Рабочая программа по математике УМК "Школа 2100" (2 класс)
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Коротова Елена Геннадьевна

Рабочая программа по математике УМК "Школа 2100" Авторы: Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_matematike_2_klass_a.docx47.94 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №687 г.Москвы

Рассмотрено на заседании МО                                                    Согласовано                                                                      «Утверждаю»

«____» сентября 2014 г.                                                      «____» сентября 2014 г.                                                       Директор ГБОУ СОШ № 687

Руководитель МО______(Л.П.Боровик)                            Зам.директора по УВР                                                              __________(Н.Д.Акимова)

                                                                                            _________________(Т.В. Бодрова)                                     «____» сентября 2014 г.

Рабочая программа

по математике

  2 класса «А»

на 2014/2015 уч.г

(Образовательная система «Школа 2100»

Авторы: Т.Е.Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких)

учитель начальных классов

                                                                                          Коротова Елена Геннадьевна

2014-2015 уч.год

Пояснительная записка

Учебно-методическое обеспечение:

  • Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 2-ого класса. В 3-х частях. – М.: Баласс, 2012.
  • Козлова С. А., Рубин А.Г. Дидактический материал к учебнику «Математика»  для 2 класса. – М.: Баласс, 2012.
  • Козлова С.А., Рубин А.Г. Контрольные работы к учебнику «Математика» для 2 класса. – М.: Баласс, 2012.
  • Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 2 класс. – М.: Баласс, 2012 .
  • Козлова С. А., Рубин А.Г., Горячев А.В. Математика. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012.  

Обоснование выбора системы обучения для реализации рабочей программы

  1. Образовательная программа по математике Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.Г. Рубина, А.П. Тонких наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей. Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы  определяется  федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством  образования и науки Российской Федерации  к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
  2. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума гуманитарного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения. Данная  рабочая программа сохраняет и   конкретизируетосновное содержание всех разделов /тем /курса с указанием бюджета времени на их изучение авторской программы по математике Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.Г. Рубина, А.П. Тонких, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

  • создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
  • сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  • сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
  • сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  • сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
  • выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение, наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.

Деятельностный подход - основной способ получения знаний. В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и предоставлена возможность для их реализации.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике будут решаться комплексно,на первом месте стоит эффективное достижение целей, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Рассматриваемый курс математики предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.

В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

В курсе математики даны задачи разного уровня сложности. Это предоставляет возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Именно по этой причине авторы не разделили материал учебника на основной и дополнительный.

В основу учебников математики заложен принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум.

Важнейшей отличительной особенностью курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными) задачами, совместные интеллектуальные усилия - ребёнок должен учиться работать полностью самостоятельно. Для этого предназначены домашние задания. Домашнее задание состоит из двух частей: 1) общая для всех детей (инвариант); 2) задания по выбору (вариативная часть). Первая часть - это задания необходимого уровня, вторая часть - программного и максимального уровней.

Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), в том числе 9 часов отводятся на контрольные работы.

     Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по литературному чтению и авторской программой учебного курса.

Содержание программы (136 часов)

Числа и операции над ними

Числа от 1 до 100.

Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.

Сложение и вычитание чисел.

Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.

Прямая и обратная операция.

Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.

Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Алгоритмы сложения и вычитания.

Умножение и деление чисел.

Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.

Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.

Частные случаи умножения и деления с 0 и 1. Невозможность деления на 0. Понятия «увеличить в ...», «уменьшить в ...», «больше в ...», «меньше в ...». Умножение и деление чисел на 10. Линейные и разветвляющиеся алгоритмы. Задание алгоритмов словесно и с помощью блок-схем.

Величины и их измерение

Длина. Единица измерения длины - метр. Соотношения между единицами измерения длины.

Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).

Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Умножение и деление именованных чисел на отвлеченное число.

Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.

Представление о площади фигуры и её измерение. Площадь прямоугольника и квадрата. Единицы площади: см2, дм2.

Цена, количество и стоимость товара. Время. Единица времени - час.

Текстовые задачи

Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:

а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;

б) понятия «увеличить в (на)...»; «уменьшить в (на)...»;

в) разностное и кратное сравнение;

г) прямая и обратная пропорциональность.

Моделирование задач. Задачи с альтернативным условием.

Элементы геометрии

Плоскость. Плоские и объёмные фигуры. Обозначение геометрических фигур буквами.

Острые и тупые углы.

Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.

Окружность. Круг. Вычерчивание окружностей с помощью циркуля и вырезание кругов. Радиус окружности.

Элементы алгебры

Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 - а; а : 2; а х 4; 6 : а при заданных числовых значениях переменной. Сравнение значений выражений вида а-2иа-3;а:2иа:3. Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих  два и более действия со

скобками и без них. Решение уравнений вида а ± х = b; х - а = b: а- х = b; а : х = b; х: а = Ь.

Элементы стохастики

Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Чтение информации, заданной с помощью линейных диаграмм. Первоначальные представления о сборе и накоплении данных. Запись данных, содержащихся в тексте, в таблицу. Понятие о случайном эксперименте. Понятия «чаще», «реже», «возможно», «невозможно», «случайно».

Занимательные и нестандартные задачи

Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.

Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.

Формы организации учебного процесса.

Для реализации рабочей программы на уроках математики используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные.Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, таблицы, кластеры.

Виды и формы контроля.

  1. Текущий
  • Устный опрос
  • Мини тест
  • Самостоятельная работа
  • Математический диктант  
  •  Проверочная работа

  1. Итоговый
  • Стандартизированная контрольная работа.
  • Комплексная контрольная  работа

В рабочую программу  изменения не внесены, так как по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, учебно-тематический план рабочей программы  полностью соответствует Примерной образовательной программе по математике и авторской предметной программе Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.Г. Рубина, А.П. Тонких, «Математика» (М.: Баласс, 2012).

Рабочая программа составлялась:

  • с учётом особенностей учащихся 2-го класса;
  • с учётом особенностей авторской программы;
  • с целью сохранения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, предполагаемым федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

II КЛАСС.

        В учебном плане на изучение математики во 2 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

№ п/п

Название раздела (темы).

Количество часов.

1.

Повторение материала, изученного в         1 классе.

6 часов

2.

Сложение и вычитание в пределах 20.

23 часов

3.

Числа от 1 до 100 (нумерация).

7 часов

4.

Сложение и вычитание в пределах 100.

33 час

5.

Умножение и деление чисел.

58 часов

6.

Повторение учебного материала, изученного во  2 классе.

7 часов

7.

Резервные часы.

2 часа

Всего:

136 часов

Требования к результатам освоения учебного курса

«Математика».

        Программа  обеспечивает достижение второклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами изучения курса «Математика» во втором классе является формирование следующих умений:

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на развития умения определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков);
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

-добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»);

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения объяснять мир.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Математика» во втором классе является формирование следующих умений.

1-й уровень (необходимый)

2-й уровень (программный)

1-й уровень (необходимый)

Учащиеся должны уметь:

- использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;

- использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;

- использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;

- использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления;

- осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;

- использовать в речи названия единиц измерения длины, массы, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; литр;

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

- осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;

- решать простые задачи:

     а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;

б) использующие понятия «увеличить в (на)…», «уменьшить в (на)…»;

в) на разностное и кратное сравнение;

- находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);

- решать уравнения вида а ± х = b; х − а = b;

- измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;

- различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства).

2-й уровень (программный)

Учащиеся должны уметь:

- использовать при решении учебных задач формулы периметра квадрата и прямоугольника;

- пользоваться при измерении и нахождении площадей единицами измерения площади: 1 см², 1 дм².

- выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10;

- решать уравнения вида а ± х = b; х − а = b; а ∙ х = b; а : х = b; х : а = b;

- находить значения выражений вида а ± 5; 4 − а; а : 2; а ∙ 4; 6 : а при заданных числовых значениях переменной;

- решать задачи в 2–3 действия, основанные на четырёх арифметических операциях;

- находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;

- использовать знание формул периметра и площади прямоугольника (квадрата) при решении задач;

- чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;

- узнавать и называть объёмные фигуры: куб, шар, пирамиду;

- записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;

- читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

- составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);

- заполнять магические квадраты размером 3×3;

- находить число перестановок не более чем из трёх элементов;

- находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);

- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;

- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

- объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;

- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

Таблица предметных требований к умениям учащихся

по курсу «Математика» (необходимый уровень)

Линии развития учащихся средствами предмета «Математика»

• производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях

• читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики

• строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения

• узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними

2 класс

  • читать, записывать числа в пределах 100;
  • выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100;
  • знать таблицу умножения и деления;
  • находить значение выражений в два действия;
  • сравнивать величины (длина, масса, объем) по числовым значениям
  • читать числовые и буквенные выражения в два действия;
  • находить значения выражений вида а + 5, 4 - а, а : 2, а х 4, 6 : а, если задано числовое выражение переменной, сравнивать выражения;
  • выражать величины(длина, масса, объем, площадь) в изученных единицах измерения;
  • читать информацию линейных диаграмм
  • решать простые задачи и задачи в  два действия;
  • решать уравнения, в которых надо найти неизвестное целое или часть;
  • решать арифметические ребусы и головоломки;
  • различать истинные и ложные высказывания (неравенства)
  • находить периметр и площадь квадрата (прямоугольника);
  • чертить отрезок заданной длины, измерять длину отрезка;
  • узнавать и называть изученные геометрические фигуры;
  • находить среди группы четырехугольников квадраты, прямоугольники;
  • чертить на бумаге в клетку квадрат и прямоугольник, если заданы длины их сторон

Линии развития личности ученика средствами предмета «Математика»:

1-я Л.P. Использование математических знаний и умений для решения различных магматических задач и оценки полученных результатов.

2-я Л.P. Умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.

3-я Л.P. Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.

4-я Л.P. Совокупность умений по использованию доказательной математической речи.

5-я Л.P. Независимость и критичность мышления.

6-я Л.P. Воля и настойчивость в достижении цели.

  1. Три уровня освоения учебного курса (по признакам успешности)

Необходимый уровень (базовый) - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень - решение нестандартной задачи, где потребовалось:

- либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела Ученик может научиться» примерной программы);

- либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации - это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - превосходно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике УМК 2100 2 класс.

Рабочая программа по математике разработана для 2 класса в соответствии с новыми стандартами. Программа создана по учебнику Л.Г. Петерсон....

Рабочая программа по математике "Школа 2100" 2 класс ФГОС

Рабочая программа по математике "Школа 2100" 2 класс ФГОС...

Рабочая программа по математике (3 и 4)класс Школа 2100

Календарно-тематическое планирование по математике для 3 и 4 класса .Школа 2100...

Рабочая программа по математике ОС 2100 4 класс

Данная рабочая программа предназначена для  работы по ОС 2100  в 4 классе. Программа расчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год....