений». ( вывешивается на доске запись «цепь загрязнения»).

Физкультминутка «Дерево»

Цель: игра на использование снятия волнения и напряжения.

Инструкция для детей: встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела. Представьте, что вы − дерево. Представьте себя сильным дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы – прекрасное, могучее дерево, вы уверены в себе.


- Сейчас, каждой группе я предлагаю поработать с предложенными картинками, где изображены различные цепи загрязнений в природе. Нужно внимательно выполнить задание и подготовить своё выступление.








-Группы, оцените выполненную работу первой группы.

- Первая группа, отметьте свои достижения в картах успеха.


- А теперь давайте ответим на следующий вопрос по теме урока «Как защититься человеку от плохой экологии?» (вода, воздуха, вредных продуктах питания). Послушаем выступление Шумакова Влада из 2 группы по теме «Очищение воды в домашних условиях». Он небольшое исследование по устройству и работе бытового фильтра.






Группы, оцените выступление докладчика из второй группы.



- Вторая группа, отметьте свой результат в карте успеха.


- Даша Родионова из 4й группы расскажет нам о том, как повлиять на качество воздуха в квартире и сделать его чище.


-Группы, оцените выступление докладчика 4й группы.


- 4ая группа, отметьте свои достижения в карте успеха.


- А теперь со своим докладом выступит Арина Лубинова из первой группы и расскажет нам «как избавится в домашних условиях от нитратов в овощах и фруктах»


- Группы, оцените выступление докладчика 1й группы.


- 1ая группа, отметьте свои достижения в карте успеха.


Организуется парная работа:

- Давайте выполним задание в печатной тетради С.19 №4, а за тем обменяемся тетрадями с рядом сидящим соседом и проверим его работу.

- Кто объяснить свое решение по этому вопросу?

-Пары у которых верно выполнено задание соедините и подымите ваши руки.


-Ребята, посовещайтесь и отметьте в карте успеха парные работы в вашей группе.




- А теперь мне очень хочется узнать что нового, интересного вы сегодня для себя взяли из этого урока.

- Группы, я прошу зарисовать вас своё настроение в кружках – личиках которые лежат у вас на столах. Я хочу знать с каким настроением вы сегодня работали на уроке.


- Составьте памятку «экологической безопасности человека», основываясь на том что мы сегодня обсуждали на уроке.








Дети высказывают мнения о плохом качестве воды, воздуха на планете.









Экология


Желающий работает по толковому словарю в классе и зачитывает определение этого слова.



Высказывания детей.






Ребенок вслух зачитывает определение «экология» по толковому словарю в классе и зачитывает определение этого слова.











Определяют тему урока.






Формулируют свои вопросы к теме урока.



























Рассуждения детей.











Дети высказывают свои предположения.

Доклад «Вредные химические вещества в продуктах питания. Экологически чистые продукты. Экомагазины».


Оценивают сигнальными карточками.



Отмечают.





Дети выстраивают свои рассуждения.









Дети выполняют движения с ведущим.


















Группы разбирают задания в конвертах:

1) Что можно изменить, что бы эта цепь загрязнения исчезла?

2) Собери последовательно цепь загрязнения по предложенным картинкам.

3) Дорисую недостающую картинку в данную цепь загрязнения.

4) Удали лишнюю картинку из данной цепи загрязнения.


Выступает первая группа.

Работа с сигнальными карточками.


Отмечают кружками свои результаты работы.

















Работа с сигнальными карточками.




Отмечают.



Даша Родионова выступает по теме «Комнатные растения, очищающие воздух в помещениях»



Работа с сигнальными карточками.



Отмечают.



Выступает с докладом.






Работа с сигнальными карточками.



Отмечают цветными кружочками.



Взаимопроверка.











Все четыре группы отмечают результаты.





Выступление детей.



Зарисовывают улыбающуюся или грустную рожицу в кружках, в зависимости от своего настроения.

Познавательные УУД: решение проблемной ситуации.















Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из словаря.


Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Коммуникативный УУД: умение слушать и вступать в диалог.







Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Коммуникативный УУД: умение слушать и вступать в диалог.










Познавательные УУД: логические.


























Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание.

Познавательные УУД: построение логической цепочки рассуждений, доказательство.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.


Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД: построение логической цепочки рассуждений.


Коммуникативные УУД: контроль и оценка действий партнера.






Познавательные УУД: логические действия

( установление причинно - следственных связей).

























Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: логические ( синтез, сравнение, выведение следствий).

Личностные УУД:

Развитие умения не создавать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций.












Регулятивные УУД: планирование учебной деятельности.

Познавательные УУД: общеучебные (поиск и выделение информации, исследовательская работа).

Коммуникативные УУД: речевая деятельность.


Коммуникативные УУД: контроль и оценка действий партнера.





Коммуникативные УУД: речевая деятельность.




Коммуникативные УУД: контроль и оценка действий партнера.









Коммуникативные УУД: вырабатывать совместные решения при работе в парах, формулировать собственное мнение.

Регулятивные УУД: 

адекватно воспринимать предложение учителя и товарищей по исправлению ошибок. Личностные УУД: Развитие умения не создавать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций.


Личностные УУД:

формирование эмоционально-нравственной отзывчивости.

Познавательные УУД:

Делать выводы в результате совместной работы группы и учителя.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Экологическая безопасность"

План-конспект урока по теме "Экологическая безопасность" в 3 классе. Представлен подробный план урока. Формы работы учащихся:  фронтальная,  групповая, индивидуальная. Цель урока: дать перво...

Урок окружающего мира "Экологическая безопасность" 3 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: дать представление о взаимосвязи человека с окружающей средой, создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать п...

Урок окружающего мира "Экологическая безопасность" 3 класс

Урок окружающего мира "Экологическая безопасность" 3 класс...

технологическая карта к уроку окружающего мира "Экологическая безопасность" 3 класс

Урок построен по технологии "Развитие критического мышления" прием "Зигзаг"...

Урок окружающего мира "Экологическая безопасность", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" подготовлен по УМК "Школа России". В уроке использованы технология системно-деятельностного подхода, технология раскпрепо...

Конспект урока окружающего мира: «Экологическая безопасность», 3 класс, УМК: «Школа России»

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об экологической безопасности, понимания необходимости выполнения правил экологической безопасности в повседневной жизни.Задачи урокаДидактические:...