Сложение и вычитание в пределах 20
методическая разработка по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по математике (1 класс) по теме:
Сложение и вычитание в пределах 20
Тип построение общеметодологических знаний.
Педагогические задачи: учить пользоваться полученными знаниями табличных случаев сложения и вычитания чисел второго десятка с переходом через разряд, нумерации чисел первого и второго десятков, сведениями о величинах (массе и длине), решать составные задачи на нахождение целого и части.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают таблицу сложения и вычитания в пределах 20, названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, зависимость между ними; умеют складывать и вычитать по частям двузначные числа, составлять равенства и неравенства, решать уравнения вида а ± х = b; х − а = b.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: высказывают свои предположения (версии).
Познавательные: выстраивают логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им.
Личностные: испытывают чувство гордости за «своих» – близких и друзей.
Оборудование: карточки с изображением планет.
Ход урока
Прозвенел звонок, начинается урок!
Ребята, давайте поздороваемся с гостями!
Садитесь.
Начинаем работу!
Вступительное слово учителя.
- Ребята, какое сегодня число? А кто знает , чем знаменателен этот день?
Человек всегда стремился взором, мыслями в небо, пытался постичь мир Вселенной. Эта мечта осуществилась 12 апреля 1961 года.
Ю.А.Гагарин на ракете «Восток» первым в мире осуществил мечту многих поколений людей, полетел в космос.
Сядем правильно и запишем число. Сегодня 12 апреля.
- Актуализация знаний.
Откройте учебники на станице 42. Как вы думаете , какую работу мы будем сегодня выполнять?
МИНУТКА ЧИСТОПИСНИЯ (сядем правильно, тетрадь положите с наклоном, возьмите удобно ручку, приготовьтесь к минутке чистописания)
Назовите число в котором 1 дес, 2 ед.? (12)
Что вы знаете об этом числе?(Стоит после11, перед13, двузначное, записывается с помощью двух цифр -1 и 2)
Запишем это число и допишем до конца строчки.
Обведите самое красивое число
Назовите число большее12 на 2. Это число 14
Что вы можете сказать об этом числе?
Запишем это число и допишем до конца строчки.
Обведите самое красивое число
Как вы думаете, что такое созвездие?
Посмотрите на наше «звездное небо».
Наблюдая за звездами, люди наиболее яркие и заметные группы звезд объединяли в созвездия.
Наши созвездия «числовые».
1. Математический диктант: задание 1 на с. 42.
На доске записаны ряды чисел:
2, 4, 6, 8 …
1, 4, 7, 10 …
2, 6, 10 …
– Перед нами несколько закономерностей. Попробуйте определить эти закономерности и продолжить ряды чисел на 2 числа.
Проверяем.
1 ряд. Какие числа дописали? Почему?
(1-й ряд – каждое число увеличивается на 2;
2-й ряд – каждое число увеличивается на 3;
3-й ряд – каждое число увеличивается на 4.)
2. Устный счет. Игра « Космос».
Сегодня мы закрепим знания сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
Вы успешно справились с первым заданием, поэтому вам предлагается занять места в ракете. ( На доску вывешивается рисунок с изображением ракеты)
Много планет вокруг Cолнца летает?
Может быть люди на них обитают?
Давай - ка в ракету мы сядем скорей
Помчимся в Космос света быстрей.
На доске карточки с изображением планет, под ними записаны примеры, а на карточках – номера.
– Отправляемся в полет. Наш путь от планеты к планете обозначен примером. Ответ примера и номер одной из планет совпадают. Мы начинаем свое путешествие с планеты Земля на двух кораблях. Каждый путь зашифрован двумя примерами, определяющими направление движения каждого корабля. Они двигаются в разных направлениях. У одной из планет корабли встретились. Направление движения каждого корабля надо обозначить стрелками.
Кто будет нашим путеводителем?
Учитель вызывает поочередно учеников из каждого ряда. Они, решив пример правильно, показывают стрелкой путь движения каждого ученика и место их встречи. Встречаются корабли у планеты Уран.
– Что вы знаете о планете Уран? (Ответы детей.)
Самой холодной планетой Солнечной системы является планета Уран, т.к. находится дальше всех от Солнца.
планеты колеблется в пределах -208…-
- Повторение и обобщение знаний.
– Пока мы совершали полет, на планете Земля для нас составили выражения.
Мы сможем вернуться на нашу планету, если справимся со следующим заданием.
Готовы?
Перед вами две карточки с заданиями. Что вы на них видите? Выберите себе одну из карточек, но Внимание: карточка с желтым квадратом содержит менее трудное задание, а крточка с красным квадратиком более сложное задание.
Выбрали?
Поднимите руку те, кто в команде желтых квадратов?( приглашение одного из учеников выполнять это задание на доске)
Поднимите руку те, кто в команде красных квадратов?( приглашение одного из учеников выполнять это задание на доске)
– Найдите значения этих выражений, но прежде установите закономерность. Допишите по одному равенству.
Начали!
Поверка
- Какую закономерность можно установить в 1столбике?
– (В первом столбике на 1 увеличивается второе слагаемое, на 1 уменьшается вычитаемое, и в результате каждое значение увеличивается на 2.)
- Какую закономерность можно установить во 2 столбике?
– (Во втором столбике на 1 увеличивается уменьшаемое каждого выражения, на 1 увеличивается второе слагаемое …)
Проверка путем проговаривания.
Какие выражения дописали?
Дописывают выражения на доске учащиеся с двух вариантов:
8 + 5 – 4=9 14 – 5 + 9 – 4 =14 У кого получились другие выражения?
Молодцы! С заданием справились! Зарядимся энергией для полета!
ФЗМИНУТКА для глаз
Коллективная работа
Запишем в тетради № 4
В полете мы проголодались, так хочется сладенького?– Представьте себе, что мы с вами пришли в магазин покупать конфеты.
– Какие конфеты будем брать? (Шоколадные и карамельки.)
– Продавец насыпала шоколадные конфеты в один пакет и стала взвешивать. Какими мерками измеряется масса конфет? (кг)
– На одну чашу весов поставила пакет с конфетами и гирю массой 7 кг, а на вторую чашу – гири массой 6 кг и 5 кг. Весы пришли в равновесие. Как узнать, сколько весит пакет конфет? Выскажите свое предположение. (Предположения детей: найдем сумму гирь на второй чаше, затем вычтем массу гири, стоящей на первой чаше.)
– Давайте обозначим буквой х массу пакета и запишем выражение:
х + 7 = 6 + 5
– Сложим между собой числа правой части: х + 7 = 11
х = 11 – 7
х = 4
Какой вывод можно сделать?
– Мы купили 4 кг шоколадных конфет.
Какую величину измеряли? (Массу.)
– Какой меркой измеряем массу? (Килограммом.)
- Ребята , кто знает как называется профессия человека, под руководством которого строится космический корабль? (конструктор).А вы знаете, что прежде сконструировать корабль необходимо правильно выполнить математические расчеты? Решить сложные задачи.
Кто бы хотел в будущем стать конструктором?
Посмотрим, кто умеет решать задачи и у кого есть возможность стать конструктором.
Найдите в учебнике на с. 43 №5
ЗАПИШИТЕ № 5
Прочитайте задачу.
О чём говорится в задаче?
Что нам известно? Прочитайте главный вопрос задачи. Какая схема подходит?
Заполним схему числами.
Сколько действий будет в задаче?
Как определили?
Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет) Почему?
Что узнаем сначала?
Какое выражение составим?
Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос задачи?
Запишем решение задачи
- 5 + 4=9(р.)-белых
- 9 + 5 = 14 (роз)
Ответили на вопрос задачи?
Что можем записать? (Ответ: 14 роз.)
ФЗМИНУТКА ( я рисую)
Какие геометрические фигуры мы видим в задании под номером 6?
– Измерьте все отрезки. Что заметили в них интересного? (Есть одинаковые отрезки.)
– Сколько их? (4.) Чему равна длина каждого из этих отрезков? Какая фигура состоит из четырех одинаковых отрезков? (Квадрат.)
– Начертите такой квадрат. Запишите выражение, позволяющее найти сумму длин всех сторон этого квадрата.
Кто готов записать получившееся выражение?
3+3+3+3=12(см)
Отвнт:12 см.
Следующее задание для самых выносливых и внимательных.
Учащиеся складывают из палочек выражения римскими цифрами и подбирают варианты ответов:
X + VIII = I X – VIII = II
XV – X = X XX – X = X
Ответы фиксируются на доске.
- Итог урока.
Мы благополучно приземлились! Молодцы!
– Что мы сегодня повторили? (складывали и вычитали в пределах 20, решали задачи, развивали внимание, память, учились внимательно читать задания)
Что вы можете сказать о своей работе?
– В чём испытали затруднения?
Оцените свою работу на уроке (с помощью числового веера )
10 - Урок прошёл быстро. Я научился сам и могу помочь другим!
15 - Я понял, но мне ещё нужна помощь.
20 - Было трудно. Я ещё не понял до конца.
Спасибо! Получите на память о нашем уроке фото с космоса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе на тему Закрепление случаев сложения и вычитания в пределах десяти. Нумерация в пределах 20.
ЦЕЛЬ: способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, упражнять в навыках счета. Задачи образовательные: 1. Закрепить и обобщить изученные приёмы сложения и вычита...
Урок математики в 1 классе на тему "Таблица сложения и вычитания в пределах 20. Состав чисел в пределах 10. Закрепление"
Урок математики в 1 классе на тему "Таблица сложения и вычитания в пределах 20. Состав чисел в пределах 10. Закрепление"...
Конспект урока по математике «Повторение пройденного. Нумерация чисел в пределах 100. Сложение и вычитание в пределах 100 »
Конспект урока по математике 2-й класс...
Урок по математике в 1 классе. Сложение и вычитание в пределах 10.Тема: "Счёт в пределах 10. Закрепление"
Данный урок был проведён по программе Школа России, на основе авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантова " Математика 1 класс". Тип урока:Закрепление полученных знаний. Форма урока: Урок- путешеств...
Математические раскраски – сложение и вычитание с переходом через десяток, сложение и вычитание в пределах 100, таблица умножения и деления.
Математические раскраски – сложение и вычитание с переходом через десяток, сложение и вычитание в пределах 100, таблица умножения и деления....
Урок математики 1 класс по теме "Закрепление изученного. Решение текстовых задач, примеров на сложение и вычитание в пределах 10, сравнение чисел в пределах 10"
Учащиеся учатся решать задачи изученных видов; решать примеры на сложение и вычитание чисел 1,2,3; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находить средства и способы её осуществлени...
Урок математики по теме:"Закрепление изученного по теме «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд и соответствующие случаи вычитания (таблица сложения и вычитания в пределах 20)»
Закрепить знания о приеме сложения однозначных чисел с переходом через разряд...