Конспект урока по математике во 2-А классе (УМК «Начальная школа 21 века») на тему: «Закрепление. Площадь прямоугольника»
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Чуранова Елена Александровна

. Архимед шагает возле домов.

 

Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы?

Жил в Древней Греции учёный – математик Архимед. Шёл он однажды по улице города, посмотрел на дома и задумался и в уме стал что – то вычислять

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ploshchad_pryamougolnika.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ№г. Губкинский

Разработка

урока

по математике

во 2-А классе

(УМК «Начальная школа 21 века»)

на тему:

«Закрепление. Площадь прямоугольника»

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ№ 4»

г. Губкинский

ЧурановаЕленаАлександровна

г. Губкинский

Тема урока:«Закрепление. Площадь прямоугольника»

Цели урока:

обучающие

  • закреплять умение применять табличное умножение при решении числовых выражений;
  • закреплять  термины «длина», «ширина»;
  • сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата, решать обратные задачи;
  • углубить и расширить представление детей о плоскостных фигурах;

развивающие

  • способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания;
  • развитие познавательной активности;
  • развивать вычислительные навыки, умения решать задачи;
  • развивать конструктивные навыки и воображение;
  • развивать умения взаимоконтроля и самоконтроля через оценивание собственной деятельности и деятельности других детей на разных этапах урока;

воспитывающие

  • создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка;
  • воспитывать аккуратность, чувство взаимовыручки и поддержки;
  • воспитание культуры учебного труда.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель;

проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

уметь работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

- Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь», «формула»;

- Уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата).

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Оборудование: мультимедийный проектор,

                           презентация PowerPoint,

                           карточки для самостоятельной работы (проверка знания таблицы умножения);

                           конверты с геометрическими фигурами.

рабочие тетради, ножницы, клей-карандаш, линейка, ручка, карандаш.

ХОД  УРОКА

РАБОТА УЧАЩИХСЯ

I. Организационный момент

-Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. Садитесь.

Здравствуй, мой любимый класс,
Очень рада видеть Вас!

-Обратите  внимание на экран.

Слайд 1. Физминутка «Крошка Енот» на фоне песни

Слайд 2. Архимед шагает возле домов.

Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы?

Жил в Древней Греции учёный – математик Архимед. Шёл он однажды по улице города, посмотрел на дома и задумался и в уме стал что – то вычислять.

- Давайте и мы сделаем свои первые вычисления на этом уроке.

II. Проверка таблицы умножения.

- Ребята у вас на партах лежат карточки на знание таблицы умножения. У вас 2 минуты. Начали.

III. Включение нового содержания в систему знаний

Формулирование темы, задач урока

-Так как вы думаете:

- О чём подумал Архимед, посмотрев на дома?

Что они ему напомнили?

Какие это фигуры?

-Дома похожи на прямоугольники, квадраты, треугольники.

- Что вы знаете о прямоугольнике и квадрате

- Прямоугольником называется такой четырёхугольник, у которого все углы прямые.  В прямоугольнике длины противоположных сторон равны.                                                                      Длины диагоналей прямоугольника равны.                                                                                            Квадратом называется такой прямоугольник,  у которого все стороны имеют одну и ту же длину.                                                                                                                                                                

2) Что мы научились определять у этих фигур?

Слайд  3.Формулы  S потом появляетсяВычисление площади прямоугольника и квадрата.

3) Давайте вспомним формулы нахождения  площади этих фигур.

Sпрям = а х b

Sкв= а х а

- Какую из этих тем изучали на предыдущих уроках?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Какую цель мы поставим перед собой

- Как вы думаете: как связана ли тема нашего урока с карточками, которые вы недавно решали?

IV. Работа по теме в парах.

- Предлагаю построить дом для Архимеда. Работать будем в парах. Работа в паре – это работа двух человек вместе, дружно.

Детали лежат у вас на парте.

- Чтобы построить дом, надо выполнять правильные расчёты. Листком расчёта будет служить наша тетрадь.

1). С чего начинается строительство дома?

- Что такое фундамент?                                                                                          Так же, как дерево вырастает из корня,  всякий дом начинается с фундамента. Он является основным несущим элементом всего дома.
   Главная задача фундамента - выдержать вес постройки и не допустить проседания, деформации и разрушения на данном грунте и в данной климатической зоне.

- Какой формы фундамент?

- Выберите прямоугольник – длина 7 см, ширина 2 см. Покажите.

- Какие данные необходимы, чтобы найти его площадь?

- Измерьте длину и ширину (7 см х 2 см) и занесите данные в листок расчёта. Какой формулой воспользуемся?

Слайд 4. Техника безопасности работы с клеем.

- Всп       Вспомнить технику безопасности работы с клеем:Пра.Правила безопасной работы с клеем: 
1. Не     1.Не допускать попадания клея в глаза. 
2. Пе      2.Передавать клей-карандаш только в закрытом виде. 
3. По     3.После  окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.

- Приклейте фундамент своего дома на белый лист формат А-4.

2). Дальше что мы будем возводить?                                                    

Будем возводить стены дома. А точнее фасадную сторону дома.                                                                                                        Фасад – лицевая передняя сторона здания.

Для того чтобы узнать, какую форму имеет фасадная сторона дома, внимательно послушайте геометрическую загадку:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его?

-  У вас на партахесть геометрическая фигура квадрат?                                              

Возьмите в руки прямоугольник (6 х 12) , как из него получить квадрат разными способами?

- Какой способ быстрее? Выполнили. Разрезали ножницами.

Слайд 5. Правила безопасной работы с ножницами

- Вспомним т/б обращения с ножницами.

Правила безопасной работы с ножницами: 
1. Не держи ножницы концами вверх. 
2. Не оставляй ножницы в открытом виде. 
3. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища. 
4. При работе следи за пальцами руки. 
5. При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.

- У вас получились 2 квадрата. Работаем с одним из них. Измерить сторону. Занести данные в листок расчёта.

- Приклейтегеометрическую фигуру - квадрат аккуратно к фундаменту.

V. Физминутка для ног.

VI. Продолжение работы.

3). Чтобы узнать, какую форму будет иметь дверь, мы поиграем в игру «Узнай меня»

Я – многоугольник, у меня 4 стороны, но равны только противоположные, углы – прямые, длины диагоналей равны.

Прямоугольник.

- Возьмите прямоугольник (7*2 см). Что он вам напоминает из ранее сделанного?

Дверь составляет половину этой фигуры. Как её получить?  Расположите дверь правильно на своей работе.

Как более рациональным способом можно узнать площадь двери?                                                                                                       Площадь фундамента равна 14 кв. см, для того, чтобы получить дверь мы такой же прямоугольник разделили на две одинаковые части, значит и площадь разделили пополам.

4). Какой наш будет следующий шаг?

Посмотрите на оставшийся прямоугольник. Сколько окон получится?

-Найдите площадь вашего окна.

- Расположите окно аккуратно на своей работе.

5) Строительство дома завершаетсячем?(крышей).

- Какой формы она бывает?

А  крыша нашего дома будет какой формы?

Но на столах только квадрат, равный по площади фасадной стороне  дома. Как быть? Вспомним «волшебные секреты» превращения квадрата в треугольник. Что нам поможет?

Мы умеем находить S у квадрата, прямоугольника. А сможем ли мы найти площадь полученного треугольника? как? Выполнить вычисления.

Вот и готов наш дом.

  - Прикрепите свои домики на доску при помощи магнитов.                                                                    

7. Физминутка.- Не поворачивая головы, обведите взглядом стену класса по периметру по часовой стрелке, классную доску по периметру против часовой стрелки. Поверните голову налево и посмотрите на линию горизонта, а теперь на кончик своего носа. Закройте глаза, сосчитайте до 5, откройте глаза и … обратите внимание на бегающие огоньки. Спасибо, садитесь.

8. Итог. Фронтальная работа.

а)- Дом Архимеду мы построили. В каких единицах измеряли площади наших фигур? А какие единицы площади вы ещё знаете?

б) Слайд  6Логотип Международной комиссии.                                                                                                  – Мне хотелось бы вас сообщить о том, в 1870 и 1872г.г. международная комиссия сначала 24-х, позднее 30 государств рекомендовала создать в Париже специальное международное бюро мер и весов, которому поручается ведать изготовлением и хранением стандартных мер. Эти меры и сейчас хранятся в подвале международного бюро мер в Париже. До введения метрической системы единицы выбирались независимо друг от друга. Поэтому пересчёт из одной единицы в другую был сложным. К тому же в разных местах применялись разные единицы, иногда с одинаковыми названиями. Метрическая система должна была стать удобной и единой системой мер и весов.

На экране вы видите логотип этой организации.

в) Беседа на тему «Природа и человек»

– Ваг) -На дом было задано составить синквейн со словом площадь. пло      Давайте послушаем, что у вас получилось.                                                                                                                                                                Алгор      Алгоритм написания синквейна.

  • 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.  Площадь
  • 2-я строка. Какая? 2 прилагательных.
  • 3-я строка. Что делает? 3 глагола.
  • 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
  • 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы).

Площадь.
Значимая, актуальная.
Измерять, вычислять, выводить.
«Семь раз отмерь – один отрежь».
Для каждой фигуры
.

в) Беседа на тему «Природа и человек»                                                      - Посмотрите на свои домики. Скажите, что вы ещё добавили бы к дому. - Скажите, что люди должны делать для того, чтобы сохранить жизнь на Земле? Какие поступки людей вредят природе? Почему человек должен беречь всё, что существует на Земле?

- Человек – часть природы. Он должен беречь природу, как самого себя. Мы должны жить  так, чтобы не вредить природе, а помогать ей! Человек может сохранить чистыми воздух и воду, леса и луга. Он может защитить растения и животных от вымирания. Но для этого человеку надо быть разумным.                      

Цветы во все времена – символ любви, верности, памяти. Дарить красоту, пожалуй, основная задача цветов. Конечно, имеют они и другие назначения. Многие из них лекарственные, из некоторых варят варенье, делают духи. И все-таки главное – это украшать жизнь человека. Стоит посмотреть на цветочную клумбу, как сразу улучшится настроение, и даже в пасмурный день погода не будет казаться столь ужасной. Леса, вольные степи, бескрайние поля и луга всегда украшали ландыши, тюльпаны, васильки и многие другие цветы. Жаль, что этих полевых, лесных, степных цветов с каждым годом становится все меньше. Люди вырубают леса, распахивают степи, и цветам негде расти.

Наша задача сберечь то, что осталось. Не рвите цветы, не топчите! Пусть они радуют людей еще многие века, ведь без них земля не будет такой красивой.

9. Итог, рефлексия учебной деятельности.

 Слайд      (на экране человечки).

- Нас пришли проводить необычные человечки. Давайте встанем и попрощаемся с ними.                            

  1. Кто хорошо усвоил знания и умеет их применять, встаньте, как первый человечек. 2)   Кто усвоил знания, но ему нужна помощь при выполнении заданий, как второй.

3)Кто ничего не усвоил, как третий.

Кто поднял руки вверх, чему научились?

Кого похвалим за работу? Итоговые оценки за урок.

VI. Домашнее задание.  Слайд 9 (домашнее задание – конверт)– Ребята к нам в класс пришло письмо для вас (показываю). Хотите узнать, что в нём находится? Наверное, подарок от Деда Мороза? Ваши предположения.-Здесь очень важное для вас известие – это домашнее задание для вас! Вы рады? Урок закончен! Спасибо всем, кто старался и был активным строителем дома для Архимеда!

Ученики решают карточки и сдают через 2 минуты, кто-то раньше.

Дома похожи на геометрические фигуры: прямоугольники, квадраты, треугольники.

- Прямоугольником называется такой четырёхугольник, у которого все углы прямые.                                                                                                                                                          Квадратом называется такой прямоугольник,  у которого все стороны имеют одну и ту же длину

Мы научились определять периметр и площадь этих фигур.

Нахождение площади у  прямоугольника, квадрата.

Тема: «Вычисление площади прямоугольника и квадрата».

Закрепить знания в нахождении площади прямоугольника и квадрата.

Используя знания таблицы умножения можно находить площадь фигур.

С фундамента

Фундамент дома – это основной несущий элемент всего дома.

Прямоугольной и квадратной

Надо знать длину и ширину фигуры

Подробная запись на доске одним учеником  с объяснением

а =7 см  в = 2 см S пр.= а*в

Sпр = 7* 2 = 14 кв.см

Практическая работа в парах

Будем возводить стены дома

Фасадная сторона здания -основание, служащее опорой для стен здания.

Квадрат

Нет, только прямоугольники

Ответы детей (Надо по длине отложить ширину, а можно путём сгибания)

Запись самостоятельно

а = 6 см   Sкв.= а*а                                                  S кв. =6*6 =36 кв. см

Практическая работа в парах

Прямоугольник

Ответы детей (фундамент)

Ответы детей (Надо по длине отложить ширину, а можно путём сгибания)

Согнуть, разрезать.

Практическая работа в парах

Варианты ответов

Запись у доски учеником.

Sпр.(фундамента)= 14:2=7кв.см – Sдвери

Окна.

Получится два квадратных окна или одно прямоугольное

S кв.  = 2*2= 4 кв.см -окна                        S пр.=3см 5 мм* 2см =7 см

Практическая работа в парах

Крышей.

Треугольной формы.

Варианты ответов

Sкв.=36 кв.см, значит                         Sтр.= 36 : 2= 18 кв.см

Дети помещают свои работы на доску.

кв. см     кв. мм

кв.дм

кв. м

Цветы, деревья, животных, забор и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Начальная школа ХХІ века»Тема урока: Правописание приставки С-

Цели урока:     Знакомство с правилом написания приставки с-;     Развитие умения грамотно писать слова с приставкой с- и ранее изученными приставками...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе (УМК "Начальная школа 21 века") по теме: "Наша страна-Россия".

Урок проводится в 1 классе, во 2 четверти. Содержание урока наполнено информацией о государственных символах России....

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...