"Схема рассуждения при решении задач"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Хакимьянова Регина Данисовна

Конспект урока по математике "Схема рассуждения при решении задач" 2 класс, Системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_rassuzhdeniy_pri_reshenii_zadach.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс: 2

Тема урока: Схема рассуждений при решении задач.

Цели урока: Научить составлять схему рассуждений «от вопроса к данным»  при поиске решения задачи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • овладевать аналитическим способом поиска решения задачи;
  • о время по циферблату с римскими цифрами.

Личностные:

  • развивать  мышление;
  • воспитывать стойкий интерес к учению.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: презентация, учебник И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская «Математика», 2 кл., 2 ч., стр 26-27.

Этапы

Время

Содержание урока

УУД

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

1 мин.

Прозвенел звонок

  Начинается урок.

  Друг на друга посмотрели,

  Улыбнулись, дружно сели.

Переключать внимание на учителя.

 Настраиваться на работу.

Планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация опорных знаний.

Практический: письменный счет.

Словесный: рассказ, беседа

Практический: задание на карточке

Словесный: рассказ

3 мин.

Ребята, начинаем наш любимый урок математики

Сегодня на уроке у нас будет много заданий. Как мы должны будем работать, чтобы со всеми заданиями справиться? (внимательно, слаженно и не отвлекаться, тогда мы всё успеем)

- Ребята, запишите выражения в тетрадь и найдите значения

(на доске:  15-10        23-3       25-5      7+2      XI-IV)

Проверка.

- Какое выражение вызвало затруднение? Почему? (не знаем, что обозначают эти знаки)

- Это цифры, которые пришли к нам из древнего Рима. Как вы думаете, как они называются?  (Римские).

-Ребята, для чего нам ещё нужно знать римские цифры, вы, где-нибудь встречались с ними?  (на часах, в книгах, и т.д.)

- У нас в гостях сегодня житель Рима, который приглашает нас в древний Рим, чтобы научиться пользоваться римской нумерацией.

Работа по карточкам

-Ребята, перед вами лежат карточки, на которых изображены арабские цифры, представьте, что вы древние римляне и вам необходимо записать римские цифры, как бы вы это сделали?

-Проверим кто прав?

-Как изобразили цифру 1? 3? Почему?

-Цифру 5?

- Ребята на руке 5 пальцев, чтобы не писать 5 палочек, стали рисовать руку, а вместо того чтобы рисовать всю руку её изображали знаком V.

- А как записали цифру 4?

- Запомните больше трех  одинаковых цифр подряд писать нельзя! Запись чисел основана на математических действиях: сложении и вычитании. Меньшая цифра, которая стоит от большей справа прибавляется к ней, а стоящая слева вычитается.

-Как правильно записать цифру 6? А как вы записали цифру 10?

- Число 10 состоит из двух 5, поэтому изображали двумя пятёрками - одна стоит, как положено, а другая перевернута вниз X

-Ребята, а как записать числа второго десятка?

-Молодцы.

Выполняют задания письменного  счета.

Осуществлять самопроверку.

Слушать учителя.

Выполнять задание на карточке

Слушать и запоминать правило.

Строить  логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Структурировать знания(П)

 

Строить  монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи(К)

Проявлять инициативу в учебном сотрудничестве(Р)

Осуществлять контроль на уровне произвольного понимания(Р)

Строить  логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К)

Выполнение учебного действия(Р)

Мотивационный

Словесный: беседа.

2 мин.

-Ребята, а вы знаете, как решать задачи?

-Назовите мне алгоритм при решении задачи.

-А как к задаче строится схема?

-Как вы думаете, чем мы займемся на уроке?

-Верно. Теперь сформулируйте цель урока.

- Мы постараемся научиться строить схемы к задачам.

Отвечать на вопросы учителя.

Формулировать тему и цель урока.

Структурировать знания(П)

 

Строить  монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи(К)

Постановка учебной задачи.

Практический: выполнение заданий в учебнике.

Словесный: беседа.

10мин

-А теперь мы попробуем достигнуть наши цели.

-Знаете ли вы что такое схема?

-Откройте свои учебники на стр. 27.

-Прочитайте задание.

-Что нам нужно сделать в этом задании?

-Кто желает поработать у доски?

-Работаем все вместе.

Наташа, Таня и Ира вырастили 38 кустов роз. Наташа вырастила 13 кустов, Аня 14, а остальные кусты вырастила Ира. Сколько кустов вырастила Ира?

-Для решения задачи начнем рассуждать от вопроса, составляя при этом схему.

-Что нужно найти в задаче?

-Сколько кустов вырастила Ира? Ставим схеме знак вопроса.

-Что для этого нужно знать?

-Верно, нужно знать общее количество кустов, сколько их? – 38к, дописываем в нашу схему.

-А еще что нужно знать? – количество кустов, выращенных Наташей и Аней вместе. Нам это известно? Значит, в схеме ставим знак вопроса.

-Что из этого мы знаем, а что нужно найти?

-Правильно, мы знаем сколько кустов вырастили девочки вместе, но не знаем сколько кустов вырастили Аня и Наташа вместе.

-Что нужно для этого знать?

-Сколько кустов вырастила Аня и Наташа по отдельности.

-Знаем мы это? – Да.

-Каким будет первое действие?

-каким выражением мы это запишем?

-Решаем задачу самостоятельно у себя в тетрадях, схема вам в этом поможет.

-Проверяем. У кого получилось по другому?

-Молодцы.

Отвечают на вопросы

Выполняют задания

Анализируют страницу учебника

Отвечают на вопросы

Проявлять инициативу в учебном сотрудничестве(Р)

Осуществлять контроль на уровне произвольного понимания(Р)

Строить  логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К)

Выполнение учебного действия(Р)

Осознанно строить речевые высказывания( П)

Аргументировать свое  мнение и позиции(К)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Структурировать знания(П)

 

Физминутка.

2мин

-Вы устали?

-Тогда нам нужно немного размяться.

-Повторяйте движения за мной.

Под музыку выполнять физические упражнения.

Решение частных задач.

Практический: работа над числовым выражением.

10мин

-Следующее задание, которое нам нужно выполнить номер 321.

-Чтобы решить этот номер, мне нужен помощник.

-Остальные ребята решают это задание самостоятельно у себя в тетрадях.

-Итак, проверяем.

-У кого выполнено не так, как на доске?

-Молодцы ребята, еще с одним заданием мы справились.

-А теперь я проверю, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

-Сейчас вы будете работать в парах. Я раздам вам карточки, подпишите сверху свои фамилии.

-С соседом по парте постарайтесь правильно составить схему к задаче, и решить ее если возникнут затруднения, поднимайте руку, я подойду. Кто закончил дайте знак.

Мама испекла 36 плюшек. Миша съел 3 плюшки, а Маша 5 плюшек. Сколько плюшек осталось?

-Хорошо, кто закончил, положите карточки на край стола, я пройду и соберу их.

Вычислять числовое выражение.

Осуществлять самопроверку.

Выполнять задание на карточках.

Оставлять схему к задаче.

Решать задачу.

Работать в парах.

Осознанно строить речевые высказывания( П)

 

Аргументировать свое  мнение и позиции(К)

Строить  логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Структурировать знания(П)

 

Строить  монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи(К)

Итоги урока

Рефлексия

3 мин

-Наш урок подошел к концу, запишите домашнее задание: стр 26, №322.

-Подведем итоги нашего урока.

 – Что нового узнали на уроке?

-Знаете ли вы теперь как строить схему к задаче?

-Легче ли со схемой решать задачи?

У вас на столе лежат кружки, если вам было легко работать на уроке, раскрасьте кружок  зеленым цветом. Если вы испытывали некоторые трудности, кружок должен быть желтым. Если вам нужна была помощь товарищей и учителя, закрасьте кружок красным цветом.

Отвечать на вопросы.

Определять свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводить самоанализ.

Контролировать  и оценивать  процесса и результатов деятельности (П)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы-опоры для решения задач.

Схемы-опоры  по математике используются обучающимися на уроках при решении задач.Они являются помощниками при составлении краткой записи условия задачи и помогают найти верное решение....

Схемы - опоры при решении задач

Схемы - опоры при решении простых задач...

Методическая разработка: схема анализа и решения задач по математике

Данная схема помогает учащимся при анализе и выборе решения задач, при составлении опорных сигналов....

Схема рассуждений при решении задач (Начальная школа 21 века)

Цели урока: Научить составлять схему рассуждений «от вопроса к данным»  при поиске решения задачи.Планируемые результаты:Предметные:·         овладевать ан...

Схемы - опоры для решения задач (математик)

Всем известно, как сложно многим ребятам даётся изучение темы "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ".  Этот пророг трудности помогают преодалет вот такие просты схемы-опоры для решения разных видов задач на н...

Решение задач разных типов. Составление задач по схемам, рисункам, выражениям.

Т Е М А:  Решение задач разных типов. Составление задач по схемам, рисункам, выражениям.Ц Е Л Ь:  Закрепить понятия «условие задачи», «вопрос задачи», «решение ...

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ОСНОВЕ РАССУЖДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Математика формирует у обучающихся способность логически рассуждать, планировать свою деятельность и моделировать реальный мир, что является необходимыми элементами общей культуры. Функциональная мате...