"Состав числа 9"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Урок математики в 1 классе по теме "Состав числа 9" проводится в виде путешествия, во время которого дети, выполняя задания, наряжают новогоднюю ёлочку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_1_klasse.docx186.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе (дидактическая система Л.В. Занкова)

Тема урока:  «Состав числа 9»

Цели  урока -   способствовать ознакомлению с составом числа 9, составлять суммы по рисунку и находить их значение, распознавать суммы со значением девять среди других сумм, устанавливать закономерность.

Задачи урока:

- познакомить с составом числа 9;

- закрепить знания о натуральном ряде чисел, последовательности чисел в порядке их увеличения, закреплять знания учащихся о математических понятиях: сумма, слагаемое, значение суммы;

- развивать образно-логическое мышление;

- развивать у учащихся гибкость и подвижность мыслительных процессов.

Метапредметные задачи:

развивать универсальные учебные действия:

- личностные: интерес  к учебному материалу, ориентирование на соблюдение моральных норм в совместной деятельности;

- регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение адекватно воспринимать оценку своей работы учителем,

 - познавательные: ориентирование на разнообразие способов решения заданий, умение строить рассуждения об объекте,

- коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, принимать участие в работе парами.

Предварительная подготовка: изготовление аппликации ёлочки из ладошек, разучивание физминутки-танца «Бабка-ёжка» (Татьяна Морозова).

Оборудование:

- учебник «Математика», 1 класс, 1 часть (авторы И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н. Кормишина), 2011г.,

- рабочая тетрадь «Математика», 1 класс, 2 часть (авторы Е.П.Бененсон, Л.С.Итина),

- компьютер, интерактивная доска, проектор,

- иллюстрации: Дед Мороз, Снегурочка, баба Яга, Снеговик,

- рисунки варежек,

- аппликация «Ёлка», девять  игрушек на магнитах из бумаги с написанными числами от 1 до 9, бусы,

- на каждого ученика: абак, веер цифр,

- на каждую пару: конверт с заданием «Бусы», набор снежинок для игры «Найди девятый недостающий»,

- мешочек с конфетами.

                                               Ход урока

I.Организационный момент.

                                 Пусть сегодня для нас всех,

                                 На урок придёт успех!

                                 Поприветствуем гостей,

  С ними нам вдвойне теплей,

                           Пожелаем всем удачи,

  И успешности в придачу! (Неизвестный автор)

II. Введение в тему.

- Ребята, скажите, какое сейчас время года?

- А какой праздник зимой самый любимый? (Новый год).

- Главным символом нового года  считается  ёлка. Посмотрите, какую ёлочку мы с вами смастерили. Чего не хватает на нашей ёлке? (Новогодних украшений).

- До нового года осталось совсем немного времени.  Мы должны успеть нарядить ёлку к празднику. А кто на празднике главные гости? (Дед Мороз и Снегурочка)

- И сегодня мы отправимся в путешествие за новогодними игрушками. На пути нас ждут разные испытания. Дед Мороз и Снегурочка будут нам помогать. За каждое правильно выполненное задание мы будем получать игрушку и вешать её на ёлку, чтобы наша ёлочка стала нарядной и красивой. Готовы?

III. Актуализация знаний.

- На улице холодно. Нам нужно одеться потеплее. И чтобы заработать первую игрушку, отгадайте загадку.

Две сестрички, 
Две плетёнки 
Из овечьей шерсти тонкой. 
Как гулять — 
Так надевать, 
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Варежки)

- Какие натуральные числа названы в загадке? (2 и 5 – числа выставляются на доску)

- Какое из них больше? На сколько?

- Какое меньше? На сколько?

- Найдите значение суммы 5 и 2.(7 – число выставляется на доску)

- Используя числа 2, 5, 7, составьте все возможные неравенства. (Дети составляют и записывают: 25, 57, 27, 52, 72, 75)

- На какие две группы можно разделить полученные неравенства?  (Со знаком «больше» и со знаком «меньше»)

- Молодцы, справились с заданием, получайте первую игрушку(на игрушке написана цифра 1, она прикрепляется на ёлку).

IV. Работа по теме урока. Обобщение и систематизация знаний.

1. «Найди «лишнюю рукавичку»

C:\Users\User\Desktop\скан варежки\005.jpgC:\Users\User\Desktop\скан варежки\004.jpgC:\Users\User\Desktop\скан варежки\002.jpg

C:\Users\User\Desktop\скан варежки\003.jpg

- Посмотрите, какие красивые рукавички приготовил для нас дед Мороз (у деда Мороза в руках вторая игрушка для ёлки). Подумайте, какая рукавичка лишняя? (Первая  - по цвету, вторая - по количеству полос, третья – по размеру, четвёртая – по расположению большого пальца)

- Молодцы! Вот и вторая игрушка на нашей ёлке (на игрушке написана цифра 2, она прикрепляется на ёлку).

2.Знакомство с составом числа 9.

- Составьте суммы, используя в качестве слагаемых количество точек в узорах на рукавичках. (5 + 4 = 9          6 + 3 = 9          5 + 2 = 7        8 + 1= 9)

- Какая сумма лишняя? Почему? (5 + 2, т.к. значение равно семи, а у остальных сумм девяти)

- Измените одно из слагаемых в «лишней» сумме так, чтобы она стала похожа на все остальные суммы. (7 + 2)

- Назовите в каждой сумме 1 слагаемое; 2 слагаемое.

- Какие ещё суммы можно составить с таким же значением?

4 + 5 = 9        3 + 6 = 9         2 + 7 = 9         1 + 8 = 9

- Сделаем вывод: с помощью каких натуральных чисел можно получить число 9?

- Молодцы, получайте новогоднюю игрушку. (Игрушка с числом 3 прикрепляется на ёлку)

3. Работа по учебнику стр. 124. № 287

- Оделись потеплее, отправляемся в путь.

Заметает все дороги все дома
Белоснежная, холодная зима.
Заметает, начиная свой забег,
А с небес все валит, валит белый снег. (Ю.Парамоненко)

- Откройте учебник на стр. 124, № 287. Посмотрите, как снег запорошил все дома, дорожки, деревья. Рассмотрите рисунок, найдите и прочитайте только суммы.

- Приготовили веер цифр. Найдите значение каждой суммы: 3+2, 4+4, 7+2. (Ответы дети показывают с помощью веера цифр).

- Сумма каких двух натуральных чисел равна 9?

- Молодцы, игрушка ваша. (Игрушка с числом 4 прикрепляется на ёлку)

4. «Найди девятый недостающий»

Всё вокруг белым – бело.
Белым снегом замело.
На заснеженных тропинках
Кружат весело снежинки. (Е. Корсукова «Всё вокруг белым-бело»)

2.jpg

6864321.png

15996324.png

15996324.png15996324.png

2.jpg

6864321.png

6864321.png

15996324.png

- Посмотрите, какие красивые снежинки прилетели к нам в класс. Сколько нарисовано снежинок? (8)

- Сколько не хватает? (1)

- Слушаем задание: обсудите в парах, какой снежинки не хватает, возьмите конверт, найдите и покажите недостающую снежинку.

- Сколько теперь стало снежинок?

- Как получили число 9?

- Молодцы. И это задание оказалось вам под силу. Получайте игрушку. (Игрушка с числом 5 прикрепляется на ёлку напротив игрушки с числом 4)


5. Физминутка «Бабка-Ёжка»

На пути дремучий лес

Полный сказок и чудес.

В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка -
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица! (В. Хорошулин)

- Кто это? (Баба Яга)

- Баба Яга предлагает нам отдохнуть.

(Дети исполняют танец под музыку Т.Морозовой «Бабка-Ёжка»)

- Хорошо повеселили старушку, получайте за это игрушку. (Игрушка с числом 6 прикрепляется на ёлку напротив игрушки с числом 3)

6. Составление и решение задач. (Работа по учебнику стр. 125. № 289)

- В нашем учебнике тоже есть ёлочные игрушки: стр. 125, № 289. Рассмотрите первый рисунок. Составьте по нему математический рассказ. (Дети по рисункам составляют математический рассказ)

- Выложите решение с помощью абака. (Дети выкладывают решение: 5+4=9)

-Сумма каких двух натуральных чисел равна 9?(5 и 4, 4 и 5)

- Рассмотрите второй рисунок. Составьте по нему математический рассказ. (Дети по рисункам составляют математический рассказ)

- Выложите решение с помощью абака. (Дети выкладывают решение: 5+3=8)

- Как изменить первое слагаемое, чтобы значение суммы равнялось тоже 9?

- Сумма каких двух натуральных чисел равна 9?(6 и 3, 3 и 6)

- Молодцы, ещё одна игрушка оказалась на ёлочке.(Игрушка с числом  7 прикрепляется на ёлку напротив игрушки с числом 2)

7. «Найди вырезанный лоскуток» (Работа по учебнику стр. 124. № 288)

- Послушайте загадку и вы узнаете, кто приготовил для нас следующее задание.

У него морковный нос,
И к метели он привык.
Любит зиму и мороз.
Это белый …. Снеговик.

(Н. Сергиянская)

(На доске появляется изображение Снеговика с игрушкой № 8)

- Снеговик предлагает выполнить задание № 228 на стр. 124. Обсудите в парах и найдите вырезанный лоскуток, назовите его номер.

- Молодцы! (Игрушка с числом 8 прикрепляется к ёлке напротив игрушки с числом 1)

- Закройте учебники, отложите на уголок.

8. Самостоятельная работа в парах. (Может использоваться как резервное задание)

Есть внучка у деда, у Деда Мороза,
Не Таня, не Лена и даже не Роза,
Не Аля и не Шурочка… Ее зовут
Снегурочка!

                (А.Менькова)

(На доске появляется изображение Снегурочки с бусами)

C:\Users\User\Desktop\скан варежки\001.jpg

- Снегурочка предлагает добавить для украшения ёлочки бусы. Возьмите из конвертов карточку, вставьте пропущенные числа.

- Проверим, прочитайте разными способами, какие выражения у вас получились.

- Молодцы, вот вам бусы от Снегурочки. (Бусы прикрепляется к ёлке)

VI. Итог урока

- Посмотрите, какая у нас нарядная ёлочка. А что помогло нам на уроке нарядить красавицу-ёлку? (знания, взаимопомощь, дружба)

- И всё-таки на ёлочке чего-то не хватает? Как вы думаете, чего? (Звезды)

- Как вы думаете, какое число должно быть написано на этой игрушке?  Игрушки-то не простые, а математические. Как вы думаете, о чём они напоминают? (Состав числа 9)

- Сумма каких двух натуральных чисел равна 9? (8 и 1, 7 и 2, 6 и 3, 5 и 4)

9. Работа в тетради стр. 45 задание 2 (резервное задание).

- А хотите узнать, что приготовил для вас Дед Мороз?

- Откройте рабочие тетради на стр. 45 найдите задание 2. Соедини  все зелёные точки в порядке увеличения чисел. Что получилось? (Ёлка)

- Прочитайте числа в порядке увеличения.

- Можно назвать этот ряд натуральным? Почему? (Начинается с 0, а ноль не натуральное число, в конце не хватает трёх точек)

- А все красные точки в порядке уменьшения чисел, и ты узнаешь, что везёт Дед Мороз.

- Что же это? (Подарки)

На весёлых детских ёлках
Чудеса блестят в иголках,
И под ёлкой в Новый год
Каждый что-нибудь найдёт,
Надо лишь заранее
Загадать желание!
(Т. Шатских «Новогоднее»)

- Раз мы с вами хорошо поработали и справились с заданиями, значит, мы заслужили сюрприз от нашей ёлочки (Всем раздаются конфеты)

- Спасибо всем за работу!

Список литературы:

  • Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина  Л.С., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
  • Бененсон Е.П., Итина  Л.С.. Математика: Рабочая тетрадь для 1 класса: В 4 частях. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
  • Математика. 1 класс: поурочные планы по учебнику Аргинской И.И., Бененсон Е.П., Итиной  Л.С./ авт.-сост. Дьячкова Г.Т., Лободина Н.В. – Волгоград: Учитель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Числа 1-5. Состав числа 5.

Изучение состава числа 5 из двух слагаемых....

Числа от 1 до 5.Состав числа 5.

Урок в 1 классе.Цель-отработка состава чисел от 1 до 5....

«Число и цифра 7. Состав числа 7.»

Проведение этого урока с использованием игровых технологий позволяет детям лучше усвоить новый материал....

Урок математики во 2 классе коррекционной школы по теме" Число 14 и состав числа 14"

Цели урока: формирование знаний о числе 14 и составе числа14; коррекция мыслительных операций( синтеза и анализа),культуры математической речи, творческих способностей учащихся; воспитание мотивации к...

Урок математики 1 класс по теме " Изучение числа 5, состав числа 5" Урок-сказка"Муха Цокотуха

laquo;МОУ СОШ № 7»          УРОК МАТЕМАТИКИ в 1 КЛАССЕ ПО СИСТЕМЕ«ШКОЛА 2100»АВТОР Л.Г.ПЕТЕРСОНТЕМА «ИЗУЧЕНИЕ ЧИСЛА 5, С...

Урок математики по теме: " Число и цифра 8. Состав числа 8 (решение учебной задачи).”

Урок математики по теме: "Число и циф­ра 8. Состав числа 8 (ре­шение учебной задачи).” Цели урока: Познакомить с числом 8, его составом, написанием цифры. Задачи: Обучающие: фо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...