Открытый урок математики по теме "Умножение числа на сумму" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по математике (4 класс)

Казакова Любовь Сергеевна

Учащиеся научатся выполнять умножение числа на сумму разными способами и выбирать наиболее удобный способ; различать распределительное и сочетательное свойства умножения; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazakova_l.s._otkrytyy_urok_mat-ki_4b_klass.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики (УМК «Школа России», 4 класс)

Тема: Умножение числа на сумму

Педагогическая цель

Учить применять свойство умножения числа на сумму при вычислениях; совершенствовать умение решать задачи

Тип, вид урока

Решение частной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся научатся выполнять умножение числа на сумму разными способами и выбирать наиболее удобный способ; различать распределительное и сочетательное свойства умножения; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, в частности, к изучению математики.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: кодируют информацию в знаково-символической форме в простейших случаях; на основе кодирования строят простейшие модели математических понятий, отношений.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами; воспринимают мнения других людей

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы: словесный, наглядный, практический

Основное содержание темы, понятия и термины

приёмы умножения числа на сумму, свойство умножения

Образовательные ресурсы

Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok, игра «Молчанка», карточки с числами, модели геометрических фигур, электронное приложение к учебнику, индивидуальные ноутбуки

Сценарий урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I.Организационный момент. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная беседа

Приветствие.

- Ребята, вам тепло? В классе светло? Прозвенел звонок? Хотите учиться? Значит, можно садиться! Проверим готовность к уроку.

Фиксирование отсутствующих

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам

Наблюдение учителя

ΙΙ. Актуализация знаний

Математический диктант

1. Математический диктант

(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны – знак «- « Два ученика работают на откидной доске)

  1. В одной пятой тонный 2 ц.
  2. В одной второй метра 500 см.
  3. В одной третьей суток 8 ч.
  4. В числе 1100 единиц 1 класса.
  5. Число 6900 называют при счете сразу после числа 6889.
  6. Произведение чисел 24 и 100 равно 240.
  7. Частное число 720 и 80 равно 9.
  8. В одной четверти километра 200 м.
  9. В числе 3450 всего 345 десятков
  10. Сумма чисел 2600 и 20 равна 20602
  11. В числе 9000 девять единиц первого разряда.

Ответы:1)+; 2)-; 3)+; 4)+; 5)-; 6)-; 7)+; 8)-; 9)+; 10)-; 11)-.

2.Работа над задачами

(Учитель читает задачи, учащиеся записывают только ответы.)

  • Масса дыни 8 кг. Какова масса половины дыни? (4 кг.)
  • Куриное яйцо весит 60 г. Одна десятая всей массы приходится на скорлупу. Сколько весит очищенное яйцо? (54 г.)
  • Велосипедист проехал до финиша 12 км, что составляет одну четвертую пути. Сколько осталось до финиша? (36 км.)
  • В школе 120 отличников. Это одна пятая всех учащихся школы. Сколько детей учится в этой школе? (600.)

3.Логические задачи 

  • У Миши есть друзья в Чехии и США. Почтовая марка для отправки открытки в Чехию стоит 14 руб., а в США – 22 руб. Сколько друзей поздравил Миша с Новым годом, если его почтовые расходы составили 114 руб.? (Пятерых друзей из Чехии и двоих – из США.)
  • Пенал и набор фломастеров стоят вместе 52 руб., причем фломастеры стоят на 10 руб. дешевле, чем пенал. Сколько стоят фломастеры и пенал по отдельности? (Фломастеры стоят – 21 руб., а пенал 31 руб.)
  • Обложка стоит 4 руб., а тетрадь – 16 руб. Маша купила обложек в 3 раза больше, чем тетрадей. Сколько обложек и тетрадей купила Маша, если всего она потратила 56 руб.? (6 обложек и 2 тетради.)

Двое учащихся выполняют задание на откидной доске, остальные на рабочем месте

Работа с ноутбуками

Учащиеся записываю ответы

Дети отвечают на вопросы задач

Формируются умения умножения числа на сумму.

Умение формулировать тему и задачи урока

Умение решать задачи

Наблюдение и контроль

Наблюдение и контроль

III.Самоопределе-

ние к деятельности

(На доске записаны равенства.)

3      14 = 42   5      17 = 23   6       16 = 96

20     16 = 320   3      26 = 29   50      17 = 750

- Чем похожи все записанные равенства? (В каждом из равенств результат больше компонентов, с которыми совершали арифметическое действие.)

- Какие арифметические действия могли совершить с числами, если ответ больше каждого из них? (Сложение или умножение.)

- Я буду показывать равенство. Если это пример на сложение, поднимайте красную карточку, ели на умножение – зеленую.

- На какие группы можно разделить полученные равенства? (На суммы и произведения.)

- Как удобнее найти значения произведений? (Заменить второй множитель суммой разрядных слагаемых, потом умножить первый множитель на каждое слагаемое и сложить результаты.)

- Кто может записать эти действия на доске? (Желающие ученики выходят к доске и выполняют преобразования.)

- Каким правилом вы пользовались? (Правилом умножения числа на сумму.)

- Сформулируйте задачи урока. (Учиться применять правило умножения числа на сумму.)

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои ответы, повторяют алгоритм умножения числа на сумму

Отвечают на вопросы, поднимают карточки соответствующего цвета

Учащиеся выходят к доске и выполняют преобразования

Учащиеся формулируют задачи урока и рассказывают как умножить данное

Формируются умения умножения числа на сумму

Наблюдение. Ответы и вопросы

Наблюдение, контроль

Наблюдение, контроль

число на данную сумму

Физкультминутка

Тихо плещется вода,

Мы плывём по теплой речке.

(Движения руками как при плавании.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались кто куда.

(Потягивания – руки вверх и в стороны.

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем.

(Шаги на месте.)

А теперь глубокий вдох

И садимся на песок.

(Сесть за парту.)

Выполняют движения

Осуществляют профилактику утомления

Наблюдение

IV. Работа по теме урока

Устное комментирование

Работа по учебнику

- Объясните, каким способом выполнены вычисления в примерах, данных рядом с красной чертой на с. 43

№146 (с.43)

(Устное выполнение с комментированием по цепочке. В случае необходимости для наглядности учитель может выполнять записи на доске.)

№147 (с.43)

(Коллективное решение примеров первого столбика.)

- Чем похожи примеры? Чем они отличаются? (Примерный ответ. Числа, которыми заменили второй  множитель, в обоих примерах одинаковые (10 и 4). Но в первой строке это слагаемые, и, следовательно, нужно умножать число на сумму. А во второй строке это множители, значит, нужно умножать число на произведение. Результаты получаются разными.)

- Какими свойствами умножения воспользовались? (В первом случае – распределительным, во втором – сочетательным.)

- Решите примеры второго столбика самостоятельно.

Учащиеся объясняют способы выполнения вычислений в примерах, устно комментируют их

Учащиеся коллективно решают примеры первого столбика, отвечают на поставленные вопросы. Взаимопроверка, самооценка

Поясняют, какими свойствами умножения воспользовались

Работа с ноутбуками. Самостоятельно решают примеры второго столбика

Формируются умения умножения числа на сумму

Наблюдение, контроль

Учитель для наглядности выполняет записи на доске

Наблюдение, контроль

V. Закрепление изученного материала

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Работа по таблице

1.Работа по учебнику

№149 (с.43)

- Прочитайте задачу.

- Как удобно выполнить краткую запись? (С помощью таблицы.)

- Что обозначает число 20? (Это работа за 1 ч.)

- Что обозначают числа 10 и 12? (Это время работы на разных канавах.)

- Что надо узнать в задаче? (Длину обеих канав.)

- Составьте таблицу.

   

                     Длина канавы,     время

                            которую можно   работы      общая длина

                     выкопать за                            канавы

                            за 1 час                

 

  Первая канава                                 10 ч        ?

                         20 м                                                                

   Вторая канава                                 12 ч        ?                   ?

- Запишите два выражения для решения задачи. Подчеркните наиболее удобный способ. (Два ученика работают у доски. Взаимопроверка, самооценка.)

Решение

Первый способ: 20 · (10+12) = 440 (м).

Второй способ: 20 · 10 + 20 · 12 = 440 (м).

Ответ: общая длина канав 440 м.

(Тем, кто справится с задачей быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить №154, 155 (с.43).)

№151(работа в парах)

№152 (с.43.)

(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на откидной доске. Взаимопроверка.)

2.Выполнение задания в рабочей тетради

№8 (с.40).

 

Читают задание и выполняют его

Учащиеся составляют таблицу

Два ученика работают у доски.

Взаимопроверка, самооценка

Работа с ноутбуками. Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Выполняют задание в рабочей тетради

Формируются умения находить значения выражений удобным способом

Умение работать самостоятельно. Взаимопроверка, самооценка

Умение работать в парах

Контроль, оценка

Наблюдение, контроль

Контроль

VΙ. Рефлексия. Подведение итогов урока

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник с.43). Взаимопроверка.)

Ответы: 703, 392 000, 12 109.

- Оцените свою работу на уроке.

(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 21 (с. 59, 60).)

- Какие математические свойства вы научились применять сегодня на уроке?

- Почему их надо различать?

- Какие задачи вы решали?

- Какое задание было самым интересным?

- Оцените свою работу на уроке

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Самооценка, взаимопроверка

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

Учащиеся выбирают нужный смайлик

Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы

Умение оценивать адекватно

Контроль, оценка

Наблюдение и контроль

VΙI.Домашнее задание. 

Комментирование задания

Комментирование задания

Учебник: № 150, 153 (с.43)

Записывают в дневники домашнее задание

Планируют выполнение задания

Наблюдение и контроль учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики "Умножение двузначного числа на однозначное . Закрепление". 3 класс

Презентация к уроку математики в 3 классе "Умножение двузначного числа на однозначное. Закрепление"....

Конспект открытого урока математики по теме "Проверка сложения вычитанием", 2-й класс (1–4)

Конспект открытого урока математики по теме "Проверка сложения вычитанием", 2-й класс (1–4) Цели: 1. Ознакомить с проверкой сложения вычитанием. 2. Пронаблюдать связь между компонентами сложения....

Урок математики: "Складываем двузначные числа" УМК "Планета Знаний" 2 класс

Урок математики по теме :"Складываем двузначные числа" разработан и проведен по УМК "Планета Знаний" во 2 классе с применением ИКТ....

Открытый урок математики по теме "Числа от 1 до 20".

Данный урок проведён в рамках районного семинара "Преемственность дошкольного и начального образования" совместно  с психологом МДОУ №68....

Открытый урок математики "Состав чисел от 1 до 5" 1 класс УМК Школа России

Открытый урок математики "Состав чисел от 1 до 5" 1 класс УМК Школа России...

Открытый урок математики по теме "Время. Единицы измерения времени" 4 класс Школа России

Закреплять единицы времени, учить устанавливать соотношение между единицами измерения времени...

Открытый урок математики по теме "Числа от 100 до 1000. Название и запись круглых сотен". 3-й класс

Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: формирование представлений о чтении и записи трёхзначных чисел.Задачи урока:Познакомить с новой счётной единицей – сотня.Формировать ...