Конспект урока по теме: «Знакомство с единицей измерения длины- дециметр».
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Старшова Ирина Николаевна

На уроке дети знакомятся с единицей измерения длины-  «дециметр»; учатся  использовать приобретенные математические знания в практической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx42.26 КБ
Office presentation icon detsimetr.ppt409 КБ
Файл zadaniya_dlya_sam_raboty.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

                

Конспект урока по теме:  «Знакомство с единицей измерения длины- дециметр»

Цель урока: учить использовать приобретенные математические знания в практической деятельности.

Задачи урока:

  • познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром;
  • учить подбирать подходящую единицу измерения для определения длины предметов;
  • учить читать, записывать, сравнивать и преобразовывать изученные единицы измерения длины (см-дм);
  • учить чертить и измерять отрезки;
  • учить группировать числа и геометрические фигуры по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • учить выполнять устное сложение и вычитание в пределах 20 на основе знания последовательности чисел и состава чисел;
  • формировать каллиграфический почерк учащихся;
  • учить решать простые текстовые задачи.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческого подхода к выполнению заданий.
  • Навыки сотрудничества со сверстниками, навыки самостоятельной работы.
  • Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Метапредметные результаты:

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий поискового характера, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения, классификации.
  • Готовность признать существование различных точек зрения.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенности объектов.

Предметные результаты:

- Использование приобретенных математических знаний для описания окружающих предметов.

  • Умение красиво писать цифры.
  • Умение выполнять устно арифметические действия с числами до 20, решать простые текстовые задачи, выполнять  алгоритмы, исследовать, распознавать и группировать геометрические фигуры.
  • Понимать соотношение величин «см», «дм».
  • Уметь измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша; сравнивать, преобразовывать величины.

Оборудование урока:

  1. Компьютер
  2. Карточки с геометрическими фигурами (комплект на парту)
  3. Бумажный дециметр (на каждого ученика)
  4. Учебник математики для 1 класса (автор Моро М.И.) и рабочая тетрадь.

Этап урока и его цели

Деятельность учителя,

задания для учеников

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.

1м.

Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-  включение в учебную деятельность;

- создание положительной атмосферы в классе.

Вступительное слово:

 – «Прозвенел звонок, начинается урок. Будем дружно мы трудиться – это в жизни пригодится!»

Говорят, что «математика ум в порядок приводит».

«Ребята, сегодня у нас много гостей, давайте поприветствуем их и покажем, чему мы научились за это время и как мы умеем дружно работать».  

Положительный настрой на урок.

Развитие умения слушать и концентрироваться.

2.

3 м

Актуализация знаний. (Устные  упражнения.)

Цели:

- организовать актуализацию  знаний и умений  по выполнению работы с числовым рядом, основанную на знаниях  нумерации.

Устный счет:

На доске: 10, …, …, …, 14, …, …, …, 18, …, …

Назовите пропущенные числа.

Считаем хором /прямой и обратный счет по указке.

Назовите число, в котором 1 дес и 4 ед, запишите в тетрадь. (14)

В котором 1дес 5ед (15)

На сколько 15 больше, чем 14 /(на 1)

Запишите число, которое на 2 меньше ,чем 18 /16

Запишите число, которое является результатом суммы чисел 10 и 7 /17

–Прочитайте числа . На доске записаны числа: 16,20, 18,17,12

– Чем похожи числа?

- Какое число лишнее? (20)

-Сосчитайте десятками от 10 до 100 в прямом и обратном  порядке)

- Дети считают хором от 10 до 20 и обратно.

- Дети решают примеры и говорят ответы.

- Дети находят лишнее число и дают объяснение (20).

Считают десятками.

Закрепляют знание устной нумерации в пределах 20.

Формируют вычислительный навык.

Учатся осуществлять анализ и нахождение лишнего объекта.

3.

Подведение к проблеме.

Цели:

- актуализация знаний о геометрических фигурах;

- подведение к теме урока.жизни пользоваться такими мерами длины? Почему?

- На доске начерчены геометрические  фигуры. Назовите эти фигуры. (Прямая, кривая,луч, отрезок, прямоугольник).

-Что такое прямая?

-луч?

-отрезок?

-прямоугольник?

На  какие 2 группы их можно разделить?(Геометрические  линии, геометрические  фигуры)

–С помощью каких инструментов  можно измерить длину?

- Посмотрите фрагмент мультфильма «38 попугаев» и обратите внимание на то, кого и как измеряли герои мультфильма.

-Ребята, что делали зверята? (Измеряли длину удава)

-Как? При  помощи кого? (При помощи мартышки, попугая и слона)

-Прав ли удав в том, что в попугаях он длиннее? Почему?(Нет, потому что длина попугая короче. У всех животных разная мера длины)

-Какую единицу измерения вы уже знаете? Удобно ли сантиметром измерять длину удава? Почему?

Группируют фигуры и дают объяснение.  (Прямая, луч, кривая  – нельзя измерить, т.к. он  бесконечны; отрезок, прямоугольник  – имеют длину, можно измерить.)

- Длину можно измерить линейкой, рулеткой, метром.

- Дети смотрят мультфильм.

Знают  правила  работы в парах

Учатся классифицировать объекты и давать объяснения.

Учатся оформлять свои мысли в устной форме

4.

Формулирование темы урока.

Цели:

-формулировка темы урока

1.  - Посмотрите на доску. Даны единицы измерения длины. Найдите лишнюю меру длины.

1 см

9 см

2 дм

4 см

8 см

Итак: у нас возникла необходимость узнать новую единицу длину.

Слайд 1.

- Объясните.

-Кто может сформулировать тему нашего урока?

2. Сегодня нам предстоим узнать, что такое ДМ и как можно его использовать в жизни.

(Учащиеся получают листочки, на которых начерчены отрезки: красный-3 см, жёлный-14 см, и модели см (полоска зелёного цвета) и дециметра (полоска синего цвета.

_Измерьте  длину красного отрезка с помощью модели сантиметра. (3 см).

(Учитель чертит на доске отрезок длиной 60 см и просит одного ученика измерить его длину с помощью модели см.

Вывод: Не всегда удобно измерять длины с помощью сантиметра.

Есть ещё одна единица измерения длины- дециметр. Ею легко измерить длину начерченного на доске отрезка.

(учитель демонстрирует модель дециметра и с её помощью измеряет  длину начерченного на доске отрезка)

Сколько отрезков длиной в 1 дм поместилось в отрезке на доске?

-Сравните полоску зелёного цвета длиной  1 см и  полоску синего цвета длиной1 дм?(10)

(Учитель показывает на доске сокращённую запись слова «дециметр»)

-Измерьте  с помощью моделей дециметра и сантиметра длину жёлтого отрезка.

_Сколько  раз уложится дециметр?

-Можно  ли уложить модель дециметра ещё раз?

-Чем можно измерить оставшуюся часть отрезка?(Сантиметром)

-Сколько раз уложится сантиметр?(4)

Длина этого отрезка записывается так: 1 дм  4 см или 14  см, так как в 1 дм содержится 10 см.

Дети находят лишнюю величину– дм. Это новая незнакомая нам величина.

Знакомство с новой единицей измерения  длины.

Учатся формулировать тему урока.

5.

 Формирование нового знания через деятельностный подход.

Цели:

- знакомство с новой единицей измерения длины.

Дм - это обозначение новой единицы измерения длины – дециметр. Сокращенно дециметр обозначается  – «дм».  На доске карточка ДМ

-

- Итак,значит, что такое 1 дм?

 1 дм = 10 см  (на доске)

10 см = 1 дм

Выполним следующие задания (с  устным объяснением)

На доске :

2дм =        см                              

3дм =        см                            

 8 дм =         см

50 см =       дм  

70 см =          дм

10 см =       дм    

Физминутка (1 мин)

Это  интересно .   Презентация.

Слайды 2,3,4,5,6

-Старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и неудобства. Они были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.

- Дети слушают и читают хором новое слово.

Дети чертят и записывают в тетрадь, что 1дм=1см.

- Дети измеряют длину парты.

(12 дм)

- Дети измеряют ширину парты.

 (5дм).

- Учатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Учатся оформлять свои мысли в устной форме.

6.

 Включение в систему знаний

Цели:

- организовать умения преобразовывать и сравнивать величины, решать задачи на основе нового знания.

Работа по учебнику.  

-Откройте учебник на с. 51. Прочитайте задание № 2.

Задание: Начерти отрезок длиной 12 см. Сколько это дм  и  см?

-Что надо сделать?  Выполняйте задание.

 - Проверим.(АВ = 12 см=1дм 2см)

Дети самостоятельно чертят отрезок.

Дети отвечают. Работа ведется фронтально.

-Столько, сколько десятков.

Дети отвечают на вопросы.

Правило проговаривают хором.

Умеют чертить отрезки.

Учатся преобразовывать величины.

7.

10м

 Самостоятельная работа.

 -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы  на закрепление изученного материала;

организовать самопроверку.

  1. Работа в  парах.

Сегодня на уроке вы будете работать в парах. Давайте вспомним 3 правила работы в парах.

У: У вас на столах лежат фигуры. Найдите периметры фигур. Запишите. Результат переведите в дм  и см.

-Ребята, что значит найти периметр фигуры?

Д: Это значит, найти сумму длин всех его сторон.

У: Выберите, кто из вас будет  выступать.

(спрашиваю того, кто готов отвечать)

У: Какая у вас фигура?

Д:Квадрат.

У: Что такое квадрат?

Д: Квадрат-это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Сторона квадрата 4 см. По 4 взяли 4 раза, получили 16 см.

Итак,  периметр квадрата равен 1 дм 6 см.

Д: У нас ромб.

У: Что такое ромб?

Д: Ромб-это параллелограмм, у которого все стороны равны.

У:Ребята,чем отличается ромб от квадрата?

Д: У ромба стороны равны, но углы не прямые. У квадрата стороны равны и углы прямые.

Д: Сторона  ромба 5 см. Периметр нашли по 5 см взяли 4 раза, получили 20 см.

Периметр ромба равен  2дм .

Д: У нас треугольник.

У: Какой это треугольник?

Д: Равносторонний, т.к.  у него все стороны равны.

Д: Периметр мы нашли по 5 см  взяли 3 раза, получили 15см.

- Периметр треугольника равен 1 дм 5см

Д: У нас  8-угольник,у которого все стороны равны.

Периметр нашли, по 3см  взяли 8 раз, получили 24  см.

-Периметр8-угольника равен 2дм 4см

Логическая  задача. «Что короче?»

-А теперь решите логическую задачу:

Укажи, что короче, если  лента длиннее нитки, нитка длиннее иголки?

а) лента

б) нитка

в) иголка  Ответ: иголка

- А теперь посмотрим, как вы умеете работать самостоятельно в тетради.

Решите  задачу.(текст задачи на доске)

У Кати была нитка длиной 9см, а у Лены на 5 см длиннее. У кого нитка длиннее и на сколько?

Решение:

  1. 9+5=14(см) -длина нитки у Лены
  2. 14-9=5(см)
  3. Ответ:на 5 см длиннее.

Задания для закрепления:

-А теперь, ребята, изучив новую единицу измерения длины выполним следующие задания.

Разноуровневые задания.(дети получают задания на карточках)

Задания заранее  записаны на оборотней стороны доски

 2дм =        см                              

3дм =        см                            

 8 дм =         см

50 см =       дм  

70 см =          дм

10 см =       дм    

17см =…   дм…  см

19см =    …дм   …см

14см =  …дм   …см

Работа у доски.(выходят по 1 человеку с объяснением выполняют задание)

 Сравнить величины:

3дм … 9 дм

1 дм … 10 см

6дм … 4 дм      

-Выполнить действия с величинами:

2 дм +         дм = 5дм

 4 дм +         дм = 7 дм

8 дм  -          дм = 7 дм

-Давайте подведём итог проделанной работы.

-С какой новой единицей измерения длины познакомились?

- Что такое дециметр?

- Какие предметы можно измерять с помощью дециметра?

(Доп.материал)

2) Решить самостоятельно примеры №5.

Проверка

1) Слушай ….

2) Уважай …

3)Договаривайся

Учатся планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, самостоятельно решать задачи и примеры,  проводить самопроверку по образцу.

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Давайте подведем итог урока. Посмотрите на слайд и продолжите предложения:

Я – узнал…

Я – научился….

Я -  могу похвалить себя за…..

Я – могу похвалить другого человека за…

Дети продолжают предложения.

Правило проговаривают хором.

Умеют подвести итог урока.

9.

Домашнее задание.

-Измерить длину и ширину обложки учебника в сантиметрах. Сколько это сантиметров  и дециметров?

- Спасибо за урок!    

Дети слушают и задают вопросы, если что-то непонятно

Умеют использовать математические знания в жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Из истории: В старину на Руси использовались следующие меры длины: Пядь - длина от конца указательного пальца до большого, как показано на рисунке.

Слайд 3

Шаг – среднее расстояние одного шага взрослого человека, примерно равен 70 см.

Слайд 4

Аршин - расстояние равное длине руки (смотрите рисунок)

Слайд 5

Локоть – расстояние равное от локтя до конца пальцев Сажень – расстояние между концами вытянутых рук:

Слайд 7

Я - узнал - научился могу похвалить себя за… - могу похвалить другого человека за…

Слайд 8

Спасибо за урок !



Предварительный просмотр:

2 дм=           см

3 дм=           см

8 дм=           см

50  см=        дм

70 см=         дм

10 см=         дм

Сравните  величины:

3 дм         9 дм

1 дм         10 см

6 дм          4 дм

2 дм=           см

3 дм=           см

8 дм=           см

50  см=        дм

70 см=         дм

10 см=         дм

Сравните  величины:

3 дм         9 дм

1 дм         10 см

6 дм          4 дм

2 дм=           см

3 дм=           см

8 дм=           см

50  см=        дм

70 см=         дм

10 см=         дм

Сравните  величины:

3 дм         9 дм

1 дм         10 см

6 дм          4 дм

2 дм=           см

3 дм=           см

8 дм=           см

50  см=        дм

70 см=         дм

10 см=         дм

Сравните  величины:

3 дм         9 дм

1 дм         10 см

6 дм          4 дм

2 дм=           см

3 дм=           см

8 дм=           см

50  см=        дм

70 см=         дм

10 см=         дм

Сравните  величины:

3 дм         9 дм

1 дм         10 см

6 дм          4 дм

2 дм=           см

3 дм=           см

8 дм=           см

50  см=        дм

70 см=         дм

10 см=         дм

Сравните  величины:

3 дм         9 дм

1 дм         10 см

6 дм          4 дм

Сравните  величины:

3 дм         9 дм

1 дм         10 см

6 дм          4 дм

Выполните  действия  с величинами:

2 дм+  _    дм = 5 дм

4 дм+  _    дм =7 дм

8 дм -  _   дм = 7 дм

Сравните  величины:

3 дм         9 дм

1 дм         10 см

6 дм          4 дм

Выполните  действия  с величинами:

2 дм+  _    дм = 5 дм

4 дм+   _   дм =7 дм

8 дм -   _   дм = 7 дм

Сравните  величины:

3 дм         9 дм

1 дм         10 см

6 дм          4 дм

Выполните  действия  с величинами:

2 дм+  _    дм = 5 дм

4 дм+   _    дм =7 дм

8 дм -   _   дм = 7 дм

Сравните  величины:

3 дм         9 дм

1 дм         10 см

6 дм          4 дм

Выполните  действия  с величинами:

2 дм+   _   дм = 5 дм

4 дм+   _   дм =7 дм

8 дм -   _   дм = 7 дм

Сравните  величины:

3 дм         9 дм

1 дм         10 см

6 дм          4 дм

Выполните  действия  с величинами:

2 дм+    _  дм = 5 дм

4 дм+   _   дм =7 дм

8 дм -   _   дм = 7 дм

Сравните  величины:

3 дм         9 дм

1 дм         10 см

6 дм          4 дм

Выполните  действия  с величинами:

2 дм+    _ дм = 5 дм

4 дм+    _ дм =7 дм

8 дм -  _   дм = 7 дм

Сравните  величины:

3 дм         9 дм

1 дм         10 см

6 дм          4 дм

Выполните  действия  с величинами:

2 дм+     _ дм = 5 дм

4 дм+    _ дм =7 дм

8 дм -    _ дм = 7 дм

Сравните  величины:

3 дм         9 дм

1 дм         10 см

6 дм          4 дм

Выполните  действия  с величинами:

2 дм+    _   дм = 5 дм

4 дм+   _   дм =7 дм

8 дм -    _  дм = 7 дм