Главные вкладки

    Рабочая программа "Экономика:первые шаги" на основе авторской программы Смирновой 1 класс 32 ч.
    календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

    Винокурова Ксения Владимировна

    духовно-нравственное или социальное направление

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekonomika_planirovanie_1_klass.doc118 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                             Пояснительная записка

                   Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный)   выбор,   представлял   назначение   денег,   понимал,   из   чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно   в   это   время   правильно   преподнести   детям   ту   экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. Внеурочная  деятельность по данному направлению  в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает   младших   школьников   к   изучению   экономического компонента   предметов   «Обществознание»,   «География»,   «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

                  Отбор  содержания  факультативного  курса  подчиняется   следующим  принципам:

    1. Учет   наглядно-образного   характера   мышления   младших школьников.  В содержание программы по экономике вошли те явления,  с которыми учащиеся уже встречались в жизни.  Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

    2. Ориентация   на   потребности   ребенка   младшего   школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.

    3. Преемственность   и   перспективность.   В   процессе   изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки   для   развития   экономического   мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений,  на  базе   которых  в основной и старшей школе формируются основные экономические понятия.

       С  учетом  специфики младшего  школьного   возраста   основной  целью обучения  экономике  учащихся младших классов  является  формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

       Для реализации поставленной цели предлагается курс «Экономика: первые шаги» для учащихся 1 – 4 классов.

                     Общая характеристика факультатива

       Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных   линий.   Она   построена   таким   образом,   что   каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает   содержание   факультатива   «Экономика:   первые   шаги»,   ее изучение дает возможность:

    • формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека,  связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

    • обеспечивать   осознание   младшими   школьниками   взаимосвязи труда   человека   с   его   результатами,   приложенных   усилий   с успешностью деятельности;

    • развивать основы потребительской культуры;

    • расширять   активный   словарь   учащихся,   включая   в   него экономические термины;

    • мотивировать   младших   школьников   к   учению   средствами экономического материала;

    • способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;

    • формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость.

    • показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования   нового   информационного   общества   и   создания инновационной экономики;

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    В   процессе   экономического   образования   учащиеся   получают представления   о   богатстве   окружающего  мира,   воплощенном  в  природе, искусстве,   результатах   труда   людей.   Младшие   школьники   начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов,  подходят к пониманию роли денег как оценке результата труда людей.

    Учащиеся начинают понимать:

    ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

    ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

    ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

    ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

    ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

    ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

                                                                                          Место предмета в учебном плане

    Программой   предусмотрено   проведение   занятий   по   экономике   во внеурочной деятельности в 1 классе 1 ч в неделю Используются как групповая,  так и индивидуальная формы организации обучения.  Каждый раздел программы предусматривает использования игровой и практической

    деятельности:   работа   с   текстами   и   иллюстрациями,   познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

                                                                       Планируемые результаты освоения курса

    При изучении  «Экономики» ученики получают   знания о  семье  как экономической единице общества,  о важности взаимопомощи,  поддержки между членами семьи при решении  экономических вопросов.  Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, аккуратности,   уважении   к   человеческому   труду.  Тема   «Богатство   и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи).

    К концу обучения в первом классе ученик узнает:

    - что такое собственность;

    - почему все люди трудятся;

    - какие бывают профессии;

    - как нужно относиться к своей и чужой собственности.

    К   концу   обучения   в   первом   классе   ученик   сможет   научиться

    самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы

    Метапредметные  результаты:

    Сравнивать  качества   людей,   которых   можно   назвать   хорошим/плохим хозяином. Объяснять  значение   слов:   «экономный»,   «щедрый»,   «запасливый», «бережливый».

    Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

    Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей.

    Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде.

    Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей.

    Осуществлять  действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

    Работать с табличным материалом: уметь читать таблицу, сводить данные в таблицу, вычислять недостающие данные и заполнять таблицу,

    Содержание программы.

    Труд и работа. Заработная плата как плата за работу. Заработная плата - источник существования и жизнеобеспечения семьи.

         Разделение труда. Обмен результатами своего труда.

    Домашнее хозяйство. Самое первое представление о товаре и деньгах.

        Первоначальное понятие о потребностях.

    Товары и продукты, необходимые в домашнем хозяйстве.

    Понятие о покупателе и продавце.

    Различные формы организации торговли: магазин, рынок, ярмарка, лавка, ларек, киоск, супермаркет, минимаркет и т.д.

    Процесс купли-продажи. Обмен товаров и денег. Самое первое понятие цены. Сдача.

    Понятие услуги.

    Предприятия бытового обслуживания: химчистка, прачечная, ателье, ремонт обуви, парикмахерская, фотостудия и т.д.

         Представление о деятельности организаций, осуществляющих контроль за выполнением обязательств, соблюдением порядка.

    Начальное представление об оптовой и розничной торговле.

         Виды денег: монеты, купюры.

    Богатство и деньги.

    Богатство и счастье.

    Понятие бюджета: семейного, государственного.

     Доходы и расходы.

    Понятие государственной казны.

    Налогообложение.

    Первое представление о банке как финансовом посреднике.  Сбережения - накопления.

    Формы накопления денег. Вклад. Свободные деньги. Достаток. Возможности использования накопленных средств.

         Соотношение желаний, потребностей и возможностей, понятие о вложениях. Выгода.

    Начальное представление о конкуренции. Понятие сделки. Первое понятие о собственных затратах. Экономия собственных затрат. Изменения цен: дешевле - дороже.

    Приусадебное хозяйство. Запасы. Представление о производительности труда и прибыльности какого-либо дела.

    Понятие страхования. Страховой взнос.

    Договор. Условия договора.

    Последствия неисполнения договора. Понятие обязательства с точки зрения экономического соглашения.

         Понятие убытков. Соотношение затрат и полученных результатов.

     

    Контроль и оценка планируемых результатов.

    В основу изучения факультатива  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

    Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

    Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про - социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

    Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

    В 1 классе возможно достижение 1 уровня результатов.            

    Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

    Текущий:

    прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

    пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

    рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

    контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

    Итоговый контроль   в формах:

    практические работы;

    творческие работы учащихся;

    Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

    Учебно-методическое и техническое обеспечение

    Учебная литература   для учащихся

    Учебное пособие - книга для чтения Т.В. Смирновой  "Дом в Обычном переулке", ИД «Федоров», Москва, 2013 .

    ОБОРУДОВАНИЕ :

    Интерактивная доска Interwrite;

    Проектор Epson

    Рабочее место учителя, оборудованное компьютером;

    Музыкальный центр

    Электронные пособия

    Список литературы

    1.Смрнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Дом в обычном переулке 1 класс. Методические рекомендации, ИД «Федоров», Москва, 2013

    2.Проснякова Т.В. Экономический сказочный словарь, ИД «Федоров», Москва, 2013

                                     

                                                     Календарно-тематическое планирование 1 класс (32 часа)        

    № занятия

    Тема

    занятия

    Колич. час.

                                                    Формируемые УУД по теме

     Форма занятия

    Дата по плану

    Дата фактическая

    1

    Труд в быту. Разделение труда в быту.

    1

    Личностные результаты:  

    Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

    Регулятивные УУД:

    Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

    Проговаривать последовательность действий  .

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

    Познавательные УУД:

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

    Коммуникативные УУД:

    Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

    Слушать и понимать речь других.

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    Беседа

    2

    Работа. Заработная плата.

    1

    Сюжетно-ролевая игра

    3

    Работа. Заработная плата.

    1

    Работа в паре

    4

    Понятие о потребностях. Товары и продукты, необходимые в домашнем хозяйстве

    1

    Личностные результаты:  

    В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

    Регулятивные УУД:

    Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

    Проговаривать последовательность действий  .

    Познавательные УУД:

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

    Коммуникативные УУД:

    Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

    Слушать и понимать речь других.

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    Работа в группах

    5

    Понятие о покупателе и продавце. Различные формы организации торговли.

    1

    Экскурсия в школьную столовую

    6

    Процесс купли-продажи.

    1

    Сюжетно-ролевая игра

    7

    Понятие услуги. Предприятия бытового обслуживания.

    1

    Работа в группах

    8

    Общественный транспорт. Плата за проезд.

    1

    Сюжетно-ролевая игра

    9

    Богатство – счастье.

    1

    Личностные результаты:

    Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

    В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

    Регулятивные УУД:

    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

    Познавательные УУД:

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

    Коммуникативные УУД:

    Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Работа в группах

    10

    История денег.

    1

    Работа в группах

    11

    Виды денег: монеты купюры. Доходы и расходы.

    1

    Исследовательская работа

    12

    Бюджет. Система приоритетов.

    1

    Проект по теме

    13

    Понятие государственной казны. Налоги

    1

    Работа в группе

    14

    Самое первое представление о банке.

    1

    Личностные результаты:

    Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

    В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

    Регулятивные УУД:

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

    Познавательные УУД:

    Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

    Коммуникативные УУД:

    Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Работа в паре

    15

    Банк. Коммунальные платежи.

    1

    Сюжетно-ролевая игра

    16

    Сбережения. Накопления.

    1

    Работа в паре

    17

    Складчина. Развитие собственного дела.

    1

    Личностные результаты:

    Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

    В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

    Регулятивные УУД:

    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

    Познавательные УУД:

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

    Коммуникативные УУД:

    Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Сюжетно-ролевая игра

    18

    Развитие собственного дела. Бюджет.

    1

    Работа в группах

    19

    Понятие о вложениях.

    1

    Беседа

    20

    Свободные деньги. Накопленные средства. Недвижимость.

    1

    Сюжетно-ролевая игра

    21

    Средства связи.

    1

    Сюжетно-ролевая игра

    22

    Конкуренция.

    1

    Сюжетно-ролевая игра

    23

    Безопасность

    1

    Работа в группах

    24

    Аукцион. Понятие сделки.

    1

    Сюжетно-ролевая игра

    25

    Платность услуги. Проблема выбора.

    1

    Личностные результаты:

    Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

    В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

    Регулятивные УУД:

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

    Познавательные УУД:

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и другие источники информации.

    Коммуникативные УУД:

    Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Работа в группах

    26

    Здоровый образ жизни

    1

    Работа в паре

    27

    Приусадебное хозяйство. Запасы.

    1

    Проект по теме

    28

    Первое понятие о собственных затратах.

    1

    Сюжетно-ролевая игра

    29

    Экономия собственных затрат.

    1

    Работа в группах

    30

    Изменение цен: дешевле – дороже.

    1

    Личностные результаты:

    Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

    В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

    Регулятивные УУД:

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

    Познавательные УУД:

    Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

    Коммуникативные УУД:

    Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Сюжетно-ролевая игра

    31

    Представление о производительности труда и прибыльности какого-либо дела.

    1

    Работа в группах

    32

    Защита проектов. Обобщающее занятие.

    1

    Работа в группах защита проектов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

    Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

    Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

    Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

    Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

    Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

    Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

    Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

    Рабочая программа по учебному предмету "Математика" для 1 класса. (составлена на основе авторской программы Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс.")

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Структура пояснительной записки:1. Сведения о программе.2. Цели и...

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

        Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

    Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...