Рабочая программа по ИЗО 1 класс (для детей с ТМНР)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по ИЗО для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_1_klass.docx65.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по изобразительной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).        

     Изобразительная деятельность имеет важное коррекционно-развивающее значение для учащихся класса, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий изобразительным искусством зрительно-двигательный опыт учащихся представляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные личностные качества детей с ТМНР. Настоящая  программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь. Что способствует коррекции недостатков  психофизического развития, познавательных возможностей и интересов детей. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у учащихся воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются ВПФ, зрительно-двигательная координация. Особенности  развития детей класса затрудняют их вхождение в социум, поэтому в процессе  работы большое внимание уделяется формированию навыков общения: доброжелательности, взаимопомощи, сопричастности к успехам и неудачам товарищей.

     

     Целью обучения изобразительной деятельности в первом классе –  формирование у детей элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности, формирующими умения изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

.

     Основные задачи:

— формирование положительного отношения детей к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач;

— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

        Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:

в Федеральном компоненте государственного стандарта изобразительная деятельность обозначена как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР. «Изобразительная деятельность» входит в образовательную область «Искусство».

Краткая характеристика учащихся класса:

  • Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти  выполняют простые поручения с помощью.

Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.

Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок –  со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.

Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса состоит из следующих разделов:

1. Развитие изобразительной деятельности.

2. Развитие графической деятельности через практическую деятельность.

3 Формирование и развитие графических навыков.

     Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

      Содержание обучения на уроках изобразительной деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям класса. Нарушения моторики, зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможных результатах деятельности, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении. На эти виды работ целиком отдельные уроки не отводятся; они включаются в урок  как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры, направленные на развитие данной ВПФ. Сенсорное развитие детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, дидактических играх.

     Все занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей  учащихся к активным действиям и речи. Учебная  работа на уроках изобразительной деятельности строится концентрически, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.

Формы контроля

     При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

Критерии оценивания

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

критерии

1.

Пассивное участие/соучастие

действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

 

2.

Активное участие – действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

дд

д

дн

  • по подражанию или по образцу
  • самостоятельно с ошибками
  • самостоятельно

до

сш

с

3.

Сформированность представлений

1.представление отсутствует

-

2.не выявить наличие представлений

?

3.представление на уровне:

  • использования по прямой подсказке
  • использования с косвенной подсказкой (изображение)
  • самостоятельного использования

пп

п

+

Количество учебных часов

     В Федеральном компоненте государственного стандарта «Изобразительная деятельность» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 1 классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные результаты освоения предмета:

  • принимает предлагаемую помощь;
  • выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя;

  • определяет состояние своего здоровья;

  • проявляет собственные чувства;
  • проявляет уважение к людям старшего возраста;
  • учится избегать конфликтных ситуаций;
  • проявляет собственные чувства;
  • осознает, что определённые его действия несут опасность для него;
  • выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя;

Предметные результаты освоения программы по предмету: 

  • фиксирует взгляд на предмете
  • берёт рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривает его;
  • берёт карандаш в руку и сжимает его с помощью учителя;
  • проводит прямые и ломаные линии самостоятельно или с помощью учителя;

Базовые  учебные действии. БУД:

  • переключает взгляд с одного предмета на другой;
  • берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их;
  • раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя);
  • фиксирует взгляд на звучащей и яркой игрушке;
  • выполняет действие «рука в руке»;
  • берет карандаш и сжимает его в руке, самостоятельно или с помощью;
  • ориентироваться в пространстве класса.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование учебного материала на 2017/2018 учебный год.

ИЗО. 1 «б» класс (вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.

№ п/п

ТЕМА УРОКА

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1 модуль. Развитие мелкой моторики

16

1

Россия, устремлённая в будущее. Давайте познакомимся.  ИОТ и ТБ.

1

01.09

2

Игра с цветными карандашами.

1

05.09

3

Исследование свойств  бумаги. Манипуляция с бумагой (рвём, сминаем).

1

07.09

4

Знакомство со школой, классом, учебными принадлежностями. Знакомство со школой.

1

08.09

5

Знакомство с классом.

1

12.09

6

Знакомство с учебными принадлежностями.

1

14.09

7

Исследование различных образцов  бумаги. Газета.

1

15.09

8

Исследование различных образцов  бумаги. Цветная бумага.

1

19.09

9

Исследование различных образцов  бумаги. Картон.

1

21.09

10

Исследование различных образцов  бумаги. Белая бумага различного назначения.

1

22.09

11

Я и моё тело. Учимся работать руками. Манипуляция с бумагой (учимся рвать бумагу самостоятельно ).

1

26.09

12

Рисование карандашами (закрашивание предмета внутри контура).

1

28.09

13

Рисование красками (заливка контура).

1

29.09

14

Самостоятельные манипуляции с кисточкой, мытьё.

1

03.10

15

Действия с простым карандашом, ластиком.

1

05.10

16

Явления природы. Смешивание акварельных красок.

1

06.10

2 модуль. Развитие мелкой моторики.

15

17

Смешивание акварельных красок. ИОТ и ТБ.

1

17.10

18

Игры с разноцветной водой.

1

19.10

19

Рисование по мокрому листу. Явления природы.

1

20.10

20

Рисование по мокрому листу. Осень.

1

24.10

21

Аппликация «Осень» (любой удобной техникой).

1

26.10

22

Растительный мир. Знакомство с природным материалом.

1

27.10

23

Манипуляции с бумагой. Мозаика.

1

31.10

24

Рисование красками.

1

02.11

25

Фрукты и ягоды. Игра с гуашевыми красками.

1

03.11

26

Игра с гуашевыми красками.

1

07.11

27

Исследование свойства пластилина. Яблоко. Ягода.

1

09.11

28

Исследование свойства пластилина. Лимон. Слива.

1

10.11

29

Рисование разными способами. Фрукты на тарелке или в вазе.

1

14.11

30

Аппликация «Фруктово-ягодная корзинка».

1

16.11

31

Фрукты и ягоды (продолжение). Рисование гуашевыми красками: пятна, штрихи.

1

17.11

3 модуль. Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций.

15

32

Рисование гуашевыми красками: полосы, ломаные линии. ИОТ и ТБ.

1

28.11

33

Лепка из пластилина. Колбаски разной длины.

1

30.11

34

Аппликация «Фруктовые деревья».

1

01.12

35

Игрушки. Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др.

1

05.12

36

Рисование акварельными красками: пятна. Мяч.

1

07.12

37

Рисование акварельными красками: пятна, штрихи. Снеговик.

1

08.12

38

Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы. Неваляшка.

1

12.12

39

Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии. Флажки.

1

14.12

40

Лепка из пластилина. Мяч.

1

15.12

41

Лепка из пластилина. Снеговик.

1

19.12

42

Аппликация «Мяч».

1

21.12

43

Аппликация «Снеговик.».

1

22.12

44

Аппликация «Флажки».

1

26.12

45

Домашние животные.  Выкладывание изображения по контуру.

1

28.12

46

Лепка  из пластилина.  Шарики ( котёнок).

1

29.12

4 модуль. Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций.

20

47

Рисование мелками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии. ИОТ и ТБ.

1

11.01

48

Рисование  акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии.

1

12.01

49

Животные (продолжение). Знакомство с различным поделочным материалом.

1

16.01

50

Рисование красками «Кошки-мышки».

1

18.01

51

Лепка из пластилина: «Мышка».

1

19.01

52

Явления природы. Рисуем мелками.

1

23.01

53

Рисуем мелками «Украсим ёлку шарами».

1

25.01

54

Рисуем карандашами «Украсим варежку снежинками».

1

26.01

55

Выкладывание аппликации «Снежок».

1

30.01

56

Посуда. Декоративное рисование.

1

01.02

57

Декоративное рисование. «Тарелочка» рисование и раскрашивание кругов на картонных тарелках.

1

02.02

58

Аппликация из рваной бумаги.«Украсим посуду».

1

06.02

59

Аппликация из рваной бумаги. «Украсим посуду»

1

08.02

60

Рисование красками. «Деревянная ложка» раскрашивание ложки по готовому контуру.

1

09.02

61

Рисование карандашами. «Чашка с чаем» раскрашивание чашки по готовому контуру.

1

13.02

62

Одежда. Декоративное рисование. «Украшаем полоску».

1

15.02

63

Аппликация из рваной бумаги. «Украшаем полоску».

1

16.02

64

Рисование красками. «Раскрашиваем варежку» (заготовка).

1

20.02

65

66

Рисование карандашами. «Украсим одежду». Работа по раскрашиванию шаблонов одежды.

1

22.02

Уплотнение за 23.02

5 модуль. Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций.

18

67

Одежда (продолжение). Декоративное рисование и аппликация. «Оденем мишку на улицу». ИОТ и ТБ.

1

06.03

68

69

Мебель. Проведение линии не отрывая карандаш. «Стол» рисуем стол по шаблону.

1

09.03

Уплотнение за 08.03

70

«Красивый стол». Раскрашивание изображения по готовому контуру.

1

13.03

71

«Стул». Раскрашивание изображения по готовому контуру.

1

15.03

72

«Шкаф». Раскрашивание изображения по готовому контуру.

1

16.03

73

Овощи. Рисование акварельными красками. «Помидор».

1

20.03

74

Освоение приемов работы с пластилином. «Помидоры».

1

22.03

75

Рисование акварельными красками. «Зелёный огурец».

1

23.03

76

Освоение приемов работы с пластилином. «Зелёный огурец».

1

27.03

77

Аппликация. «Зелёный огурец и красный помидор».

1

29.03

78

Рисование гуашевыми красками. «Морковка».

1

30.03

79

Освоение приемов работы с пластилином. «Морковка».

1

03.04

80

Аппликация. «Грядка с морковью».

1

05.04

81

Рисование гуашевыми красками. «Лук».

1

06.04

82

Освоение приемов работы с пластилином. «Связка лука».

1

10.04

83

Аппликация. «Грядка с луком».

1

12.04

84

Аппликация. «Корзинка с овощами».

1

13.04

6 модуль. Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций.

15

85

Явления природы. Смешивание акварельных красок, нанесение разноцветных красок на контур. ИОТ и ТБ.

1

24.04

86

Рисование по мокрому листу. «Аквариум».

1

26.04

87

Аппликация «Рыбки в аквариуме».

1

27.04

88

89

Птицы. «Ворона». Рисование мелками, карандашами.

1

03.05

Уплотнение за 01.05

90

Аппликация «Цыплята на травке».

1

04.05

91

Растительный мир. Рисование акварельными красками. «Трава».

1

08.05

92

Рисование акварельными красками. «Полянка с цветами».

1

10.05

93

Рисование гуашевыми красками. «Первоцветы».

1

11.05

94

Рисование гуашевыми красками. «Расцвела мать-и-мачеха».

1

15.05

95

Освоение приемов работы с пластилином. «Одуванчик».

1

17.05

96

Освоение приемов работы с пластилином. «Цветочек».

1

18.05

97

Аппликация. «Цветик - семицветик».

1

22.05

98

Аппликация. «Тюльпаны».

1

24.05

99

Аппликация. «Ковёр из одуванчиков» аппликация из бумажных заготовок . Итоги года.

1

25.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Нормативные документы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
  • адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

2. учебно-методическая литература

- Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида : Учебн.пособие для учителей спец.коррекционных школ и студентов дефектолог.ф-тов педвузов / И.А.Грошенков. – М., ООО «Институт общегуманитарных исследований», В.Секачёв, 2001

3. Демонстрационные материалы (плакаты, таблицы, видео материалы и т.д.).

Материально-техническое обеспечение:

  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
  • специально подобранные предметы и игрушки, презентации к урокам, графические  и  печатные изображения;
  • шаблоны, трафареты, альбомы, краски, карандаши, восковые мелки, кисточки, пластилин;
  • мольберт, стулья, стол, доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адаптивной физкультуре 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по адаптивной физкультуре для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

адаптированные рабочие программы для 4 класса для детей с ЗПР вида 7.1.

Программы для 4 класса для детей с ЗПР вида 7.1....

Рабочая программа "Человек" 1 класс (для детей с у/о)

Рабочая программа предназначена для учащихся 1 класса, обучающихся по АООП вариант 9.2...