Конспект урока по математике в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Программа: «Школа России»

Тема урока: Ознакомление с задачей в два действия (1 урок)

Вид урока: урок-исследование

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: умение составлять алгоритм решения задач в 2 действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Математика

Класс: 1 

Программа: «Школа России»

Тема урока: Ознакомление с задачей в два действия (1 урок)

Вид урока: урок-исследование

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: умение составлять алгоритм решения задач в 2 действия.

Задачи:

-Ознакомить с алгоритмом решения составной задачи, составлять план решения задач в 2 действия.

-Формировать вычислительный навык.

-Развивать познавательный интерес, умение рассуждать.

-Воспитывать любовь и  заботливое отношение к птицам.

Планируемые результаты:

Личностный, метапредметный, предметный

Форма: технология проблемно-деятельностного метода.

Принципы обучения:

Принцип психологической комфортности;

Принцип деятельности (сознательный).

Принцип творчества (креативности).

Методы:

По источнику получения новых знаний:

Словесные (беседа);

Наглядные;

Практические (упражнения);

По дидактическим целям: методы приобретения новых знаний;

По уровню включения в продуктивную деятельность: репродуктивные,  проблемные, частично – поисковые.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса.

Формы организации учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства:

Компьютер, таблицы.

Индивидуальные: учебник по математике, печатная тетрадь, тетрадь,  ручка, карандаш, цветные карандаши.

Этап урока

Цель/задача этапа

Деятельность и слова учителя

Планируемая деятельность и слова учащихся

Запланированный результат этапа

I.

Мотивация и стимулирование деятельности учащихся

_-Покажем какое у нас настроение..

Упражнение «Поздоровайся глазами».

- Что ожидаете от сегодняшнего урока? Посмотрим на эти деревья. ( Метод «фруктовый сад»: яблоня с яблоками и дерево-лимон с плодами)

Яблоки какие?

Лимон какой?

Взаимное приветствие глазами.

Присаживаются.

Проверяют свою готовность к уроку.

Мобилизация внимания школьников.

Ссоздание мотивации

к действиям на уроке.

II.

Актуализация знаний и мотивация.

Устный счет.

Математическая разминка.

-Узнаем тему урока.

- слагаемое 10, слагаемое 6, найдите сумму(16)
- 14 уменьшить на 4(10)
- 10 уменьшить 2(8)
- 10+3(13)
- Найти сумму 13 и 1(14)
- Найти разность 18 и 1(17)

-Расставьте числа в порядке увеличения и переверните, что получилось?

-Значит, цель урока какая?

-Составьте и решите задачи:

 

Находят значение выражений

(задача)

 (будем решать задачи)

Составляют и решают задачи.

Сопутствующее повторение (решение простых задач изученных видов).

Закрепление вычислений вида:

6 - , 7 - , 8- ,

9 - , 10 - , применяя знания состава чисел 6,7,8,9,10

Выполнение логических операций: сравнения, анализа,  установление аналогий

III.

Целеполагание

Постановка задач урока

-Если вы умеете решать задачи в одно действие, то  чему же будем учиться на уроке?

-Расскажите своему соседу по парте, чему мы будем учиться на уроке

Какое правило работы в паре  надо вспомнить?

Делают предположения, уточняя тему урока.

Тема урока  «Задачи в два действия».

Передача учебных задач однокласснику

Игра «Передай  другому варианту»

Умение  ставить задачи и планировать свою деятельность.

Принятие учебной задачи.

Согласованное выполнение совместной работы

IV.

Фиксация затруднений в пробном действии, выявление места и причины затруднения.

Постановка проблемы

(выдвижение гипотезы).

-От чего зависит в одно или два действия решается задача?

-Предлагаю проверить наши  предположения и  выполнить небольшой тест.

1. К Дню Победы дети рисовали гвоздики. Мальчики нарисовали 6 гвоздик, а девочки 2 гвоздики. Сколько гвоздик нарисовали дети?

2. К Дню Победы дети рисовали гвоздики. Мальчики нарисовали 6 гвоздик, а девочки на 2 гвоздики меньше. Сколько гвоздик нарисовали девочки?

3. К 70-летию Победы дети рисовали гвоздики. Мальчики нарисовали 6 гвоздик, а девочки на 2 гвоздики меньше. Сколько гвоздик нарисовали дети?

6 – 2 = 4 (гв.)      6 + 2 = 8 (гв.)

Почему к одной задаче не смогли подобрать решение?

Высказывают предположения.

Выдвигают следующую гипотезу: решение задачи в одно или два действия зависит от:

1)  вопроса задачи;

2) условия задачи;

3)  можем ли сразу ответить на вопрос

Создание учебно-познавательной мотивации к действиям на уроке.

Анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи построения

V.

Открытие новых знаний.

Построение проекта выхода из затруднений.

Мини-исследование 1.

Составление краткой записи задачи

Составление плана решения задачи

 

Мини-исследование 2.

Составление краткой записи задачи

Составление плана решения задачи в форме вопросов

Формулирова-ние вывода

-Давайте проверим наши предположения. Для этого проведем небольшое исследование.

Сравните две задачи.

  1. У Лены на стене 6 рисунков, а в папке на 2 рисунка меньше. Сколько рисунков у Лены в папке?
  2. У Лены на стене 6 рисунков, а в папке на 2 рисунка меньше. Сколько всего рисунков у Лены?

Анализ задач.

Чем они похожи?  Чем отличаются?

На вопрос какой задачи мы можем сразу ответить?

Составьте решение этой задачи.

Можно ли сразу ответить на вопрос второй задачи? Почему?

Каких данных нам не хватает?

Создание кластера:

                     

                                         

Запишем задачу кратко.

Как найдем недостающее данное?

Прочитаем еще раз вопрос задачи.

Можно ли теперь ответить на вопрос задачи?

Составим план решения задачи.

  1. Сначала узнаем, сколько рисунков в папке.
  2. Потом узнаем, сколько рисунков всего.

ФИЗМИНУТКА.  

-Вернемся к нашей гипотезе (нашим предположениям). Подтвердили гипотезу? 

Продолжим наше исследование.

Задача №1 на стр.62

Составьте решение этой задачи.

Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

Каких данных нам не хватает?

Сделаем краткую запись задачи..

Составим план решения задачи в  форме вопросов.

Что узнаем сначала и как это узнаем?

 Что узнаем потом и как?

Вернемся к нашей гипотезе (нашему предположению): решение задачи в одно или два действия зависит от:

1) вопроса задачи;

2) условия задачи;

3)  можем ли сразу ответить на вопрос.

Подтвердили гипотезу?

Сделаем  вывод.  Закончите:

- Если можем  сразу ответить на вопрос задачи, то она решается в …… действие.

- Если не можем  сразу ответить на вопрос задачи, то она решается в …… действия (не в одно действие).

Сравнивают  задачи.

Составляют на наборном полотне решения задач.

Слушают объяснение.

Сравнивают свои выводы.

Составляют краткую запись  задачи.

Составляют план решения задачи.

Решение  задачи.

Сразу ответить на вопрос задачи нельзя,  потому что не сказано, сколько шариков на второй проволоке.

Сначала узнаем, сколько шариков на второй проволоке.

Теперь мы можем ответить на вопрос задачи и узнать, сколько шариков на двух проволоках вместе.

Составляют краткую запись  задачи и план решения задачи

(в форме вопросов).

Формулируют вывод.

Анализ, синтез, сравнение, поиск и выделение необходимой информации.

Восприятие и первичное осознание нового учебного материала.

Создание высказывания в устной форме

Использование знаково-символических средств (метод «кластер»)

Составление плана (алгоритма) действий при решении задач в два действия

Осмысление взаимосвязей

 

Выполнение логических операций: сравнения, анализа, установление аналогий.

 

Поиск и выделение необходимой информации.

 

Создание высказывания в устной форме

VI

Первичное осмысление и  закрепление с проговариванием.

Давайте проверим вывод.

Анализ и решение задачи № 1 в «Рабочей тетради»,

ч.2, стр. 30

  1. В коробке 5 синих бусинок, а красных на 2 бусинки больше. Сколько красных бусинок в коробке?
  2. В коробке 5 синих бусинок, а красных на 2 бусинки больше. Сколько всего красных и синих бусинок в коробке?

Что заметили?

Подумайте, как из задачи-цепочки сделать одну задачу в два действия

Выберите из предложенных кратких записей ту, которая подходит к данной задаче? Докажите правильность выбора.

Физминутка

Анализируют задачи и самостоятельно записывают решение  задачи в «Рабочей тетради», ч.2, стр. 30

Взаимопроверка.

Организация самостоятельной работы

Оформление знаний учащихся в виде письменного задания.

Организация взаимопроверки.

VII

Повторение, включение новых знаний в систему знаний.

 Самостоятель-ная работа с

самопроверкой по эталону.

Вспомните, какой вывод мы сделали?  Давайте применим его.

Самостоятельная работа в форме теста.

  1. Отметь верное решение задачи.

Электронный учебник.  Тест 1.

  1.  Подберите вопрос к условию так, чтобы задача решалась в два действия.

В одном ящике 8 кг яблок, а в другом на 2 кг больше.

Сколько килограммов яблок в двух ящиках?

Сколько килограммов яблок во втором ящике?

Повторяют  вывод.

Самостоятельная работа.

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме урока.

Самостоятельно планировать свои  действия

Тест .

Организация самопроверки.

VIII

Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности

  • Какие задачи ставили в начале урока?
  • Какие выполнили?
  • Какой вывод сделали?

Рефлексия:

  • Какая информация была для вас сегодня новой?
  • Что удивило?
  • Что расскажите дома о задачах в два действия?

Учитель предлагает каждому уч-ся проанализировать  свою деятельность:

http://festival.1september.ru/articles/588021/img1.gif

-К какому дереву подойдёте? Почему?

Анализируют выполнение задач урока.

Рефлексия.

  • Я узнал…
  • Меня удивило ….
  • Я понял, что …
  • Было трудно …
  • Теперь я могу…
  • Мне понравилось …
  • Дома я расскажу…

Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результата деятельности

Самооценка на основе критерия успешности.

Формулирование и аргументация своего мнения.

IX

Задание для самостоятельной творческой работы

Учитель напоминает адрес электронной почты для творческих работ. Составить веселую задачу для одноклассников (работа над проектом «Весёлый задачник 1  «А» класса»).

Какие новые задачи сможете составить?

Можем составить задачи в два действия.

Проект «Весёлый задачник для первоклассников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по математике, 3 класс. Тема: " Математика в мире профессий"

Цель урока: рассказать детям о значении математики в жизни человека, и как математика испольуется в разных профессиях....

Конспект урока по математике. 4 класс. Тема урока: свойства диагоналей прямоугольника.

Тип урока: изучение нового материала. конспект урока разработан по учебнику "Математика", 4 класс, М.И. Моро....

конспект урока по математике 4 класс "Олимпийские игры по математике"

конспект урока по математике 4 класс "Олимпийские игры по математике" ...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...