Число и цифра 2 (УМК Гармония)
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Лебедева Дарья Сергеевна

Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_k_seminaru_matematika_1_klass_1.docx100.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Математика

УМК «Гармония»

Учебник «Математика» в двух частях Н.Б. Истомина 1 класс.

Тетрадь «Математика» в двух частях Н.Б. Истомина, З.Б. Редько 1 класс.

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема: «Число и цифра 2. Простейшие рассуждения. Варианты выбора».

Цель: Научить первоклассников распознавать и писать цифру 2, приобрести опыт логических рассуждений, опираясь на предметную наглядность, совершенствовать навыки счета.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

1) работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха /неуспеха в учебной деятельности.

2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формировать коммуникативные навыки учащихся: умение работать в мини-коллективе, при этом прислушиваться к мнению каждого ученика.

3) способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

4) способствовать развитию индивидуальных особенностей учащихся (работа с детьми с повышенной мотивацией и готовностью к обучению).

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться работать по совместно составленному с учителем плану;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Воспитывать сдержанность, интерес к учению, интерес к математике.

Познавательные УУД:

  • делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  • составлять алгоритм под руководством учителя;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
  • продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
  • помогать выделять и формулировать познавательную цель;

Способствовать развитию операций мышления (анализ, синтез) для решения проблемных ситуаций, внимания, памяти, воображения, логического мышления.

.Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других; выражать свои мысли, вступать в диалог. 
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов; планировать учебного сотрудничества.
  • Способствовать развитию способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: 

  1. Развивать умение распознавать цифру 2 в знаковой среде (цифры, буквы, символы);
  2. Учить правильно писать цифру 2 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 7);
  3. Развивать математическую речь через логические рассуждения, опираясь на предметную наглядность;
  4. Совершенствовать навыки счета.

Этапы урока, цели.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формируемые УУД

1. Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

Самоопределение к деятельности

Цель:

-включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Проверяет, насколько комфортно чувствуют себя учащиеся. Создает положительный настрой на урок и ситуацию успеха.

Здравствуйте ребята! Проверим, всех ли помощников мы положили себе на парту? Если да, то хлопните в ладоши. А поможет нам в этом … (имя ученика). Учитель может дополнить.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность своего рабочего места, сообщают об этом учителю.

Ученик: Ручка, учебник математики, Карандаши и ластик, и тетрадка

Все ль на месте, все ль в порядке?

А дети глазками проверяют и в конце хлопают в ладоши.

Самоопределение (Личностные)

Планирование учебного сотрудничества (Регулятивные)

2.Актуализация знаний. Повторение, обобщение пройденного.

Цель: актуализировать знания, достаточные для построения нового знания, фиксация затруднений в выполнении действий.

Эмоциональный настрой в занимательной форме:

Фронтальная работа.

3. Постановка учебной проблемы. Выход на тему урока. Постановка учебной задачи. Мотивация. Создание проблемной ситуации. 

Цель: Формулирование темы урока.

4. Постановка темы,  цели урока.

Цель: сформулировать и согласовать тему и цели урока, построить план достижения цели.

На интерактивной доске

(слайд 1): 

Динамическая пауза 

(Для пальчиков, для глаз - 2 мин.):

На интерактивной доске: Правила посадки: знаковая план-схема. (Слайд2).

К нам в класс пришел необычный гость и приготовил для вас загадку. Послушайте:

«У этого животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2-сзади. Сколько ног у животного?» (4).  Ребята, посмотрите, кто это? (Учитель из корзины достает игрушку - кота). Это кот не простой, а ученый, он любит решать задачки и загадывать загадки. Давайте проверим, верно ли мы ответили на вопрос загадки?

Кто был внимателен и услышал, о каком числе еще говорилось в загадке?

Попробуйте найти и показать на веере цифру, которая обозначает число левых лап, или число правых, передних или задних лап?

Ребята, наш ученый кот не случайно приготовил эту загадку, ему очень нравится число и цифра 2.

А сможем ли мы сразу написать эту цифру к себе на листочек?

Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока? Чему мы будем учиться на уроке? (Предположить, каковы цели сегодняшнего урока?)

Давайте посмотрим на доску и проверим наши предположения.

Тема: Число и цифра 2.

Чему мы будем учиться?

Цели: 1.Научимся писать цифру 2. 2.Считать предметы и находить именно это количество. 3. Будем учиться планировать, контролировать и оценивать свою работу.

Перед тем, как мы будем учиться писать цифру 2, мы с ученым котиком предлагаем размять пальчики и потренировать глазки. Встаньте пожалуйста. Выполняем движение только глазками:

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть все дано,

Где окно и где крыльцо,

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

Наш котик очень любит играть с клубком, давайте смотаем его из ниток. (Движение кистью поочередно левой и правой, имитирующее наматывание нитки). Пустите его по полу. А еще зимой он любит играть в снежный комок, попробуем ему слепить его. (Пальчики напрягаются, т.к. он твердый). Пустите его по снегу. Можно сесть.

Ребята, давайте вспомним, что нам всегда помогает в красиво писать цифры или буквы?

Правила посадки.

Положите тетради перед собой.

Ребята слушают загадку, определяют количество ног у животного и показывают нужную цифру, обозначающую число ног у животного, с помощью веера цифр (4).

Ребята узнают кота.

Выходит ученик и показывает 2 передние ноги, 2 задние ноги, 2 левые, 2 правые, а вместе 4.

Ребята высказывают свои предположения. (2)

Находят и показывают на веере цифр число 2.

Ребята высказывают свои предположения.

Приготовились, пробежали глазками.

Хором читают тему урока.

По одному ученики читают цели урока:

1. Писать цифру 2.

2. Считать и находить число 2.

3. План, контроль, оценка. (картинки-условные обозначения).

Правила посадки: C:\Users\Admin\Pictures\img013.jpg

1. http://www.ellf.ru/uploads/posts/2012-10/1350035448_003.jpeg

2. 

3.http://cs622330.vk.me/v622330506/478d2/v2-HWYtuWUw.jpg

Умение выражать свои мысли, вступать в диалог (Коммуникативные)

Анализ, рассуждение и вывод (Познавательные)

Контроль и коррекция знаний (Регулятивные)

 

Формулирование проблемы, создание способов ее решения (Познавательные).

Постановка учебной задачи, определение последовательности работы (Регулятинвные).

Постановка и формулирование проблемы (Познавательные).

Анализ, рассуждение и вывод (Познавательные)

   

Планирование, контроль (Регулятивные).

5.Первичное усвоение новых знаний.

 Цель: познакомить с написанием цифры 2.

 Включение новых знаний в систему знаний.

Цель: Организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий в парах с целью выявления границ применяемости нового знания.

6. Первичное закрепление.

Цель: научить писать цифру 2.

Учитель прописывает цифру «2» на доске (модель большой клетки) и комментирует: Пишем во второй половинке клеточки, чуть ниже верхней границы клетки, ведем закругление в правый верхний уголок, затем вниз к середине нижней границы клетки, волнистая линия вверх, вниз, вверх. Цифра прижимается к правой стенке клеточки.

Напишите также в своей большой модели клеточки. Красные точки показывают: откуда должны начать и где закончить.

Учитель видит ошибки и выносит их на доску.

Найдите строчку, где я прописала красной пастой цифру «2», поставили пальчик, напишите цифру «2» через клеточку 1 строчку.

Закончили. Обведите в зеленый кружочек, самую красивую цифру «2», ее мы подарим нашему ученому коту, он любит их собирать, коллекцианировать.

Вместе с учителем прописывают в воздухе.

Пишут на большой модели клетки простым карандашом.

Те ребята, кто допустил ошибку, исправляют ее.

Ребята прописывают цифру в строчку через клеточку.

Ребята сами оценивают, анализируют, сверяют написание своей цифры с образцом и выбирают лучшую цифру.

Анализ, синтез, моделирование

(Познавательные).

7. Применение знаний в новой ситуации.

Цель: самоконтроль усвоения знаний.

На интерактивной доске (слайд 3): рисунок квадратов разных по цвету и размеру.

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Работа в парах. Взаимопроверка.

C:\Users\Admin\Pictures\img012.jpg

                                     П.

Динамическая пауза (двигательная 2-3мин.):

Ребята, наш кот очень любит собирать лего.

C:\Users\user\Desktop\математика 8 окт0001.jpg

 

Посмотрите, какие детали у него рассыпались?

Чем они похожи? Чем оличаются? Слова-опоры вам подскажут: Похожи:   Отличаются:

ЦВЕТ        ФОРМА            РАЗМЕР

Передвигает таблички. Чтобы навести порядок среди всех деталей, нам нужно записать цифрой число квадратов по признаку, который я вам буду называть. Для этой работы мне нужен один ученик у доски, кто хочет?

Учитель диктует: Запиши цифрой число

  1. Больших квадратов (5)
  2. Маленьких синих  квадратов(3)
  3. Больших красных квадратов (3)
  4. маленьких квадратов(7)
  5. больших синих квадратов(2)

Проверяем. Учитель просит поменяться листочками с соседом, а ученика открыть доску. Учитель еще раз зачитывает пункты, а ученик доказывает свои ответы, показывая те или иные группы квадратов по выделяемым признакам. Если все так, нарисуйте  на волшебной палочке звездочку, если все правильно вверху, 1-2 ошибки в середине, 3 и более - внизу.

Обменялись тетрадями.

 

А теперь посмотрите еще раз на ваш ряд с цифрами и постарайтесь их запомнить «сфотографировать»: 5,3,3,7,2. Я закрываю доску, а вы закройте карандашом ваш ряд цифр и по памяти напишите, ниже, ряд из этих же цифр.

Учитель открывает доску. У кого все так поднимите руку. Кто допустил 1-2 ошибки, 3 и более?

Наш ученый кот немного устал. Давайте вместе с ним поиграем.

Учитель говорит и показывает:

Уха два и глаза два,

Два у куртки рукава,

Две руки и две ноги,

Парны варежки, носки.

Кто запомнил, каких предметов в загадке было по 2?

Резерв: Котик приготовил еще цифры, я буду показывать цифру, а вы должны столько раз выполнить движение, сколько эта цифра обозначает. Хлопните столько раз, сколько раз показывает эта цифра – 1, присядьте – 6, покачайте головой – 9.

Ребята дополняют предложения, отмечая нужные признаки. (Они все отличаются по цвету, размеру, а форма одинаковая).  

Один ученик выходит к доске и пишет ответы с другой стороны доски.

Первоклассники анализируют рисунок и записывают на листочки число тех предметов, которое соответствует условию данного пункта, затем пункт 2 и т.д.

Ребята обмениваются листочками и проверяют вместе с доской. На волшебной палочке рисуют звездочку.

Возвращают тетради соседу. Учащийся у доски садится на свое место.

Закрывают ряд с цифрами и ниже прописывают те же цифры в том же порядке.

Учащиеся проверяют, поднимают руки.

Учащиеся слушают и повторяют.

Ребята называют по одному.

Анализ, рассуждение и вывод (Познавательные)

Умение выражать свои мысли, вступать в диалог (Коммуникативные)

Поиск и выделение необходимой информации (Познавательные)

Взаимоконтроль и коррекция знаний, взаимооценка (Регулятивные).

Доказательство, анализ с целью выделения признаков. (Познавательные).

Концентрация внимания, памяти, волевая саморегуляция.

Контроль (сравнивают с образцом, находят ошибки), самооценка, коррекция (Регулятивные).

Концентрация внимания, памяти, волевая саморегуляция.

8. Включение новых знаний в систему знаний и повторение. Связывание информации, обобщение.

Цель:

-включение новых знаний в систему изученного материала.

Работа в группе с повышенной мотивацией и готовностью к обучению.

Работа в парах.C:\Users\Admin\Pictures\img012.jpg

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Наш ученый кот никогда не забывает подкрепиться. Особенно он любит есть:

ТВОРОГ, СМЕТАНУ, МОЛОКО.

Сейчас я попрошу встать тех ребят, у кого на парте лежат желтые звездочки. Подойдите к этой парте. Вам предстоит поработать в группе и выполнить задание на этой карте-схеме самостоятельно. (Приложение№1) О каких правилах вы должны помнить? (Дружно, тихо, сообща, помогать друг другу).

Все остальные ребята сейчас мы будем работать в паре. Учитель помещает на доску карточку со значком – пара. И не забываем, о тех правилах, которые напомнили нам ребята группы. Посмотрите у вас на парте лежат модели 3 мисочек, на доске эти же мисочки с надписями. Приготовьтесь прочитать их, пробегитесь глазками. Что лежит в первой миске? Что во второй? Что в третьей?

      творог           сметана          в первой миске

                                                         сметана

Известно, что все надписи неверные. Подумайте, что тогда лежит у кота в мисочках?  У вас на столах есть надписи наложите их на мисочки, как вы считаете нужным. Как только выполните задание покажите свою готовность.

Проверка: Ребята (пара) выходите к доске и покажите свой ответ на моделях. Кто согласен? Кто нет?

Какую подсказку нам дает надпись на 3 мисочке? Мы может ответить точно, что в первой мисочке налито молоко. Во второй не сметана и не молоко, значит творог, а в третьей остается сметана.  

Проверка задания в группе:

А сейчас проверим, как ребята в группе справились со своей работой.

В случае необходимости корректирует выступление группы. Если все так, группа получает за свою работу звездочки.

Ребята в группе знакомятся с заданием и выполняют его самостоятельно, распределив полномочия: чтец, оформитель, защитник, защитник.

Показывают готовность (сцепленные руки вместе).

Ученики читают.

Работают в паре, накладывая надписи на мисочки. Они обсуждают свое решение, пробуют, дискутируют и приходят к выводу, который озвучивают всему классу.

Пара учеников выходит и расставляет надписи как должны быть.

Группа выходит к доске, читают задание и демонстрируют свои варианты ответов. Все остальные проверяют.

Планирование, разрешение конфликтов, управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (Коммуникативные).

Самоопределение (Личностные)

Моделирование (Познавательные). Принимать статус «хорошего ученика» (Личностные).

Умение выражать свои мысли, вступать в диалог (Коммуникативные) Принимать статус «хорошего ученика» (Личностные).

Самоопределение (Личностные)

Моделирование (Познавательные).

Контроль и коррекция знаний (Регулятивные).

Моделирование, доказательство, создание способов решения проблемы поискового характера (Познавательные).

Работа на нетбуках (учащиеся с повышенной мотивацией и готовностью к обучению)

На интерактивной доске

(слайд 4):

Работа по учебнику:

Ученый кот очень рад такому изобилию еды. И благодарит вас за это.

Мне бы хотелось пригласить 2 человек для работы с нетбуками. Кто желает? Вам нужно прочитать и выполнить задание на компьютере.  

Перед сном наш ученый кот любит почитать. Кто догадался, о ком он будет читать книгу? Посмотрите на доску.

Возьмите учебники, положите перед собой. Откройте их на стр. 49 №97(Приложение №2) (учитель прикрепляет заранее приготовленную карточку на доску). Кто может, приготовились прочитать задание, пробежали глазками.

Попробуем победить Змея Горыныча? Давайте срубим 3 головы одним ударом, что произойдет? (3 головы вырастет) Вновь отросшие 3 головы лишают Добрыню Никитича шанса на победу. Кто попробует выполнить другое условие, если срубишь 1 голову, что произойдет? На ее месте вырастет 2 головы. Победа вновь невозможна.

Попробуем 3 вариант, кто подойдет и срубит 2 головы? Остается 1 голова, срубаем ее, что дальше – вырастает новые 2 и их срубаем. Нам удалось победить Змея Горыныча и помочь Добрыне Никитичу.

Проверка работы на нетбуках:  Посмотрим, как ребята справились с заданиями на нетбуках. Что нужно было вам сделать? Были ли допущены ошибки? Ребята справились со своей работой и тоже одержали победу.

2 учеников самостоятельно выполняют задание на компьютере.

О Змее Горыныче и Добрыне Никитиче.

Учащиеся открывают учебники на заданной странице.

Учащийся читает первый раз.

Ученик выходит к доске и одним зачеркиванием пытается решить задачу.

Ученик зачеркивает 1 голову.

Ученик зачеркивает 2 головы. Затем зачеркивает 1 голову, вырастает 2 головы и одним ударом срубает последние 2 головы. Победа одержана.

Вставить пропущенные фигуры по определенному правилу.

Формулирование познавательной цели, анализ, синтез (Познавательные).

Целеполагание, планирование, контроль (Регулятивные).

Анализ, синтез, формулирование познавательной цели, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения

(Познавательные).

Прогнозирование, планирование(Регулятивные).

9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: Зафиксировать новое содержание, соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

На интерактивной доске (слайд1):

Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед уроком? Удалось ли нам их достичь? В своих ответах используйте схему – опору:

я знаю…

я запомнил…

я смог…

Пришло время расстаться с наши ученым котиком. Наш кот очень мечтательный и верит в чудеса.  Он решил вам подарить вот такой цветик-трехцветик, который тоже исполнияет желания. Каждый из вас может сорвать только один лепесток: желтый, красный или синий. Если на уроке все было понятно, с заданиями справился легко, без ошибок, то – это красный лепесток.

Желтый лепесток - если были трудности, но я справился.

Синий лепесток - не все получилось, так как задания были трудными, остались вопросы.

Учащиеся выходят группами и выберают  лепесток соответствующего цвета..

Рефлексия (Познавательные)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные)

Самоопределение (Личностные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Число и цифра 4. Соотношение числа и цифры. Счет прямой и обратный.

Урок по математике в 1м классе для учащихся коррекционной школы....

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок математики в 1 классе по теме "Число и цифра 1" УМК "Гармония"

Разработка урока математики в 1 классе по теме "Число и цифра 1"....

презентация к уроку математики "Число и цифра 5" 1 класс умк гармония

В презентацию входят устный счет, написание цифры 5...

Урок математики по теме "Число и цифра 3" 1 класс Гармония ФГОС

Цель урока: знакомство с числом и цифрой 3.Задачи:Образовательные: совершенствовать навыки счёта; учить учащихся писать цифру 3.Развивающие: способствовать развитию математического кругозора, мышления...

презентация к уроку математики "Число и цифра 3" 1 класс Гармония

Презентация к уроку математики по теме "Число и цифра 3" 1 класс УМК Гармония...

Конспект урока "Число и цифра 8" 1 класс (УМК Гармония)

Урок "Число и цифра 8"  1 класс (УМК Гармония)...