Урок по математике в 1 классе. Тема: «Устная нумерация чисел от 1 до 20. Названия и последовательность чисел второго десятка. Сравнение чисел».
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Бервинова Наталья Александровна

Это урок «открытия» новых знаний. Цель этого урока -формировать  понятие о десятке; -ввести термины «однозначные  числа», «двузначные числа»; - познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Математика № 93                                                                                      

Тема: «Устная нумерация чисел от 1 до 20. Названия и последовательность чисел второго десятка. Сравнение чисел».  

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели: -формировать  понятие о десятке; -ввести термины «однозначные  числа», «двузначные числа»; - познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.

 Планируемые результаты:

Личностные :  учащиеся смогут регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил; учащиеся смогут использовать знания и умения в жизненных ситуациях; учащиеся смогут развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.   

  Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.     

 Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Методы : проблемно – поисковые, практические, методы стимулирования и мотивации учебно–познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля, создание ситуации успеха; поисковый; наглядно-иллюстративный; словесный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока.

  I .Организационный момент.

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в Математическую страну.(Слайд 2) Жители  этой страны приготовили для вас разные задания. Выполнив эти задания, вы раскроете тайну волшебного слова. Путешествие наше далёкое, трудное, поэтому с собой берём самых смелых, дружных, сообразительных математиков.  А есть среди вас такие ? (Да)  Это мы сейчас проверим.

Два кольца  , но без конца,

Посередине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь.

Ну, какая цифра я?

Минутка чистописания - цифра 8.

 II .Актуализация опорных знаний.

Первая остановка на нашем пути  называется «Устный счёт». Посмотрите, кто нас

встречает?  Это гном Вася.(Слайд 3)

6

3

2

6

7

1

3

5

2

4

2

4

 Он приготовил для вас задания. Игра «Набери число  

а). Игра «Набери число».  (Слайд 4)

-В каждой строке найдите два числа, при сложении которых получалось число 8.

б).« Вспоминаем состав числа 7 и 8» 

                7                                                                      8

2

       

3

 5

 

1

4

1

6

4

3

2

в). Отгадаем загадки.

                  В деревне у бабушки 2 поросёнка,

            Белая козочка и 2 индюшонка.

Если нам из сосчитать,

                   Всех их будет ровно….(5) 2+1+2=5

  Есть игрушки у меня:
 Паровоз и два коня,
 Серебристый самолет,
 Три ракеты, вездеход...
 Сколько вместе? Как узнать?
 Помогите сосчитать! (8)1+2+1+3+1=8

     5 мышат в траве шуршат,

3 забрались под ушат.

       2 мышонка спят под ёлкой.

                         Сосчитать мышей недолго.  5+3+2=10

(на доске  поочерёдно появляются числа   5  8  10 ) СЛАЙД 5

III .Этап мотивации (самоопределения ) к деятельности.

- Посмотрите на эти числа.  Какое из них отличается от остальных?  Почему вы назвали число 10?  

Давайте вспомним, что такое десяток.( Десять единиц составляют десяток)

-  Вот так мы добрались до остановки «Образование чисел».

-  Помните стишок про 0?    «Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки-  если ж слева рядом с ним единицу примостим -он побольше станет весить, потому что будет десять.

 А теперь давайте попробуем в числе 10 заменять цифру 0 любой другой цифрой.

1

*

12   16   18   15    19     и т. д.         - Какие  комбинации получились?

-Кто знает, как называются эти числа?

-Что мы узнаем на этом уроке?

- Какая тема урока? «Устная нумерация чисел от 1 до 20. Названия и последовательность чисел второго десятка. Сравнение чисел».  ( Слайд 6)

IV.  Физкультминутка.

Вышли мыши , как-то раз,

Посмотреть: который час.

Раз, два. Три, четыре.

Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон-

Разбежались мыши вон.

V. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

-Откройте учебник на стр.45.  Найдите эти числа на шариках.

-Какое число самое маленькое?

-Какое число самое большое?

-Назовите числа на шариках  в порядке возрастания.

 2. Практическая работа с опорой на материалы учебника.

-Отсчитайте десять палочек и свяжите их  в пучок.

-Сколько палочек в пучке? (10)

-Рассмотрите рисунок на стр.46. Прочитайте ещё раз, как называются по-другому десять палочек.

-Прибавьте к десятку ещё одну палочку.

-Сколько палочек стало?  (11)

-Сколько десятков палочек?  (1 десяток)

-Сколько ещё есть отдельных палочек?  (1)

-Значит, сколько десятков и единиц содержится в числе 11?  (1 десяток и одна единица).

Слово «одиннадцать» состоит из частей «один» «на» «дцать».

Словом «дцать» в старину называли число 10. Значит, мы положили одну палочку на 10.

-Положите на десяток (на «дцать») ещё одну палочку. Сколько палочек лежит на десятке? (2)

-Сколько всего палочек? (12)

-Сколько десятков и сколько отдельных палочек? Сколько десятков и сколько единиц в числе 12?

( Параллельно с этой работой ученики рассматривают рисунки на стр.46 и читают названия чисел. По аналогии рассматриваются остальные числа второго десятка.)

-Итак, сделайте вывод: что в названии чисел от 11 до 20 обозначает первая часть слова? (число единиц)

-Что значит «на дцать»? ( мы складываем отдельные палочки на десять).

VI . Первичное закрепление нового материала.

1). - Ребята, давайте повторим название чисел второго десятка.

А теперь запишем эти числа в тетрадь.11 12 13 14 15 16 17 18 19 20.

 

- Наш знакомый гномик не может решить задачу . Давайте поможем ему.

2).Решение задачи № 4.стр.47

1 Задача.

Чтобы сделать кормушки для птиц, Ваня выпилил 4 дощечки, а Вася – на 2 больше. Сколько дощечек выпилили дети? 

- Что известно?

- Что надо узнать?

- Как узнать сколько дощечек выпилил Вася?

- Как узнать сколько мальчики выпилили вместе? (Слайд 7)

Ваня – 4 д.

                                                                     Вася - ? на 2д.  больше                         4 + 2 = 6 (д.)

- Как узнать сколько дощечек выпилил Вася?

- Надо к 4 прибавить 2.

- Запишем решение.

2 Задача.

Ваня вылепил 4 дощечки, а Вася- 6 дощечек. Сколько всего дощечек выпилили мальчики?

                                                                          Ваня- 4 д.

                                                                          Вася – 6 д.                                              6+ 4 = 10 (д.)

- Как узнать сколько всего дощечек выпилили мальчики?

-Надо сложить все дощечки- к 6 прибавить 4.

- Запишем ответ.

 VII. Гимнастика для глаз.

         

3). Геометрический материал.

- Мы продолжаем путешествие по Математической стране.

-Наш гномик приготовил для вас задание.  

 с. 47,№5.

_________________________________

_______________________                                                     10 – 6= 4 см

               

4) -Сколько десятков и сколько единиц в числе:

17, 14, 16, 11, 15, 13, 18

5)  1 дес.8 ед., 1 дес. 5 ед.-это…

6) -Какое число пропущено: (Слайд 8)

11,…,13… ,…,16, 17,…, 19, 20

 

VIII. Этап подведения итогов урока.

- Вот мы и закончили путешествие по математической стране.

 - Как называется раздел, который мы начали изучать?

-Что означают части слова в названии чисел второго десятка?

IX .  Этап рефлексии учебной деятельности.

- Что нового вы узнали из него?

- Что вам понравилось?

- Довольны ли вы результатами своей работы на уроке?

На столах у вас лежат «Смайлики». Они разные - грустный, весёлый. Возьмите один и покажите, какое у вас настроение было на уроке.

Ребята, мы с вами выполнили все задания и сейчас вы узнаете заколдованное слово. (Слайд 7)

Давайте хором  его прочитаем. (Дружба).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике 1 класс по теме: "Нумерация чисел от 1 до 20"

Ребята, сегодня у нас в гостях хорошо знакомые вам герои русской народной сказки «Репка». Они приготовили для вас много интересных занятий и помогут провести нам урок.   Как вы помните, по с...

Методическая разработка по математике. 4 класс. Тема: Повторение. Нумерация чисел.

Знакомство с учебником по математике для 4го класса. Повторение пройденного....

Технологическая карта урока математики в 1 классе на тему: "Название и последовательность чисел второго десятка"

Технологическая карта урока математики в 1 классе на тему: "Название и последовательность чисел второго десятка" и презентация к нему...

Интегрированный урок по математике и окружающему миру "Устная нумерация чисел в пределах 1000".

Рекомендовано для слабослышащих детей, 4 класс. Математические задания основаны на материале Зимних Олимпийских игр. В течении всего урока изготавливается лэпбук....

Конспект урока по математике 3 класс. Тема :" Сравнение трехзначных чисел"

Конспект урока по математике 3 класс. Тема :" Сравнение трехзначных чисел"...