Решение задач. Разные подходы
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Урок математики  в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_zadach._raznye_podhody.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

1 «В» класс, лицей №2 г. Альметьевска

УМК «Перспективная начальная школа»

Марданова Е.У.                                                                                                                          

Тема: Решение задач. Разные подходы

Цели:

  • Выявление разных подходов к решению задач
  • формирование универсальных учебных действий

Личностные действия

— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.

Регулятивные действия

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации  мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— построение логической цепи рассуждений;

Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент.

Запись даты. Классная работа. (слайд)

На слайде зеркальное отображение – Как в зеркале здесь отражена тема нашего урока.

«Решение задач»

Из чего состоит задача?

Условие, требование, решение, ответ.  (слайд)

Сегодня ключевое слово – РЕШЕНИЕ  (слайд)

II. Раздаточный материал. Карта №27.

Карандаши. Составить задачу о карандашах и решить её.

№1. Любая задача, составленная детьми.

Запись решения на листе А4.

В виде чего вы записали решение?

В виде примера, выражения.

Вывод: Решение задачи – это выражение (пример)

Запись на ЛИСТЕ:

выражение (пример)

Запись решения в тетрадь.

Завершаем работу над задачей ответом.

Ответ: … А карандашей.

III. Выявление другого подхода к решению задач.

№2. Миша взял 8 карандашей и разложил на две равные кучки. Одну из кучек он разделил ещё пополам. Затем одну из меньших кучек Миша снова разложил на равные кучки. Сколько кучек получилось у Миши?

Условие есть, требование сеть.

Как решить?

Самостоятельная проба в парах за партой.

Работа на листе А4.

Ваши предложения?

Дети озвучивают свои варианты решения.

(наибольшая вероятность, что дети пойдут через раскладывание самих карандашей на парте)

Есть ли у вас возможность решить эту задачу выражением (примером)?

Вывод: Какие есть ещё пути решения задач?

Дополняем запись на ЛИСТЕ:

выражение (пример)

опыт

….

….

Хорошо. Вы решили задачу. Но вспомните олимпиаду по математике. В чём заключалась трудность?

Надо было не только назвать правильный ответ, но и объяснить, показать решение.

Как показать решение в тетради?

Нарисовать схему или рисунок.

К  К   К   К       К   К      К      К

Дополняем запись на ЛИСТЕ:

выражение (пример)

опыт

схема

рисунок

Завершаем работу над задачей ответом.

Ответ: 4 кучки.

IV. Физминутка

V. Выявление другого подхода к решению задач.

№3. На столе лежали карандаши. Эти карандаши разделили на две равные части. Потом одну из частей разделили пополам.  Одну из полученных частей разложили поровну в две кучки. Затем одну из меньших кучек ещё разделили пополам. Затем одну из кучек он разделил ещё пополам поровну в две кучки. Сколько кучек получилось на столе?

Условие есть, требование сеть.

Как решить?

Самостоятельная проба в четвёрках (по две парты).

Работа на листе А4.

Ваши предложения?

Дети озвучивают свои варианты решения.

(наибольшая вероятность, что дети пойдут через схему, чертёж или опыт с листом)

Как показать решение в тетради?

Нарисовать схему, чертёж.

Дополняем запись на ЛИСТЕ:

выражение (пример)

опыт

схема

рисунок

чертёж

Завершаем работу над задачей ответом.

Ответ: 6 кучек.

Можно ли было решить эту задачу выражением?

Да, если было бы указано число карандашей.

Какое арифметическое действие надо было бы записать?

Деление.

Мы пока не изучали ни умножение, ни деление, хотя некоторые из вас умеют умножать и делить. Поэтому подобные задачи многие из вас могут решать путём опыта, схемы, рисунка, чертежа.

VI. Уточнение темы урока.

Вернёмся к теме нашего урока.

Решение задач.

Внесите изменения, уточнение в тему урока. (слайд)

Решение задач разными способами (путями, походами, с разной точки зрения)

VII.  Дополнительное задание

№4. У Маши 6 красных карандашей и 10 синих карандашей. Она выложила их  в один ряд слева направо в следующем порядке: один красный, два синих, один красный, два синих  и так далее. Какого цвета будет десятый слева карандаш?

К  С  С   К  С  С  К  С  С   К  С  С  К  С  С   К

1   2   3   4   5   6   7  8   9  10

Ответ: красный карандаш.

VIII. Рефлексия

Лист самооценки

V

Я узнал(а), что решить задачу можно:

только через чертёж

через выражение и опыт

только выражением

через опыт и схему

через выражение, опыт, чертёж, схему

Мне легче решать задачи:

через чертёж

через выражение

через опыт

через схему, рисунок

любым способом

Сегодня на уроке:

я узнал(а) новое для себя

ничего нового не узнал(а)

Сегодня на уроке:

я всё делал сам

мне понадобилась помощь партнёров

Сегодня на уроке:

у меня всё получалось

получалось многое, но не всё

многое не получалось

ничего не получилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме: "Решение задач разными способами"

Конспект урока с использованием деятельностного подхода....

Материал для уроков математики. Решение задач разных видов.

Данный материал позволит организовать работу по теме: "Повторение" в 4 классе...

Конспект урока по математике. 1кл.УМК "Начальна яшкола 21века". Тема"Решение задач Разными способами"

Ознакомление с частями задачи, с решением задач разными способами с использованием счётного материала. Усовершенствование умения решать выражения на увеличение 9уменьшение) чисел в пределах 10....

Решение задач разных типов. Составление задач по схемам, рисункам, выражениям.

Т Е М А:  Решение задач разных типов. Составление задач по схемам, рисункам, выражениям.Ц Е Л Ь:  Закрепить понятия «условие задачи», «вопрос задачи», «решение ...