Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_prirodnyy_mir_1.docx57.42 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР.

1 КЛАСС

(вариант 2)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

     Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи программы:

  • формирование первоначальных представлений о природе, об объектах и явлениях неживой природы;
  • формирование интереса к разнообразию окружающего мира;
  • формирование временных представлений;
  • формирование представлений  о растительном и животном мире;
  • формирование и расширение словарного запаса (пассивный словарь);
  • знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения;
  • формирование представлений  о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
  • формирование элементарных экологических представлений (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности).

Программа представлена следующими разделами «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Общая характеристика учебного предмета:

     Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем процесса взаимодействия человека и окружающего мира природы.

     В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и уточнить представления маленького ребёнка с особенностями развития о том мире, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни. На первом году обучения в содержание работы по предмету входит пробуждение и развитие у детей интереса к восприятию объектов природы в процессе наблюдения. В этот период идёт накопление представлений об отдельных объектах и явлениях природы из ближайшего окружения детей. При этом задачи ограничиваются узнаванием, различением некоторых конкретных растений, животных, явлений и пр.

Направления коррекционной работы:

 – налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности.

– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;

–  формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;

– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;

–  поддержание интереса ребёнка к заданию;

– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.

   На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания связаны с определенным местом или предметом в нём.

Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры (или другие задания, которые нравятся детям).

     Содержание обучения на уроках «Окружающий природный мир» разнообразно, определяется многообразием дефектов развития, присущих детям класса. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на результатах обучения, возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.

    Занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей учащихся к активной деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную активность каждого ребенка на уроке.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий природный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР.

На его изучение отведено 66  часов,  2  часа  в неделю, 33 учебные недели.

Интеграция с другими предметами с  учётом  общих  целей изучения курса, определённых Федеральным государственным  стандартом «Окружающий социальный мир», «Человек».

Учебную работу на уроках «Окружающий природный мир» строится концентрически так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных этапах урока.

     В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.

Формы контроля

     При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

Критерии оценивания

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

критерии

1.

Пассивное участие/соучастие

действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

 

2.

Активное участие – действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

дд

д

дн

  • по подражанию или по образцу
  • самостоятельно с ошибками
  • самостоятельно

до

сш

с

3.

Сформированность представлений

1.представление отсутствует

-

2.не выявить наличие представлений

?

3.представление на уровне:

  • использования по прямой подсказке
  • использования с косвенной подсказкой (изображение)
  • самостоятельного использования

пп

п

+

.

Краткая характеристика учащихся класса:

  • Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти  выполняют простые поручения с помощью.

Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.

Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок –  со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.

Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (с помощью);

-  определяет состояние своего здоровья (хорошо – плохо, болит – не болит).

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;

- участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

     Планируемые предметные результаты:

  • узнавать изученные объекты и явления  неживой и живой природы;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • уметь работать с пиктограммами по теме «растения»;
  • совместно с учителем отбирать картинки с изображением  осени, зимы весны, лета;
  • показывать и брать предмет одежды, называемый учителем;
  • рассматривать лист, раскрашивать;
  • проводить элементарные наблюдения;
  • уметь рассматривать картинки  в книге, на мониторе;
  • узнавать изученные природные объекты;
  • узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем;
  • узнавать изученные объекты;
  • узнавать изученных животных;
  • узнавать и определять объекты окружающей действительности;
  • различать объекты природы и рукотворного мира;
  • классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам
  • различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах
  • понимать необходимость  соблюдения правил безопасного поведения   на улице;
  • проявлять уважение к взрослым;

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);
  • следовать предложенному плану;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • понимать словесную (жестовую) инструкцию;
  • выполнять стереотипную инструкцию;
  • принимать помощь.

Количество учебных часов

На изучение предмета «Окружающий природный мир» отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование учебного материала на 2017/2018 учебный год.

Окружающий природный мир. 1 «б» класс (Вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.

№ п/п

ТЕМА УРОКА

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1 модуль. Золотая осень.

10

1

Человек и природа. Экскурсия по центру. ИОТ и ТБ

1

04.09

2

«Осень, в гости просим!». Беседа.

1

06.09

3

«Осень, в гости просим!» Рассматривание картин.

1

11.09

4

Одежда и обувь человека осенью.

1

13.09

5

Одень куклу на осеннюю прогулку.

1

18.09

6

«Что нам осень принесла?». Овощи. Огурец.

1

20.09

7

«Что нам осень принесла?». Овощи. Помидор.

1

25.09

8

«Что нам осень принесла?». Фрукты. Яблоко.

1

27.09

9

«Что нам осень принесла?». Фрукты. Груша.

1

02.10

10

«Что нам осень принесла?». Грибы.

1

04.10

2 модуль. Природа осенью.

10

11

Какие бывают растения?  Деревья.  ИОТ и ТБ.

1

16.10

12

Части дерева (лист) (рисование, аппликации).

1

18.10

13

Явления природы: дождь.

1

23.10

14

Явления природы: листопад. Аппликация из листьев «Листопад».

1

25.10

15

А кто такие птички? (домашние и дикие).

1

30.10

16

Перелетные и неперелетные птицы.

1

01.11

17

18

Занятия и труд людей осенью. "В гости к осени" урок-игра.

1

08.11

Уплотнение за 06.11

19

В мире  животных.

1

13.11

20

Сравнение зверей и птиц.

1

15.11

3 модуль. Зимушка-зима.

10

21

"Здравствуй, зимушка-зима!". ИОТ и ТБ.

1

27.11

22

"Здравствуй, зимушка-зима!". Аппликация.

1

29.11

23

Одежда и обувь человека зимой.

1

04.12

24

Зимние явления природы (снег, метель, лед).

1

06.12

25

Зимние забавы.

1

11.12

26

Зимние забавы. Урок-игра.

1

13.12

27

Что делают растения зимой? Ёлка.

1

18.12

28

Новый год. Изготовление украшений на елку.

1

20.12

29

Новый год. Изготовление украшений на елку.

1

25.12

30

Новый год. Изготовление украшений на елку.

1

27.12

4 модуль. Природа и человек.

14

31

32

Животные и птицы зимой. Дикие животные. Заяц. ИОТ и ТБ.

1

15.01

Уплотнения за короткую неделю

33

34

Дикие животные. Волк. Домашние животные. Кошка. Уход.

1

17.01

35

Домашние животные. Собака. Уход.

1

22.01

36

Время года: зима. Что бывает зимой?

1

24.01

37

Природа и рукотворный мир.

1

29.01

38

Из чего что сделано? Дерево.

1

31.01

39

Из чего что сделано? Ткань.

1

05.02

40

Из чего что сделано? Резина.

1

07.02

41

Воздух и вода. Значение для человека.

1

12.02

42

Воздух и вода. Значение для животных.

1

14.02

43

Явления природы: солнце.

1

19.02

44

Явления природы: ветер.

1

21.02

5 модуль. Весна, пришла!

12

45

Оживает все кругом! ИОТ и ТБ.

1

05.03

46

Одежда и обувь весной.

1

07.03

47

Растения весной. Части растений (лист, ветки).

1

12.03

48

Комнатные растения. Уход.

1

14.03

49

Животные весной.

1

19.03

50

Животные весной. Рисование и аппликация.

1

21.03

51

В гости к Мухе-Цокотухе.

1

26.03

52

В гости к Мухе-Цокотухе. Урок-театрализация.

1

28.03

53

Труд людей весной.

1

02.04

54

В саду и в огороде.

1

04.04

55

Обобщающий урок "Весна пришла!"

1

09.04

56

Части суток. День.

1

11.04

6 модуль. Повторение.

10

57

Части суток. Ночь. ИОТ и ТБ.

1

23.04

58

Закрепление по теме "Животные".

1

25.04

59

60

Закрепление по теме "Животные". Закрепление по теме "Птицы".

1

02.05

Уплотнение за 30.04

61

62

Закрепление по теме "Птицы". Закрепление по теме "Растения".

1

07.05

Уплотнение за 09.05

63

Закрепление по теме "Растения".

1

14.05

64

Закрепление по теме "Явления природы".

1

16.05

65

Закрепление по теме "Явления природы".

1

21.05

66

Скоро лето! Итоги года.

1

23.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

- адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

Материально-техническое обеспечение:

  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
  • мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
  • образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
  • игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.
  • компьютерные обучающие игры ( «Лунтик познает мир»);
  • натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;
  • разрезные карточки по темам;
  • демонстрационные карточки  по темам
  • настольно-печатные игры по темам.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адаптивной физкультуре 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по адаптивной физкультуре для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе

Общая характеристика предметаПрограмма представлена следующими разделами: «Представления о  себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обраще...

Рабочая программа по курсу математика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.Используемый УМК:Учебник: Т.В. Алышева. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные осн...

Рабочая программа по курсу чтение 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. Используемый УМК:Учебник: С.Ю. Ильина, А.К. Аксёнова, Т. М. Головкина, М. И. Шишкова «Чтение». 2 класс. Учебник для об...

Рабочая программа по курсу Математика 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Общая характеристика учебного предмета «Математика»Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и вместе с ней состав...

Рабочая программа по курсу природоведение 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Характеристика предмета окружающий мирПриродоведение-это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В т...

Рабочая программа по курсу чтение 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Характеристика курса.Рабочая программа по учебному курсу «Чтение и развитие речи» составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.На уроках чтения и развития речи в...