Главные вкладки

    Конспект урока по математике в 1 классе по теме "Решение задач на нахождение остатка"
    план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

    На данном уроке математики по решению задачи на нахождение остатка идет обучение пошагово выстраивать действия по выработанному алгоритму

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zadacha_fedorovoy_2.docx73.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    1 класс

    Тема:   Решение задач на нахождение остатка

    Цели:  1. Создать условия для формирования у обучающихся умения решать задачи на нахождение остатка;

    2. Учить выделять задачи из предложенных текстов и определять ее части;

    3. Учить пошагово выстраивать действия по решению задачи по выработанному алгоритму и контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

    4. Закреплять умение составлять схему к задаче на нахождение суммы, навыки устного счета.

    5. Развивать память, внимание, умение строить логическую цепь рассуждений.

             

    Ход урока

    I этап – этап актуализации знаний.

    1. Работа по составлению и решению задачи.

    - Составьте задачу по рисунку.

    http://static3.depositphotos.com/1000681/138/i/950/depositphotos_1382738-Green-apples-in-white-plate.jpg       C:\Users\Лена\Desktop\к семинару от 01.03.16\яблоки 3.jpg

    - Что нам известно? (На одной тарелке было 5 яблок, а на другой – 3 яблока.).

    - Как называется часть задачи, которая известна? (Условие задачи).

    - Какой вопрос можно придумать? (Сколько яблок на двух тарелках?).

    - Повторите, какой текст задачи получился. (На одной тарелке было 5 яблок, а на другой – 3 яблока. Сколько яблок на двух тарелках?).

    - Посчитайте, сколько яблок на двух тарелках (8 яблок).

    - А теперь нарисуйте с помощью кружков эту задачу.

         На первой                      На второй                        Всего

     

    - Что показывает 5 кружков? (Количество яблок на первой тарелке).

    - А 3 кружка? (Количество яблок на второй тарелке).  

    - Как показали, сколько всего яблок? (Нарисовали 8 яблок)

    - А теперь попробуйте изобразить эту задачу с помощью чертежа.

                         5 яб.                      3 яб.

                                    ?

    - Как показали, что нам известно? (Это 2 части, 5 яблок и 3 яблока).

    - Что нужно найти? (Целое, сколько всего яблок).

    - Яблок стало больше? (Да. Было 5 яблок и еще 3 яблока).

    - Условие и вопрос задачи показали на схеме? (Да. Верно)

    - Теперь решите задачу.    

    - Для этого, что делаем? (Составляем план решения и выбираем действие, с помощью которого ответим на вопрос задачи).

    - Что известно по условию? (Сколько яблок на первой и второй тарелках: 5 и 3).

    - Что надо узнать? (Сколько яблок на двух тарелках?).

    - Как вы это понимаете? Яблок стало больше или меньше? (Больше).

    - Какое действие в математике показывает отношение «больше»? (Сложение).

    - Значит, что надо сделать? (К 5 прибавить 3).

    Запишите решение задачи.

    5 + 3 = 8 (яб.)

    Ответ: 8 яблок.

    - Как называются задачи такого вида?  (Задачи на нахождение суммы).

    - Почему так называются? (Потому что находим сумму).

    II этап – этап целеполагания.  

    - Послушайте следующую задачу:

    У девочки было 6 карандашей. Она подарила брату 2 карандаша. Сколько осталось карандашей у девочки?

    - Эта задача похожа на предыдущую? (Нет).

    - Чем же отличается? (Условие другое и вопрос).

    - Ребята, а вы знаете как называются задачи такого вида?

    - Сформулируйте тему урока. (Решение задач…)

    - Какие цели к уроку поставим? (На доске написано – Продолжить …Узнать …. Решать… (Продолжать работу с задачами. Узнать, как называются задачи, содержащие вопрос – Сколько осталось? Потренироваться в решении задач).

    III этап – этап поиска ответа на поставленный вопрос.

    - Назовите условие задачи (У девочки было 6 карандашей. Она подарила брату 2 карандаша).

    - Это нам известно? (Да. Это известные величины).

    - Назовите вопрос задачи (Сколько осталось карандашей у девочки?)

    - Это нам известно? (Нет. Это нам надо узнать).

    IV этап – этап моделирования.

    1. Предметное моделирование.

    - Что нам известно? (У девочки было 6 карандашей). (Дети выкладывают на партах 6 карандашей).

     C:\Users\Лена\Desktop\к семинару от 01.03.16\карандаши.jpgC:\Users\Лена\Desktop\к семинару от 01.03.16\карандаши.jpgC:\Users\Лена\Desktop\к семинару от 01.03.16\карандаши.jpgC:\Users\Лена\Desktop\к семинару от 01.03.16\карандаши.jpgC:\Users\Лена\Desktop\к семинару от 01.03.16\карандаши.jpgC:\Users\Лена\Desktop\к семинару от 01.03.16\карандаши.jpg

    - Что нам еще известно? (Она подарила брату 2 карандаша).

    - Что надо сделать с карандашами? (Надо убрать 2 карандаша).

    C:\Users\Лена\Desktop\к семинару от 01.03.16\карандаши.jpgC:\Users\Лена\Desktop\к семинару от 01.03.16\карандаши.jpgC:\Users\Лена\Desktop\к семинару от 01.03.16\карандаши.jpgC:\Users\Лена\Desktop\к семинару от 01.03.16\карандаши.jpg

    - Посчитайте, сколько карандашей осталось у девочки (Осталось 4 карандаша).

    2. – А теперь покажем задачу через схему.

                   

          ?

    - Сколько у девочки карандашей? (6)

    - Сколько нарисуем кружков? (6)

    - Сколько карандашей она подарила брату? (2)

    - Стало больше или меньше? (Стало меньше, 6 без 2.)

    - Значит убираем, зачеркиваем 2 кружка.

    - Сколько осталось карандашей у девочки? (4 карандаша).

    - Как покажем на рисунке вопрос задачи? (Подчеркиваем дугой оставшуюся часть и ставим знак вопроса)

    - Проверьте. Мы показали на рисунке условие и вопрос задачи? (Да)

    3. - А теперь покажем на схеме.

                                          6

                2                               ?

    - Сколько у девочки было карандашей? (6)

    - Это мы знаем. Это целое. На схеме целое показано объединением частей.

    - Знаем, сколько карандашей она подарила брату.

    - Сколько же? (2). Это часть.

    - Как это показано на схеме? (Как часть целого).

    - Это мы знаем. Это условие задачи.

    - Повторите условие задачи.

    - Что нам нужно узнать, чего мы не знаем?

    - Сколько у девочки осталось карандашей.

    - Это вопрос задачи. Как показали на отрезке? (неизвестная часть целого, знаком вопроса отметили).

    - Проверьте. На схеме отразили условие и вопрос задачи? (Да).

    - Значит, схема составлена верно.

    V этап – этап планирования решения задачи.

    - Теперь будем решать задачу: надо подумать какое действие с числами нужно выполнить и почему?

    - Находим сколько осталось карандашей у девочки. Их стало меньше. Значит, из 6 нужно вычесть 2.

    - Сколько же получилось?

    6 – 2 = 4 (кар.)

    Ответ: 4 карандаша.

    - У девочки осталось 4 карандаша, мы ответили на вопрос задачи

    V этап – этап выхода на новое понятие.

    - Каким действием решали задачу? (Вычитанием).

    - Что мы находили вычитанием? (Находили, что осталось, остаток). Повторите еще раз.

    - Как же тогда можно назвать задачи, которые содержат в вопросе слова «Сколько осталось…?» и решаются вычитанием? (Задачи на нахождение остатка)

    Вывод: задачи, содержащие вопрос – Сколько осталось…? называются задачами на нахождение остатка. В задачах на нахождение остатка выбор действия: «осталось» стало меньше, ищем часть, – надо вычесть.

    VI этап – этап подведения итога.

    - Что нового узнали на уроке? (Задачи на нахождение остатка)

    - Какой вопрос содержат задачи данного вида?

    - Каким действием решаются задачи на нахождение остатка?
    - Ребята, а для чего нам нужно уметь решать задачи?

    - Где это может нам пригодиться в жизни?

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по математике в 4 классе.Тема: " Решение задач на движение"

    Материал содержит подробный конспект урока, мультимедийный тренажер,карточки с разноуровневыми заданиями. Рекомендуется использовать на этапе закрепления изученного материала....

    Конспект урока по математике в 4 классе по теме "Поупражняемся в нахождении площади"

    Данный урок способствует фомированию умения находить площадь прямоугольника. квадрата, развивает пространственную ориентацию....

    Конспект урока по математике в 1 классе "Практическое решение задач".

    Решение задачи на примере выполнения практических действий - поручений....

    Конспект урока по математике в 1 классе. "Задача. Части задачи."

    Урок математики построен по принципу развивающего обучения...

    Конспект урока по математике в 1 классе по теме «Рисуем на клетчатой бумаге»

    Конспект урока по математике в 1 классе по теме «Рисуем на клетчатой бумаге» УМК «Планета знаний»...

    Урок по математике в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц." Путешествие.

    В ходе практической части дети знакомятся с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц....