Рабочие программы, 4 класс для детей с ОВЗ
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Анфилофьева Зинаида Маркеловна

Рабочая программа по русскому языку 4 класс, для обучающихся по программе ТНР, ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx55.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.САЯНОГОРСК

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 8»

655600 Республика Хакасия, г.Саяногорск, Интернациональный м/р., д.20,

Тел.: 8 (39042) 6-43-91; 2-36-33 Факс: 8 (39042) 6-43-91 E-mail:

Рассмотрено на заседании

Методического совета

от _______ протокол №____

Решение педагогического совета

От ________ протокол № ______

Утверждено

Приказом от ___________

Директор школы

___________ (И.С.Кузовникова)

Рабочая программа

по русскому языку

обучающихся по адаптированной основной

общеобразовательной программе

начального общего образования

обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант )

общеобразовательной программе

начального общего образования

обучающихся с задержкой психического развития (вариант )

4 «а» класса

2024-2025 учебный год

Учитель начальных классов

высшей категории

Анфилофьева Зинаида Маркеловна

г. Саяногорск, 2024г.

  1. Особенности преподавания предмета

В классе 14 человек. Обучаются по решению ПМПК. Обучение пятый год. Дети обучаются в данном классе 5 лет (пролонгированный период).

У детей наблюдаются нарушения фонематического восприятия, нарушения лексико-грамматической стороны речи, памяти, внимания, устной и письменной речи, которые затрудняют овладение предметом.

Большое значение на уроках имеет практическая направленность обучения, учёт индивидуальных особенностей детей, реализация дифференцированного подхода в обучении.

Данная программа составлена с учетом особенностей контингента обучающихся с ТНР: формы речевого недоразвития, структуры дефекта и степени его тяжести, возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.

Особенности обучающихся

Специальные образовательные условия

Наблюдается нарушение общей и мелкой моторики. Характерна вялость движений, трудности координации движений.

В уроки включать упражнения, направленные на совершенствование движений сенсомоторного развития. Применять самомассаж кистей и пальцев рук, пальчиковые игры.

Нарушения зрительно-моторной координации (неспособности копировать графический элемент, неустойчивость почерка - неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые разнонаклонные буквы).

Использовать карточки-символы, позволяющие запомнить и отграничить написание смешиваемых букв. Работать с трафаретами. Применять штриховку, раскрашивание, геометрический диктант с использованием линейки с геометрическими фигурами, графические диктанты-рисование по клеточкам под диктовку. Соотносить буквы с определенным звуком, запоминать план написания буквы.

Трудность сосредоточения и удерживания внимания на словесном материале вне наглядной ситуации; неспособность восприятия длинных инструкций, последовательности выполнения задания.

Поэтапно разъяснять, последовательно выполнять задания. Многократно повторять учащимся инструкции к выполнению задания, применять демонстрационный материал. Использовать особый речевой режим: четкая, разборчивая речь, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.

Трудности в высказывании письменной речи (сочинения, изложения)

Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

Использовать тексты-образцы и упражнения для активизации смысловой и языковой сторон связного текстового сообщения: восстановить правильный порядок пунктов плана произведения или выбрать из произведения только тот материал, который подходит для представленной иллюстрации.

Нарушения связной устной речи. Отсутствует полнота и развернутость в высказывании, бедная, недостаточно выразительная речь.

Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания: программирования смысловой структуры высказывания; установления связности и последовательности высказывания; отбора языковых средств, необходимых для построения высказывания. Применять коррекционно-развивающие игры и упражнения, включающие иллюстративно-графический и игровой материал. Составлять рассказы по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу.

Недостаточное усвоение изученных орфограмм.

Применять дидактические игры, сигнальные карточки, тренировочные упражнения, компьютерные тренажеры. Включать в урок предупредительный, объяснительный, словарный, распределительный, орфографический диктанты. Применять на уроке выборочное списывание, зрительный диктант.

Нет усидчивости в работе.

Использовать дифференцированное и индивидуальное обучение с учетом специфики нарушения развития, организовывать работу по предупреждению перегрузки обучающихся (дозирование объема письменных работ). Для предотвращения утомления использовать чередование умственной и практической деятельности, преподносить материал небольшими дозами, применять компьютерные технологии.

Замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв при письме, недописывание слов.

Применять четкое проговаривание, зрительный контроль. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; устранение дефектов звукопроизношения; формирование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слов.

Словарный запас ограничен, в речи наблюдаются аграмматизмы, нарушения лексической стороны речи.

Уточнение значений слов и обогащение словаря путем накопления новых слов и совершенствования словообразования; уточнение значений используемых синтаксических конструкций; совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Недостаточная сформированность фонематического слуха, анализа и синтеза.

Включать в урок упражнения на формирование звукового анализа, внимания и памяти, фонетико-фонематических представлений, звукового анализа и синтеза.

Отмечаются дефекты звукопроизношения.

Осуществлять слуховой контроль за собственным произношением. Формировать фонематическое восприятие и внимание к словам при воспроизведении на письме оппозиционных фонем.

Затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных.

Применять упражнения на развитие артикуляционной моторики (специальные упражнения, разучивание чистоговорок и скороговорок).

Наблюдается слабость запоминания учебного материала.

Использовать многократное повторение учебного материала. Применять специальные и индивидуальные карточки и таблички, позволяющие перевести изучаемый материал на наглядную основу. Использовать особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, многократное повторение, подчеркнутое артикулирование.

Низкий уровень познавательной активности и учебной мотивации.

Использовать дидактические игры и игровые приемы, разнообразный дополнительный материал. Применять здоровьесберегающие, личностно-ориентированные и информационные технологии. Включать в урок коллективную деятельность. Чаще хвалить детей.

Отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Применять слуховой диктант со зрительным самоконтролем, списывание с печатного и рукописного текста. Применять на уроке индивидуальный подход, с опорой на сильные и слабые стороны ребенка. Создавать ситуацию успеха.

Уроки русского языка проводятся с использованием учебников «Русский язык» 4 класс (1 - 2 часть). Программный материал преподносится дозировано, проводится индивидуальная работа.

Исходя из особенностей класса, программный материал разбит в соответствии с учетом зоны ближайшего развития обучающихся. Увеличено количество часов на изучение темы «Части речи». На каждом уроке используются минутки чистописания для улучшения каллиграфических навыков, орфографические минутки для развития фонематического слуха и орфографической зоркости. Учебный материал отбирается в соответствии с возможностями учащихся, к каждому заданию дается подробная инструкция, образец. На уроках используются занимательные минутки по теме урока, загадки.

Для исключения перегрузок тематические и итоговые контрольные работы объединены. Контрольным работам предшествует подготовительный урок, на котором отрабатываются самые трудные задания. После контрольных работ запланирована работа над ошибками.

Материал родиноведческой и краеведческой направленности представлен при изучении всего курса данного предмета. Для решения задач экологического воспитания в структуру урока включены предложения и небольшие тексты по данному направлению.

В основу критериев и норм оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность и единый подход. Знания и умения, обучающихся по русскому языку, оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.

Особенности организации контроля, методы и формы.

Входной контроль (проводится в начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимом для продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу.

Текущий контроль осуществляется как в письменной, так и в устной форме. Работы для текущего контроля составляются из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Итоговый контроль (за 1, 2, 3, 4четверть) проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (диктант с грамматическими заданиями).

Для проверки сформированности УУД в конце года проводится метапредметная проверочная работа.

Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводятся в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списывании, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор служит средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктат, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Особенности оценивания:

1. Учет ошибок в диктанте:

повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, обучающийся дважды в слове "песок" написал вместо "е" букву "и");

ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, обучающийся написал букву "т" вместо "д" в слове "лошадка" и букву "с" вместо "з" в слове "повозка").

Специфические дисграфические ошибки оцениваются следующим образом: три однотипные ошибки (акустические, фонологические, моторные, ошибки языкового анализа и другие) расцениваются как одна.

2. Ошибкой считается:

нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

3. При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал обучающийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы педагогический работник принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.

Контрольный словарный диктант проводится 1 раз в две недели в тетрадях для контрольных работ.

Объем текстов изложений должен быть на 15 - 20 слов больше объема диктантов. Примерный объем текстов для изложений:

Количество слов на начало года

Количество слов на конец года

3 класс

45 - 55

65 - 70

4 класс

70 - 75

85 - 100

На изложение отводится не менее одного часа.

В качестве контрольного проводится одно изложение в конце года.

Планируемые результаты по русскому языку.

Личностные результаты.

а) гражданско-патриотического воспитания:

б) духовно-нравственного воспитания:

в) эстетического воспитания:

г) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

д) трудового воспитания:

е) экологического воспитания:

неприятие действий, приносящих ей вред.

ж) ценности научного познания:

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

Самоорганизация:

Самоконтроль:

Совместная деятельность:

Познавательные УУД.

Базовые логические действия:

Базовые исследовательские действия:

Работа с информацией:

Коммуникативные УУД.

Общение:

Предметные результаты.

Обучающийся научится:

Развитие речи

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Фонетика, орфоэпия, графика.

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Лексика

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Состав слова (морфемика).

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Морфология

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Синтаксис

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Орфография и пунктуация.

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) оосознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г) ообнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;

з) писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а)применять правила правописания:

б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

Содержание учебного предмета

Имя существительное

Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Личные местоимения

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Повторение

Использование на письме знания изученных орфограмм. Подбор проверочных слов.

Связная речь

Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Чистописание

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.

Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов и основных видов учебной деятельности.

Тема

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1

Повторение

20

Обобщить знания о частях речи, принимать участие в обсуждении, высказывать свои мысли в устной форме, анализировать высказывания одноклассников.

Определять падежи имен существительных, прилагательных, называть их характерные признаки.

Классифицировать части речи.

Повторить изученные орфограммы, обосновывать правильность своего выбора.

Анализировать высказывания о русском языке.

Высказываться о значении «волшебных слов в речевом общении, использовать их в речи.

Составлять текст о речи или языке.

Составлять самостоятельно текст по рисунку с включением в него диалога.

Выделять части текста, составлять план текста.

Соблюдать нормы построения текста (последовательность, связность, соответствие теме).

1.

Имя существительное

43

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам. Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Определять число, род и падеж, в котором употреблено имя существительное. Классифицировать имена существительные по склонениям. Правильно писать безударные падежные окончания имён существительных. Проводить морфологический разбор имён существительных.

2.

Имя прилагательное

27

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Определять род, число и падеж имён прилагательных. Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного.

3.

Местоимение

14

Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений. Определять лицо, число, род местоимений. Различать начальную и косвенную формы личных местоимений. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Правильно писать косвенные формы личных местоимений. Проводить морфологический разбор местоимений.

4.

Глагол

48

Различать глаголы среди других слов и в тексте. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола. Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов. Определять число, время, род глаголов. Определять спряжение глаголов. Правильно писать безударные личные окончания глаголов. Проводить морфологический разбор глаголов.

5.

Повторение

17

Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Определять лицо и число глаголов. Определять роль Ь в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа в настоящем и будущем времени (ешь-ишь). Работать с таблицами спряжений.

Оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

Всего:

169 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)

Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" (1 -4 класс)

Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...

Рабочая программа почтению для детей с ограниченными возможностями здоровья 8 вида ,4 класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В. Воронковой.Целькурса: создать условия для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Музыкальный калейдоскоп" для 1 класса

Программа опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится с учетом психолого-педагогических требований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка в области познания теат...

Рабочая программа ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ к учебному предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» Учителя начальных классов Осиповой Ольги Александровны

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Спортивные и подвижные игры» 1-4 классы

Программа дополнительного образования «Спортивные и подвижные игры» рассчитана на один учебный год, 3 часа в неделю, и направлена на укрепление здоровья (физкультурно-оздоровительная направленность) д...