Главные вкладки

    Рабочая программа факультатива "Первые шаги в науку"
    рабочая программа на тему

    Игумнова Людмила Аркадьевна

    Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный,  личностно  ориентированный,  деятельностный.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл fakultativ.docx34.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным  образовательным стандартом нового поколения (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373).

    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  возникла необходимость в разработке программы факультатива «Первые шаги в науку».

    Актуальность программы   обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Программа факультативного курса «Первые шаги в науку»  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно   ориентированный,   деятельностный подходы.

    Новизной  данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

    Программа факультатива «Первые шаги в науку» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств обучающихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Проектная деятельность  в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

    • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
    • целеполагать (ставить и удерживать цели);
    • планировать (составлять план своей деятельности);
    • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);
    • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
    • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

    Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный,  личностно  ориентированный,  деятельностный.

    Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

    Задачи  программы.

    1. Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской  деятельности.
    2. Способствовать формированию потребности  в самопознании и саморазвитии.
    3. Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме.

    Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Первые шаги в науку» имеет отличительные особенности:

    • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
    • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
    • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от обучающихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности школьников;
    • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
    • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
    • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
    • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

    Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

    Основные принципы программы

    Принцип системности

    Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

    Принцип гуманизации

    Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

    Принцип опоры

    Учёт интересов и потребностей обучающихся; опора на них.

    Принцип совместной деятельности детей и взрослых

    Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

    Принцип обратной связи

    Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с обучающимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

    Принцип успешности

    И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

    Принцип стимулирования

    Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

    Место учебного курса. Курс связан со многими школьными дисциплинами, включая такие предметы как «русский язык», «литература», «окружающий мир», «математика», «технология», «изобразительное искусство». ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

    Программа организации внеурочной деятельности младших школьников «Первые шаги в науку» по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 2 класса, и является  механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.

    Место в учебном плане

    Программа предполагает обучение во 2 классе – 34 ч, 1 час в неделю.

    Планируемые результаты.

    В результате реализации программы факультатива «Первые шаги в науку» у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

    В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

    В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

    В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).

    Оценка успешности освоения программы

    Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (выставки творческих работ, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим,  и он обязательно будет услышан.

    В ходе реализации данного этапа обучающийся составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

    В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев.

    Графа «Название работы»

    Напиши название своего проекта (исследования).

    Графа «Техника исполнения»

    Какую форму исполнения проекта ты выбрал?

    Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.

    Графа «Самостоятельность»

    Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?

    На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?

    Графа «Сложность»

    Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне,  который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.

    Графа «Мое настроение»

    С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.

    Графа «Применение»

    Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)

    «Мои достижения»

    Название проекта

    Техника исполнения

    Самостоятельность

    Сложность

    Моё настроение

    Применение

    Содержание программы

    Содержание программы представлено следующими модулями:

     «Развитие познавательной сферы»  (8 ч)      

    Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслительных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.

    «Миллион изменений». (Тренировка наблюдательности, восприятия, внимания) (1 ч)

    Логическая игра «Молодцы и хитрецы» (1 ч)

    Как сотрудничать со взрослыми (1 ч)

    « Самый – самый!» Психологическая игротека (1 ч)

    Искусство выдумывания историй (речевой тренинг) (1 ч)

    Рисование в масштабе  (Графический тренинг, развитие пространственного воображения и умения пользоваться координатной сеткой) (1 ч)

    Упражнение «Пословицы» (цель - развитие речи и мышления) (1 ч)

    «Занимательная игротека» (цель – формирование навыка самоконтроля)

    (1 ч)

    «Формирование исследовательских умений» (10 ч)

    Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.

    Учимся определять направления темы (1 ч)

    Как найти книгу в школьной библиотеке? (учимся работать с дополнительной литературой) (1 ч)

    Учимся анализировать и обобщать (1 ч)

    Виды оформления проектов (1 ч)

    Что такое эксперимент? (1 ч)

    Секреты знакомых предметов. ( Практикум проведения опытов и экспериментов) (2 ч)

    Наши увлечения и исследовательская работа (диспут) (1 ч)

    Игра. «Мы - журналисты» (знакомство с методом интервьюирования) (1 ч)

    Маленькая дверь в большую науку. (Объясняем «фокус») (1 ч)

     «Исследовательская практика» (12ч)

     Задачами данного модуля являются: формирование у обучающихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.

    «Природные фантазии» (творческие групповые и инд. проекты) (2 ч)

    «Умная урна» (групповой  проект) (2 ч)

    «Праздники в моей семье»  (инд. проекты) (1 ч)

    «Разговор о правильном питании» (групповой проект) (1 ч)

    «Мебель» (инд. и групповые проекты) (2 ч)

    «Комнатные растения в нашем классе» (групповой  проект) (1ч)

    « Новогодняя красавица» (инд. и групповые проекты) (2 ч)

    «Инопланетяне»  (инд. проект.) (1 ч)

     «Защита проектов исследовательской работы» (4 ч)

     Задачей данного модуля  является формирование умения обобщать опыт

    научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к  самореализации и самоутверждению.

    В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти.

    1 четверть «Уроки добра Виктора Астафьева».

    2 четверть «Графы и их применение».

    3 четверть «Загадочное число три в сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и  работнике его Балде».

    4 четверть «Золотое кольцо России».

    Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.

    Обучающийся будет знать:

    • основные особенности проведения исследовательской работы;
    • что такое информационный проект и практико – ориентирован-

              ный проект;

    • методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
    • правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления

          проектов;

    • правила осуществления самоконтроля;
    • правила успешной презентации работы.

    Обучающийся будет уметь:

    • выбирать пути решения задачи исследования ;
    • классифицировать предметы, явления и события;
    • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
    • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
    • собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
    • осуществлять сотрудничество со взрослыми;
    • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.

    Способы проверки результатов освоения программы.

        В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

    • выставки творческих работ учащихся;
    • мини – конференции по защите исследовательских проектов.

    Тематическое планирование  2 класс (34 часа)

    «Развитие познавательной сферы»  (8 ч)      

    № п/п

    Тема занятия

    Кол-во часов

    1

    «Миллион изменений» (тренировка наблюдательности, восприятия, внимания)

    1 ч

    2

    Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

    1 ч

    3

    Как сотрудничать со взрослыми.

    1 ч

    4

    « Самый – самый!» Психологическая игротека.

    1 ч

    5

    Искусство выдумывания историй (речевой тренинг)

    1 ч

    6

    Рисование в масштабе. (Графический тренинг, развитие пространственного воображения и умения пользоваться координатной сеткой)

    1 ч

    7

    Упражнение «Пословицы» (цель — развитие речи и мышления).

    1 ч

    8

    «Занимательная игротека» ( цель – формирование навыка самоконтроля)

    1 ч

    «Формирование исследовательских умений»   (10 ч)

    1

    Учимся определять направления темы

    1 ч

    2

    Как найти книгу в школьной библиотеке? (Учимся работать с дополнительной литературой)

    1 ч

    3

    Учимся анализировать и обобщать

    1 ч

    4

    Виды оформления проектов

    1 ч

    5

    Что такое эксперимент?

    1 ч

    6

    Секреты знакомых предметов (практикум проведения опытов и экспериментов)

    2 ч

    7

    Наши увлечения и исследовательская работа (диспут)

    1 ч

    8

    Игра. «Мы - журналисты» (знакомство с методом интервьюирования)

    1 ч

    9

    Маленькая дверь в большую науку. (Объясняем «фокус»)

    1 ч

    «Исследовательская практика» (12ч)

    1

    «Природные фантазии» (творческие групповые и индивидуальные проекты)

    2 ч

    2

    «Умная урна» (групповой  проект)

    2 ч

    3

    «Праздники в моей семье»  (инд. проекты)

    1 ч

    4

    «Разговор о правильном питании» (групповой проект)

    1 ч

    5

    «Мебель» (инд. и групповые проекты)

    2 ч

    6

    «Комнатные растения в нашем классе» (групповой  проект)

    1 ч

    7

    «Новогодняя красавица» (инд. и групповые проекты)

    2 ч

    8

    «Инопланетяне»  

    1 ч

    «Защита проектов исследовательской работы» (4 ч)

    1

    «Уроки добра Виктора Астафьева».

    1 ч

    2

    «Графы и их применение».

    1 ч

    3

    «Загадочное число три в сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».

    1 ч

    4

    «Золотое кольцо России».

    1 ч

    Материально-техническое обеспечение

    Для осуществления образовательного процесса по Программе «Первые шаги в науку» необходимы следующие принадлежности:

    • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор (оборудование есть в кабинете)
    • набор ЦОР по проектной технологии.

    Литература для учителя

    1.Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

    2.Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст]. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157.

    3.Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для

    учителя // К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008-45

    4.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С. Е. Егоркина и др.];  под ред. Воронцова, А.Б. – М.: Просвещение, 2010.

    4. Савенков, А.И. Маленький исследователь [Текст] //Как научить младших школьников приобретать знания. – Ярославль, Академия развития,  2002

    5. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения. - Самара, Учебная литература, 2006.

    6.Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.

    7.Чечель, И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. [Текст] //Директор школы, № 3, 1998

    8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки  Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

    Интернет-ресурсы для учителя

    1. http://schools.keldysh.ru/labmro Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
    2. www.issl.dnttm.ru  — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».

    Литература для обучающихся

    1. Большая детская энциклопедия// серия книг в томах

    2.Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения. - Самара, Учебная литература, 2006.

    3. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.

    Интернет-ресурсы для обучающихся

    1. Организация исследовательской деятельности школьников: теория и практика http://matriz.karelia.ru/
    2. Портал исследовательской деятельности учащихся-  www.researcher.ru  
    3. Сайт журнала «Исследовательская работа школьника»-   www.issl.dnttm.ru  
    4. Сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского- vernadsky. info
    5. Уроки Кирилла и Мефодия.  - мультимедийный учебник из серии "Начальная школа»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа курса «Школа вежливых наук» ( внеучебная деятельность )

      Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках  федерального государственного образовательного стандарта о...

    рабочая программа "Первые шаги в мире информатики"

    Это рабочая программа по внеурочной деятельности. Она рассчитана на 4 года....

    Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".

    Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Царица наук"

    Программа «Царица наук» относится к общеинтеллектуальному  направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культу...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Первые шаги в науку» для учащихся 4 класса

    Пояснительная записка Окрыляет меня мечта,К звездам путь освещая.Так я творчество вижу всегда,Жизни смысл для себя постигая.Потому что творчествоначинается с искры,С ветки, ветра, с летящих туч,Ч...

    Рабочая программа "Этот увлекательный мир науки"

    Знакомство обучающихся начальной школы с разнообразием научных дисциплин, с которыми они встретятся при дальнейшем обучении в средней школе. Курс поможет учащимся составить первоначальное представлени...