Методическая разработка урока математики на тему "Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток"
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса коррекционной школы (VIII вид  1вариант)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhenie_i_vychitanie_v_predelah_100.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по математике по теме: «Получение круглых десятков и сотни

сложением двузначного числа с однозначным»

                                   

Цель: формировать вычислительные навыки в пределах 100.

Задачи:

  1. формировать вычислительные навыки в получении круглых десятков и сотни при сложении двузначного числа с однозначным, основанные на знании состава числа 10
  2. Коррекция мышления, памяти, внимания.
  3. Развивать познавательный интерес к математике.

Оборудование:

  1. Числовой ряд однозначных чисел.
  2. Числовой ряд круглых десятков.
  3. Таблички по теме урока: «Числа однозначные и двузначные», «Круглые десятки», «Состав числа 10».
  4. Таблица неполного ряда двузначных чисел (с пропусками).
  5. Раздаточные карточки неполного ряда двузначных чисел.
  6. Таблица восстановленного ряда двузначных чисел (для проверки).
  7. Бумажные карточки пучков-десятков и отдельных палочек-единиц.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

I.

II.

III.

IV.

 

V.

VI

VII

VIII

I X

X

- Ребята, к нам пришли гости! – Давайте поздороваемся с ними.

- Посмотрели на меня.

Выпрямились, улыбнулись, тихонько сели.

Проверка домашнего задания.

- Открыли тетради. Я проверю, как вы выполнили домашнее задание.

- Кто самостоятельно решил все примеры?

- Кто с помощью взрослых?

- Молодцы! Все старались. Я проверю ваши работы и поставлю хорошие отметки.

Повторение и закрепление пройденного.

- Посмотрите на календарь и назовите, какое сегодня число, какой день недели?

- Открыли тетради, отсчитали 5 клеточек вниз, записываем число, классная работа.

- Посчитаем от 1 до 9 и обратно.

- Какие это числа?

- Запишите три любых однозначных числа.

- Какие числа вы записали?

- Почему их так называют?

- Какие ещё числа вы знаете?

- Назовите любое двузначное число.

- Почему их так называют?

- Что показывает первая цифра при записи двузначного числа? Вторая?

- Определите, какое у меня число?

- Сколько десятков и единиц в числе 38?

-Составьте из цифр два любых двузначных числа.

- Спросите у соседа по парте,  какие это числа?

Запишите все составленные числа в тетрадь.

- В следующем задании нужно вставить пропущенные числа.

- Давайте все вместе прочитаем числа.

- У нас получился числовой ряд от 35 до 56. Как в нём следуют числа?

-Назовите основное свойство числового ряда.

- Посмотрите внимательно, какие два числа очень отличаются от других чисел?

- Как называются эти числа?

- Почему их так называют?

- Запишите их, поставьте запятую…

- Кто догадался, какое число нужно записать следующим?

- Почему?

- Назовите другие целые десятки.

- Кто хочет поставить десятки по порядку?

- Давайте прочитаем и запишем числовой ряд круглых десятков.

- Скажите, на сколько единиц увеличивается каждый следующий десяток?

Физкультминутка.

* Игра с мячом: «Назови следующий десяток»

Изучение нового материала.

- Умение считать десятками поможет вам освоить новый вид сложения двузначного числа с однозначным.

- Давайте разберём этот вид сложения на счётных палочках. Составьте число, которое  больше числа 37 на 1.

- Какое это число?

- Сколько в нём десятков? А -  единиц?

- Сколько осталось отдельных палочек в коробочке?

- Прибавьте их к единицам двузначного числа. Сколько стало палочек?

- Соберите их в кулачок правой руки.

Сколько пучков-десятков у вас лежит на парте?

- Прибавьте тот десяток, который держите  в руке. Сколько всего стало десятков?

- Правильно! Было 3 десятка. При сложении единиц двузначного числа и однозначного в сумме получили ещё десяток. Стало на 1дес. больше, стало – 4дес. В ответе получили следующий по порядку десяток.

             Работа в тетрадях.

- Запишем пример в тетрадь. Кто продиктует его? (Учитель записывает его на доске и продолжает разбор решения.)

- Подчеркните единицы. Какова сумма единиц 8 и 2? Вспомните состав числа 10!

- Правильно - 10! Теперь к 30 прибавим 10. Сколько получится?

-Посмотрите внимательно на пример! В  ответе мы получили следующий по порядку десяток - 40.

- Трудно было решать этот пример?

- Что помогло нам легко вычислить сумму?

-Давайте вместе разберём и решим ещё один похожий пример. Кто пойдет к доске?

-Запишите пример:

 1-ое слагаемое - 98. Подчеркните в нём десятки и единицы.

2-ое слагаемое - 2.

- Соедините единицы первого и второго слагаемых. Сколько получится?

-Запишите ниже сумму единиц в виде примера

- В  двузначном числе 98 -  девять десятков, прибавьте ещё 1десяток – сумму единиц. Сколько получится?

Запишите ниже в виде примера.

- Что можно сказать про число, которое мы получили в ответе?

   Сравнение примеров

-  Чем похожи примеры в двух столбиках?

 (Учитель обращает внимание на количество единиц в первом и втором примерах.)

- Правильно, числа одинаковые и в сумме получается – 10.

- Посмотрите внимательно на десятки в двузначных числах (38,98) и на числа в ответах (40,100). Что изменилось?

- Почему?

 Вывод:

- Правильно! При сложении единиц двузначного числа и однозначного в сумме получили 1десяток, который прибавили к десяткам двузначного числа и в ответе получается следующий по порядку десяток.

*Физкультминутка «Петрушка».

  Закрепление.

           Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 144.

-Давайте прочитаем название темы нашего урока: «Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным»

- Кто догадался и может объяснить, как нужно решать похожие примеры?

 

- Что помогает нам легко вычислить сумму?

- Давайте повторим состав числа 10.

- Теперь самостоятельно решите похожие примеры из №1(1-2 столбики).

(- Сколько единиц получается?)

(- Сколько десятков было?)

(- Сколько десятков стало?)

              Проверка

- Давайте проверим нашу работу. Кто решил 8(6,4,2) примера?

- Какой ответ у тебя получился?

- Молодцы! Все справились с заданием.

- Интересно решать такие примеры?

- Значит, вам будет несложно решить похожие примеры в домашнем задании.

-  На следующей странице учебника найдите        задание № 4(а).

- Посмотрите внимательно, чем отличаются примеры от тех, которые мы решали на уроке?

- Что это за буквы?

- Это примеры с именованными числами.  Будьте внимательны, и если вы считаете рубли, копейки, литры, то и в ответе не забудьте записать те же сокращённые буквенные обозначения.

-Заканчивается урок. Пора подвести итоги.

-  Что мы сегодня делали на уроке?

-  Какие ответы у нас получались в примерах?

- Почему?

- Какое число десятков получается в ответе примера?

- Понравилось решать такие примеры?

- Домашнюю работу постарайтесь выполнить самостоятельно. А завтра на уроке попробуем решать такие примеры устно.

Оценка учебной деятельности на уроке.

- Сегодня на уроке все хорошо работали. Спасибо за урок.

- Здороваются.

Ученики открывают тетрадь с домашним заданием.

Дети поднимают руку по заданию учителя.

Записывают.

 Дети считают.

- Это однозначные числа.

Записывают.

Дети отвечают: 2,7,4,9…

-Числа записываются одной цифрой.

- Числа бывают  двузначные.

 -10. 12. 16...

- Числа записаны двумя цифрами.

- Показывает десятки.

- Показывает единицы.

-Это двузначное число 38.

- В нём 3дес. и 8ед.

Дети составляют из цифр двузначные числа.

Называют составленные числа.

Дети записывают числа в тетради.

*35,36,_,38,_,40,41,_,_,44,_,_,47,_,_,

50,_,52,53,_,55,_.

Дети выполняют задание.

Дети хором читают: 35,…56.

- Числа следуют по порядку.

-Каждое следующее число больше

предыдущего на 1.

- Это числа -  40 и 50.

- Круглые десятки.

- Счёт ведётся десятками (пучками) без единиц.

Записывают в тетрадях по заданию: 40,50,…

- Это число -  60.

- 50>40 на10. 50 – это следующий десяток,

60>50 на 10. 60 - это следующий десяток.

Ученики называют другие круглые десятки.

Ученик выходит к доске расставляет карточки.

Читают десятки:

10,20,30,40,50,60,70,80,90

- Каждый следующий  десяток больше предыдущего на 10.

Ловят мяч и называют следующий десяток.

Достают счетные палочки:

Выкладывают 3 десятка (пучка палочек) и отсчитывают 8 палочек.

- Это число – 38.

- В числе 38 – 3дес.8ед.

- Осталось 2 палочки.

- Стало 10 палочек.

Дети выполняют задание.

- На парте лежит 3 пучка.

- Стало 4 десятка.

Ученики записывают пример в тетрадях.

- Сумма равна десяти.

Получится 40.

- Не трудно.

- Состав числа 10.

Ученики записывают в тетрадях:

98 + 2

- 8 прибавить 2 получится 10.

8 + 2 = 10

- Получилось – 100.

90 + 10 = 100.

- Оно больше числа 90 на 10.

- В двух примерах числа 8 и 2 -  одинаковые.

- При сложении этих чисел получилось – 10.

Получился ответ на 1дес. больше.

Прибавили сумму единиц – 1дес.

-Если сложить единицы, и в ответе  получится – 10, то в ответе получается следующий по порядку десяток.

- Состав числа 10.

-Считают и показывают на пальцах: 10 это 5 и 5,…

Учащиеся решают примеры (кто самостоятельно, кто - под руководством учителя)

Дети поднимают руки.

Учащиеся называю ответы.

-Да! Интересно.

- В примерах рядом с цифрами записаны буквы: р., л, к..

- Эти буквы обозначают рубли, копейки и литры.

- Решали примеры.

- Только круглые десятки и 100.

- При сложении единиц получается десяток.

- Получается ответ на 1дес. больше

- Да!

Обмен тетрадей.

Оформление доски:

Классная работа.

1,2,3…9 (см. прил.№1).

Однозначные числа

Двузначные числа

   3 8

дес.ед.

           

       

Раздаются карточки

(см. прил. №2).

На доске открывается запись числового ряда: 35,…,56

Выставляются на доске карточки: 40,50

- 60

Выставляются на доске карточки: 40,50,60,90,10,…

И табличка:

«Круглые десятки»

10,20,30,40,50,60,70,80,90

На доске выставляются бумажные карточки десятков-пучков(3)

 и единиц-полосок(8).

Добавляется ещё 2 единицы-полоски (к 8-ми),  затем они заменяются на пучок-десяток.

Показ как прибавляется «новый» десяток.

38 + 2 =

8 + 2 = 10

30 + 10 = 40

Ученик выходит к доске и записывает:

98 + 2 =

8 + 2 = 10

90 + 10 = 100

Сравнение примеров по записи на доске с таблицей состава числа 10 (см. прил. № 4) .

38+2=40       98+2=100

  8+2=10         8+2=100

30+10=40      90+10=100

См. прил. № 4.

В процессе самостоятельного решения примеров осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход.

Учитель первыми опрашивает тех учеников, которые решили наименьшее количество примеров.


ПРИЛОЖЕНИЕ    К    УРОКУ  № 1

1  2  3  4  5  6  7  8  9

        ЧИСЛА

ОДНОЗНАЧНЫЕ

ДВУЗНАЧНЫЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ    К    УРОКУ  № 2 (а)

35, 36…38…40, 41…,

…44…45, 46, 47…,

…50…52, 53…55… 

ПРИЛОЖЕНИЕ    К    УРОКУ  № 3

  1. 20  30  40  50  60 70  80  90

КРУГЛЫЕ ДЕСЯТКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ    К    УРОКУ  № 2 (б)

35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56 

ПРИЛОЖЕНИЕ    К    УРОКУ  № 4

10   -   5 и 5

10   -   6 и 4

10   -   7 и 3

10   -   8 и 2

10   -   9 и 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 «А» классе: Повторение изученного по теме: «Прибавление и вычитание чисел второго десятка с переходом через десяток»

Урок по одной из трудных тем для учащихся первых классов "Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд". В урок включены различные виды деятельности, которые способствуют развитию п...

Методическая разработка урока математики на тему: «Сложение трехзначных чисел без перехода через разряд»

Методическая разработка урока математики на тему: «Сложение трехзначных чисел без перехода через разряд» 3 класс УМК - Занкова Л.В....

Тренажер к урокам математики "Табличное сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток"

Тренажер к урокам математики "Табличное сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток" позволит разнообразить работу с детьми при изучении таблицы и состава чисел второг...

Методическая разработка урока математики. 1 класс. "Закрепление. Состав чисел от 1 до 10"

Урок математики. Технологическая карта. Тема: "Закрепление. Состав чисел от 1 до 10"...

Методическая разработка. Урок математики "ПОВТОРЕНИЕ: СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ, УСТНЫЕ ПРИЁМЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ

МЕЧТАЭто ложь, что в науке поэзии нет.В отраженьях великого мираСотни красок со звуков уловит поэтИ повторит волшебная лира.За чертогами формул, забыв о весне,В мире чисел бродя, как лунатик,Вдруг гар...

Методическая разработка урока .Математика Тема: Сложение и вычитание вида +2, -2"

Математика 1 класс. Тема: "Сложение и вычитание вида +2, -2"...