Рабочая программа по арифметике 6 класс с ТМНР
рабочая программа по математике на тему

Хандажапова Сэсэг Баторовна

Рабочая программа по арифметике 6 класс с ТМНР. Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями И.М. Бгажноковой по обучению и воспитанию детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Рассмотрена на заседании МО учителей средних и старших классов 29.08.16 г., согласована заместителем директора по УВР 29.08.16г., утверждена директором ОУ Позывайловой М.Л. 31.08.16г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arifmetika_6_g_klass.docx81.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение г.Москвы

 « Школа №2124 «Центр развития и коррекции»СП-30»

РАССМОТРЕНО на заседании

МО учителей …………………...

протокол № ………

«____»______________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________________ Л.Л.Рыжих

«____»______________20___г.

Рабочая программа

Название предмета: Арифметика.

Класс: 6

Учебный год: 2016-2017

Общее кол-во часов: 102 ч., кол-во часов в неделю: 3;

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_____________________

«____»__________20__г.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

по предмету «Арифметика» (6 класс)

  Рабочая программа по учебному предмету «Арифметика» образовательной области «Математические представления, основы арифметики» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году).

Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями И.М. Бгажноковой по обучению и воспитанию детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Рассмотрена на заседании МО учителей средних и старших классов 29.08.16 г., согласована заместителем директора по УВР 29.08.16г., утверждена директором ОУ Рыжих Л.Л. 31.08.16г.

Цели программы обучения:  

- Формирование у учащихся элементарных математических представлений и  умение применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов и конкретных задач.

При изучении курса используются учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ на 2016- 2017 учебный год для специальных коррекционных школ VIII вида.

В реализации курса используются педагогические технологии:

- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);

- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);

- элементы альтернативных технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы:

1-й уровень (с направляющей помощью учителя).

предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • Цифровой ряд 1-18
  • Название геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.
  • Название основных цветов + белый
  • Название «прямая линия», «отрезок»
  • Название времен года: зима, весна, лето, осень
  • Название частей суток: утро, день, вечер, ночь
  • Называние выходных дней недели, первого дня после выходного, по возможности, остальные дни недели.
  • Название монет достоинством 5 коп., 10 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб. , 10 руб.
  • Название меры массы килограмм;
  • Название меры емкости литр.
  • Название меры длины «сантиметр»

К концу года предполагается, что дети должны уметь:

  • выделять от одного до пяти-десяти предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;
  • узнавать цифры 1-18 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;
  • писать цифры 1-18 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно (с поддержкой руки);
  • называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов;
  • понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании множеств и соотнесении предметов по величине;
  • решать задачи-драматизации и задачи-иллюстрации на сложение и вычитание, используя наглядный материал;
  • использовать счетные навыки в процессе практической деятельности (мелкие покупки, накрывание на стол по количеству гостей и т. п.), в игровой деятельности (в сюжетно-ролевых и сюжетно-дидактических играх с бытовым сюжетом);
  • проводить по линейке прямую линию;
  • строить отрезок, соединяя две точки по линейке;
  • выделять по подобию, по словесной инструкции признаки цвета (красный, желтый, зеленый, синий и белый);
  • фигуры  (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник); величины (большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, тяжелый, легкий) в предметах (задания типа: «Найди такой же...»);
  • осуществлять выбор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении;
  • производить объединение фигур в группы по форме (круги, квадраты, треугольники и прямоугольники);
  • определять достоинство монет — 5 коп., 10 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб. , 10 руб..
  • соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;
  • перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно
  • производить простейшие действия по перемещению предметов вперед, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;
  • узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времена года (лето, зима, осень, весна) и части суток (утро, день, вечер, ночь).
  • Показывать на календаре сегодняшнюю дату.

2-й уровень (с помощью и под контролем учителя).

Предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • Цифровой ряд 1-10
  • Название геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник
  • Название основных цветов
  • Название времен года: зима, весна, лето, осень
  • Название день, ночь
  • Называние выходных дней недели, первого дня после выходного
  • Название монет достоинством 1 руб., 2 руб., 5 руб. , 10 руб.
  • Название меры емкости литр.
  • Название меры длины «сантиметр»

К концу года предполагается, что дети должны уметь

  • выделять от одного до пяти-семи предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию действиям взрослого;
  • узнавать цифры 1-10 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;
  • писать цифры 1-10 по обводкам (с помощью и с поддержкой руки);
  • называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов;
  • понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании множеств и соотнесении предметов по величине;
  • решать задачи-драматизации и задачи-иллюстрации на сложение и вычитание, используя наглядный материал в пределах пяти-семи с помощью учителя;
  • использовать счетные навыки в процессе практической деятельности (мелкие покупки, накрывание на стол по количеству гостей и т. п.), в игровой деятельности (в сюжетно-ролевых и сюжетно-дидактических играх с бытовым сюжетом);
  • проводить по линейке прямую линию;
  • строить отрезок, соединяя две точки по линейке;
  • выделять по подобию, по словесной инструкции признаки цвета (красный, желтый, зеленый, синий и белый);
  • фигуры  (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник); величины (большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, тяжелый, легкий) в предметах (задания типа: «Найди такой же...»);
  • осуществлять выбор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении;
  • производить объединение фигур в группы по форме (круги, квадраты, треугольники и прямоугольники);
  • определять достоинство монет —1 руб., 2 руб., 5 руб. , 10 руб..
  • соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;
  • -перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно
  • производить простейшие действия по перемещению предметов вперед, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого,
  • узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времена года (лето, зима, осень, весна) и части суток (день, вечер).
  • Показывать на календаре сегодняшнюю дату.

3 уровень (с максимальной помощью учителя).

Предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • Цифровой ряд 1-5
  • Название геометрических фигур: круг, квадрат,
  • Название цветов: красный, желтый
  • Название времен года: зима, лето
  • Название частей суток: день, ночь
  • Название монет достоинством 1 руб., 2 руб., 5 руб.

К концу года предполагается, что дети должны уметь

  • выделять от одного до пяти предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;
  • узнавать цифры 1-5 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;
  • писать цифры 1-5 по трафаретам, по опорным точкам (с помощью);
  • называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности;
  • понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании множеств в пределах 5-10 и соотнесении предметов по величине;
  • проводить по линейке прямую линию;
  • выделять по подобию, по словесной инструкции признаки цвета (красный, желтый);
  • фигуры (квадрат, круг,); величины (большой, маленький,) в предметах (задания типа: «Найди такой же...»);
  • осуществлять выбор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по подражанию действиям педагога
  • производить объединение фигур в группы по форме (круги, квадраты);
  • определять достоинство монет —1 руб., 2 руб.
  • перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, производить простейшие действия по перемещению предметов вперед, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого;
  • узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времена года (лето, зима) и части суток (день, ночь).

Промежуточная и итоговая  аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Предметом текущей аттестации является выполнение контрольной работы (теста, практической работы, наблюдение за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения) по учебной дисциплине.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является  посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности.

Пояснительная записка

  Рабочая программа по учебному предмету «Арифметика» образовательной области «Математические представления, основы арифметики» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана на 102 часов (исходя из 34 учебных недель в году, 3 часа в неделю) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе программы И.М.Бгажноковой 0-4 кл., 2007 г.,  изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.

         Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, основная цель которого – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе, формирование у учащихся элементарных математических представлений и  умение применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов и конкретных задач.

Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, математика решает следующие задачи:

  • Формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
  • Максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
  • Воспитание у школьников целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.

Пропедевтика

Представления о величине: большой – маленький (больше - меньше, одинаковые (равные) по величине). Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий (выше – ниже, одинаковые (равные) по высоте), широкий – узкий (шире – уже, одинаковые (равные) по толщине), глубокий – мелкий (глубже – мельче, одинаковые (равные) по глубине). Сравнение по величине и размеру 2-4 предметов.

Представления о массе: тяжелый – легкий (тяжелее – легче, одинаковые (равные) по тяжести, такой же тяжести). Сравнение по массе 2 – 4 предметов.

Количественные представления: мало, много, столько же, несколько, немного, одинаковое количество (поровну). Изменение количества (на примере работы с предметами, сыпучими и жидкими веществами) Сравнение количества предметов путем установления взаимно-однозначного соответствия: больше, меньше; одинаковое, равное количество; столько же, лишние, недостающие предметы.

Временные представления. Времена года: зима, весна, лето, осень. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Неделя (7 суток), дни недели. Вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно, быстро, медленно, рано, поздно.

Возраст: молодой – старый (моложе – старше)

Пространственные представления: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, далеко – близко , рядом, между, около, в середине (в центре), правый нижний, правый верхний, левый нижний, левый  верхний углы.

Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.

Геометрические материалы: шар, куб, брус, круг. Квадрат, треугольник, прямоугольник. Составление геометрических фигур, разрезанных на несколько частей (по упрощенной схеме). Составление геометрических фигур из четных палочек.

Нумерация

Отрезок числового ряда 1-10, 1-18. Число и цифра 0.

Образование, чтение, запись чисел первого десятка, второго десятка.

Счет в прямой и обратной последовательности, количественный и порядковый в пределах 10, 18. Соотношение количества, числа и цифры. Место  числа в числовом ряду. Число предшествующее (предыдущее), следующее за (последующее). Числа однозначные и двузначные. Единицы, десятки.

Счет по единице,  2, по 3, по 5 в пределах 10, 18.

                Сравнение чисел: Знаки «>», «<», «=».

Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые (15=10+5).

Состав чисел первого десятка, второго десятка. Соотношения: 10 ед.=1 дес., 1 дес.= 10ед. 18 ед.=1 дес. 8 ед.

Единицы измерения и их соотношения

Единицы измерения стоимости: рубль, копейка. Обозначение: 1р., 1к. Монеты: 1р.,  2р., 5р., 10р., 1к., 5к., 10к.; бумажной купюра: 10р. Замена нескольких монет по 1р. (1к.) одной монетой достоинством 2р., 5р., 10р. (5к., 10к.) бумажной купюрой 10р.; размен монет достоинством 2р., 5р., 10р.(5к., 10к.) бумажной купюры 10р. По 1р. (1к.) и другими возможными способами (не более трех монет).

Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр. Обозначения 1 см, 1 дм. Соотношение 1 дм=10 см.

Единицы измерения времени: час, месяц.

Единица измерения массы: килограмм. Обозначение: 1 кг.

Единица измерения емкости: литр. Обозначение: 1 л.

Запись чисел, выраженных одной единицей измерения – стоимости, длины, времени.

Арифметические действия

Сложение и вычитание в пределах 10, в пределах 18 без перехода через разряд. Взаимосвязь сложения и вычитания.

Знаки +, -, =. Таблицы сложения и вычитания.

Называние компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).

Решение примеров на сложение и вычитание, требующих выполнения двух действий (одинаковых и разных).

Действия с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени).

Арифметические задачи

Простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка).

Распознавание условия, вопроса, решения и ответа задачи. Выделение числовых данных в задаче, запись решения. Наименования при записи решения, Формулировка ответа (устно).

Геометрический материал

Точка, прямая и кривая линии, отрезок.

Овал.

Ознакомление с линейкой как чертежным инструментом. Построение произвольной прямой с помощью линейки; изображение точки, кривой линии. Построение прямой через одну и две точки.

Обводка геометрических фигур по контуру, шаблону и трафарету. Штриховка, закрашивание по заданию (в разных направлениях).

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки

Предполагаемые результаты освоения программы:

1-й уровень (с направляющей помощью учителя).

предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • Цифровой ряд 1-18
  • Название геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.
  • Название основных цветов + белый
  • Название «прямая линия», «отрезок»
  • Название времен года: зима, весна, лето, осень
  • Название частей суток: утро, день, вечер, ночь
  • Называние выходных дней недели, первого дня после выходного, по возможности, остальные дни недели.
  • Название монет достоинством 5 коп., 10 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб. , 10 руб.
  • Название меры массы килограмм;
  • Название меры емкости литр.
  • Название меры длины «сантиметр»

К концу года предполагается, что дети должны уметь:

  • выделять от одного до пяти-десяти предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;
  • узнавать цифры 1-18 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;
  • писать цифры 1-18 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно (с поддержкой руки);
  • называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов;
  • понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании множеств и соотнесении предметов по величине;
  • решать задачи-драматизации и задачи-иллюстрации на сложение и вычитание, используя наглядный материал;
  • использовать счетные навыки в процессе практической деятельности (мелкие покупки, накрывание на стол по количеству гостей и т. п.), в игровой деятельности (в сюжетно-ролевых и сюжетно-дидактических играх с бытовым сюжетом);
  • проводить по линейке прямую линию;
  • строить отрезок, соединяя две точки по линейке;
  • выделять по подобию, по словесной инструкции признаки цвета (красный, желтый, зеленый, синий и белый);
  • фигуры  (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник); величины (большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, тяжелый, легкий) в предметах (задания типа: «Найди такой же...»);
  • осуществлять выбор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении;
  • производить объединение фигур в группы по форме (круги, квадраты, треугольники и прямоугольники);
  • определять достоинство монет — 5 коп., 10 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб. , 10 руб..
  • соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;
  • перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно
  • производить простейшие действия по перемещению предметов вперед, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;
  • узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времена года (лето, зима, осень, весна) и части суток (утро, день, вечер, ночь).
  • Показывать на календаре сегодняшнюю дату.

2-й уровень (с помощью и под контролем учителя).

Предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • Цифровой ряд 1-10
  • Название геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник
  • Название основных цветов
  • Название времен года: зима, весна, лето, осень
  • Название день, ночь
  • Называние выходных дней недели, первого дня после выходного
  • Название монет достоинством 1 руб., 2 руб., 5 руб. , 10 руб.
  • Название меры емкости литр.
  • Название меры длины «сантиметр»

К концу года предполагается, что дети должны уметь

  • выделять от одного до пяти-семи предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию действиям взрослого;
  • узнавать цифры 1-10 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;
  • писать цифры 1-10 по обводкам (с помощью и с поддержкой руки);
  • называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов;
  • понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании множеств и соотнесении предметов по величине;
  • решать задачи-драматизации и задачи-иллюстрации на сложение и вычитание, используя наглядный материал в пределах пяти-семи с помощью учителя;
  • использовать счетные навыки в процессе практической деятельности (мелкие покупки, накрывание на стол по количеству гостей и т. п.), в игровой деятельности (в сюжетно-ролевых и сюжетно-дидактических играх с бытовым сюжетом);
  • проводить по линейке прямую линию;
  • строить отрезок, соединяя две точки по линейке;
  • выделять по подобию, по словесной инструкции признаки цвета (красный, желтый, зеленый, синий и белый);
  • фигуры  (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник); величины (большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, тяжелый, легкий) в предметах (задания типа: «Найди такой же...»);
  • осуществлять выбор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении;
  • производить объединение фигур в группы по форме (круги, квадраты, треугольники и прямоугольники);
  • определять достоинство монет —1 руб., 2 руб., 5 руб. , 10 руб..
  • соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;
  • -перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно
  • производить простейшие действия по перемещению предметов вперед, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого,
  • узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времена года (лето, зима, осень, весна) и части суток (день, вечер).
  • Показывать на календаре сегодняшнюю дату.

3 уровень (с максимальной помощью учителя).

Предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • Цифровой ряд 1-5
  • Название геометрических фигур: круг, квадрат,
  • Название цветов: красный, желтый
  • Название времен года: зима, лето
  • Название частей суток: день, ночь
  • Название монет достоинством 1 руб., 2 руб., 5 руб.

К концу года предполагается, что дети должны уметь

  • выделять от одного до пяти предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;
  • узнавать цифры 1-5 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;
  • писать цифры 1-5 по трафаретам, по опорным точкам (с помощью);
  • называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности;
  • понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании множеств в пределах 5-10 и соотнесении предметов по величине;
  • проводить по линейке прямую линию;
  • выделять по подобию, по словесной инструкции признаки цвета (красный, желтый);
  • фигуры (квадрат, круг,); величины (большой, маленький,) в предметах (задания типа: «Найди такой же...»);
  • осуществлять выбор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по подражанию действиям педагога
  • производить объединение фигур в группы по форме (круги, квадраты);
  • определять достоинство монет —1 руб., 2 руб.
  • перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, производить простейшие действия по перемещению предметов вперед, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого;
  • узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времена года (лето, зима) и части суток (день, ночь).

   

Методическое обеспечение программы.

Доска, разноцветный мел.

Счетный материал.

Карточки с цифрами.

Касса цифр.

Прописи.

Счетный материал .

Предметы, различные величине, форме, массе.

Счетные палочки.

Картинки (изображение предметов по темам).

Набор цифр от 0 до 9.

Плакаты с цифрами

Таблицы «сложение и вычитание в пределах 10»

Геометрическое лото

Набор геометрических фигур

Набор геометрических форм

Ленты, полоски, бусины.

Природный материал.

Муляжи фруктов и овощей.

Предметы разной геометрической формы.

Сенсорный материал (формы).

Игрушки.

Линейка

Учебник:

  1. Алышева Т.В. Математика 1 кл., 1, 2 часть, Москва, «Просвещение», 2011
  2. Алышева Т.В. Математика 1 кл., 1, 2 часть, рабочая тетрадь, Москва, «Просвещение», 2014

В зависимости от задач, стоящих перед учителем, можно использовать любое другое оборудование и материалы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

1 четверть

1

Числовой ряд 1-7.

- повторить числовой ряд 1,2, 3,4, 5, 6, 7

- считать до 7.

- соотнесение цифры с количеством

- сравнение групп предметов, сравнение чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6,7

- учить откладывать на счетах, на числовом луче цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 их сравнение.

Составление числового ряда с помощью карточек, написание цифр, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение чисел, накладывание на образец, выкладывание последующих и предыдущих чисел, определение места числа в числовом ряду. Сравнение чисел, предметов. Счет прямой и обратный в пределах 7.

Решение примеров и задач в пределах 7. Сравнение предметов, чисел в пределах 7.

Выполнение заданий в учебнике, работа в тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических счетных материалов, учебник.

1

Сутки, неделя.

Расширить и систематизировать знания о сутках как, смене частей суток.  Расширить и систематизировать знания о неделе как, порядке следования дней.

Учить называть выходные дни недели, первый день после выходных

Выстраивание временных последовательностей с помощью картинок. Определение времени суток на иллюстрации. Коллективное составление режима дня.

Просмотр презентации «Дни недели».

Работа с рабочей тетрадью.

Картинки, иллюстрации, презентация, карточки с числами, рабочая тетрадь, учебник

1

Числовой ряд 1-10. Решение примеров и задач.

- повторить числовой ряд 1-10

- считать до 10.

- соотнесение цифры с количеством

- сравнение групп предметов, сравнение чисел 10,

- учить откладывать на счетах, на числовом луче цифры 1-10 их сравнение.

Составление числового ряда с помощью карточек, написание цифр, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение чисел, накладывание на образец, выкладывание последующих и предыдущих чисел, определение места числа в числовом ряду. Сравнение чисел, предметов. Счет прямой и обратный в пределах 10.

Решение примеров и задач в пределах 10. Сравнение предметов, чисел в пределах 10.

Выполнение заданий в учебнике, работа в тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических счетных материалов, учебник.

1

Числовой ряд 1-15. Решение примеров и задач.

- повторить числовой ряд 1-15

- считать до 15.

- соотнесение цифры с количеством

- сравнение групп предметов, сравнение чисел 1-15

- учить откладывать на счетах, на числовом луче цифры 1-15  их сравнение.

Составление числового ряда с помощью карточек, написание цифр, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение чисел, накладывание на образец, выкладывание последующих и предыдущих чисел, определение места числа в числовом ряду. Сравнение чисел, предметов. Счет прямой и обратный в пределах 15.

Решение примеров и задач в пределах 15. Сравнение предметов, чисел в пределах 15.

Выполнение заданий в учебнике, работа в тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических счетных материалов, учебник.

1

Числовой ряд 1-10, 1-15.

Проверка уровня знаний учащихся

Контрольная работа.

Текст контрольной работы

1

Работа над ошибками.

выявление характерных ошибок, отработка сложных тем

Работа по результатам контрольной работы.

Текст контрольной работы

1

Количество.

Повторение.

Продолжить формирование количественных представлений

Определение количества предметов (натуральных и на иллюстрации): мало, много, несколько, немного, поровну. Определение изменения количества предметов, сыпучих и жидких веществ. Сравнение количества предметов: больше, меньше; одинаковое, равное количество; столько же, лишние, недостающие предметы. Выполнение заданий в учебнике.

Натуральные предметы, учебник, иллюстрации, крупа, вода

2

Решение примеров и задач в пределах 2-5-7-10 с помощью калькулятора

- учить включать и выключать калькулятор,

-учить узнавать цифры от 1 до 10 на калькуляторе;

-учить вводить числа на калькуляторе;

-учить читать введенные числа

-учить находить знаки: +, -, =;

-учить производить простейшие вычисления на калькуляторе

Включение и выключение калькулятора

Называние цифр на калькуляторе

Введение чисел на калькуляторе.

Чтение введенных чисел.

Введение знаков: +,-, =

Чтение знаков: +, -, =

Простейшие вычисления на калькуляторе

Калькулятор, счетный материал, магнитные цифры

1

Состав числа 3,4,5. Решение примеров и задач.

- повторить числовой ряд 1,2, 3,4,5.

- считать до 5

- соотнесение цифры с количеством

- сравнение групп предметов, сравнение чисел 1, 2, 3, 4,5.

- учить откладывать на числовом луче  цифры 1, 2, 3, 4,5 и их сравнивать.

Составление числового ряда с помощью карточек, написание цифр, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение чисел, накладывание на образец, выкладывание последующих и предыдущих чисел, определение места числа в числовом ряду. Сравнение чисел, предметов. Счет прямой и обратный в пределах 5.

Решение примеров и задач : + 1, -1, - 2, +2, -3, +3.

Выполнение заданий в учебнике, работа в тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических счетных материалов, учебник.

1

Состав числа 6.

Решение примеров типа 1+5=6

- Повторить образование числа 6

- повторить состав числа 6

- учить соотносить количество и число

- учить записывать пример 5+1=6

- учить откладывать на числовом луче цифры от 1 до 6, их сравнивать.

Составление числового ряда с помощью карточек, написание цифр, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение чисел, накладывание на образец, выкладывание последующих и предыдущих чисел, определение места числа в числовом ряду. Сравнение чисел, предметов. Счет прямой и обратный в пределах 6. Составление записи 5+1=6, работа с «числовыми домиками»,  заучивание «места» знаков +, =.

Решение примеров и задач в пределах 6. Выполнение заданий в учебнике, работа в тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических счетных материалов,  учебник.

1

Состав числа 7.

Решение примеров типа 1+6=7

- Повторить образование числа 7

- повторить состав числа 7

- учить соотносить количество и число

- учить записывать пример 6+1=7

- учить откладывать на числовом луче цифры от 1 до 7, их сравнивать.

Составление числового ряда с помощью карточек, написание цифр, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение чисел, накладывание на образец, выкладывание последующих и предыдущих чисел, определение места числа в числовом ряду. Сравнение чисел, предметов. Счет прямой и обратный в пределах 7. Составление записи 6+1=7, работа с «числовыми домиками»,  заучивание «места» знаков +, =.

Решение примеров и задач в пределах 7. Выполнение заданий в учебнике, работа в тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических счетных материалов,  учебник.

1

Состав числа 8.

Решение примеров типа 1+7=8

- Повторить образование числа 8

- повторить состав числа 8

- учить соотносить количество и число

- учить записывать пример 7+1=8

- учить откладывать на числовом луче цифры от 1 до 8, их сравнивать.

Составление числового ряда с помощью карточек, написание цифр, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение чисел, накладывание на образец, выкладывание последующих и предыдущих чисел, определение места числа в числовом ряду. Сравнение чисел, предметов. Счет прямой и обратный в пределах 8. Составление записи 7+1=8, работа с «числовыми домиками»,  заучивание «места» знаков +, =.

Решение примеров и задач в пределах 8. Выполнение заданий в учебнике, работа в тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических счетных материалов,  учебник.

1

Состав числа 9.

Решение примеров типа 1+8=9

- Повторить образование числа 9

- повторить состав числа 9

- учить соотносить количество и число

- учить записывать пример 8+1=9

- учить откладывать на числовом луче цифры от 1 до 9, их сравнивать.

Составление числового ряда с помощью карточек, написание цифр, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение чисел, накладывание на образец, выкладывание последующих и предыдущих чисел, определение места числа в числовом ряду. Сравнение чисел, предметов. Счет прямой и обратный в пределах 9. Составление записи 8+1=9, работа с «числовыми домиками»,  заучивание «места» знаков +, =.

Решение примеров и задач в пределах 9. Выполнение заданий в учебнике, работа в тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических счетных материалов,  учебник.

1

Число и цифра 0.

- повторить число и цифру 0

- повторить понятие «ноль»

- повторить графическое изображением цифры 0

- учить соотносить количество и число

- показ цифры 0, презентация

- нахождение ее среди других цифр,

- выкладывание цифры 0 с помощью фасоли, письмо цифры на манке,

- соотнесение цифры и количества предметов,

- работа в тетрадях.

Предметные картинки, счетный материал

1

Десяток. Состав числа 10.

Решение примеров типа 1+9=10

Повторить число и цифру 10, нумерацию от 1 до 10; повторить состав числа 10, отработать умение решать примеры и простые задачи

Образование и состав числа 10. Написание числа, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение числа, выкладывание числового ряда,   выкладывание последующих и предыдущих чисел. Определение места числа в числовом ряду. Работа с числовой лестницей.

Сравнение чисел, предметов. Счет прямой и обратный в пределах 10. Счет количественный и порядковый.

Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь

2

Решение примеров и задач в пределах 10.

- повторить числовой ряд 1-10

- считать до 10.

- соотнесение цифры с количеством

- сравнение групп предметов, сравнение чисел 10,

- учить откладывать на счетах, на числовом луче цифры 1-10 их сравнение.

Составление числового ряда с помощью карточек, написание цифр, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение чисел, накладывание на образец, выкладывание последующих и предыдущих чисел, определение места числа в числовом ряду. Сравнение чисел, предметов. Счет прямой и обратный в пределах 10.

Решение примеров и задач в пределах 10. Сравнение предметов, чисел в пределах 10.

Выполнение заданий в учебнике, работа в тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических счетных материалов, учебник.

1

Геометрические фигуры.

Повторение.

Повторить основные геометрические фигуры

Устный счет (прямой и обратный) в пределах 10.

Нахождение заданной фигуры, предметов в классе, похожих на круг, квадрат, треугольник, овал. Рисование фигур по шаблону. Составление геометрических фигур, разрезанных на несколько частей. Составление геометрических фигур из счетных палочек.

Учебник, образцы геометрических фигур, счетные палочки

1

Овал.

Повторить  понятие круг, овал, шар,

Научить различать овал от круга и шара.

Научить находить предметы похожие на овал.

Задания на нахождение предметов похожие на овал, круг, шар.

Геометрические фигуры, картинки,

1

Контрольная работа. Арифметические действия в пределах 10.

Проверить усвоение счёта в пределах числового ряда 1-10, умение решать примеры и простые задачи.

Контрольная работа.

Текст контрольной работы

1

Работа над ошибками контрольной работы.

выявление характерных ошибок, отработка сложных тем

Работа по результатам контрольной работы.

Текст контрольной работы

2

Решение примеров и задач в пределах 10.

- повторить числовой ряд 1-10

- считать до 10.

- соотнесение цифры с количеством

- сравнение групп предметов, сравнение чисел 10,

- учить откладывать на счетах, на числовом луче цифры 1-10 их сравнение.

Составление числового ряда с помощью карточек, написание цифр, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение чисел, накладывание на образец, выкладывание последующих и предыдущих чисел, определение места числа в числовом ряду. Сравнение чисел, предметов. Счет прямой и обратный в пределах 10.

Решение примеров и задач в пределах 10. Сравнение предметов, чисел в пределах 10.

Выполнение заданий в учебнике, работа в тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических счетных материалов, учебник.

2 четверть

1

Сутки, неделя.

Повторить, расширить и систематизировать знания о понятии «сутки», смене частей суток, понятии «неделя», порядке следования дней

Временные понятия: утро, день, вечер, ночь - сутки (повторение).  Временное понятие: «неделя». Число дней, их последовательность.

Выстраивание временных последовательностей с помощью картинок. Определение времени суток на иллюстрации. Коллективное составление режима дня.

Просмотр презентации «Дни недели».

Игра «Угадай-ка» (порядковый номер дня недели). Работа с учебником, рабочей тетрадью.

Картинки, иллюстрации, презентация, карточки с числами, рабочая тетрадь, учебник

1

Сравнение чисел.

Учить сравнивать числа. Повторить знаки сравнения:  >,<,=.

Устный счет 1-10 (прямой и обратный).

Количественный и порядковый счет.

Сравнение групп предметов. Знаки >,<,=.

Упражнения по сравнению чисел: больше, меньше, равно. Запись.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки.

1

Точка, линия. Построение прямой линии.

систематизировать представления о точке, линии,

учить отображать точку на листе бумаги, строить прямую линию с помощью линейки, проводить прямую линию

Нахождение на рисунке точек, линий. Виды линий. Определение вида линий. Зарисовка точек, линий на доске,  в тетради.

Рисунки с точками, линиями, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник

1

Отрезок.

Познакомить с понятием «отрезок», линейкой как чертежным инструментом.

повторить числовой ряд 1-10;

отработать количественный и порядковый счет.

Построение  произвольных прямых с помощью линейки. Построение отрезков. Сравнение прямой и отрезка. Построение заданных отрезков.

Определение количества предметов на рисунке. Составление числового ряда, пересчёт предметов по заданию учителя, нахождение на картинках группы предметов заданного количества. Показ, чтение, запись чисел от 1 до 10

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с образцами написания цифр,

счетные палочки, раздаточный материал для устного счета,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации

2

Построение треугольника, квадрата, прямоугольника

Закрепить знание основных геометрических фигур.

Научить строить геометрический фигуры.

Узнавание и называние геометрических фигур. Нахождение геометрических фигур в рисунках. Обводка геометрических фигур по контуру, шаблону, трафарету. Штриховка (закрашивание) по заданию (в разных направлениях). Работа с учебником.

Геометрические фигуры, учебник, трафареты, шаблоны

1

Мера длины –сантиметр.

Числовой ряд 1-10

Познакомить  с понятием мера длины - сантиметр, учить находить и чертить сантиметр.

Рассматривание, сравнивание  меры длины – сантиметр на линейке, запись обозначений (см.). Сравнение сантиметра разной длины. Решение примеров с именованными числами на сложение. Работа с учебником.

Плакат по теме, учебник, рабочая тетрадь

1

Мера стоимости

Числовой ряд 1-10.

расширить представление о мерах стоимости, учить выполнять размен

Рассматривание, сравнивание  монет, запись обозначений (р., к.). Сравнение количества монет, денежного эквивалента. Замена нескольких монет одной, размен монеты. Решение примеров с именованными числами на сложение. Работа с учебником.

Монеты, плакат по теме, учебник, рабочая тетрадь

1

Мера массы – килограмм.

Числовой ряд 1-10.

Повторить понятие мера массы - килограмм, учить находить и сравнивать килограммы.

Рассматривание, сравнивание  меры  массы – килограмм  на рисунке, на весах, запись обозначений (кг.). Сравнение килограмма разной тяжести. Решение примеров с именованными числами на сложение. Работа с учебником.

Плакат по теме, учебник, рабочая тетрадь

1

Мера емкости – литр.

Числовой ряд 1-10.

Повторить с понятие мера емкости - литр, учить определять литр, сравнивать разные емкости.

Рассматривание, сравнивание  меры емкости – литр в разных емкостях, запись обозначений (л.). Сравнение литра. Решение примеров с именованными числами на сложение. Работа с учебником.

Плакат по теме, учебник, рабочая тетрадь

2

Число 11. Образование числа 11.

Числовой ряд 1-11. Решение примеров и задач.

Повторить образование числа 11,

учить читать и записывать число 11

Образование числа 11. Написание числа, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение числа, выкладывание числового ряда,   выкладывание последующих и предыдущих чисел. Определение места числа в числовом ряду.

 Счет прямой и обратный в пределах 11. Счет количественный и порядковый.

Решение примеров.

Решение простых задач.

Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

иллюстрации задач,

счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических карточек, учебник, рабочая тетрадь

2

Число 12. Образование числа 12.

Числовой ряд 1-12. Решение примеров и задач.

Повторить образование числа 12,

учить читать и записывать число 12

Образование числа 12. Написание числа, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение числа, выкладывание числового ряда,   выкладывание последующих и предыдущих чисел. Определение места числа в числовом ряду. Разложение на разрядные слагаемые.

 Счет прямой и обратный в пределах 12. Счет количественный и порядковый.

Решение примеров.

Решение простых задач.

Выполнение заданий в учебнике.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

иллюстрации задач,

счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических карточек, учебник

2

Число 13. Образование числа 13.

Числовой ряд 1-13. Решение примеров и задач.

Повторить образование числа 13,

учить читать и записывать число 13

Образование числа 13. Написание числа, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение числа, выкладывание числового ряда,   выкладывание последующих и предыдущих чисел. Определение места числа в числовом ряду. Разложение на разрядные слагаемые.

 Счет прямой и обратный в пределах 13. Счет количественный и порядковый.

Решение примеров.

Решение простых задач.

Выполнение заданий в учебнике.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

иллюстрации задач,

счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических карточек, учебник

1

Контрольная работа. Арифметические действия в пределах 13.

Проверить усвоение счёта в пределах числового ряда 1-13, умение решать примеры и простые задачи.

Контрольная работа.

Текст контрольной работы

1

Работа над ошибками контрольной работы.

выявление характерных ошибок, отработка сложных тем

Работа по результатам контрольной работы.

Текст контрольной работы

3

Решение примеров и задач в пределах 13.

- повторить числовой ряд 1-13

- считать до 13.

- соотнесение цифры с количеством

- сравнение групп предметов, сравнение чисел 1-13

- учить откладывать на счетах, на числовом луче цифры 1-13 их сравнение.

Составление числового ряда с помощью карточек, написание цифр, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение чисел, накладывание на образец, выкладывание последующих и предыдущих чисел, определение места числа в числовом ряду. Сравнение чисел, предметов. Счет прямой и обратный в пределах 13.

Решение примеров и задач в пределах 13. Сравнение предметов, чисел в пределах 13.

Выполнение заданий в учебнике, работа в тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических счетных материалов, учебник.

3 четверть

1

Повторение. Числовой ряд 1-10. Решение примеров и задач.

- повторить числовой ряд 1-10

- считать до 10.

Составление числового ряда с помощью карточек, написание цифр, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение чисел, накладывание на образец, выкладывание последующих и предыдущих чисел, определение места числа в числовом ряду. Выполнение заданий в учебнике, работа в тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки,

тетрадь, учебник.

1

Число 11.

Числовой ряд 1-11.

Повторить образование числа 11,

учить читать и записывать число 11

Образование числа 11. Написание числа, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение числа, выкладывание числового ряда,   выкладывание последующих и предыдущих чисел. Определение места числа в числовом ряду.

 Счет прямой и обратный в пределах 11. Счет количественный и порядковый.

Решение примеров.

Решение простых задач.

Выполнение заданий в учебнике, рабочей тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

иллюстрации задач,

счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических карточек, учебник, рабочая тетрадь

1

Число 12. Образование числа 12.

Числовой ряд 1-12. Решение примеров и задач.

Повторить образование числа 12,

учить читать и записывать число 12

Образование числа 12. Написание числа, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение числа, выкладывание числового ряда,   выкладывание последующих и предыдущих чисел. Определение места числа в числовом ряду. Разложение на разрядные слагаемые.

 Счет прямой и обратный в пределах 12. Счет количественный и порядковый.

Решение примеров.

Решение простых задач.

Выполнение заданий в учебнике.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

иллюстрации задач,

счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических карточек, учебник

2

Число 13. Образование числа 13.

Числовой ряд 1-13. Решение примеров и задач.

Повторить образование числа 13,

учить читать и записывать число 13

Образование числа 13. Написание числа, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение числа, выкладывание числового ряда,   выкладывание последующих и предыдущих чисел. Определение места числа в числовом ряду. Разложение на разрядные слагаемые.

 Счет прямой и обратный в пределах 13. Счет количественный и порядковый.

Решение примеров.

Решение простых задач.

Выполнение заданий в учебнике.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

иллюстрации задач,

счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических карточек, учебник

3

Число 14.

Числовой ряд 1-14. Решение примеров и задач.

Повторить образование числа 14;

 учить читать и записывать число 14

Образование числа 14. Написание числа, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение числа, выкладывание числового ряда,   выкладывание последующих и предыдущих чисел. Определение места числа в числовом ряду. Разложение на разрядные слагаемые.

 Счет прямой и обратный в пределах 14. Счет количественный и порядковый.

Решение примеров.

Решение простых задач.

Выполнение заданий в учебнике.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

иллюстрации задач,

счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических карточек, учебник

4

Число 15.

Числовой ряд 1-15. Решение примеров и задач.

Повторить образование числа 15;

 учить читать и записывать число 15.

Образование числа 15. Написание числа, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение числа, выкладывание числового ряда,   выкладывание последующих и предыдущих чисел. Определение места числа в числовом ряду. Разложение на разрядные слагаемые.

 Счет прямой и обратный в пределах 15. Счет количественный и порядковый.

Решение примеров.

Решение простых задач.

Выполнение заданий в учебнике.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

иллюстрации задач,

счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических карточек, учебник

4

Число 16.

Числовой ряд 1-16. Решение примеров и задач.

Познакомить с числом 16, его образованием; учить читать и записывать число 16.

Образование числа 16. Написание числа, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение числа, выкладывание числового ряда,   выкладывание последующих и предыдущих чисел. Определение места числа в числовом ряду. Разложение на разрядные слагаемые.

 Счет прямой и обратный в пределах 16. Счет количественный и порядковый.

Решение примеров.

Решение простых задач.

Выполнение заданий в учебнике.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

иллюстрации задач,

счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических карточек, учебник

4

Число 17.

Числовой ряд 1-17. Решение примеров и задач.

Познакомить с числом 17, его образованием; учить читать и записывать число 17.

Образование числа 17. Написание числа, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение числа, выкладывание числового ряда,   выкладывание последующих и предыдущих чисел. Определение места числа в числовом ряду. Разложение на разрядные слагаемые.

 Счет прямой и обратный в пределах 17. Счет количественный и порядковый.

Решение примеров.

Решение простых задач.

Выполнение заданий в учебнике.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

иллюстрации задач,

счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических карточек, учебник

4

Число 18.

Числовой ряд 1-18. Решение примеров и задач.

Познакомить с числом 18, его образованием; учить читать и записывать число 18.

Образование числа 18. Написание числа, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение числа, выкладывание числового ряда,   выкладывание последующих и предыдущих чисел. Определение места числа в числовом ряду. Разложение на разрядные слагаемые.

 Счет прямой и обратный в пределах 18. Счет количественный и порядковый.

Решение примеров.

Решение простых задач.

Выполнение заданий в учебнике.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

иллюстрации задач,

счетные палочки, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических карточек, учебник

3

Числовой ряд 1-18. Решение примеров и задач.

- повторить числовой ряд 1-18

- считать до 18.

- соотнесение цифры с количеством

- сравнение групп предметов, сравнение чисел 1-18

- учить откладывать на счетах, на числовом луче цифры 1-18 их сравнение.

Составление числового ряда с помощью карточек, написание цифр, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение чисел, накладывание на образец, выкладывание последующих и предыдущих чисел, определение места числа в числовом ряду. Сравнение чисел, предметов. Счет прямой и обратный в пределах 18.

Решение примеров и задач в пределах 18. Сравнение предметов, чисел в пределах 18.

Выполнение заданий в учебнике, работа в тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических счетных материалов, учебник.

1

Контрольная работа. Арифметические действия в пределах 18.

Проверить усвоение счёта в пределах числового ряда 1-18, умение решать примеры и простые задачи.

Контрольная работа.

Текст контрольной работы

1

Работа над ошибками контрольной работы.

выявление характерных ошибок, отработка сложных тем

Работа по результатам контрольной работы.

Текст контрольной работы

3

Числовой ряд 1-18. Решение примеров и задач.

- повторить числовой ряд 1-18

- считать до 18.

- соотнесение цифры с количеством

- сравнение групп предметов, сравнение чисел 1-18

- учить откладывать на счетах, на числовом луче цифры 1-18 их сравнение.

Составление числового ряда с помощью карточек, написание цифр, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение чисел, накладывание на образец, выкладывание последующих и предыдущих чисел, определение места числа в числовом ряду. Сравнение чисел, предметов. Счет прямой и обратный в пределах 18.

Решение примеров и задач в пределах 18. Сравнение предметов, чисел в пределах 18.

Выполнение заданий в учебнике, работа в тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических счетных материалов, учебник.

4 четверть

1

Повторение. Десяток. Решение примеров и задач.

- повторить числовой ряд 1-10

- считать до 10.

Составление числового ряда с помощью карточек, написание цифр, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение чисел, накладывание на образец, выкладывание последующих и предыдущих чисел, определение места числа в числовом ряду. Выполнение заданий в учебнике, работа в тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки,

тетрадь, учебник.

2

Числовой ряд 1-18. Решение примеров и задач.

- повторить числовой ряд 1-18

- считать до 18.

- соотнесение цифры с количеством

- сравнение групп предметов, сравнение чисел 1-18

- учить откладывать на счетах, на числовом луче цифры 1-18 их сравнение.

Составление числового ряда с помощью карточек, написание цифр, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение чисел, накладывание на образец, выкладывание последующих и предыдущих чисел, определение места числа в числовом ряду. Сравнение чисел, предметов. Счет прямой и обратный в пределах 18.

Решение примеров и задач в пределах 18. Сравнение предметов, чисел в пределах 18.

Выполнение заданий в учебнике, работа в тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических счетных материалов, учебник.

1

Повторение. Величина.

Продолжить формирование представлений о величине предметов, повторить основные геометрические фигуры.

Сравнение предметов по размеру. Нахождение на иллюстрации большого (маленького), высокого (низкого), длинного (короткого),  узкого (широкого), толстого (тонкого), равного по величине предмета. Сравнение геометрических фигур по величине и размеру. Составление геометрических фигур из счетных палочек. Рисование фигур по шаблону.

Выполнение заданий в учебнике.

Натуральные предметы, учебник, иллюстрации, геометрические фигуры, счетные палочки.

1

Повторение.

Геометрические фигуры. Круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Повторить основные геометрические фигуры

Устный счет (прямой и обратный) в пределах 5.

Нахождение заданной фигуры, предметов в классе, похожих на круг, квадрат, треугольник, овал. Рисование фигур по шаблону. Составление геометрических фигур, разрезанных на несколько частей. Составление геометрических фигур из счетных палочек.

Определение количества фигур.

Работа с учебником.

Учебник, образцы геометрических фигур, счетные палочки

1

Построение треугольника, квадрата, прямоугольника

Закрепить знание основных геометрических фигур.

Научить строить геометрический фигуры.

Узнавание и называние геометрических фигур. Нахождение геометрических фигур в рисунках. Обводка геометрических фигур по контуру, шаблону, трафарету. Штриховка (закрашивание) по заданию (в разных направлениях). Работа с учебником.

Геометрические фигуры, учебник, трафареты, шаблоны

1

Повторение. Точка, линия. Построение прямой линии.

систематизировать представления о точке, линии,

учить отображать точку на листе бумаги, строить прямую линию с помощью линейки, проводить прямую линию

Нахождение на рисунке точек, линий. Виды линий. Определение вида линий. Зарисовка точек, линий на доске,  в тетради.

Рисунки с точками, линиями, тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник

1

Отрезок.

Повторить  понятие «отрезок»,  проводить линейкой как чертежным инструментом.

отработать количественный и порядковый счет.

Построение  произвольных прямых с помощью линейки. Построение отрезков. Сравнение прямой и отрезка. Построение заданных отрезков.

Определение количества предметов на рисунке. Составление числового ряда, пересчёт предметов по заданию учителя, нахождение на картинках группы предметов заданного количества. Показ, чтение, запись чисел.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с образцами написания цифр,

счетные палочки, раздаточный материал для устного счета,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации

1

Сутки, неделя.

Повторить и систематизировать знания о понятии «сутки», смене частей суток, понятии «неделя», порядке следования дней

Временные понятия: утро, день, вечер, ночь - сутки (повторение).  Временное понятие: «неделя». Число дней, их последовательность.

Выстраивание временных последовательностей с помощью картинок. Определение времени суток на иллюстрации. Коллективное составление режима дня.

Просмотр презентации «Дни недели».

Игра «Угадай-ка» (порядковый номер дня недели). Работа с учебником, рабочей тетрадью.

Картинки, иллюстрации, презентация, карточки с числами, рабочая тетрадь, учебник

1

Сравнение чисел.

Учить сравнивать числа. Познакомить с знаками >,<,=.

Устный счет 1-10 (прямой и обратный).

Количественный и порядковый счет.

Сравнение групп предметов. Знаки >,<,=.

Упражнения по сравнению чисел: больше, меньше, равно. Запись.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических счетных материалов,  учебник.

1

Мера длины –сантиметр.

Повторить понятие мера длины - сантиметр, учить находить и чертить сантиметр.

Рассматривание, сравнивание  меры длины – сантиметр на линейке, запись обозначений (см.). Сравнение сантиметра разной длины. Решение примеров с именованными числами на сложение. Работа с учебником.

Плакат по теме, учебник, рабочая тетрадь

1

Мера стоимости

Числовой ряд 1-15.

Повторить и расширить представление о мерах стоимости, учить выполнять размен

Рассматривание, сравнивание  монет, запись обозначений (р., к.). Сравнение количества монет, денежного эквивалента. Замена нескольких монет одной, размен монеты. Решение примеров с именованными числами на сложение. Работа с учебником.

Монеты, плакат по теме, учебник, рабочая тетрадь

1

Мера массы – килограмм.

Познакомить  с понятием мера массы - килограмм, учить находить и сравнивать килограммы.

Рассматривание, сравнивание  меры  массы – килограмм  на рисунке, на весах, запись обозначений (кг.). Сравнение килограмма разной тяжести. Решение примеров с именованными числами на сложение. Работа с учебником.

Плакат по теме, учебник, рабочая тетрадь

1

Мера емкости – литр.

Повторить понятие мера емкости - литр, учить определять литр, сравнивать разные емкости.

Рассматривание, сравнивание  меры емкости – литр в разных емкостях, запись обозначений (л.). Сравнение литра. Решение примеров с именованными числами на сложение. Работа с учебником.

Плакат по теме, учебник, рабочая тетрадь

2

Числовой ряд 1-10. Решение примеров и задач.

- повторить числовой ряд 1-10

- считать до 10.

- повторить состав числа 10

Составление числового ряда с помощью карточек, написание цифр, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение чисел, накладывание на образец, выкладывание последующих и предыдущих чисел, определение места числа в числовом ряду. Выполнение заданий в учебнике, работа в тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки,

тетрадь, учебник.

3

Числовой ряд 1-18. Решение примеров и задач.

- повторить числовой ряд 1-18

- считать до 18.

- соотнесение цифры с количеством

- сравнение групп предметов, сравнение чисел 1-18

- учить откладывать на счетах, на числовом луче цифры 1-18 их сравнение.

Составление числового ряда с помощью карточек, написание цифр, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение чисел, накладывание на образец, выкладывание последующих и предыдущих чисел, определение места числа в числовом ряду. Сравнение чисел, предметов. Счет прямой и обратный в пределах 18.

Решение примеров и задач в пределах 18. Сравнение предметов, чисел в пределах 18.

Выполнение заданий в учебнике, работа в тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических счетных материалов, учебник.

1

Контрольная работа. Арифметические действия в пределах 18.

Проверить усвоение счёта в пределах числового ряда 1-18, умение решать примеры и простые задачи.

Контрольная работа.

Текст контрольной работы

1

Работа над ошибками контрольной работы.

выявление характерных ошибок, отработка сложных тем

Работа по результатам контрольной работы.

Текст контрольной работы

3

Числовой ряд 1-18. Решение примеров и задач.

- повторить числовой ряд 1-18

- считать до 18.

- соотнесение цифры с количеством

- сравнение групп предметов, сравнение чисел 1-18

- учить откладывать на счетах, на числовом луче цифры 1-18 их сравнение.

Составление числового ряда с помощью карточек, написание цифр, определение количества предметов на рисунке,  показ и чтение чисел, накладывание на образец, выкладывание последующих и предыдущих чисел, определение места числа в числовом ряду. Сравнение чисел, предметов. Счет прямой и обратный в пределах 18.

Решение примеров и задач в пределах 18. Сравнение предметов, чисел в пределах 18.

Выполнение заданий в учебнике, работа в тетради.

Числовой луч,

набор цифр,

таблица с правильным написанием цифр,

счетные палочки,

тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, набор дидактических счетных материалов, учебник.

Список литературы

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. Бгажнокова И.М. СП, филиал изд.Просвещение, 2007
  2. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой)
  4. Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ, Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР. Под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото.  Москва,1983.
  5. Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб.: Образование, 1996.
  6. Бортникова Е. Учимся писать цифры. ЛИТУР 2013
  7. Маврина Л. Учимся писать цифры и буквы. ООО «Стрекоза» 2014
  8. Алышева Т.В. Математика 1, 2 часть, Москва, «Просвещение», 2011
  9. Алышева Т.В. Сравниваем, считаем 1, 2 часть, Москва, «Просвещение», 2007
  10. Алышева Т.В. Математика 1, 2 часть, рабочая тетрадь, Москва, «Просвещение», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа СЧЕТ, АРИФМЕТИКА (по индивидуальной программе)

     Данная программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей, уровня их знаний, умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличе...

Рабочая программа "Ментальная арифметика"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ментальная арифметика"...

Рабочая программа "Занимательная арифметика" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности объединения «Занимательная арифметика» 2 класс...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

рабочая программа логопеда ФГОС вариант 2 , ТМНР 1 класс

Данная рабочая программа составлена для обучающихся 1  класса. Программа составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучаю...