Главные вкладки

    Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс (для детей с ТМНР)
    рабочая программа по математике (1 класс) на тему

    Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс ФГОС (вариант 2)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл matematika_1.docx65.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

    1 КЛАСС

    (вариант 2)

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

         Учебный предмет «Математические представления» является основной частью предметной области «Математика».

    Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

         Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

    Задачи программы:

    • формирование умения различать и сравнивать предметы по форме, величине;
    • формирование умения ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
    • формирование умения различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много;
    • формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.

    ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

    Общая характеристика учебного предмета:

         В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

    У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

    Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

    В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР. На его изучение отведено 66 часов,2часа в неделю, 33 учебные недели.

    Формы контроля

         При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

    Критерии оценивания

    Уровни освоения (выполнения) действий/операций

    критерии

    1.

    Пассивное участие/соучастие

    действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

     

    2.

    Активное участие – действие выполняется ребёнком:

    - со значительной помощью взрослого

    - с частичной помощью взрослого

    - по последовательной инструкции (изображения или вербально)

    дд

    д

    дн

    • по подражанию или по образцу
    • самостоятельно с ошибками
    • самостоятельно

    до

    сш

    с

    3.

    Сформированность представлений

    1.представление отсутствует

    -

    2.не выявить наличие представлений

    ?

    3.представление на уровне:

    • использования по прямой подсказке
    • использования с косвенной подсказкой (изображение)
    • самостоятельного использования

    пп

    п

    +

    .

    Краткая характеристика учащихся класса:

    • Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти  выполняют простые поручения с помощью.

    Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.

    Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок –  со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

    Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.

    Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета:

    Физические характеристики персональной идентификации:

    - определяет свои внешние данные (с помощью);

    -  определяет состояние своего здоровья (хорошо – плохо, болит – не болит).

    Гендерная идентичность

    - определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

    Возрастная идентификация

    - проявляет уважение к людям старшего возраста.

    «Уверенность в себе»

    - осознает, что может, а что ему пока не удается;

    «Чувства, желания, взгляды»

    - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

    - проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).

    «Социальные навыки»

    - умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);

    - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;

    - участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);

    Развитие мотивов учебной деятельности:

    - проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

    Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

    - осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

    Экологическая ответственность

    - не мусорит на улице;

    Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

    - наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;

    Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

    - принимает участие в коллективных делах и играх;

    Планируемые предметные результаты коррекционной работы:

    - Называет (показывает) конструкцию.

    - Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора

    - Сопоставляет два объекта по величине {большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида).

    - Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).

    - Конструирует большие и маленькие пирамидки, напольного мягкого модуля «Пирамида». Показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию: Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п.

    - Играет в сухом бассейне: ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину.

    - Играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям).

    - Использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета).

    - Рассматривает объемную фигуру — куб.

    - Играет в игры: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками» и т. п.

    - Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом

    - Умеет рассматривать вместе с учащимися постройку из строительного материала, которую выполняет учитель, прибегая к помощи учеников (дай куб, дай еще фигуру),

    - Наблюдает за действиями со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).

    - Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).

    - Умеет складывать шарики (мелкие игрушки, плоды: орехов, каштанов, шишек) в одну емкость и перекладывание их руками и с помощью столовой ложки в другую емкость.

    - Умеет играть с мячами и шарами: играет в сухом бассейне с шариками, с мячиком, катает и бросает мячи среднего размера — пластмассовые, резиновые, тряпичные.

    - Умеет ходить по коврику, когда наступает на определенную фигуру, называет ее (неговорящий – показывает под ноги на фигуру).

    – Катает кольца от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого.

    -Умеет переливать воду, пересыпать песок, поливать песок водой; пересыпать различные плоды, крупы, определяет вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало, нет — пусто).

    -Играет с бусами разной величины, разного цвета в разном сочетании; с набором мягких модулей; с дидактическим панно; с пузырьковой колонной с подсветкой.

    - Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.

    - Перемещается в пространстве класса (держась за руки, за веревочку, за обруч и т. п.).

    -Переносит с одного места на другое разных предметов.

    -Поднимает руки, вытягивает их вперед, поднимает одну руку (по подражанию, по образцу).

    - Перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул и т. п.

         Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:

    Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

    - входить и выходить из учебного помещения со звонком;

    - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

    - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

    - организовывать рабочее место;

    - принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

    - следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

    - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

    Формирование учебного поведения:

    1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

    - фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

    - фиксирует взгляд на яркой игрушке;

    - фиксирует взгляд на движущей игрушке;

    - переключает взгляд с одного предмета на другой;

    - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

    - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

    - фиксирует взгляд на изображении;

    - фиксирует взгляд на экране монитора.

    2) умение выполнять инструкции педагога:

    - понимает жестовую инструкцию;

    - понимает инструкцию по инструкционным картам;

    - понимает инструкцию по пиктограммам;

    - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

    3) использование по назначению учебных материалов:

    - бумаги;

    - цветной бумаги;

    - пластилина.

    4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

    - выполняет действие способом рука-в-руке;

    - подражает действиям, выполняемы педагогом;

    - последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

    - выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

    Формирование умения выполнять задание:

    1) в течение определенного периода времени:

    - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

    2) от начала до конца:

    - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

    3) с заданными качественными параметрами:

    - ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

    - ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

    - выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Содержание курса состоит из следующих разделов:

    • «Представления о форме»
    • «Представления о величине»
    • «Пространственные представления»
    • «Временные представления»
    • «Количественные представления»

    Принципы организации учебного процесса:

    • Принципы государственной политики РФ в области образования. 
    • Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности детей и расширение их «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.
    • Принцип преемственности (взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся класса на всех этапах обучения).
    • Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав.
    • Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися класса всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативного общения и нормативным поведением.  
    • Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации.
    • Принцип сотрудничества с семьей.
    • Принцип психолого-педагогического изучения детей.
    • Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей класса.
    • Принцип учета возрастных границ (предполагает соответствие содержания образовательной программы уровню фактического и возрастного развития учеников класса).
    • Принцип интегрированного подхода к отбору содержания  (отбор разделов и тематического содержания программ, разработанных для определённой категории детей, которые в большей степени ориентированы на коррекцию и компенсацию имеющихся нарушений, а также отвечают особым образовательным потребностям и возможностям детей).
    • Принцип дозирования осваиваемых дидактических единиц (продуманная регламентация объема изучаемого материала по всем разделам программы, учет реальных возможностей детей в его усвоении).
    • Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала (системный подход в обучении и развитии обучающихся).
    • Принцип соблюдения линейности и концентричности.
    • Принцип вариативности программного материала.
    • Принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР.
    • Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР.
    •  Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации АООП, СИПР.
    • Принцип единства диагностики и коррекции.
    • Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы.

    Методы:

    Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

    1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

    2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).

    3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

    Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

    Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

    Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

    Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.        

         В Федеральном компоненте государственного стандарта «Математические представления» обозначены как самостоятельный предмет. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Тематическое планирование учебного материала на 2017/2018 учебный год.

     Математические представления. 1 «б» класс (Вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.

    № п/п

    ТЕМА УРОКА

    Количество часов

    Дата проведения

    Примечание

    1 модуль. Формирование представлений о форме.

    10

    1

    «Круг». ИОТ и ТБ.

    1

    04.09

    2

    «Квадрат».

    1

    06.09

    3

    «Маленькие квадраты».

    1

    11.09

    4

    «Большие квадраты».

    1

    13.09

    5

    «Предметы похожие на круг».

    1

    18.09

    6

    «Предметы похожие на квадрат».

    1

    20.09

    7

    «Раскрашивание круга».

    1

    25.09

    8

    «Раскрашивание квадрата».

    1

    27.09

    9

    «Обведение круга по контуру».

    1

    02.10

    10

    «Обведение квадрата по контуру».

    1

    04.10

    2 модуль. Формирование представлений о величине.

    10

    11

    «Штриховка круга». ИОТ и ТБ.

    1

    16.10

    12

    «Штриховка  квадрата».

    1

    18.10

    13

     «Большой - маленький».

    1

    23.10

    14

    «Длинный - короткий».

    1

    25.10

    15

    «Большие и маленькие игрушки».

    1

    30.10

    16

    «Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный -короткий, используя приемы наложения и приложения».

    1

    01.11

    17

    18

    «Я большая,а ты маленький». «Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».

    1

    08.11

    19

    «Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы».

    1

    13.11

    20

    «Подбери ленты для кукол».

    1

    15.11

    3 модуль. Формирование пространственных представлений.

    10

    21

    «Постройка башни». ИОТ и ТБ.

    1

    27.11

    22

    «Длинный мост, короткий мостик»

    1

    29.11

    23

    «Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях,  в конструктивной деятельности».

    1

    04.12

    24

     «Вверху-середина-внизу»

    1

    06.12

    25

    «Определение месторасположения предметов: вверху – внизу – посередине».

    1

    11.12

    26

    «Разложи игрушки по полкам».

    1

    13.12

    27

    «Разложи игрушки по полкам».

    1

    18.12

    28

    «Разложи одежду по полкам».

    1

    20.12

    29

    «Разложи одежду по полкам».

    1

    25.12

    30

    «Ориентация на листе бумаги».

    1

    27.12

    4 модуль. Формирование временных представлений

    31

    32

    «Вверх-середина». «Середина – низ».ИОТ и ТБ.

    1

    15.01

    Уплотнение за короткую неделю

    33

    34

    «Ориентация в классе»

    1

    17.01

    Уплотнение за короткую неделю

    35

    «Середина класса»

    1

    22.01

    36

     «День-вечер-ночь».

    1

    24.01

    37

     «День-вечер-ночь».

    1

    29.01

    38

    «Части суток».

    1

    31.01

    39

    «День-вечер-ночь».

    1

    05.02

    40

    «Режим дня».

    1

    07.02

    41

    «Режим дня».

    1

    12.02

    42

    «Режим дня».

    1

    14.02

    43

    «Ночной режим».

    1

    19.02

    44

    «Ночной режим».

    1

    21.02

    5 модуль. Формирование количественных представлений

    14

    45

    Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером». ИОТ и ТБ.

    1

    05.03

    46

    Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал ночью».

    1

    07.03

    47

    «Знакомство с понятием «один» и «много».

    1

    12.03

    48

    «Знакомство с цифрой 1».

    1

    14.03

    49

    «Один-много».

    1

    19.03

    50

    «Цифра 1».

    1

    21.03

    51

    «Много».

    1

    26.03

    52

    «Выполнение различных действий: один — много хлопков».

    1

    28.03

    53

    «Мои игрушки».

    1

    02.04

    54

    «Мои игрушки».

    1

    04.04

    55

    «В гостях  у лесовика в лесу».

    1

    09.04

    56

    «Посчитай сколько шишек, найди цифру 1». ИОТ и ТБ.

    1

    11.04

    6 модуль. Формирование пространственных представлений.

    10

    57

    «Поровну-больше».

    1

    23.04

    58

    «Разложи игрушки»

    1

    25.04

    59

    60

    «Пространственные понятия: поровну - больше, к, от».

    1

    02.05

    Уплотнение за 30.04

    61

    62

    «Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела».

    1

    07.05

    Уплотнение за 09.05

    63

    «Игровые упражнения на перемещение в пространстве»

    1

    14.05

    64

    «Игровые упражнения на перемещение в пространстве»

    1

    16.05

    65

     Закрепление тем: «Короткий – длинный»,

    «вверху – середина – внизу»

    1

    21.05

    66

    Закрепление темы: «поровну-больше». Итоги года.

    1

    23.05

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

    - адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

    Материально-техническое обеспечение:

    • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
    • мячи разного диаметра, цвета;;
    • мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
    • сухой (шариковый) бассейн;
    • игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
    • образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
    •  сенсорные панели;
    • предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
    • звучащие предметы для встряхивания;
    • игрушки разных размеров;
    • мозаики;
    • различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
    • пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей); пазлы вкладыши;
    • шнуровки;
    • пирамидки разные по величине, высоте;
    • карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;
    • цветные карандаши;
    • листы бумаги;
    • рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;
    • презентации по темам;
    • обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптированная рабочая программа по технологии 1 класс для детей с РАС вариант 8.2

    Рабочая программа разработана для ......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования...

    Рабочая программа по ИЗО 1 класс (для детей с ТМНР)

    Рабочая программа по ИЗО для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...

    Рабочая программа по математике 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

    Рабочая программа по математике 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

    Рабочая программа по музыке 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

    Рабочая программа по музыке 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

    Рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

    Рабочая программа по рисованию  2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

    Рабочая программа по чтению 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

    Рабочая программа по чтению  2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

    Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс для детей с умственной отсталостью

    Рабочая прграмма по математике 3 (3ч в неделю)  по учебнику В.В.Эк содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...