Рабочая программа по русскому языку для 3 класса на основе авторской программы Канакиной В. П.
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

           Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе авторской программы Русский язык В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого / Школа России. Концепция и программа для нач. кл. В 2 ч. Ч1/(М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова  и др.). - 3-е изд. – M.; Просвещение, 2008. - 158с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._3_klass.docx43.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         

    Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе авторской программы Русский язык В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого / Школа России. Концепция и программа для нач. кл. В 2 ч. Ч1/(М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова  и др.). - 3-е изд. – M.; Просвещение, 2008. - 158с.

    Цели:   

 - развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

 - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

 - овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

 - воспитание эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

     Задачи:

- освоение первоначальных знаний о лексике,  фонетике, грамматике русского языка;

-  развитие устной диалогической и монологической речи школьников, умения письменно излагать свои мысли в виде текста;

- развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь);

- активизация мыслительной, познавательно – языковой и коммуникативно –речевой деятельности учащихся;

- создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку;

- закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма.

       Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование: программа «Школа России» рассчитана на 170 часов в год. Но в соответствии с годовым календарным учебным графиком (приказ №319 от 31.05.2012 года) продолжительность учебного года во 2 - 4 классах - 35 учебных недель, т.е. на изучение русского языка в 3  классе отводится   175 часов. Дополнительные часы добавлены в раздел   «Повторение пройденного за год».

          Программа обеспечена учебно-методическим  комплексом:

      Русский язык: учебник для 3 кл.: нач. шк. : в 2 ч.  В.П.Канакина, В.Г. Горецкий – М. Просвещение, 2010-2011 

   Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа  по русскому языку, - 175 часов, в т.ч. количество часов для проведения контрольных работ:

                                                            - контрольный диктант -4

                                                            - словарный диктант - 4

                                                            - тестирование - 2

                                                            - контрольная работа - 4,

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

 Названия и определения частей слова; частей речи; членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).

Учащиеся должны уметь:

   - Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55 -65 слов), включающий  изученные орфоргаммы;

    -проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

    -производить звуковой и звуко- буквенный разбор слова;

   - производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

    -распознавать части речи и их грамматические признаки;

   -интонационно правильно произносить предложения, определять вид предложений по цели высказывания и интонации;

   -вычленять  в предложении основу и словосочетания;

   -производить элементарный синтаксический разбор предложений;

   -определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части;

   -определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

  - писать изложение и сочинение (60  - 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

Содержание программы

Наша речь и наш язык.

Текст.

Предложение.

12ч

Слово и его лексическое значение.

Части речи.

5 ч

Однокоренные слова.

1 ч

Слово, слог, звуки и буквы.

7 ч

Общее понятие о значимых частях слова.

20 ч

Правописание частей слова.

30 ч

Имя существительное.

30 ч

Имя прилагательное.

19 ч

Местоимение.

5 ч

Глагол.

21 ч

Повторение изученного за год.

10 ч

п/п

Наименование раздела и тем

  Часы учебного времени

Плановые сроки прохожде

ния

Примечание

Вспоминаем, повторяем, изучаем (35 ч)

Наша речь и наш язык (2 ч)

1

Наша речь и наш язык.

1

3.09

2

Наша речь и наш язык.

1

4.09

Текст (2 ч)

3

Текст как единица языка и речи.

1

5.09

4

Текст. Типы текстов.

1

6.09

Предложение (12 ч)

5

Предложение. Знаки препинания в конце предложения.

1

7.09

6

Виды предложений по цели высказывания.

1

10.09

7

Входная контрольная работа №1: «Проверка знаний и умений на начало учебного года».

1

11.09

8

Виды предложений по интонации. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.  

1

12.09

9

Обобщение знаний о видах предложений.

1

13.09

10

Обращение. Знаки препинания при обращении. Словарный диктант №1

1

14.09

11

Главные и второстепенные члены предложения. 

1

17.09

12

Словосочетание.

1

18.09

13

Словосочетание и предложение. Обобщение знаний.

1

19.09

14

Простое и сложное предложение (общее понятие).

1

20.09

15

Союзы в сложном предложении.

1

21.09

16

Составление сложных предложений из двух простых.

1

24.09

Слово и его лексическое значение (6 ч)

17

Слово и его лексическое значение.

1

25.09

18

Упражнение в распознавании лексических групп слов в речи.

1

26.09

19

Омонимы.

1

27.09

20

Слово и словосочетание. Словарный диктант №2

1

28.09

21

Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). 

1

1.10

22

Р/р. Подробное изложение с языковым анализом текста.

1

2.10

Части речи (5 ч)

23

 Части речи. Редактирование текста изложения.

1

3.10

24

Части речи. Имя существительное.

Местоимение.

1

4.10

25

Части речи. Имя прилагательное.

1

5.10

26

Части речи. Глагол.

1

8.10

27

Имя числительное как часть речи.

1

9.10

Однокоренные слова (1ч)

28

  Однокоренные слова.

1

10.10

Слово и слог. Звуки и буквы. (7 ч)

29

Слово и слог. Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.  

1

11.10

30

Правописание безударных гласных в корне слов после шипящих.  Словарный диктант №4

1

12.10

31

Р/р. Сочинение по материалам экскурсии в парк.

1

15.10

32

Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.  Редактирование текста сочинения.

1

16.10

33

 Разделительный мягкий знак.

1

17.10

34

Контрольная работа №2по теме «Повторение»

1

18.10

35

Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Работа над ошибками, допущенными в диктанте  Контрольный  словарный диктант №4

1

19.10

Состав слова 50ч

Общее понятие о значимых частях слова (20ч)

36

  Однокоренные слова. Корень слова.

1

22.10

37

Упражнение в написании корня в однокоренных словах.

1

23.10

38

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием

1

24.10

39

Упражнение в написании корня в однокоренных словах.  Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1

25.10

40

Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов

1

26.10

41

Сложные слова

1

5.11

42

Формы слова. Окончание.

1

6.11

43

Окончание и его роль в слове,  в словосочетании и в предложении. Словарный диктант №5

1

7.11

44

Обобщение знаний о корне и об окончании как значимых частях слова.  

1

8.11

45

Приставка. Общее понятие.

1

9.11

46

Приставка – значимая часть слова.

1

12.11

47

Обобщение знаний о роли приставок в слове.

1

13.11

48

Суффикс. Общее понятие.

1

14.11

49

Суффикс - значимая часть слова.

Образование слов с помощью суффикса.

1

15.11

50

Образование слов с помощью суффиксов.

1

16.11

51

Обобщение и систематизация знаний о составе слова

1

19.11

52

Диктант по теме « Состав слова»

1

20.11

53

Упражнение в разборе слов по составу. Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1

21.11

54

Р/р  Подробное изложение текста на основе зрительного восприятия и языкового анализа текста.

1

22.11

55

Упражнение в разборе слов по составу.  Редактирование текста изложения.

1

23.11

Правописание  частей слова (30 ч)

56

Общее представление о правописании частей слова. Словарный диктант №6

1

26.11

57

Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне.

1

27.11

58

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.

1

28.11

59

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. Самостоятельная  работа

1

29.11

60

Наблюдение над словами с буквосочетаниями –ере-

-оро-, -оло-.   Свободный диктант

1

30.11

61

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.

1

3.12

62

Упражнение в написании слов с парными по глухости -  звонкости согласными в корне.

1

4.12

63

Упражнение в написании слов с парными по глухости – звонкости согласными и безударными гласными в корне.

1

5.12

64

Проверочная работа. Составление текста по сюжетному рисунку

1

6.12

65

Редактирование текста сочинения. Анализ сочинений. Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

1

7.12

66

Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками. Словарный диктант №7

1

10.12

67

Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками.

1

11.12

68

Сопоставление правил о правописании корня.

1

12.12

69

Проверочный диктант  с грамматическим заданием.

1

13.12

70

Двойные согласные. Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1

14.12

71

Правописание слов с двойными согласными.

1

17.12

72

Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка».

1

18.12

73

Упражнение в правописании значимых частей слова. Анализ сочинений.

1

19.12

74

Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов -ик, -ек .

1

20.12

75

Упражнение в правописании суффиксов.

1

21.12

76

Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием за полугодие

1

24.12

77

Правописание слов с приставками. Работа над ошибками, допущенными в диктанте Контрольный  словарный диктант №8

1

25.12

78

Упражнение в правописании значимых частей слова

1

26.12

79

Приставки и предлоги.

1

27.12

80

Правописание приставок и предлогов.

1

28.12

81

Разделительный твёрдый знак.  Работа над ошибками, допущенными учащимися в диктанте.

1

82

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

1

83

Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и  ь знаками.

1

84

Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым и мягким знаками.

1

85

Р/р Обучение составлению объявления.

1

Имя существительное (30  ч)

86

Части речи.  Редактирование текста.

1

87

Понятие об имени существительном как части речи.  Словарный диктант №9

1

88

Имя существительное

1

89

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1

90

Обучающее подробное изложение повествовательного текста.

1

91

Собственные и нарицательные имена существительные.  Редактирование текста изложения.

1

92

Изменение имён существительных по числам.

1

93

Имена существительные, употребляемые в форме одного числа.

1

94

Изменение имен существительных по числам.

Упражнение по развитию связной речи

1

95

 Род имён существительных.

1

96

Определение рода имён существительных в  косвенных падежах.

1

97

Имена существительные общего рода. Словарный диктант №10

1

98

Работа над ошибками.  Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1

99

Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук.

1

100

Проверочный диктант с грамматическим заданием.

1

101

Подробное изложение повествовательного текста

1

102

Изменение имён существительных по падежам.  Редактирование текста изложения.

1

103

Упражнение в склонении и в определении падежей имён существительных

1

104

Несклоняемые имена существительные. Р/р  Сочинение по сюжетным рисункам

1

105

Именительный падеж имён существительных.  Редактирование текста сочинения.

1

106

Родительный падеж имён существительных. Словарный диктант №11

1

107

Дательный падеж имён существительных.

1

108

Винительный падеж имён существительных.

1

109

Упражнение в распознавании изученных падежей имён существительных.

1

110

Творительный падеж имён существительных.

1

111

Предложный падеж имён существительных.

1

112

Р/р Подробное изложение повествовательного текста.

1

113

  Обобщение знаний о падежах имён существительных.  Редактирование текста изложения.

1

114

 Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных.

1

115

Тестирование по теме «Имя существительное».  

1

Имя прилагательное ( 19 часов)

116

Понятие об имени прилагательном как части речи.

1

117

Связь имен прилагательных

с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление). Словарный диктант №12

1

118

Р/р Сочинение по репродукции картины К.Ф.Юона  «Конец зимы. Полдень».

1

119

 Упражнение в подборе и правописании имён прилагательных. Редактирование текста сочинения. 

1

120

Художественное и научное описание (общее знакомство).

1

121

Составление научного или художественного текста — описания растения.

1

122

Изменение имён прилагательных по родам.

1

123

Правописание родовых окончаний имён прилагательных по родам.

1

124

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1

125

Контрольная работа №3 по теме: «Имя прилагательное и его грамматические признаки»

1

126

Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по числам.

1

127

Изменение имён прилагательных по числам.

1

128

Обобщение и систематизация изученного материала.  Контрольный  словарный диктант №13

1

129

Краткое изложение повествовательного текста.

1

130

Изменение имён прилагательных по падежам.(Общее представление) Редактирование текста изложения.

1

131

Упражнение в определении падежа имён прилагательных. Начальная форма .

1

132

Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи.

1

133

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

134

Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками».

1

Местоимение(5 часов)

135

Личные местоимения (общее представление). Редактирование текста изложения.

1

136

Личные местоимения третьего лица.

1

137

Наблюдение над употреблением в тексте местоимений.

1

138

Обобщение знаний о местоимении. Ознакомление особенностью текста – письма. Словарный диктант №14

1

139

Ознакомление с особенностью текста – письма.

1

Глагол(21 ч)

140

Работа над ошибками. Понятие о глаголе как части речи.

1

142

Упражнение в определении лексического значения глагола.

1

142

Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.

1

143

Р/р Составление рассказа по сюжетным рисункам

1

144

Глаголы в неопределённой форме. Редактирование текста сочинения.

1

145

Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме.

1

146

Число глаголов. Изменение глаголов по числам

1

147

Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа.

1

148

Изменение глаголов по временам. Словарный диктант №15

1

149

 Упражнение в определении времени глагола.

1

150

Изменение глаголов по временам

1

151

Упражнение в изменении глаголов по временам.

1

152

Подробное изложение повествовательного текста.

1

153

 Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Редактирование текста изложения.

1

154

Упражнение в определении рода глаголов в  прошедшем  времени.

1

155

Частица не с глаголами.

1

156

Правописание не с глаголами

1

157

Обобщение и систематизация знаний о глаголе.

1

158

Контрольный диктант№3 по теме «Глагол»

1

159

Обобщение знаний о глаголе. Работа над ошибками. Словарный диктант №16

1

160

Подробное изложение повествовательного текста

1

Повторение (13 ч)

161

Части речи: самостоятельные и служебные. Редактирование текста изложения.

1

162

Контрольная работа №4 по теме:

 «Части речи»

1

163

Текст и предложение как единицы языка и речи.

1

164

 Слово и его лексическое значение. Словосочетание.

1

165

Итоговая  контрольная работа.

1

166

Работа над ошибками. Состав слова. Разбор слов по составу.

1

167

 Основа предложения. Сложное предложение.

1

168

Итоговое тестирование: «Повторение изученного материала в 3 классе».

1

169

Правописание суффиксов, приставок в словах и окончаний имён прилагательных.  Контрольный  словарный диктант №17

1

170

Обобщение и систематизация изученных орфограмм.

1

171

Обобщение и систематизация изученных орфограмм.

1

172

Обобщение и систематизация изученных орфограмм.

1

173

Грамматические признаки глаголов. Обобщение знаний.

1

174

Обобщение знаний об именах прилагательных

1

175

Итоговый урок. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

1

Формы и средства контроля

Контрольный диктант

4

Словарный диктант

4

Контрольные работы

4

Тестирование

2

Итого:

14

Контрольные работы представлены в методическом пособии «Русский язык» авторы    В.П. Канакина, Г.А.Фомичёва

Учебно-методические средства обучения

Литература для учителя:

основная:

1. Школа России. Концепция и программа для нач. кл. В 2 ч. Ч1/(М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова,С.И. Волкова  и др.). - 3-е изд. – M.; Просвещение, 2008.

2. Канакина В.П., В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 кл.: учебник. – М.: Просвещение, 2009,2010.

3. Канакина В.П., В.Г.Горецкий. Русский язык: методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 3 кл. – М.: Просвещение, 2006.

дополнительная:

  1. 1.Канакина В.П., В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 кл.: рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2010.
  2. В.Т. Голубь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 2 класс. – Воронеж:    ЧП Лакоценин С.С., 2007.
  3. Т.В. Игнатьева, Л.И. Тикунова. Контрольные, проверочные и творческие работы по  русскому языку. 3 класс.- Издательство «Экзамен» - Москва, 2006.

                                                Литература для учащихся:

основная:

  1. Канакина В.П., В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 кл.: учебник. – М.: Просвещение, 2009, 2010.

дополнительная:

  1. Канакина В.П., В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 кл.: рабочая тетрадь. - М.: Просвещение,    2010, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 4 класса на основе авторской программы Л. Г. Петерсон (Школа 2000")

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной пр...

Рабочая программа по физической культуре 2 класс на основе авторской программы В.И. Лях

Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...

Рабочая программа по физической культуре 4 класс на основе авторской программы В.И.Ляха

Рабочая программа по физической культуре 4 класс на основе программы В.И.Ляха...

Рабочая программа по математике для 2 класса (на основе авторской программы М.И.Моро)

Рабочая программа по математике для 2 класса включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Рабочая программа по литературному чтению 2 класс на основе авторской программы В.Ю. Свиридова

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской: В.Ю. Свиридова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...