Урок-исследование во 2 классе "Нахождение нескольких долей числа"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Рябова Яна Викторовна

Данный урок по формированию новых знаний построен в соответствии с ФГОС НОО и включает в себя нетрадиционные активные формы работы с детьми по нахождению нескольких долей числа. В реализации этапов урока используется много красочного раздаточного материала, музыкальное сопровождение, нетрадиционные формы рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_ryabova.docx143.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Нахождение нескольких долей числа»

(урок-исследование во 2 классе)

        Цель: создание условий для развития умения находить несколько долей числа; развитие навыка устного счёта; развитие умения рассуждать и анализировать.

        Предметные результаты: научатся называть одну или несколько долей числа; решать практические исследовательские задачи на нахождение нескольких долей числа, анализировать текст задач и заданий с целью поиска алгоритма их решения.

        Метапредметные результаты: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; осуществлять выбор доказательств для аргументации своей точки зрения; удерживать цель деятельности до получения её результата; оценивать результат деятельности.

        Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание больше узнать, внести свой вклад в решение общей задачи.

        Приёмы и средства:

        - «Светофор» (повышение эффективности опроса);

        - «Выход за пределы» (выход за пределы учебника);

        - «Пересечение тем»;

        - Работа в микрогруппах;

        - Взаимоопрос, взаимооценка;

        - «Оценочный лист»;

        - Самопроверка;

        - Дифференцированное домашнее задание.

        Метод:

        - деятельностный;

        - исследовательский (эвристический);

        - групповой;

        - фронтальный;

        - объяснительно-иллюстративный.

        Педагогические технологии:

        - технология сотрудничества;

        - технология междисциплинарного (интегрированного) обучения;

        - ИКТ;

        - здоровьесберегающая технология        .

        Оборудование:

        - проектор, компьютер;

        - презентация Power Point;

        - карточка «Светофор» каждому (прямоугольник с зелёным и красным кружками);

1.

2.

3.

4.

        - оценочная карточка каждому для выставления оценок (на грудь, на тесёмочку как бейджик)

        - карточка с определениями из толкового словаря;

        - карточки с буквами и цифрами каждому

23

75

19

40

О

И

Д

Л

        - три белых круга каждому; цветные карандаши;

        - 3 стола, оформленные для кафе, каждый для 1 команды; на нём лист А-3 с приклеенной рецептурой, набор картинок на тарелочке, клей, ножницы;

        - 3 поварских костюма (колпак и фартук);

        - изображение банки для проведения рефлексии;

        - 1 изображение яблока каждому, ножницы 1 на парту;

        - музыкальное сопровождение.

        I. Мотивационный этап.

     - Здравствуйте, я говорю всем, здравствуйте!

       Доброго здоровья, гости, вам.

       Детям тоже говорю я – здравствуйте!

       Вам тепло души своей отдам!

     - Ребята, повернитесь, пожалуйста, к гостям, поприветствуйте их кивком головы, подарите свою улыбку. Сначала сядут девочки, а затем мальчики.

 1. Приветствие «Здравствуйте».  Зарядка для пальчиков и настрой на урок.

- Теперь повернитесь друг к другу, пожелайте соседу по парте успешной работы на уроке: 

Желаю (соприкасаются большими пальцами)

Большого (указательными пальцами)

Успеха (средними пальцами)

Во всём (безымянными пальцами)

 И везде! (мизинцами)

Здравствуй! (всей ладонью)

Удачи тебе! (пальцы переплести в замок).

А сейчас покажите свои умные глазки, ровные спинки.

2.Проверка готовности к уроку.

Посмотрите внимательными глазками, всё ли готово к уроку: учебники, тетради, ручки, дневники, оценочные карточки, светофорик, раздаточный материал.

Кто готов к уроку, покажите зелёный сигнал своего светофорика. Я желаю вам всем сегодня быть настоящими учениками и верю, что у вас всё получится!

II. Актуализация знаний.

Нас приглашает за новыми знаниями математика - царица наук.  Девизом нашего урока станут слова великого учёного, математика Дьёрдь Пойа: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому!»

СЛАЙД 1

- Как вы можете объяснить эти слова? К чему призывает нас великий учёный? (Через исследование самостоятельно открывать тайны науки).

- Сегодня я тоже предлагаю вам провести урок-исследование.  А вот что такое «исследование», что значит «исследовать» и кто такой «исследователь» нам сейчас расскажет Соня, которая дома самостоятельно поработала с толковым словарём и нашла определения этих понятий.

- СЛАЙД 2.  (ученик зачитывает по карточке, по мере чтения на слайде появляются определения): «Исследовать – это значит подвергнуть научному изучению», «Исследование – это научный процесс выработки новых знаний», «Исследователь – тот, кто занимается исследованием чего-либо» (из «Толкового словаря» Сергея Ивановича Ожегова).

- Прежде, чем начать исследование, мы проведём с вами «Зарядку для ума», ведь каждый здоровый человек должен начинать свой день с зарядки.

Игра «Ты мне – я тебе» (парная работа). Задайте друг другу по 3 вопроса на любые случаи табличного умножения и деления, отметьте для себя, правильно ли отвечал ваш сосед.

- А теперь оцените работу своего товарища, поднимите зелёный сигнал светофора, если ваш сосед ни разу не ошибся, и красный, если он допустил хотя бы одну ошибку. Кто получил похвалу, может поставить на своей оценочной карточке напротив цифры один «5»!

Игра «Сосчитай-ка». Для её проведения откройте тетради, запишите число, классная работа. Помассиреум точки ума – 124, 103, 106, 34, 60, 0.http://www.flussyhouse.ru/images/stories/dien/r118.jpg

- Вы будете записывать только результаты математических действий после моего звукового сигнала. Кто готов, покажите мне зелёный сигнал, кто нет – красный. Все готовы!  Начали!

* К 10 прибавьте 5, полученное число разделите на 3, прибавьте 40, уменьшите на 5 (40);

* Умножьте 5 на 5, к полученному числу прибавьте 5, уменьшите на 10, прибавьте 3 (23);

* К 16 прибавьте 4, полученное число разделите на 4, прибавьте 70 (75);

* 14 уменьшите на 4, полученное число разделите на 5, прибавьте 17.  (19).

- СЛАЙД 3 «Самопроверка». Проверьте и оцените свою работу, поднимите зелёный сигнал светофора, кто не совершил ни одной ошибки, и красный, если совершили ошибку.

- Кто поднял зелёный сигнал, на своей оценочной карточке напротив цифры два нарисуйте «5». Погладьте себя по головке, скажите «Ах, какой я молодец!»

- Остальным ученикам я тоже желаю успеха, у вас обязательно всё получится!

3. Самоопределение к деятельности.

- У вас на столе лежат карточки с цифрами. Посмотрите на них внимательно? Вам они не кажутся знакомыми? Это ответы из нашего математического диктанта! Каждой цифре соответствует определённая буква. Разложите цифры в порядке возрастания.

23

75

19

40

О

И

Д

Л

19     25      40      75

- Прочитайте слово.  (ДОЛИ).

- Знакомо ли вам это слово? Что оно обозначает? (Доля – это часть  целого числа.)

- Где в жизни вы встречали это слово?  (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

- Предположите тему урока. Продолжив предложения, определите для себя задачи.

СЛАЙД 4. (после определения темы урока «Нахождение нескольких долей числа», она появляется на слайде вместе с предложениями типа):

- Мне будет интересно узнать…

- Я смогу поразмышлять над…

- Я познакомлюсь с…

- Я узнаю…

- Я буду уметь…

4. Актуализация знаний.

- У нас с вами уже есть определённые знания по этой теме, мы находили с вами одну долю числа: ½, ¼, 1/7, 1/9, только мы её называли не доля, а часть. Предлагаю вам освежить ваши знания. Давайте вспомним, как записываются доли?

- Доли записываются через чёрточку. Что обозначает нижняя цифра? (Нижняя цифра обозначает, насколько долей разделена фигура). А верхняя? (А верхняя – сколько таких долей нас просят найти).

- Такую запись ещё называют дроби, мы с ними будем знакомиться чуть позже, но если хотите, вы можете пользоваться этим понятием уже сейчас. Давайте повторим его хором.

СЛАЙД 5.  Посчитайте, на сколько равных долей разделён каждый из этих кругов. Запишите в тетради, какая  доля круга закрашена. Вы сейчас как раз и будете записывать дроби. (Самопроверка по слайду).http://images.myshared.ru/5/338034/slide_2.jpg

                        1                          1                     1                        1

                        4                          8                     3                        6

- Поднимите зелёный сигнал светофора, кто не сделал ни одной ошибки? На вашей оценочной карточке поставьте себе «5» напротив цифры три. Похлопайте себе! Порадуйтесь за себя!

5. Физминутка.

        2017 год объявлен в нашем округе годом Здоровья, и мы не должны забывать об этом даже на уроках математики. Поэтому приглашаю вас на физминутку, нам следует немного отдохнуть и приготовить пальчики для дальнейшей работы.

СЛАЙД 6. (Физминутка сопровождается и имитационными движениями по типу зверобатики).

Мы делили апельсин!
Много нас,
А он один.

Эта долька для котят,
(отгибаем один пальчик)
Эта долька для утят,
(отгибаем другой пальчик)
Эта долька для ужа,
(отгибаем третий пальчик)
Эта долька для чижа,
(четвертый)
Эта долька для бобра,
(пятый)
А для волка кожура!
(встряхиваем  кулачком,  словно кожурой)
Разозлился волк - беда,
Разбегайтесь кто куда!

6. Введение понятия нескольких долей числа.

- Во время физкультминутки мы делили апельсин. Это нам поможет в проведении исследования по нахождению нескольких долей числа.

- Возьмите из конверта один круг. Методом сгибания разделите его на 4 равные доли. Закрасьте любым цветом одну четвёртую долю, подпишите её. (Один ребёнок выходит к доске и пишет 1/4). Расскажи, что означает каждое число в этой дроби.

- Возьмите второй круг. Методом сгибания разделите его тоже на 4 доли. Закрасьте любым цветом две равные доли. Сколько четвёртых долей вы закрасили? Как это записать дробью? Подпишите эту долю на своём круге. (Один ребёнок выходит к доске и пишет 2/4). Расскажи, что означает каждое число в этой дроби.

- Возьмите третий круг. Методом сгибания разделите и его на 4 доли. Закрасьте любым цветом три равные доли. Сколько четвёртых долей вы закрасили? Как это записать дробью? Подпишите эту долю на своём круге. (Один ребёнок выходит к доске и пишет 3/4). Расскажи, что означает каждое число в этой дроби. Мы справились! Похлопайте себе!

        7. Закрепление материала. Работа в микрогруппах.

        - Ребята, вы согласитесь, если я скажу, что здоровье – это не только физическое состояние организма, его сила, выносливость и ловкость, хотя это очень важно! Здоровье – это ещё и правильное питание.

        СЛАЙД 7.

- Я хочу пригласить вас в детское кафе «Пальчики оближешь!», но не в качестве посетителей, а в качестве сотрудников, на кухню. Вас ждёт групповая работа по приготовлению вкусных и полезных блюд. Каждый ряд будет отдельным коллективом поваров во главе с шеф-поваром, которого вы выберете самостоятельно. Он будет координировать и направлять вашу работу. (Дети выбирают шеф-повара, который переодевается в поварской колпак и фартук).

- СЛАЙД 8. Перед началом работы давайте повторим правила работы в группе.

        - Поскольку мы детское кафе и придерживаемся принципа здорового питания, вам предлагается приготовить 3 замечательных блюда – щи, второе и компот. Во время приготовления блюда вы должны строго придерживаться предложенного рецепта. Команда выполняет своё задание, а потом шеф-повар несёт его на дегустацию нашим гостям вместе с оставшимися ингредиентами, чтобы они оценили ваши блюда. Если блюдо вам придётся по вкусу, уважаемые гости, пожалуйста, поставьте команде «5»! (Каждая группа идёт к своему столику и методом аппликации выполняет задание под музыку из сериала «Кухня»).

        * 1 ряд. Щи с капустой: ½ от целого кочана капусты, 2/3 от общего количества  моркови, 2/4 от общего количества лука, 4/7 от общего количества картофеля, 3/5 от общего количества помидор, вся зелень. (На столе картинки:1 кочан капусты, 3 моркови, 4 головки репчатого лука, 7 картофелин, 5 помидор, зелень; кастрюля; клей, ножницы).

* 2 ряд. Картофель с рыбой и овощами: 5/8 от общего количества картофеля, ½ от пачки масла, ¾ от общего количества рыбы, 2/3 от общего количества лука, 1/3 от общего количества моркови, 2/5 от общего количества помидор, вся зелень. (На столе картинки: пачка сливочного масла, 4 рыбины, 3 головки репчатого лука, 3 моркови, 5 помидор, зелень, сковорода; клей, ножницы).

* 3 ряд. Компот из фруктов и ягод: 5/6 от общего количества яблок, 2/3 от общего количества груш, ¾ от общего количества слив, 8/9 от общего количества клубники, 6/8 от общего количества крыжовника, ½ от общего количества лимонов. (На столе картинки: 6 яблок, 3 груши, 4 сливы, 9 ягод клубники, 8 ягод крыжовника, 2 лимона, кастрюля; клей, ножницы).

Проверенные работы вывешиваются на доску.

        - Спасибо, уважаемые гости, мы увидели, как вам понравились нами блюда! Представители команд, получивших от наших гостей «5»,  могут поставить себе «5» в свои оценочные карточки напротив цифры четыре.

        9. Рефлексия.

        - Наш урок-исследование подходит к концу. Вы все сегодня поработали на «хорошо» и «отлично»! Те ребята, у кого на оценочных листах четыре «5», поднимите зелёный сигнал светофора. Молодцы, пятую «5» вы получаете в журнал!

        - Я хочу услышать ваше мнение об уроке. Чему вы научились? Что вам понравилось? А где, может быть, было трудно?

        СЛАЙД 9.

        - Сегодня я узнал на уроке…

        - Меня удивило…

        - Я научился…

        - У меня получилось…

        - Теперь я могу…

        - Было трудно…

        - Я ещё не уверен, что хорошо знаю…

        - Урок дал мне для жизни…

        - Мне захотелось и дальше…

        - Мне очень дороги и интересны все ваши мнения, поэтому мы сейчас вместе с вами приготовим ещё и вкусный десерт – яблочное варенье! У вас на партах лежат яблоки, у меня на доске – банка для нашего варенья (на изображении банки заранее приклеен двусторонний скотч, яблоки у детей бумажные).

* Если вам понравился урок, вам было легко, интересно и понятно, вы опускаете в банку целое яблоко (прикрепляют на скотч).

* Если что-то осталось непонятным, вы ждали от себя и от урока большего, тогда вы опускаете в банук ½ долю от вашего яблока.

* Если вам совсем не понравился урок, тогда вы опускаете в банку ¼ долю от вашего яблока.

- Вот и закончен наш урок,

  Его мы подвели итог,

  А теперь внимание –

  Домашнее задание! СЛАЙД 10.

  Оно не вызовет проблем,

  Решенья ход известен всем,

  Спасибо за внимание,

  До скорого свидания! СЛАЙД 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Нахождение нескольких долей числа. Наблюдение.

Урок  математики во 2 классе по программе «Школа XXI века»...

Презентация "Нахождение нескольких долей числа"

Презентация "Нахождение нескольких долей числа" 2 класс, УМК "Начальная школа 21 век"...

Открытый урок по математике Тема: «Нахождение нескольких долей числа».

Программа «Начальная школа XXI века». Урок для учащихся 2 класса....

Урок математики по теме "Нахождение нескольких долей числа"

Урок математики во 2 классе "Нахождение нескольких долей числа", по программе "Начальная школа XXI века"....

презентация "Нахождение нескольких долей числа" УМК "Начальная школа XXI века"

Цели деятельности учителяСпособствовать развитию умения решать задачи на нахождение нескольких долей числа; совершенствовать навыки построения и чтения математических графов; создать условия для закре...

Урок математики во 2 классе «Нахождение нескольких долей числа»

Урок математики был проведён во 2   классе по УМК «Начальная школа XXI века».По теме «Нахождение нескольких долей числа». ...

Урок математики . 2 класс. Тема: Нахождение нескольких долей числа и числа по его доле. УМК Начальная школа XXI век.

Тип и стру       Стура урока: повторение и закрепление изученного (постановка и решение учебной задачи). Содержание урока соответствует  содержанию программы, ...