математика
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Рабочая программа по математике "Школа России" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_matematike.docx43.02 КБ

Предварительный просмотр:

                            Рабочая программа по математике

                    В результате освоения учебного предмета «Математика» при получении начального общего образования у первоклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Планируемые результаты по курсу «Математика» к концу 1-го года обучения

        Числа и величины 

Учащийся научится:

  • считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счёта;
  • читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», «<»; «=»,  использовать термины равенство и неравенство) и упорядочивать числа в пределах 20.
  • объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц и что обозначает каждая цифра в их записи;
  • выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 − 1, 10 + 6, 12 − 10, 14 − 4;
  • распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу, устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20), и продолжать её;  
  • выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.         Учащийся получит возможность научиться:
  • вести счёт десятками;
  • обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие 20.

        Арифметические дейсатвия. Сложение и вычитание.

Учащийся научится:

  • понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства; выполнять сложение и вычитание, используя общий приём прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
  • выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
  • объяснять приём сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20. Учащийся получит возможность научиться:
  • выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
  • называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
  • проверять и исправлять выполненные действия.

Работа с текстовыми задачами.

Учащийся научится:

  • решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
  • составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
  • отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
  •  устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать её на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
  • составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению.

Учащийся получит возможность научиться:

  • составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
  • находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
  • отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или её условия и отмечать изменения в задаче при изменении её решения;
  • решать задачи в 2 действия;
  • проверять и исправлять неверное решение задачи.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Учащийся научится:

  • понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
  • описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа, левее, правеевверху, внизу, выше, нижеперед, за, между и др.;
  • находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырёхугольника и т. д.), круга;
  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
  • находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).

Учащийся получит возможность научиться:

  • выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами).

        Геометрические величины.

Учащийся научится:

  • измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины (сантиметр и дециметр) и соотношения между ними;
  • чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
  • выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.

Учащийся получит возможность научиться:

  • соотносить и сравнивать величины (например, располагать в порядке убывания (возрастания) длины: 1 дм, 8 см, 13 см).

Работа с информацией.

Учащийся научится:

  • читать небольшие готовые таблицы;
  • строить несложные цепочки логических рассуждений;
  • определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.

Учащийся получит возможность научиться:

  • определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;
  • проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.

        Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
  • начальные представления о математических способах познания мира;
  • начальные представления о целостности окружающего мира;
  • понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;

проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика»;

  • освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
  • понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
  • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
  • приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, к учебной деятельности, а именно: проявления положительного отношения к учебному предмету «Математика», умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; осознания сути новой социальной роли ученика, принятия норм и правил школьной жизни, ответственного отношения к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
  • учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
  • способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.

        Метапредметные результаты

        Регулятивные УУД:

        Учащийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
  • понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;

принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

  • осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
  • осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

        Учащийся получит возможность научиться:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.

        Познавательные УУД:

        Учащийся научится:

  • понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
  • проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, различать существенные и несущественные при знаки;
  • определять закономерность следования объектов и использовать её для выполнения задания;
  • выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
  • находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
  • выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи

с разными вопросами и решать их;

  • находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.

        Учащийся получит возможность научиться:

  • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
  • устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость), и на построенных моделях;
  • применять полученные знания в изменённых условиях;
  • объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
  • выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
  • систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять её в предложенной форме.

        Коммуникативные УУД:

        Учащийся научится:

  • задавать вопросы и отвечать на вопросы партнёра;
  • воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
  • уважительно вести диалог с товарищами;
  • принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
  • понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь.

        Учащийся получит возможность научиться:

  • применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • аргументированно выражать своё мнение;
  •  совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
  •  оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  •  употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

Содержание учебного предмета «Математика» 1 класс (132 ч)

        Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8ч)

Признаки предметов.

        Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

        Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.

        Отношения.

        Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же. Числа и операции над ними.

        Числа от 1 до 10. Нумерация (28ч)

        Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счёта и мера величины. Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте.

        Ноль. Число 10. Состав числа 10.

        Сложение и вычитание. (59ч)

        Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс),- (минус), = (равно).

        Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.

        Переместительное свойство сложения. Приёмы сложения и вычитания.

        Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.

        Понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...», «больше на ...», «меньше на ...».

        Числа от 1 до 20. Нумерация (14ч)

        Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.

        Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел. Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

        Сложение и вычитание чисел в пределах 20 (23ч)

        Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19.)

        Величины и их измерение.

        Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства величин. Единицы измерения величин: сантиметр,  килограмм, литр.

        Текстовые задачи.

        Задача, её структура. Простые и составные текстовые задачи:

        а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;

        б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...»;

        Элементы геометрии.

        Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал.

        Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев.

        Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».

        Элементы алгебры.

        Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Равенство и неравенство.

        Занимательные и нестандартные задачи.

        Числовые головоломки, арифметические ребусы. Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.

                                 

Учебно – тематический план

        1 класс (132 ч.)

1. Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные  и временные представления

8 ч.

2. Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация

28 ч.

3. Сложение и вычитание

56 ч.

4. Числа от 11 до 20. Нумерация

12 ч.

5. Табличное сложение и вычитание

22 ч

6. Повторение пройденного за год

6 ч.

Итого:

132 ч.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема урока

Дата

По плану

По факту

1 четверть.

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 часов)

1

Счет предметов.

2

Пространственные представления.

3

Временные представления.

4

Урок-игра.Столько же. Больше. Меньше.

5

На сколько больше (меньше)?

6

На сколько больше (меньше)?

7

Странички для любознательных.

8

Урок-игра Повторение. Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления  

9

Много. Один. Письмо цифры 1.

10

Числа 1, 2. Письмо цифры 2.

11

Число 3. Письмо цифры 3.

12

Урок-путешествие. Знаки +, –, =. «Прибавить», «вычесть», «получится».

13

Число 4. Письмо цифры 4.

14

Длиннее. Короче. Одинаковые по длине.

15

Число 5. Письмо цифры 5.

16

Урок- сказка. Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.

17

Странички для любознательных.

18

Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок.

19

Ломаная линия. Звено ломаной, вершины.

20

Урок-игра Закрепление. Числа от 1 до 5.

21

Знаки «больше», «меньше», «равно».

22

Равенство. Неравенство.

23

Многоугольник.

24

Урок-сказка. Числа 6, 7.  Письмо цифры 6.

25

Закрепление. Письмо цифры 7.

26

Числа 8, 9.  Письмо цифры 8.

27

Закрепление. Письмо цифры 9.

28

Урок-путешествие. Число 10. Запись числа 10.

29

Числа от 1 до 10. Закрепление.

30

Числа от 1 до 10. Знакомство с проектом «Числа в загадках, пословицах и поговорках».

31

 Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах.

32

Урок-игра Число и цифра 0. Свойства 0.

33

Резерв. Число и цифра 0. Свойства 0.

34

Странички для любознательных.

35

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа.

36

Закрепление. Письмо изученных чисел. Решение простых задач.

Сложение и вычитание (56 часа)

37

+1, – 1. Знаки +, –, =.

38

– 1 –1, +1+1.

39

+2, –2.

40

Слагаемые. Сумма.

41

Задача.

42

Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку.

43

+2, –2. Составление таблиц.

44

Присчитывание и отсчитывание по 2.

45

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

46

Странички для любознательных.

47

Повторение  пройденного. «Что узнали. Чему научились».

48

Повторение  пройденного. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

49

Странички для любознательных.

50

+3, –3. Примеры вычислений.

51

Закрепление. Решение текстовых задач.

52

Закрепление. Состав числа 3. Решение задач.

53

+ 3. Составление таблиц.

54

Закрепление. Сложение и соответствующие случаи состава чисел.

55

Решение задач.

56

Закрепление. Решение текстовых задач.

57

Странички для любознательных.

58

Странички для любознательных. Мир удивительных превращений.

59

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему  научились».

60

Повторение пройденного. Сложение и вычитание в пределах 3.

61

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

62

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма).

3 четверть (36 часов)

63

Задачи на увеличение числа на несколько единиц.

64

Задачи на увеличение числа на несколько единиц. Сложение и вычитание в пределах 3.

65

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц.

66

+ 4. Приемы вычислений.

67

Задачи на разностное сравнение чисел.

68

Решение задач.

69

+ 4. Составление таблиц.

70

Закрепление.  Решение задач.

71

Перестановка слагаемых.

72

Перестановка слагаемых и ее применение для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9.

73

Составление таблицы для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9.

74

Состав чисел в пределах 10.  Закрепление.

75

Состав чисел в пределах 10. Закрепление.

76

Повторение  изученного. Приёмы сложения и вычитания с переходом через десяток.

77

Странички для любознательных.

78

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему  научились».

79

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

80

Связь между суммой и слагаемыми.

81

Решение задач.

82

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

83

Прием вычитания в случаях «вычесть из 6, 7».

84

Прием вычитания в случаях «вычесть из 8, 9».

85

Закрепление.  Решение задач.

86

Прием вычитания в случаях «вычесть из 10».

87

Килограмм.

88

Литр.

89

Закрепление.  Компоненты действия сложения.

90

Закрепление. Компоненты действия вычитания.

91

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему  научились».

92

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.

 

Числа от 1 до 20. Нумерация (12 часов)

93

Названия и последовательность чисел от 10 до 20.

94

Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц.

95

Запись и чтение чисел.

96

Дециметр.

97

Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации.

98

Закрепление. Случаи сложения и вычитания.

99

Странички для любознательных.

100

Контроль и учет знаний.

101

Повторение  пройденного. «Что узнали. Чему научились».

102

Повторение. Подготовка к введению задач в два действия.

103

Ознакомление с задачей в два действия.

104

Решение задач в два действия.

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (22 часа)

105

Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

106

Сложение вида +2, +3.

107

Сложение вида +4.

108

Решение примеров вида + 5.

109

Прием сложения вида + 6.

110

Прием сложения вида + 7.

111

Приемы сложения вида *+ 8, *+ 9.

112

Таблица сложения.

113

Странички для  любознательных.

114

Повторение  пройденного «Что узнали. Чему  научились».

115

Общие приемы вычитания с  переходом через десяток.

116

Вычитание вида 11–*.

117

Вычитание вида 12 –*.

118

Вычитание вида 13 –*.

119

Вычитание вида 14 –*.

120

Вычитание вида 15 –*.

121

Вычитание вида 16 –*.

122

Вычитание вида 17 –*, 18 –*.

123

Странички для любознательных.

124

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».

125

Закрепление «Числа от1 до 20».

126

Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

127

Итоговое повторение. Решение задач в 1-2 действия.

128

Итоговый контроль.  «Сложение и вычитание в пределах 20».

129

Итоговое  повторение. Решение примеров с переходом через десяток.

130

Итоговое  повторение. Решение логических задач.

131

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе».

132

Итоговое повторение. Конкурс «Смекай, решай, отгадывай»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок математики в 4 классе на тему "Математика в углу"

Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Зак...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".

Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....

Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по математике для 3-ого класса по учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б. Бука «Математика»»

Данное программно-методическое сопровождение по математике для 3-его класса поможет педагогам в проверке знаний учащихся. Удобство данного материала заключается в том, что весь материал разбит на инди...