Рабочие программы, 1(дополнительный) класс для детей с ОВЗ
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа по математике для обучающихся ТНР, ЗПР 1 класс.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.САЯНОГОРСК
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 8»
655600 Республика Хакасия, г.Саяногорск, Интернациональный м/р., д.20,
Тел.: 8 (39042) 6-43-91; 2-36-33 Факс: 8 (39042) 6-43-91 E-mail:
Рассмотрено на заседании Методического совета от _______ протокол №____ Решение педагогического совета От ________ протокол № ______ | Утверждено Приказом от ___________ Директор школы ___________ (И. С. Кузовникова) |
Рабочая программа
по окружающему миру
обучающихся по адаптированной
образовательной программе начального общего образования,
обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант)
обучающихся по адаптированной
образовательной программе начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант )
обучающихся по адаптированной
образовательной программе начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант )
обучающихся по адаптированной
образовательной программе начального общего образования
обучающихся слабослышащих и позднооглохших (вариант )
1 «А» дополнительного класса
2025-2026 учебный год
Учитель начальных классов
Анфилофьева З. М.
г. Саяногорск, 2025г.
Особенности преподавания предмета
В классе 12 человек. Решением ПМПК 5-ти обучающимся рекомендована адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант ), 5-ти обучающимся рекомендована адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант ), 1 обучается по адаптированной образовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант ), 1 обучается по адаптированной образовательной программе начального общего образования обучающихся слабослышащих и позднооглохших (вариант )
Период обучения в данном классе пролонгированный. Обучение в данном классе ведётся 1 год.
У данной группы детей наблюдаются различные речевые нарушения и несформированность высших психических функций, что вызывает трудности в овладении предметом. У ребенка с РАС - нарушение развития коммуникации и социальных навыков
Большое значение на уроках имеет практическая направленность обучения, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, реализация дифференцированного подхода в обучении.
Особенности обучающихся | Специальные образовательные условия |
Низкая концентрация внимания,повышенная отвлекаемость, фрагментарное выполнение учебных заданий; трудность переключения. | Привлечение внимания обучающихся к учебному материалу с использованием дополнительных инструкций, демонстрационного материала, смена видов деятельности. |
Недостаточность наглядно-образного мышления. Мышление остается преимущественно конкретным, поверхностным, существенного развития словесно-логического мышления не отмечается. | Новый материал преподносится дозированно (методом «малых шагов») с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов. Для формирования отвлеченных понятий, обобщений, умений и навыков предметная наглядность используется более длительное время. |
Трудности при классификации предметов, обобщении явлений и признаков, бедность и отрывочность суждений и умозаключений, нарушение логических связей. | Применение упражнений, предусматривающих активизацию познавательной деятельности. Использование учебного материала с опорой на жизненный опыт обучающихся. Поэтапное разъяснение, последовательное выполнение заданий |
Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. | Применение разноуровневых индивидуальных карточек, обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения. |
Низкая осведомленность бытовых понятий, низкий уровень знаний о себе и об окружающем мире. | Формирование познавательной мотивации и положительного отношения к учению с помощью демонстрационных, аудио и видео материалов, замедленный темп преподнесения новых знаний с опорой на жизненный опыт ребенка. |
Испытывают затруднения в произвольной организации деятельности; не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое, быстро утомляются. | Проводятсяфизминутки с целью снятия усталости. Материал дается дозировано, преимущественно в игровой форме, с чередованием труда и отдыха. Используется интересный и красочный дидактический материал и средства наглядности, применяются компьютерные технологии. |
Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении. | Создание благоприятных условий для общения, эмоционально-благоприятных ситуаций, способствующих возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Использование сюжетно-ролевых игр. Стимулирование к общению, оказание помощи в виде вопросов, подсказок, суждений. |
Словарный запас ограничен, в речи наблюдаются аграмматизмы, нарушения лексической стороны речи. | Систематически проводится словарная работа, где уточняются значения слов, вводятся в активную речь новые слова. Работа над расширением и активизацией словаря опирается на активное действенное познание детьми предметов и явлений окружающей действительности. |
Нарушения связной речи. Отсутствует полнота и развернутость в высказывании, бедная, недостаточно выразительная речь | Применение коррекционно-развивающих игр и упражнений, включающих иллюстративно-графический и игровой материал. |
Низкий уровень познавательной активности и учебной мотивации. | Применяется дидактические игры и игровые приемы, разнообразный дополнительный материал. Проводится коллективная деятельность. |
Низкая работоспособность. | Использование постоянной смены видов деятельности. Соблюдение охранительного режима (физминутки, гимнастика для глаз и пальцев рук, динамическая организация урока). Включение в урок игровых приёмов работы. |
Трудности общения, самостоятельного говорения. Не понимание словесного задания | Неоднократное повторение задания, установка дается дозировано и дифференцированно. Дополнительное разъяснение задание, поэтапное задание на карточке. |
Механическое, неосмысленное воспроизведению отдельных слов, предложений, текстов; значительные трудности в способности понимать понятия, связи по окружающему миру | Адаптировать методы представления нового материала, опираясь, в основном, на средства визуализации. Опираться на реальные чувства и опыт ребенка с РАС. Проводить дополнительную работу по разъяснению основного содержания текста, слов, выражений. Применять коррекционные приемы, способствующие преодолению фрагментарности представлений об окружающем, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков |
Исходя из особенностей класса, программный материал разбит в соответствии с учётом зоны ближайшего развития обучающихся.Увеличено количество часов на изучение тем. Материал родиноведческой и краеведческой направленности представлен при изучении в разделе «Что и кто?».
В процессе изучения курса «Окружающий мир» урок строится на практико-ориентированных знаниях о человеке, природе и обществе. При изучении тем урока основной акцент ставится на установление причинно-следственных связей в окружающем мире, специальных природоведческих терминов, слов и словосочетаний, обозначающих объекты и явления природы, выражающие временные и пространственные отношения, и включение их в самостоятельную речь; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества в условиях интересных и доступных обучающемуся видов деятельности (наблюдение, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Для того чтобы исключить перегрузки детей, тематические и итоговые проверочные работы проходят в разных формах: устной, фронтальной, в виде теста, с использованием компьютерных технологий. Контрольные материалы подобраны в соответствии с психофизическими особенностями детей.
- Планируемые результаты по окружающему миру
Изучение окружающего мира в 1 дополнительном классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальные учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
• сравнивать под руководством учителя происходящие в природе изменения; наблюдать под руководством учителя зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы; приводить с опорой на образец примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
• понимать, что информация может быть представлена в разной форме: текста, иллюстраций, видео; соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
• в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы; уважительно относиться к разным мнениям; воспроизводить название страны, её столицы; описывать предмет по предложенному плану; описывать по предложенному плану время года; сравнивать с опорой на схему/алгоритм домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
• оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми; анализировать с помощью учителя предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня; нарушения правил дорожного движения.
Совместная деятельность способствует формированию умений соблюдать правила общения в совместной деятельности (при необходимости под руководством взрослого): договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.
К концу обучения в 1 (дополнительном) классе обучающийся научится:
- называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству (качество произношения в зависимости от степени проявления речевого нарушения и его структуры), знать профессии членов своей семьи, соотносить эти профессии и основные, соответствующие им, виды профессиональных действий, называть их (качество произношения в зависимости от степени проявления речевого нарушения и его структуры), знать домашний адрес, номер своей школы и класса, называть их (качество произношения в зависимости от степени проявления речевого нарушения и его структуры); проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, понимать и демонстрировать изученные правила поведения в социуме и на природе, называть их (качество произношения в зависимости от степени проявления речевого нарушения и его структуры);
- знать и воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны (качество произношения в зависимости от степени проявления речевого нарушения и его структуры);
на доступном лексико-грамматическом уровне культурные объекты, родного края;
- различать и показывать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные объекты, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животного мира (животные, птицы, рыбы, насекомые), называть их (качество произношения в зависимости от степени проявления речевого нарушения и его структуры);
- знать и показывать наиболее распространенные в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животного мира (животные, птицы, рыбы, насекомые); выделять их наиболее существенные признаки, называть их (качество произношения в зависимости от степени проявления речевого нарушения и его структуры);
- применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
- под руководством педагогического работника проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе измерять температуру тела и воздуха) и опыты;
- оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах;
- соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
- соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- с помощью взрослых (педагогического работника, родителей (законных представителей)) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы.
Результаты освоения обучающимися с РАС АООП НОО оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования (вариант 2), созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися с расстройствами аутистического спектра трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Личностные результаты освоения АООП НОО отражают динамику:
– понимания причин и мотивов эмоциональных проявлений, поступков, поведения других людей;
– принятия и освоения своей социальной роли;
– формирования и развития мотивов учебной деятельности;
– потребности в общении, владения навыками коммуникации и адекватными ритуалами социального взаимодействия;
– развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях взаимодействия;
– способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
– принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
– овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющейся среде;
– овладения социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах учебной и внеурочной деятельности).
Результаты освоения обучающимися слабослышащих и позднооглохших АООП НОО оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования (вариант 2), созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися с расстройствами аутистического спектра трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
- формировать мотивацию, любознательность («Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»);
- формировать личное, эмоциональное отношение учащихся к изучаемой теме («Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…»).
Метапредметные результаты освоения АООП НОО, освоения АООП НОО, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО за исключением:
– готовности слушать собеседника и вести диалог;
– готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
– излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– определения общей цели и путей ее достижения;
– умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Содержание учебного предмета
Особенности урока «Окружающий мир». Практическое усвоение понятия «окружающий мир».
Изменения, произошедшие в жизни обучающихся с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, со школой. Расположение классов и других помещений. Закрепление элементарных пространственных представлений (справа-слева, сверху-снизу).
Культура общения в семье, в школе, в общественных местах.
Педагогические работники, одноклассники, друзья, ценность добрых, уважительных отношений с ними. Обращение к учителю, одноклассникам. Правила поведения в классе, в школе.
Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома (порядок, освещение, свежий воздух).
Внешний вид и соблюдение личной гигиены. Разнообразие уроков, их расписание. Здоровое питание. Правильный выбор одежды. Режим дня младшего школьника, чередование труда и отдыха. Практическое представление о времени как основа планирования режима дня. Части суток.
Семья ‒ самое близкое окружение человека. Имя, отчество, фамилия обучающегося, членов его семьи. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге.
Место, где я живу (дом, улица, город, страна). Мой адрес. Занятия и профессии людей. Правила безопасного поведения на улице. Знакомство с дорожными знаками.
Родина ‒ эта наша страна Россия и наша малая родина. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России. Праздники и традиции страны.
Мир, в котором я живу. Что нас окружает. Природа живая (человек, животные, растения, грибы). Отличие живой природы от неживой. Явления природы (снегопад, дождь, гроза, рассвет, закат, ветер). Погода, ее составляющие (температура воздуха, осадки, облачность). Определение изменения температуры воздуха с помощью термометра.
Сезонные изменения в природе. Причины сезонных изменений. Времена года (осень, зима, весна, лето), их характеристики и основные признаки.
Растения. Ядовитые растения и грибы. Комнатные растения и уход за ними. Деревья, кустарники, цветы. Жизненный цикл растения (цветка) – базовые представления. Животные как часть живой природы. Звери как часть животного мира. Домашние и дикие животные. Редкие и исчезающие животные, занесенные в Красную книгу. Птицы как часть животного мира. Птицы домашние и дикие. Насекомые как часть животного мира. Полезные и вредные насекомые. Профессии людей, связанные с насекомыми. Рыбы как часть животного мира. Рыбы речные и морские. Профессии, связанные с выловом рыбы. Опасные рыбы.
Человек и природа. Значение неживой и живой природы в жизни человека. Использование человеком богатств природы. Бережное отношение к окружающему миру.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей, связанные с природой, обществом. Сезонные изменения труда человека.
Наша Земля. Разные страны и разный климат. Представление о Земле как о планете. Солнце как источник тепла. Наблюдение за сезонными изменениями светового дня. Дневное и ночное небо. Солнце, Луна. Звезды. Смена времен года – обобщение представлений. Связь времен года с вращением Земли вокруг Солнца. Связь изменений в живой и неживой природе с Солнцем.
Чистота рек и морей. Экология – основные представления. Связь человека и природы. Как беречь природу. Почему это нужно делать? Роль человека в защите природы. Откуда мы берем воду? Понятие питьевой воды. Зачем мыть овощи и фрукты. Почему мы моем руки. Понятие о гигиене. Транспорт человека и его влияние на экологию. Виды транспорта. Откуда берется мусор? Как перерабатывают мусор? Как сберечь наш родной край? Проблемы экологии родного края
Человек и безопасность. Опасные ситуации дома и на улице. На улице в безопасности. Правила безопасности дома и в школе. Телефоны экстренной помощи. Безопасное питание. Здоровый образ жизни. Компьютер и интернет. Правила безопасности. Режим дня и гаджеты. Я берегу глаза.
2. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы
№ | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности. |
1. | Вводный урок | 1 | Учащиеся осваивают первоначальные умения: задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы на уроке |
2. | «Что и кто?» | 19 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о малой родине и Москве как столице государства; рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; извлекать из них нужную информацию о Москве; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; узнавать достопримечательности столицы; работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников; наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем; моделировать форму Солнца; различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя; различать изученные растения; приводить примеры комнатных растений; рассказывать об особенностях любимого растения; наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя; работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку; рассказывать о любимом цветке; наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; сравнивать и группировать листья по различным признакам; практическая работа в группе: определять деревья по листьям; описывать внешний вид листьев какого-либо дерева; различать лиственные и хвойные деревья; работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам; моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; работать в паре: узнавать рыб на рисунке, описывать рыбу по плану; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя; практическая работа: исследовать строение пера птицы; работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, описывать птицу по плану; практическая работа: исследовать строение шерсти зверей; работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; характеризовать назначение бытовых предметов; находить на рисунке предметы определенных групп; работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку; приводить примеры предметов разных групп; определять составные части компьютера; характеризовать назначение частей компьютера; работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; моделировать форму Земли; выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
3. | Проект «Моя малая Родина | 1 | В ходе выполнения проекта обучающиеся с помощью взрослых учатся: фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей |
4. | «Как, откуда и куда?» | 12 | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязненной воды; практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и ее очистку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь; наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку; различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку; прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках; наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; запомнить правила подкормки птиц; определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждать источники появления загрязнений в снеге; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
5. | Как живет семья? Проект «Моя семья» | 1 | Понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить; рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; интервьюировать членов семьи; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; составлять экспозицию выставки; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей |
6. | «Где и когда?» | 10 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учебы; работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; рассказывать о своем учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; характеризовать природные явления в разные времена года; называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради; практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; приводить примеры животных холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку; работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации; приводить примеры животных жарких районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; различать зимующих и перелетных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек; работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц; прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; работать в паре: различать типы одежды в зависимости от ее назначения, подбирать одежду для разных случаев; работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм; сравнивать старинные и современные велосипеды; работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; запомнить правила безопасной езды на велосипеде; сравнивать жизнь взрослого и ребенка; определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков; |
7. | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д. коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); оформлять фотовыставку; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей |
8. | «Почему и зачем?» | 20 | Понимать учебную задачу урока и стремиться еевыполнить; сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца; работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звезд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку; использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва; работать со взрослыми: наблюдать картину звездного неба, находить на нем созвездие Льва; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; моделировать из пластилина форму Луны; рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учеными, осуществлять самопроверку; работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксироватьрезультаты наблюдений в рабочей тетради; наблюдать за дождями и ветром; работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлест, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку; сочинять и рассказывать сказку по рисунку; анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; обсуждать, почему и как следует беречь уши; высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку; описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приема; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника; определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса; объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; формулировать правила поведения в природе; сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку; оценивать правильность своей подготовки ко сну; рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе; различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку; работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; запомнить, что зубная щетка и полотенце у каждого человека должны быть личные; формулировать основные правила гигиены; различать средства связи и средства массовой информации; рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприемники); обсуждать назначение Интернета; моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону; классифицировать автомобили и объяснять их назначение; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания; классифицировать поезда в зависимости от их назначения; работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда; классифицировать корабли в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолета, проводить самопроверку и взаимопроверку; обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. |
9. | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; составлять рассказ о своей кошке (собаке), ее характере, повадках, играх; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); оформлять фотовыставку; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей |
Всего | 66 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)
Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Адаптированная рабочая программа 1 класс для детей с ОВЗ (нарушением интеллекта)
Представлены адаптированные рабочие программы (пояснительная записка и календарно-тематическое планирование) по русскому языку, математике, ...

Рабочая программа 7 класс (для детей с ограниченными возможностями здоровья)
Рабочая программа составлена для обучения на дому в 7 б классе.Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, на основании программ специальных (коррекционных) ...

Рабочая программа 9 класс (для детей с ограниченными возможностями здоровья)
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакци...

Рабочие программы, 4 класс для детей с ОВЗ
Рабочая программа по русскому языку 4 класс, для обучающихся по программе ТНР, ЗПР....

Рабочие программы, 4 класс для детей с ОВЗ
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс, для обучающихся с ТНР, ЗПР....
