Технологическая карта урока математики 2 класс "Метр. Соотношение единиц длины" ФГОС
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Сотникова Ирина Николаевна

 

Организация деятельности обучающихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о новой единице измерения - метр. Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  города Мценска

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока  математики (ФГОС)

Тема: «»Метр. Соотношение единиц длины»

2 класс

                                                        Учитель высшей категории:  Сотникова Ирина Николаевна        

Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о новой единице измерения длины – метре; закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умение выполнять УУД, входящие в его структуру.

 Планируемые результаты

Предметные

Знания:

- единица измерения длины – 1 метр.

Умения:

- измерять, записывать числом длину предметов в м, см, дм.

Метапредметные

Познавательные УУД:

- с помощью учителя выделять существенную информацию;

-  анализировать, сравнивать, обобщать информацию для решения проблемы;

РегулятивныеУУД:

- определять способы решения учебной задачи;

- планировать учебные действия с помощью учителя при решении учебной  задачи;

- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы;

- осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении;

- допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

Личностные:

- мотивы учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- учебно-познавательный интерес к новому способу решения частных задач;

- мотивация к творческому труду.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Метод обучения: деятельностный

 

Оборудование: · мультимедиа проектор;  компьютер, экран; презентация; индивидуальные «волшебные экраны»; историческая справка; 4 модели метра из бумаги; цветные полоски бумаги длиной 1 дм; клей; учебник, тетрадь; «Карта успеха» для каждой группы; карточки для творческого применения открытых знаний для каждой группы;  «Опросник» для самодиагностики для каждого ученика;  разные модели метра.

План урока.

  1. Мотивация  (самоопределение) к учебной деятельности.
  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД, выполняемые учащимися на данных этапах

I Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: 
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 
2) определить содержательные рамки урока

Всем! Всем! Добрый день!

Прочь с дороги нашей лень.

В школу мы пришли знания добывать,

Учиться думать, размышлять.

- Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я желаю вам сегодня на уроке удачи, точных расчетов и вычислений, новых открытий.

Слайд.

Наш девиз: «За всякое дело берись умело».  

- Какую тему вы изучаете в настоящее время на уроках математики?

- Кто уверен в своих знаниях по этой теме поднимут сигналы «зелёная ладошка»; есть сомнения – «жёлтая ладошка»; не уверен – «красная ладошка».

- Итак, вы готовы к изучению следующей темы?

- Каким способом вы будете изучать новую тему?

- Как вам удобнее выполнить эту работу?

На доске для каждой группы вывешивается «Карта успеха», в которой отражается самооценка своей работы на каждом этапе,  а  затем это делает  учитель. Для оценки используются полоски зелёного цвета – всё верно; жёлтый – сомневаюсь; красный – неуверен.

.

Учащиеся поворачиваются в парах лицом друг к другу, берутся за руки и улыбаются.

Хором читают девиз,  написанный на экране, отображающий слайд презентации.

Измеряем, сравниваем, складываем и вычитаем величины.

Дети показали соответствующие сигналы обратной связи, среди которых основная масса приходилась на сигнал «зелёная ладошка». Сигнала «красная ладошка» не было.

Сначала надо понять, что мы не знаем, а затем самим построить новый способ.

Мы будем работать в «группах».

По желанию дети рассаживаются по 4 группам, договариваются и выбирают  в группе командира.

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- целеполагание (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).)

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального   затруднения в пробном действии. 
Цель:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторить соотношение дм- см,

см-мм; приём перевода меньших единиц в большие и наоборот;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, обобщение, синтез. 
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем, символов. 

Математический диктант.

  • Найдите разность чисел 45 и 23 (22).
  • Первое слагаемое – 38, второе – 19. Найдите значение суммы (57).
  • Уменьшите 60 на 34 (26).
  • На сколько 73 больше 60? (На 13)
  • Уменьшаемое – 30, вычитаемое – 16. Найдите разность (14).
  • Найдите сумму чисел 38 и 12 (50).

 (На слайде появляются ответы: 22, 57, 26, 13, 14, 50

Молодцы!

Расположите эти числа в порядке возрастания

Слайд (13. 14, 22, 26. 50. 57)

- Сравните их с  рядом чисел. Эти числа одинаковые?

Слайд

13. 14, 22, 26. 50. 57

1дм 3см; 14 мм; 22см; 2см6 мм; 50 мм; 5дм7см

- Этими именованными числами измеряем и записываем,  какую величину?

- Назвать наименьшее в этом ряду число, перевести его в см и мм;

-наибольшее – перевести в см;

По группам даются задания:

1гр. – измерить длину рабочей тетради;

2гр. – измерить длину дневника;

3гр – измерить длину карандаша;

4гр – измерить длину пенала

- Почему вы быстро и правильно справились с поставленной задачей?

- Теперь с помощью этой же линейки измерьте длину крышки своего ученического стола.

- Что вы заметили?

По команде учителя записывают и показывают значения выражений на индивидуальных «волшебных экранах»

Нет. Это именованные числа.  

Именованными числами мы измеряем и записываем длину различных предметов.

Объясняют приём перевода меньших единиц в большие и наоборот.

Учащиеся быстро выполняют задания, выполняя измерения с помощью ученической линейки.

Мы  знаем единицы длины дм, см и мм, их соотношение  и умеем пользоваться линейкой.

 Неудобно измерять, слишком маленькая линейка и долго считали его длину в дм и см. Получили и разные ответы.

-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

- извлечение необходимой информации из текстов (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- подведение под понятие (П);

- выполнение пробного учебного действия (Р);

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений (К);

- использование, критериев для обоснования своего суждения (К).

III Выявление места и причины затруднения

Цель: 
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; 
2)сформировать способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности; 
3) согласовать цель и тему урока. 

- Да, действительно, очень неудобно в данном случае пользоваться этой линейкой и  дм, см для измерения длины.

- Молодцы, вы смогли зафиксировать свое затруднение. Что вам надо теперь сделать?

- Поэтому у людей и возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения.

Нам надо подумать и найти причину затруднения.

Нужна более крупная единица длины и большая линейка.

анализ, синтез, сравнение, обобщение аналогия (Л);

- подведение под понятие (П):

- определение основной и второстепенной информации (П);

-   постановка    и   формулирование проблемы (П);

- структурирование знаний (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учет разных мнений, координирование разных позиций (К);

-разрешение конфликтов (К).

IV. Построение плана проекта выхода из затруднения. 
Цель: 
1) сформулировать цель урока; 
2) организовать коммуникативное взаимодействие (в «группах», фронтально) для построения нового способа действия; 

строят план достижения цели;
3) зафиксировать новый способ действия. 

- Может быть,  кто-то из вас слышал или знает более крупные единицы длины?

- С километром мы будем знакомиться в 3 классе.

- Подумайте, как будет называться тема сегодняшнего урока. О чем пойдет речь? 

- Верно, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой единицей измерения – метром; узнаем соотношение м и см, м и дм. Будем учиться измерять и записывать длину разных предметов, выраженных в метрах, дециметрах и сантиметрах. Познакомимся  с разными инструментами (рулетка, деревянный метр, метр для шитья)

Слайд. Тема урока: «Метр. Соотношение единиц длины»

- Составим план действий.

Слайд.  Появляется план, в котором намеренно изменён его порядок.

Несколько детей назвали км и метр.

Дети высказывают свои предположения.

Учащиеся выстраивают правильную последовательность действий.

1) Найти информацию о метре:

  • как записывается эта единица в математике;
  • познакомиться с разными моделями метра;

2)Определить соотношение метра с дециметром и сантиметром.

3) Выбрать наиболее удобный инструмент для измерения длины крышки ученического стола.

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогии (Л);

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели(П);

— поиск и выделение необходимой ин формации (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- планирование (П);

-прогнозирование (П);

- структурирование знаний (П);

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

-учет разных мнений (К);

— использование критериев для обоснования своего суждения (К).

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

-разрешение конфликтов (К).

V. Реализация построенного проекта. 
Цель: 
1) организовать коммуникативное взаимодействие по осуществлению плана; 
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой форме. 

Каждая группа получила в печатном виде информацию  «Историческая справка».

- Какой считают единицу измерения метр?

- Почему неудобно было пользоваться единицами длины, которые раньше существовали?

- Как принято обозначать метр в математике?

- Какие бывают модели метра?

(У каждой группы на столе появляется демонстрационный деревянный метр, рулетка, метр для шитья. Практическое знакомство.)

Каждая группа в «Карте успеха» отразила самооценку после работы с информацией. Затем это сделал учитель.

- Вы всё узнали о метре?

-Для этого мы отправимся в исследовательскую лабораторию, где вы найдёте ответ на этот вопрос.

Каждая группа. завершив  работу,  вывешивает на классную доску  свою модель бумажного метра с наклеенными на нём  полосками в 1 дм. Ниже заполняет таблицу о соотношении метра и дм ; метра и см.

Самооценка в «Карте Успеха»

Сравниваем результаты. Вывод.

1 м =10 дм

1м = 100 см

Проверяем свой вывод по учебнику УМК «Гармония» часть 2, стр.48

Слайды. Физминутка.

Дети самостоятельно по группам выбирают информацию о метре в соответствии с планом.

Метр – самая главная единица измерения. Это родоначальник большого семейства единиц, которое носит его имя (Метрическая система мер). Метр появился на свет в конце XVIII века во Франции.

Так как нельзя правильно измерить что-либо с помощью разных мерок. Так родилась новая единица измерения – метр – с постоянной одинаковой величиной во всех странах.

В математике принято сокращённо обозначать единицу длины – метр одной буквой  М .

Бывают разные модели метра: деревянный, как у нас в классе, железный  -  рулетка для измерения досок, окон и многих других больших предметов;  метр для шитья – им удобно снимать мерки.

Не знаем соотношение метра и дециметра, метра и сантиметра. Выдвигают свои предположения (гипотезы), как это сделать.

Дети в группах договариваются и распределяют между собой обязанности:

главный инженер- командир, координирует работу всех членов группы;

инженеры – исследователи, приклеивают разноцветные полоски 1дм на бумажную модель метра;

аналитики – делают вывод о соотношении метра и дм, метра и см;

записывают вывод.  

При проверке учащиеся объяснили, каким способом они посчитали количество дециметров в 1 метре, количество сантиметров в 1 метре.

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение. аналогия, классификация, сериация (П):

- волевая саморегуляция (Р):

- познавательная инициатива (Р);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- поиск необходимой информации (Л);

- использование знаковосимволических средств (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы схемы, знаки и т.д.) (П);

. -установление причинно следственных связей (П);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учет разных мнений, координирование разных позиций (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- разрешение конфликтов (К).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 
Цель: 
1) зафиксировать умение измерять, записывать длину предметов в см, дм, м.

Возвращаемся к измерению длины и ширины ученического стола с помощью рулетки.

Записываем результат в тетради.

Длина – 1м 20 см = 1м 2дм =120 см;

Ширина = 50 см = 5 дм

Слайд. Задания.

 Учащиеся объяснили, что удобнее выполнять измерения длины в данном случае рулеткой или демонстрационным метром. Записать длину стола в метрах и сантиметрах.

Объяснили, пользуясь полученными данными, перевод метра в см или дм и наоборот.

анализ, синтез, сравнение, обобщение. аналогия, сериация, классификация (П)

— извлечение из текстов необходимой информации (П);

—моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

- использование знаковосимволических средств (П);

 - подведение под понятие (П);

- установление причинно-следственных связей (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

-учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 
Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на умение измерять, записывать длину предметов в см, дм, м.
2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; 

Работа по учебнику в тетрадях : выполняют задания стр. 8  № 160, стр. 49  № 162.

Проверка.

Учащиеся выполняют задания стр. 8  № 160, стр. 49  № 162.(учебник «Математика 2 класс» авт Н.Б.Истомина)

— анализ, синтез, сравнение, обобщение аналогия, сериация, классификация (П);

— извлечение из текстов необходимой информации (П);

— использование знаково-символических средств (П);

— подведение под понятие (П);

— выполнение действий по алгоритму (П);

— доказательство (П);

— контроль (Р);

— коррекция (Р);

— оценка (Р);

— волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

— использование критериев для обоснования своего суждения (К).

VIII Включение в систему знаний и повторение. 
Цель: 
1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным. 
Форма работы: в группах. 

Творческое применение открытых знаний.

Каждая группа получает практическое задание и записывает результат в таблице.

Каждая группа,  завершая  работу,  делает самооценку в «Карте Успеха», потом – учитель.

- Эти знания и умения пригодятся вам в обычной жизни?

С помощью рулетки

1 группа измеряет и записывает длину классной комнаты;

2 группа - длину и высоту классной доски;

3 группа – длину и ширину классной двери;

4 группа – ширину и высоту шкафа.

Самопроверка по эталону.

Это необходимо, чтобы купить в квартиру  шторы или ковёр; и т. д.

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

- подведение под понятие (П);

-моделирование, преобразование модели (П);

- использование знаково-символических средств (П);

-установление причинно-следственных связей (П);

- выведение следствий (П);

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

- выполнение действий по алгоритму

(П):

- построение логической цепи рассуждений (П); доказательство (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- контроль, коррекция, оценка (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).

достижение договоренностей и согласование общего решения (К):

- постановка вопросов (К);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

—управление поведением партнера (Ю;

- осознание ответственности за общее дело (Л);

— следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 
Цель: 
1) зафиксировать новое правило, изученное на уроке; 
2) оценить результаты собственной деятельности; 
3) согласовать домашнее задание

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какое затруднение у вас возникло? В чем была причина затруднения?

- Какую цель перед собой поставили?

- Каким способом действовали?

- Достигли ли поставленной цели? Объясните свою позицию.

- Кто нам больше всех помог сегодня на уроке, кого мы можем поблагодарить?

- Оцените свою собственную работу по индивидуальному «Опроснику».

- Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать?

- Как вы думаете, каким будет ваш следующий шаг?

Обсуждение домашнего задания.

Слайд.

Обязательная часть:  стр. 49 № 166 из учебника.

По желанию: определить длину и ширину ковра для своей комнаты; найти его периметр.

Индивидуальные ответы на вопросы.

Учащиеся оценивают свою собственную работу по индивидуальному «Опроснику» для диагностики.

Нам нужно определить длину и ширину ковра для своей комнаты, так как об этом был задан вопрос в «Опроснике»

-рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- адекватное понимание причин успеха /неуспеха в учебной деятельности (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К):

- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (Ю:

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Технологическая карта урока математики «Квадратный метр и квадратный сантиметр» 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Цель урока: создание условий для формирования установки соотношения между квадратным метром и квадратным сантиметромЗадачи урокаДидактические:Научить устанавливать соотношение между квадратным м...

Технологическая карта урока математики «Квадратный метр, квадратный дециметр» (УМК "Начальная школа XXI века"); 3 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство с новой единицей измерения площади – квадратным метромЗадачи урока:Дидактические:способствовать формированию умения выделять квадратный ме...

Технологическая карта урока математики «Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе», (УМК «Школа России», 3 класс)

Тема урока: «Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование умений определять общее число еди...

Технологическая карта урока математики по теме «Таблица единиц площади»

Цель урока: закрепить знания учащихся об отношениях между изученными единицами площадиЗадачи урока:Дидактические:1. Закрепить умение находить площадь предметов и объектов прямоугольной формы;2. Состав...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...

Технологическая карта урока математики "Контрольная работа №8 "Единицы времени и их соотношения"" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: проверка знаний у обучающихся по разделу «Единицы времени и их соотношения».Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания младших школьников по разделу «Единицы времени ...