Опыт разработки программы кружка «Первые шаги в мир техники»
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Опыт разработки программы кружка «Первые шаги в мир техники»

Цель программы: развитие УУД и формирование комплекса разнообразных исследовательских умений через предметную область математика- физика- информатика.

Программа кружка рассчитана  на один  год обучения в 5 классе - 34 часа,  1 час  в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare_dlya_appo.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт разработки программы кружка

«Первые шаги в мир техники» (физико-математическое направление), для учащихся 5 класса.

Старовойтова С.О., Фёдорова О.В.

В рамках реализации инновационной  образовательной программы была разработана программа  кружка «Первые шаги в мир техники» для учащихся 5-х классов.

Цель программы: развитие УУД и формирование комплекса разнообразных исследовательских умений через предметную область математика- физика- информатика.

Важно заинтересовать учащихся техническими предметами, научить думать, делать открытия, показать красоту и мощь математического и технического  образования. Это способствует пробуждению интереса к изучению точных наук , что крайне актуально в настоящее время.

Программа кружка рассчитана  на один  год обучения в 5 классе - 34 часа,  1 час  в неделю.

Формы проведения занятий кружка: и используемые технологии представлены на слайде:

  • беседы;
  • практические занятия;
  • проведение экспериментов;
  • коллективные и индивидуальные исследования;
  • самостоятельная работа;
  • консультации;
  • защита проектной или исследовательской работы.

Используемые технологии:

  • технология исследовательской деятельности;
  • проектной деятельности;
  • элементы проблемного обучения;
  • технология ИКТ;
  • технология развития критического мышления;
  • игровые технологии.

Наибольший интерес у учащихся вызывали практические занятия, проведение экспериментов, коллективные и индивидуальные исследования, Ведущей технологией на занятиях кружка являлась технология исследовательской деятельности.

 Содержание программы представлено на слайде: (сл. 1)

Сущность учебно-исследовательской деятельности.

Цели и задачи исследования. Определение темы,  предмета  и объекта  исследования.

Понятие о методах исследования (эмпирические и теоретические). Эксперимент.

Сбор материала для исследования. Структурирование проекта или исследования.

Оформление результатов и подготовка к защите. Анализ подготовленного исследовательского продукта.

Оно отражает  основные этапы проектной и исследовательской деятельности.

Как раскрывалось это содержание с адаптацией к возрасту учащихся и предметной направленности рассмотрим на примере фрагмента занятия   по теме «Учимся выдвигать гипотезу».

Учитель предлагает учащимся создать различные модели машинок из конструктора ЛЕГО, а затем  выявить самую быстроходную модель.  Учащиеся   обсуждают как следует организовать соревнования, приходят к общему мнению, что надо использовать на всех моделях одинаковые электрические двигатели, имеющиеся в конструкторе.

Учитель предлагает  обдумать, и  предположить, какие особенности конструкции позволят увеличить скорость модели. (ребята формулируют предположения: модель должна быть устойчивой, компактной, обтекаемой, лёгкой и т.д)

Учитель отмечает, что все высказанные предположения являются гипотезами. Которые можно проверить экспериментальным путём.

Обсуждается  о ход эксперимента. Ребята предлагают провести одновременный  старт всех моделей и выявить победителя. Для большей достоверности предлагается провести несколько заездов. Результаты фиксируются в заранее заготовленной таблице.

По окончанию эксперимента ребята  сопоставляют результаты и особенности конструкции моделей.  Учащиеся делают выводы о подтверждении или опровержении высказанной ими гипотезы.

Таким образом, на данном занятии формировались следующие исследовательские УУД:

умение формулировать гипотезу, намечать пути проверки гипотезы, проводить элементарные исследования и наблюдения, выявлять закономерности.

В процессе разработки программы кружка «Первые шаги в мир техники» было подготовлено тематическое планирование. Особенность его в том, что  Наряду с темой  и элементами содержания  к каждому занятию был составлен примерный перечень УУД, формирование  или совершенствование которых предусматривали цель, задачи и содержание  изучаемого  материала.

На слайде  фрагмент тематического планирования. (сл.  2)    

1) Тема занятия: «Теоретические методы исследования» Анализ, синтез, классификация, обобщение  (изучение признаков делимости чисел).

Формируемые УУД:

регулятивные: умение составить план действий в соответствии с поставленной задачей, умение выдвигать гипотезу, понимать необходимость её проверки;

познавательные: умение выделять общий признак нескольких объектов, сравнивать, классифицировать и обобщать факты;

коммуникативные: строить позитивные отношения в процессе  деятельности, критически относиться к собственному мнению, при необходимости корректировать его.

Знакомство с данными методами исследования проводилось на примере изучения признаков делимости чисел.

По заданиям, предложенным учителем, учащиеся самостоятельно проводят сравнение свойств и состава чисел, классифицируют их, обобщают факты и выдвигают гипотезы.

(сл. 3)

Следующий пример это занятие по теме «Правила постановки и анализа результатов эксперимента».

2) Тема занятия «Правила постановки и анализа результатов  эксперимента» (лабораторная работа по  изучению освещенности с использованием датчиков Лаб Диск Гломир)

Формируемые УУД:

регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, умение понимать и использовать таблицы, схемы;

познавательные: умение извлекать информацию из предоставленных источников, приобретение опыта самостоятельного поиска  информации, умение анализировать результаты;

коммуникативные: умение формулировать проблему, готовность к обсуждению разных точек зрения и выработки общей позиции в ходе выполнения групповой работы.

Обратите внимание на формируемые умения. На занятии проводилась лабораторная работа по изучению освещённости в помещениях гимназии и на рабочих местах в классах  с использованием датчиков Лаб Дисков  Гломир. Была организована групповая работа. Каждая группа двигалась по своему маршруту, измеряя освещённость в заданных местах.

Результаты замеров сравнивались с нормами СанПина. Учащиеся делали выводы и пытались дать рекомендации.

В ходе реализации программы проводился мониторинг уровня сформированности различных  УУД и исследовательских умений учащихся. О методике мониторинговых карт было сказано ранее. Анализ показал положительную динамику и  результативность проведённой работы.

 (сл. 4)  Примеры работ, подготовленных учащимися посещавшими кружок «Первые шаги в мир техники»

Тема работы

Класс

Кол-во участников

«Изучение уровня шума в гимназии №73 «Ломоносовская гимназия»

5 кл.

2 чел.

«Знай меру»

5 кл.

2 чел.

«Изучение интереса учащихся 5-х классов к компьютерным играм»

5 кл

2 чел

Завершает программу список  литературы, адресованной, как учителю, так и учащимся.

Программу можно найти на сайте гимназии №73 «Ломоносовская гимназия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование кружка"Первые шаги в мире информатики"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по информатике,2класс, 2часа в неделю(вторая половина дня)....

Рабочая программа факультатива "Первые шаги в науку"

Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный,  личностно  ориентированный,  деятельностный....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Роботоша – первые шаги »

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа (далее -  программа)  «Роботоша – первые шаги» имеет  техническую направленность. Разработана для обеспечения развития...

Рабочая программа экономика:первые шаги

Рабочая программа экономика:первые шаги разработана для обучающихся начальной школы...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа....

Рабочая программа "Экономика - первые шаги"

Данная программа содержит материал по финансовой грамотности...