УУД поиск информации на уроках математики
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шумкова Наталья Викторовна

В статье приводятся приемы развития УУД "поиск информации" в начальной школе на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Универсальное учебное действие «информационный поиск» в обучении математике.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает реализацию программы формирования универсальных учебных действий  Одним из важнейших познавательных действий, предусмотренных в ней, является информационный поиск.

В обучении некоторым учебным предметам его необходимость очевидна. Большие возможности для работы с различными источниками информации предоставляет курс «Окружающий мир»: ученики находят информацию о природе, обществе, человеке в детских энциклопедиях, научно-познавательной литературе, журналах, в сети Интернет и т.д.                  

В обучении русскому языку обязательно предусмотрена работа с различными словарями. Младшие школьники учатся ориентироваться в словаре, находить в нем нужную информацию и использовать ее для выполнения заданий.

В обучении математике возможности информационного поиска являются более ограниченными в силу специфики математической информации. Именно поэтому учителю важно представлять возможные направления организации информационного поиска и максимально использовать имеющиеся ресурсы для формирования соответствующего УУД у младших школьников в процессе обучения математике.

Это необходимо делать не только в рамках изучения раздела «Работа с информацией», но и при работе над всеми разделами программы по математике.

Одна часть поисковых заданий выполняется на уроке, другая задается на дом и выполняется во внеурочное время.

Рассмотрим наиболее типовые варианты. 

1)Источником информации может являться окружающий мир. В этом случае школьники используют счет, измерения и наблюдения для получения различных количественных данных. Как правило, на уроках математики они учатся считать, работая с дидактическим материалом, но важно показать, что необходимость в счете часто возникает в различных жизненных ситуациях, а его результаты являются источником значимой информации.

Например, нужно определить, хватит ли всем ученикам учебных принадлежностей, которые хранятся в классе (карандашей, линеек, наборов для конструирования и т.п.). Ученики могут помочь учителю подсчитать, сколько человек будет участвовать в каких-то делах, например, пойдут в театр, будут посещать кружок и т.п.

В жизни часто используется и счет равными числовыми группами для быстрого определения результата, например: надо быстро сосчитать, сколько тетрадей закупили на класс, если тетради упакованы в пачки по 10 штук. Большинство подобных ситуаций возникает естественным образом, но полезно также специально моделировать их на уроках математики.

 2)Достаточно большой объем математической информации может быть получен на основе измерений. 

Например, учащиеся определяют длину и ширину классной комнаты и других помещений, различных предметов и объектов прямоугольной формы. Это позволяет вычислить их периметр и площадь. На основе взвешивания устанавливается масса различных предметов, в том числе овощей и фруктов, буханки хлеба и других продуктов питания.

Полученные данные оформляются в виде таблиц и используются в дальнейшем для составления арифметических задач. Подобная работа помогает получить реальные представления о величинах, способствует реализации связи обучения с жизнью. Кроме того, приобретаются необходимые измерительные навыки.

3) Для сбора математической информации используются также наблюдения и фиксация их результатов.

Например, при изучении нумерации школьники замечают, где в жизни встречаются изученные числа (номера домов, автобусов, записи на ценниках и т.п.).

При ознакомлении с геометрическими фигурами они определяют, какие предметы окружающей обстановки имеют заданную геометрическую форму, а решая задачи на вычисление цены, количества и стоимости, составляют таблицы с ценами различных товаров, которые можно увидеть в магазинах или на рынке.

4)Младшие школьники должны научиться выделять необходимую информацию в учебниках, хорошо ориентироваться в них, быстро находить нужный материал в книгах.

Для этого им даются задания на поиск справочных материалов в учебнике математики, например таблиц сложения и умножения, мер длины, массы, площади, времени и т.п.

 С целью повторения изученного материала они ищут в учебнике формулировки правил, определений, свойств арифметических действий.

Учащиеся осваивают различные способы ориентировки: поиск по оглавлению, условным обозначениям, символам ориентировки, фиксирующим новый материал (названия тем, выделения, рамки и т.п.), обращение к справочнику, данному в конце учебника или материалам на форзацах.

5)В качестве источника информации для младших школьников, особенно первоклассников, часто выступают другие люди, например одноклассники, родители, учителя, работники различных учреждений.

Самыми доступными способами получения количественных данных являются беседа и опрос, но можно использовать и исследовательские методы, например анкетирование.

При изучении раздела программы «Работа с информацией» ученики знакомятся со способами фиксации и систематизации количественных данных в форме таблиц, столбчатых и круговых диаграмм.

 Например, на основе мини исследования в форме проведенного опроса составляются таблицы «Размер обуви и одежды у одноклассников», «Рост моих друзей и родственников», «Возраст родителей всех учеников нашего класса».

Важно показать учащимся, с какими целями может собираться такая информация и где она применяется в жизни. Например, сведения о размере одежды нужны для организованной закупки школьной формы, статистические данные о возрастном составе часто используются в качестве характеристик кадрового состава учреждений и т.п.

Работая с таблицами и диаграммами, младшие школьники учатся анализировать, сопоставлять и интерпретировать имеющуюся информацию. Нужно также их учить критически относиться к получаемой информации, оценивать ее достоверность. Для этого сведения из разных источников должны сопоставляться.

Например, данные опроса одноклассников об их росте уточняются с помощью реального измерения роста учеников.

6)Не очень часто можно использовать на уроках математики словари (толковый, энциклопедический, этимологический).

С этой целью чаще всего предлагаются задания, связанные с определением смысла каких-либо математических терминов или понятий, например: «Найди в словаре, что обозначают слова арифметика, геометрия, алгебра.

Определить, что означает кило в словах километр, килограмм».

В энциклопедическом словаре (например, Словаре юного математика) можно найти дополнительную информацию, расширяющую кругозор учащихся: сведения из истории математики, рассказы о математических открытиях, ученых математиках и другой интересный материал.

7)В процессе изучения чисел учащиеся могут подобрать пословицы, поговорки, стихи, считалки, загадки, в которых встречаются числа, например: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Объяснение смысла этих пословиц также требует поисковой работы, обращения к словарям.

8)Для целенаправленного формирования способности к информационному поиску организуется проектная деятельность, которая изначально предполагает использование различных источников информации, систематизацию полученных данных и оформление результатов проведенного исследования в виде определенного продукта.

Например, в процессе изучения темы «Площадь прямоугольника» школьникам предлагается решить практическую проблему — определить, сколько линолеума потребуется для ремонта определенных помещений, например классных комнат в школе, и сколько денег нужно на его закупку.

 Для решения этой задачи нужно собрать необходимую информацию и выполнить вычисления: измерить помещения, вычислить их площадь, узнать цены на линолеум (у продавцов в магазине или с помощью прайслистов, представленных в Интерне те) и определить стоимость покупки. Результаты работы над проектом оформляются в виде чертежей помещений (в заданном масштабе), таблиц с ценами, выполненных расчетов.

Такие проекты позволяют закрепить знания по изучаемой теме, демонстрируют практическую значимость приобретаемых математических умений. Многие проекты организуются на межпредметной основе, в них используется не только математический материал, но и сведения из других учебных предметов.

Важность работы по поиску информации связана и с содержанием заданий, включенных во ВПР по математике в 4 классе.

 

Для подготовки младших школьников к выполнению  заданий учитель должен регулярно предлагать упражнения на применение знаний для решения практических задач, поиск и выделение необходимой информации, ее анализ, интерпретацию и оценку.

Способность работать с информацией является одной из фундаментальных основ умения учиться, необходимой на последующих ступенях обучения и в жизненных ситуациях. Именно поэтому важно целенаправленно формировать данное УУД средствами всех учебных предметов, использовать для этого разные формы внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО СПОСОБУ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО СПОСОБУ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Технологическая карта урока ТЕХНОЛОГИИ. Тема "Поиск информации в Интернете. Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете", 2 класс

Технологическая карта урока ТЕХНОЛОГИИ. Тема "Поиск информации в Интернете. Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете", 2 класс...

Их опыта работы "Работа с информацией на уроках математики в 1-м классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова"

Раскрыты приемы работы с информацией, представленной в разном виде на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.  Опыт работы был рассмотрен в рамках  семинара на уровне образ...

Информация для уроков математики начальной школе.

Содержит компоненты деления,умножения ,вычитания,сложения, меры длинны и массы, единицы времени, периметр и площадь фигур, порядок действий,  знаки -увеличить/уменьшить НА, увеливить/уменьшить В...

Формирование у учащихся начальных классов навыков работы с информацией на уроках математики.

Большое внимание с введением ФГОС НОО второго поколения стало уделяться вопросу формирования у учащихся начальных классов навыков работы с информацией. Именно это направление является одним из составл...

«Работа с информацией на уроках математики в начальной школе»

Для формирования информационных умений на уроках математики необходимо строить работу таким образом, чтобы ученик с первых дней обучения в школе постоянно сталкивался с такими  необходимостями:...