Рабочая программа "Человек" 1 класс (для детей с у/о)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Терехова Юлия Анатольевна

Рабочая программа предназначена для учащихся 1 класса, обучающихся по АООП вариант 9.2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8 (495) 851-50-03                                                  e-mail: tro_school@dszn.ru

Утверждаю

директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Л.И. Пономарева

Рабочая программа по

предмету «Человек»

на 2016-2017 учебный год

для 1 б класса , надомное обучение

(ФГОС УОД, Вариант II)

Учитель: Терехова Ю.А.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                            «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2016г.                  Зав.образовательного отделения Т.Е. Максименко

Руководитель ШМО_______________                           «___»______________________________2016г.



I. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Человек» разработана на основе:Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой, и следующих нормативно - правовых документов:

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья».

Задачи программы:

  • формирование гигиенических навыков;
  • коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
  • обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
  • формирование организационных умений и навыков;
  • развитие умений ориентироваться в задании;

II. Общая характеристика учебного предмета

Занятия по предмету «Человек» проводятся 1 раз в неделю, форма обучения -надомная. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития  ребенка.

В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.детей.

IV. Место предмета в учебном плане 1 класса

В учебном плане предмет представлен с расчетом 1 час в неделю, 33 часа в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.,

V. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные:

- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты:

- представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

- представления о собственном теле;

- отнесение себя к определённому полу;

-умение сообщать общие сведения о себе: имя;

- умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

-умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами: умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

VI. Содержание учебного предмета

Программа представлена следующими разделами

«Представления о себе», «Семья».

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье.Навыки, связанные с гигиеной тела, части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги, пальцы); предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, ванна, полотенце; действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.

Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.

Содержание программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым; формирование у ученика комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Основной формой организации процесса обучения является урок

VIII.Описание учебно-методического и материально-технического оборудования

Технологии обучения.

В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:

1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

  • Методы обучения

Методы мотивации учебной деятельности

  • Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Рассказ, эвристическая беседа, познавательная  игра,

Методы формирования новых умений

  • Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная

Методы контроля результатов обучения

Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.. Предъявление требований, поощрение : словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.

Учебно-методический комплекс.

Для реализации программы по предмету «Человек» учебно-методическое обеспечение включает: предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов.

VIV. Планируемые результаты освоения программы в 1 классе

«Представления о своем теле»

Уметь показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).

 «Семья»

Представление о своем ближайшем окружении, взаимоотношениях между ними.

Понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними. 

X. Система оценки достижения планируемых результатов

Для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждого триместра строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.

Различает части тела

Соблюдает правила гигиены

Называет свое имя

Знает, узнает, называет имена членов семьи

Баллы                  Уровень сформированности навыка

0                Навык или умение отсутствует

1              Пассивное участие (действие выполняется

                 взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2             Навык или умение проявляется иногда при значительной

               помощи взрослого

3             Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи

                взрослого

4            Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5                Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

тема

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

дата

Представления о себе

1.

Знакомство.

Слушание объяснений учителя, подражание, реагирование жестами, учится здороваться, слушать учителя.

2.

Знакомство.

Слушание объяснений учителя, подражание, реагирование жестами, учится здороваться, слушать учителя.

3.

Ученик, учитель

Слушание объяснений учителя, подражание, реагирование жестами, учится здороваться, слушать учителя.

4.

Я- девочка.

Слушание объяснений учителя, подражание, реагирование жестами, слушать учителя.

5.

Строение человека(голова)

Показывает части тела по образцу, с помощью учителя, по подражанию

6.

Строение человека(голова,руки)

Показывает части тела по образцу, с помощью учителя, по подражанию

7.

Строение человека(голова,руки, ноги)

Показывает части тела по образцу, с помощью учителя, по подражанию

8.

Строение человека(голова,руки,ноги,живот)

Показывает части тела по образцу, с помощью учителя, по подражанию

9.

Строение человека(голова,руки,

ноги,живот, спина)

Показывает части тела по образцу, с помощью учителя, по подражанию

10.

Строение человека (глаза)

Показывает части тела по образцу, с помощью учителя, по подражанию

11.

Строение человека (глаза,нос)

Показывает части тела по образцу, с помощью учителя, по подражанию

12.

Строение человека(глаза,нос,рот)

Показывает части тела по образцу, с помощью учителя, по подражанию

13.

Строение человека(глаза,нос,рот,уши)

Показывает части тела по образцу, с помощью учителя, по подражанию

14.

Гигиена рук.

Стихи о правилах гигиены

(имитация мытья рук)

15.

Повторение и закрепление темы

Показывает части тела по образцу, с помощью учителя, по подражанию

16.

Игра «Покажи  где…»

Показ частей тела на кукле с помощью учителя

Семья.

17.

Это –я. Моё имя.

Реагирование на имя,показ на себя

18.

Моя мама.

Работа с фото,умение различать маму, учителя,няню

19.

Как зовут маму?

Работа с фото,умение различать маму, учителя,няню

20.

Папа.

Работа с фото,умение различать маму, папу,учителя,няню

21.

Как зовут папу?

Работа с фото,умение различать маму, папу,учителя,няню

22.

Моя бабушка.

Работа с фото,умение различать маму, папу,учителя,бабушку

23.

Как зовут бабушку?

Работа с фото,умение различать маму, папу,учителя,бабушку

24.

Мой брат.

Работа с фото,умение различать маму, папу,брата,бабушку

25.

Имя брата.

Работа с фото,умение различать маму, папу,брата,бабушку

26.

Моя семья.

Различать членов семьи по имени

27.

Повторение и закрепление темы

Различать членов семьи по имени

28.

Повторение и закрепление темы

Различать членов семьи по имени

Повторение  

29.

Строение человека(голова,руки,

ноги,живот, спина)

Показ частей тела на кукле с помощью учителя ,имитация мытья рук

30.

Строение человека(глаза,нос,рот,уши)

Повторение стихов о частях тела человека

31.

Это –я. Моё имя.

Слушание речи учителя, подражание, реагирование жестами, реагирование на имя

32.

Моя семья.

Слушание речи учителя, подражание, реагирование жестами, реагирование на имя

33.

Игра «Кто это?»

Слушание речи учителя, подражание, реагирование жестами, реагирование на имя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 4 класс для детей со сложным дефектом.

Рабочая программа 4 класс для детей со сложным дефектом....

Рабочая программа надомного обучения для детей с тяжёлой умственной отсталостью 3 класс

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...

рабочая программа по математике для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс

рабочая программа по математике для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 1 класса на дому (индивидуальное обучение)...

рабочая программа по технологии для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс

рабочая программа по трудовому обучению для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для 1 класса на дому (индивидуальное обучение)...

Адаптированная рабочая программа 1 класс для детей с ОВЗ (нарушением интеллекта)

Представлены  адаптированные  рабочие  программы (пояснительная  записка и календарно-тематическое  планирование)  по  русскому  языку,  математике, ...

Рабочая программа 7 класс (для детей с ограниченными возможностями здоровья)

Рабочая программа составлена для обучения на дому в 7 б классе.Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, на основании программ специальных (коррекционных) ...

Рабочая программа 9 класс (для детей с ограниченными возможностями здоровья)

      Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакци...