Урок математики в 1 классе по теме "Сложение и вычитание чисел, выраженных в десятках и единицах без перехода через десяток"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Григорьева Елена Дмитриевна

Урок дает возможность формировать умение моделировать двузначные числа. Это прием позволяет отрабатывать осознанный подход к  выполнению действий сложения и вычитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_1_klass.doc623 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока на основе СДП (системно-деятельностного подхода)

Класс: 1

Предмет: математика

Тема урока: Сложение и вычитание чисел, выраженных в десятках и единицах без перехода через десяток.

Место  роль  урока в изучаемой теме: 1-й,  подготовительная работа  к изучению нумерации двузначных чисел и действий с ними.

Цели и задачи урока:  Сформировать способность к сложению и вычитанию двузначных чисел, выраженных в десятках и единицах (без перехода через десяток), их сравнению.

Сформировать способность к моделированию двузначных чисел, выполнению математических действий с опорой на модели. Учить выполнять действия с длинами отрезков, выраженными дециметрами и сантиметрами. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Оборудование:

Демонстрационный материал: модели десятков  и единиц (треугольники и точки) для доски, группы предметов не круглых по  количеству (32 тетради, 46 палочек, 25 фигур на рисунке).

Раздаточный материал: Модели десятков  и единиц (треугольники и точки), позволяющие построить графические модели всех типов примеров с двузначными числами. Индивидуальные листки с проблемным заданием….

Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания).

Технология: проблемное обучение, групповая работа,

Формы работы: фронтальная,  в парах, групповая.

Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный.

                        Структура проведения урока

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; определение содержательных рамок урока.

Педагогические приемы: разминка –приветствие.

Организация учебного процесса на этапе 1.

На доске в беспорядке разбросаны карточки с однозначными, круглыми, двузначными числами, выраженными в десятках и единицах, модели  чисел, числовой отрезок.

- На какие группы можно  их распределить? Обоснуйте свое решение. ( в результате обсуждения дети приходят  к решению объединить все числа в одну группу, модели в другую).

Определение границ своих знаний.

- На какие группы можно разбить все числа? (однозначные, круглые, двузначные). С какими числами вы умеете работать? Какие действия вы  выполняете с ними? (с однозначными и круглыми; сложение, вычитание, сравнение.) Как думаете, чему должны научиться сегодня на уроке? (складывать, вычитать, сравнивать  числа, выраженные в десятках и единицах).

 - Сегодня  мы с вами продолжаем увлекательное путешествие по стране Чисел. Нашим проводником будет Веселый Карандаш. Прочитайте его пожелание. Запись на доске: «Желаю удачи!».

- Пожмите друг другу руку и пожелайте удачи.

2. Актуализация знаний.

Ожидаемый результат:

 Вспомнить, как выразить большое количество предметов с помощью укрупнения единиц счета; вспомнить  приемы моделирования двузначных чисел; изображение двузначных чисел точками числового отрезка, приемы сравнения двузначных чисел исходя из их поместного значения; актуализировать мыслительные операции наблюдения, сравнения, аналогии.

Педагогические приемы: фронтальная работа, моделирование.

Организация учебного процесса на этапе 2.

Построение числовых  моделей  к большому количеству предметов  с помощью укрупнения единиц счета. Дети выкладывают на партах с помощью моделей треугольников и точек полученные числа. На доске это же задание выполняют цепочкой несколько учеников: количество тетрадей – 3 д 2 е, количество палочек – 4 д 6 е, количество фигур – 2 д 5 е:

Включение известных знаний в новую учебную ситуацию.

Ожидаемый результат: формировать умение сравнивать двузначные числа, опираясь на десятичный состав.

 - Какое число больше? Меньше?  Докажите с помощью моделей. Как вы действовали? (сначала определяли количество десятков).

- Смоделируйте число, большее числа 4 д 6 е, меньшее числа 2 д 5 е.

 Дети формулируют  вывод: большее то число, у которого количество десятков больше, меньшее то число, у которого количество десятков меньше.

3. Постановка проблемы.

Ожидаемый результат:  фиксирование детьми места и причин затруднения, развитие  коммуникативных навыков.

Педагогические приемы: создание проблемной ситуации, работа в группах.

Организация учебного процесса на этапе 3.

Ученикам предлагается задание: за 2 минуты узнать, чему равна сумма точек на листках (количество точек у всех одинаковое).

Дети организуют группы по 4 человека для обсуждения этого задания.

В результате должна появиться следующая запись:

     Проблемная ситуация возникнет из-за того, что кто-то из детей неверно обведет десятки, кто-то возьмет другую укрупненную единицу, кто-то не сумеет сложить, а кто-то, возможно, и не успеет. Получатся разные ответы или не получатся вообще. Затруднение  фиксируется.

      Устанавливается место и причина затруднения:

- Почему задание вызвало затруднение – разве вы не умеете выражать  числа в укрупненных единицах? (Умеем).

Дети называют причины затруднения:

  1. точки трудно группировать;
  2. не известен способ сложения чисел, выраженных  в десятках и единицах.

     На этом этапе учащиеся ставят перед собой цель:

  1. научиться изображать удобным способом  двузначные числа;
  2. построить правило сложения и вычитания.

 Определяется значимость этого знания лично для каждого. (Зачем нам нужны эти знания).

4. «Открытие» нового знания.

Ожидаемый результат: научиться изображать удобным способом   числа, выраженные в десятках и единицах; построить правило их сложения и вычитания.

Организация учебного процесса на этапе 4.

Педагогические приемы: подводящий диалог, моделирование, работа в группе.

– В какие фигуры на ваших карточках вошли 10 точек? У всех получилось одинаково? Удобно?  А вы помните,  какую фигуру образуют 10 точек? (треугольник).

Попробуйте заменить ваши фигуры на треугольники десятков из ваших моделей.

Дети в группах моделируют  пример.

- Прочитайте каждое слагаемое. Это удобно делать? Почему? (пользуемся удобными для нас моделями).

- А теперь попробуйте решить пример. Постройте модель ответа. ( решение примера в группе ).

Обсуждение гипотез, выслушивание вариантов ответов.

Анализируя результаты исследования, дети делают вывод: чтобы сложить числа, выраженные в десятках и единицах, можно к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.

 - Как вы думаете, а для  таких чисел действуют правила взаимосвязи между частью и целым? (предположения детей).

Давайте проверим. Смоделируйте обратные примеры.

Дети работают в группе, обсуждают полученные результаты.

Делается вывод: чтобы вычесть числа, выраженные  в десятках и единицах, можно из  десятков вычесть десятки,  а из единиц – единицы.

5. Физкультминутка.

Ожидаемый результат: психо-физическая разгрузка.

6. Первичное закрепление.

Ожидаемый результат: учить фиксировать новые знания во внешней речи; применять их в решении примеров.

Педагогические приемы: работа в парах, разметка страницы учебника.

 Организация учебного процесса на этапе 6.

Выполняются задания в учебнике стр. 54-55 (учебник математики. 1 класс. Л.Г.Петерсон)

№ 2. Даны примеры на сложение и вычитание чисел, выраженных в десятках и единицах. Образец показывает, что сначала примеры решаются графически, а затем составляются соответствующие им числовые равенства. По мере возникновения затруднения учащиеся могут выложить на партах числовые модели. Задание носит репродуктивный характер, выполняется фронтально с проговариванием во внешней речи (можно хором).

№3.  Аналогично предыдущему, но ответы в нем учащиеся должны найти без наглядной опоры, а основываясь на выведенном правиле.

Это задание дети выполняют в парах, обсуждая способ решения  и запись ответа. (Если ребенку необходимо моделирование, он пользуется работой с моделями).  

 Фиксирование  затруднений. Выяснение причин затруднений.

- Кто справлялся сам? Кому нужна помощь ребят, работа с моделями?

(Ученики делают пометы в учебнике «+» - все понятно; «?» - вызывает затруднение.

7. Самостоятельная работа  с самопроверкой  и самооценкой в классе.

Ожидаемый результат: самостоятельное решение типовых и дифференцированных заданий; самостоятельная проверка своей работы, определение  пробелов и  путей их решения.

Педагогические приемы: самостоятельная работа, самопроверка по эталону, разметка страницы учебника, самооценка.

Организация учебного процесса на этапе 7.

Детям предлагается оценить свои силы и выбрать задания для самостоятельной работы.

1 группа примеров носит характер, аналогичный предыдущему, а во 2-й группе примеров проведена аналогия между двузначными числами и именованными (выраженными  в дециметрах и сантиметрах) - № 5. Примеры записаны на доске.

 Перед работой оговариваются условия: четкий временной промежуток; возможность попросить помощи учителя или одноклассников.

Самопроверка по эталону на доске.  Фиксирование в работе  правильных и неверных решений знаками «+» и «?» в тетради. Разбор ошибок.

Самооценка. (Что удалось, что не удалось, в чем причина, в чем нужно разобраться, у кого просить помощи).

8. Включение в систему знаний и повторение.

Ожидаемый результат: фиксация нового знания в опорную таблицу; способность к устным вычислениям на основе знания правил сложения и вычитания   чисел, выраженных десятками и единицами.

Педагогические приемы: создание своей опоры, прием «День-ночь».

Организация учебного процесса на этапе 8.

- Давайте попробуем вместе отобрать все знания, полученные на уроке, в опорный сигнал.  Какие записи должны быть на нем? (Дети обсуждают. Приходят к выводу, что должны быть модели чисел, запись чисел в виде 2 д 4 е, запись в виде именованных чисел 2 дм4см, правило). Таким образом, опорный сигнал приобрел следующий вид:

Решение примера. Прием «День-ночь». Дети закрывают глаза, кладут голову на стол, руки перед собой на столе. Учитель медленно диктует пример, дети показывают на пальчиках промежуточные ответы – количество десятков на левой руке, количество единиц на правой. Учитель идет по классу, пожимает пальчики тех, кто показал правильный промежуточный ответ.  Результат последнего действия по команде «День» называется хором.

2 д 4 е + 3 д 1 е – 2 д  3 е + 1 д 2 е = 4 д 4 е

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Ожидаемый результат: зафиксировать  новое содержание, изученное на уроке; поблагодарить одноклассников,  которые помогли получить результат урока; оценить свою работу на уроке, наметить пути решения проблем.

Педагогические приемы: «Незаконченное предложение».

- Чем занимались на уроке?

- Как складывать или вычитать числа, выраженные десятками и единицами?

- Кого поблагодарим  за урок?

- Оцените свою работу и настроение. (Начало предложений написаны на доске)

Мне  на уроке понравилось…

Мне показалось трудным….

Я бы еще хотел…..

Главным своим результатом на уроке считаю…..

- К кому обратимся за помощью?

- А мне вместе с Веселым Карандашом очень понравилась ваша работа на уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Закрепление по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 10.» 1 класс

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с планированием УУД....

Урок математики. 2 класс. Тема. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

Цели: -повторить состав чисел второго десятка;         -научить использовать полученные знания при вычислениях;-совершенствовать умение выполнять сложение...

Методическая разработка открытого урока математики. 2 класс. Тема: "Сложение и вычитание двузначных чисел".

Урок математики по теме: "Сложение и вычитание двузначных чисел" 2 класс. Комбинированный урок. Образовательная система "Школа 2100"....

Презентация к уроку математики 2 класс. Тема "Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд"

Данная презентация предназначена для урока математики во 2 классе  УМК "Планета знаний". Тема "Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд"...

Конспект урока математики 4 класс по теме "Сложение смешанных чисел с переходом через единицу (когда дробная часть выражена неправильной дробью)" УМК "Школа 2100"

Подробный конспект урока математики 4 класс по теме "Сложение смешанных чисел с переходом через единицу (когда дробная часть выражена неправильной дробью)" по учебнику Л.Г.Петерсон УМК "...

Открытый урок математики. 2 класс. Тема: Сложение и вычитание чисел.

Закрепление и при необходимости коррекция навыков устных и письменных приемов сложения и вычитания двузначных чисел....